Осмоловская Ирина Михайловна

Осмоловская Ирина Михайловна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : заведующая лабораторией дидактики общего и профессионального образования
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: osmolovskaya@instrao.ru
  • Перечень преподаваемых дисциплин:

    общая педагогика, история педагогики и образования

  • Уровень образования: высшее
  • Квалификация: преподаватель
  • Ученая степень:

    доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии Образования

  • Ученое звание: доцент
  • Сведения о повышении квалификации: 2022
  • Общий стаж работы: 39 лет.
  • Cтаж работы по специальности: 39 лет.
  • Опыт работы:

    свою педагогическую деятельность начала в качестве учителя физики, в Институте стратегии развития образования работает с 1992 года. Научно-педагогический стаж составляет 39 лет

  • Научно-организационная деятельность:

    с 2005 года руководит деятельностью Научного совета по проблемам дидактики при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Научный совет по проблемам дидактики организует обсуждение актуальных проблем дидактики: методологического обеспечения дидактических исследований; усиления роли междисциплинарных исследований процесса обучения; расширения исследовательского поля дидактики; дидактических аспектов цифровой трансформации образования; проблем дистанционного и смешанного обучения; взаимосвязи дидактики с практикой. Обеспечивает дидактическое сопровождение обновления образовательных стандартов общего образования, примерных рабочих программ по учебным предметам общего образования, дидактическую поддержку обновления методик преподавания.
     И.М. Осмоловская является руководителем научной школы «Дидактика общего образования» М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева, сохраняя дидактические традиции и развивая дидактику в русле идей основателей научной школы.
     И.М. Осмоловской подготовлено 13 монографий, 7 учебных пособий. В журналах из списка ВАК – 110 статей, общий список публикаций в РИНЦ составляет 198 наименований. Индекс Хирша по данным РИНЦ - 26.

  • Область научных интересов:

    сфера научных интересов И.М. Осмоловской охватывает разнообразные проблемы дидактики: методологические основания развития дидактического знания, методология междисциплинарных исследований в области образования, проблемы содержания общего образования, процесс обучения в информационно-образовательной среде, моделирование инновационных образовательных практик, дидактические основания создания современного учебника.
    И.М. Осмоловская разработала дидактические принципы дифференциации процесса обучения, исследовала формирование содержания общего образования в русле культурологической концепции содержания образования, представив его состав и структуру на уровне общего теоретического представления, показала специфику процесса обучения в информационно-образовательной среде, дидактические основания конструирования учебников, ориентированных на формирование ключевых навыков человека XXI века, охарактеризовала инновационные образовательные практики с дидактических позиций. Исследовала специфику междисциплинарных исследований в образовании, их методологические основы. В настоящее время исследует перспективные направления развития дидактического знания, выделяя междисциплинарные исследования как одно из важнейших направлений. 

  • Участие в проектах:

    член редколлегий журналов: «Отечественная и зарубежная педагогика», «Новое в психолого-педагогических исследованиях», «Вестник Тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология», «Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки».

  • Публикации: основные публикации:
    1. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе.- 2-е изд.- М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 13,4 п.л.
    2. Осмоловская И.М. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М: Академия, 2008.- 15,0 п.л.
    3. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М: Академия, 2008.-12,3 п.л.
    4. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М: Изд. центр «Академия», 2009.- 12,0 п.л.
    5. Осмоловская И.М., Иванова Е.О.Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
    6. Осмоловская И.М. Учебник в информационном обществе //Народное образование. - 2010. - № 2. – С.182-186.
    7. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 182 - 188.
    8. Осмоловская И.М. Предметность как дидактическое понятие в теории формирования содержания образования //Инновации в образовании. – 2011. - № 8. – С.4-20. (в соавт. с Алиевым Ю.Б., Ивановой Е.О., Ковалевой Т.М.)
    9. Осмоловская И.М. Исследования современных проблем образования лабораторией дидактики //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. - № 1. – с. 46-52.
    10. Осмоловская И.М. Дидактическое знание: проблемы систематизации// Педагогика. – 2014 . - № 4. – С. 13-19.
    11. Осмоловская И.М.Учебники нового поколения: поиск дидактических решений//Отечественная и зарубежная педагогика. -2014. - № 4.- 0,5 п.л. – с. 45-53.
    12. Осмоловская И.М., Иванова Е.О. Дидактические аспекты электронного учебника // Инновации в образовании. – 2014. - № 12. – с.62-74.
    13. Осмоловская И.М. Обучение в информационно-образовательной среде: теория и практика // Открытая школа. - 2014. - № 8. - с.5 -9.
    14. Осмоловская И.М.Пространство дидактических проблем//Ценности и смыслы. -2015. - № 2. – С. 85-92.
    15. Осмоловская И.М., Иванова Е.О.Дидактические основания отбора учебного материала в учебники нового поколения // Новое в психолого-педагогических исследованиях 2015. - № 3. - с.82-92.
    16. Осмоловская И.М. Моделирование в дидактике как отражение ее конструктивно-технической функции//Гуманитарные науки и образование. – 2015. - № 3. – с.56-61.
    17. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Образовательные модели, проекты, программы в контексте реализации конструктивно-технической функции дидактики// Педагогический журнал Башкортостана. – 2015. - № 6. С. 94-101.
    18. Осмоловская И.М. Создание культурологической теории содержания образования и ее развитие в современных исследованиях// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. № 5. – с. 28-37.
    19. Осмоловская И.М. Междисциплинарный подход в решении дидактических проблем в российском образовании //Ценности и смыслы. – 2016. - № 4. – С.94-103.
    20. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M.
      Electronic textbooks: didactic aspect //SHS Web of Conferences. 2016. Т. 29. С. 01055.
      DOI: 10.1051/shsconf/20162901055
    21. Lyubov A. Krasnova, Anna A. Mamchenko, Irina M. Osmolovskaya, Anatoliy N. Zakhlebniyv Interdisciplinary Researches Of The Process Of Training// International Conference “Education Environment for the Information Age”
      (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. Pages 388-396. doi: dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.46
    22. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект//Педагогика. 2017. № 1. С.3-10.
    23. Осмоловская И.М., Краснова Л.А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. Т.19. № 7. С.9-24.
    24. Осмоловская И.М. Инновационные образовательные практики: дидактический аспект// Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. № 3(47). С.37-46.
    25. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шабалин Ю.Е. Конструирование учебников для реализации процесса обучения в информационно-образовательной среде: монография: М. Институт стратегии развития образования, 2017.
    26. Осмоловская И.М. Развитие дидактического знания в междисциплинарных исследованиях//Гуманитарные науки и образование. 2018. № 1. Т.9. С. 89-96.
    27. Осмоловская И.М. Общее среднее образование в России: состояние и проблемы//Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 2. с. 14-21.
    28. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Инновационные образовательные практики в информационно-образовательной среде//Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. Ярославль. 2019. С.497-501.
    29. Осмоловская И.М. Новая дидактика или?..//Образование и общество. 2020. № 4(123) С.3-8.
    30. Кларин М. В., Осмоловская И. М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 10. С. 61-89.
    31. Осмоловская И.М. Дидактика:от классики к современности: монография. - М.; СПб.: Нестор-История. 2020. 248 с.
    32. Осмоловская И.М. Домашняя учебная работа школьников: эмпирическое исследование//Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 3(88).2020. С.243-246.
  • Награды и благодарности: нагрудный знак «Почетный работник общего образования».
    Медаль К.Д. Ушинского.
    Медаль М.Н. Скаткина.
    Медаль РАО «За выдающиеся заслуги».