Добротина Ирина Нургаиновна

Добротина Ирина Нургаиновна

Лаборатория филологического общего образования

  • Должность : заведующий лабораторией филологического общего образования
  • Контактный телефон: +7(495)625-34-84
  • Адрес электронной почты: filolog@instrao.ru
  • Научно-организационная деятельность:

     участие в исследовательских проектах по целевым программам Минобрнауки России. Мастер-классы, публичные лекции для учителей русского языка. Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы, методистов. Работа в составе жюри Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Вебинары, международные и всероссийские конференции, научные чтения и методологические семинары.
      С 2016 года Добротина Ирина Нургаиновна является членом редколлегии журнала «Русская словесность», рецензируемого ВАК РФ.
     И.Н. Добротина по приглашению Россотрудничества (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству) принимает участие в проведении международных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, популяризацию российской науки, культуры и образования, в том числе посвящённых памятным датам русской литературы и культуры.

  • Область научных интересов:

     анализ подходов к изложению в учебниках русского языка материала, обеспечивающего формирование знаний о тексте и умений информационной переработки текста. Формирование у учащихся предметных и метапредметных умений. Возможности использования приёмов современных образовательных технологий при конструировании уроков русского языка.

  • Тема кандидатской работы:

     в 2016 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык): «Информационная переработка текста на уроках русского языка как средство развития коммуникативных умений старшеклассников».

  • Участие в проектах:

     в настоящее время И.Н. Добротина участвует в работе научных коллективов, выполняющих государственное задание по темам:

    1. Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды (ГЗ проект 27.6122.2018/БЧ; рук. А.Ю.Лазебникова, член-корр. РАО, д.п.н.).

    2. Научно-методическое сопровождение доработки и внедрения ФГОС среднего общего образования (ГЗ № 073-00086-19; рук. А.Ю.Лазебникова, член-корр. РАО, д.п.н.).

  • Публикации:    Автор более 100 научных статей и учебных пособий; on-line курсы для учащихся 10-11 классов совместно с «Учительской газетой» (2012-2014 уч.год); сайт: учительский.сайт/Добротина-Ирина-Геннадьевна.
    1. Формирование информационной культуры обучающихся в процессе познавательной деятельности / Students Information Culture Development In The Process Of Cognitive Activity / Dobrotina I.N., Erokhina E.L. //The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) 2017. С. 243-249. (Web of Science)
    2. Языковая и литературная грамотность как составляющие функциональной грамотности учащегося / Language And Literary Literacy As Components Of Learner's Functional Literacy / Aleksandrova O.M., Aristova M.A., Dobrotina I.N., Gosteva Yu.N., Vasilevykh I.P. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) 2017. С. 43-51. (Web of Science)
    3. К проблеме определения понятия «учебный текст» в условиях информационно-образовательной среды / Upon The Problem Of The Definition Of "Training Text" In The Conditions Of InformationAnd Educational Environment / Aleksandrova O.M., Vasilevykh I.P., Gosteva Yu.N., Dobrotina I.N., Uskova I.V.// Espacios. 2017. Т. 38. № 40. С. 4. (SCOPUS)
    4. O.M. Aleksandrova, I.N. Dobrotina, Y.N. Gosteva, I.V. Uskova, I.P. Vasilevyh Study Course of Mother-Tongue: Relevant AspectsTongue. International Journal of Engineering & Technology. Vol. 7 № 4.38. 2018. Рр. 1062-1064.

    Статьи в научных и научно-методических изданиях:

    1. Работа с основными текстовыми единицами на уроке //Русская словесность. 2008. - №2.
    2. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению // Русский язык в школе. 2009. - №3.
    3. Развитие умений создания вторичных текстов при работе над проектом на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2012. - №7.
    4. Информационное пространство современного учебника русского языка // Русский язык в школе. 2013. - №3.
    5. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приёмов современных образовательных технологий // Русский язык в школе. 2013. - № 8, 10-11.
    6. Материалы курса «Учимся работать с информацией» // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2013. - № 8-9.
    7. Дидактический материал учебника и развитие универсальных учебных действий школьников // Русский язык в школе. 2013. - №4.
    8. Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» / О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова // Русский язык в школе. – №1. – 2017. – С. 3–12.
    9. Когнитивный и коммуникативный аспекты в обучении синтаксису русского языка в основной общеобразовательной школе / Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н.// Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. Москва, 2017. С. 105-113.
    10. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся в системе современного школьного языкового образования / Добротина И.Н. // VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЫМСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС "ЯЗЫК И МИР". 2017. С. 54-57.
    11. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся в системе современного школьного языкового образования (на материале фольклорных текстов) /Добротина И.Н. // Русский язык в школе. 2017. № 8. С. 3-8.
    12. Актуальные направления совершенствования преподавания учебного предмета "Русский язык" в 2017-2018 учебном году / Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. / Вестник образования России. 2017. № 16. С. 30-38.
    13. Реализация принципа преемственности при формировании функциональной читательской грамотности / Александрова О.М., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Ускова И.В. // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции "Образовательное пространство в информационную эпоху" Под ред. С.В. Ивановой. 2018. С. 525-535.
    14. Формирование предметных и метапредметных компетенций: виды работы с учебно-научным текстом на уроке географии / Добротина И.Н., Давыдова Е.Н. // География в школе. 2018. № 8. С. 28-33.
    15. Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для учителей русского языка и литературы "Преподавание учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования" / Добротина И.Н., Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Критарова Ж.Н., Ланин Б.А., Ускова И.В., Шамчикова В.М. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 5 (54). С. 24-49.
    16. Школьный учебник русского языка в цифровом образовательном пространстве: к постановке проблемы / Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. / Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 3-6.
    17. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2018 году / Григорьев А.В., Добротина И.Н., Осипова И.В. // Русский язык в школе. 2019. Т. 80. № 1. С. 50-54.

    Научно-методические пособия:

    1. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде (учебно-методическое пособие). - Москва: «Интеллект-Центр», 2014.
    2. Проектная деятельность в начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде (учебно-методическое пособие). - Москва: «Интеллект-Центр», 2014.
    3. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014.
    4. Русский язык. 5 класс. Портфель моих достижений / И.Г.Добротина, С.В.Коптелова. М.: Просвещение, 2015.
    5. Работаем с текстом на уроке русского языка [Электронный ресурс] / О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова; правообладатель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. – CD-ROM. – № гос. регистрации АААА-Г17-617110370042-6 от 03.11.2017.
    6. Дидактическое сопровождение формирования функциональной читательской грамотности учащихся основной школы в современных условиях. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова / Под ред. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2017.
    7. Читательская грамотность школьника (5-9 классы) / Александрова О.М., Аристова М.А., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Стрижекурова Ж.И., Ускова И.В. - Москва, 2018. Сер. Российский учебник: Успешный педагог XXI века
    8. Работа с текстом на уроке русского языка. Пособие для учителя. 5-11 классы / Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В.- Москва, 2019.

    Учебники, программы, учебные пособия:

    1. Александрова О.М., Загоровская О.В., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. Русский родной язык. 5 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [О.М.Александрова и др.], - М. Просвещение, 2018.
    2. Александрова О.М., Загоровская О.В., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. Русский родной язык. 9 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [О.М.Александрова и др.], - М. :Просвещение.  

    Результаты интеллектуальной деятельности (РИД):

    1. Работаем с текстом на уроке русского языка [Электронный ресурс] / О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова; правообладатель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. – CD-ROM. – № гос. регистрации АААА-Г17-617110370042-6 от 03.11.2017.
    2. Дидактическое сопровождение формирования функциональной читательской грамотности учащихся основной школы в современных условиях. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А.Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И.Стрижекурова, И.В. Ускова / Под ред. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2017.
    3. УЧЕБНИК В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM.
    4. «Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Преподавание учебных предметов „Русский язык“ и „Литература“ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» № гос. Регистрации АААА-Г18–618073090015–4 от 30.07.2018.

  • Награды и благодарности: Премия Президента РФ в области образования (2002 г.).
    Почётная грамота РАО (2017 г.).