Ломакина Татьяна Юрьевна

Ломакина Татьяна Юрьевна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : главный научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: sasa-82@mail.ru
  • Уровень образования:

    закончила в 1972 г. Московский областной педагогический институт им. Н.К.Крупской по специальности физика на французском языке.

  • Квалификация: физика на французском языке.
  • Ученая степень: доктор педагогических наук.
  • Ученое звание: профессор.
  • Cтаж работы по специальности: 51
  • Основные направления научной деятельности:

     под руководством Т.Ю. Ломакиной проведены фундаментальные исследования:

    • особенности процесса интеграции непрерывного образования при ступенчатой подготовке кадров,
    • научные основы диверсификации непрерывного образования,
    • управление региональными образовательными системами в условиях передачи их в ведение субъектов РФ,
    • формирование системы качества образования на федеральном и региональном уровнях,
    • взаимодействие государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров,
    • теория и практика реструктуризации профессиональных образовательных учреждений,
    • дидактические особенности развития и совершенствования непрерывного экономического образования,
    • структурные изменения в системе профессионального образования,
    • развитие теоретических основ прогнозирования системы непрерывного образования,
    • педагогическая концепция непрерывного экономического образования,
    • теоретические основания единого понятийного поля профессионально-технического образования и подготовки кадров в странах СНГ,
    • система развития метапредметных умений учащихся при работе в медиа среде,
    • методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений и др.
  • Научно-организационная деятельность:

      Т. Ю. Ломакина подготовила 2 докторов и 12 кандидатов педагогических наук.
    2010 - 2017 - директор Национального центра ЮНЕСКО\ЮНЕВОК в РФ, член Экспертного совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, директор Департамента «Образовательные системы и технологии» международной кафедры-сети ЮНЕСКО/МЦОС.
      Теоретические разработки Т.Ю. Ломакиной положены в основу ряда государственных документов по реформированию образовательной системы:
    • Федеральная программа развития образования;
    • Концепция общероссийской системы оценки качества образования; программа развития образования г. Москвы;
    • образовательные стандарты и концепции развития лицеев, техникумов и колледжей;
    • концепции и программы регионов по созданию и апробации организационных систем и технологий оценки качества общего и профессионального образования;

  • Область научных интересов:

     занимается изучением проблем непрерывного образования:
    • обоснование нового общепедагогического принципа развития непрерывного образования диверсификации, как расширение возможностей образовательной системы и приобретение новых не свойственных ранее ей функций;
    • разработка теоретических подходов по формированию непрерывной образовательной системы;
    • фундаментальное исследование проблем методологии содержания непрерывных образовательных программ и соответствующих им технологий обучения.

  • Тема кандидатской работы:

    защитила кандидатскую диссертацию по теме «Методика изучения прикладных вопросов школьного курса физики по сельскохозяйственному производству» в 1986 году по специальности 13.00.02 Методика преподавания физики. 
     Защитила докторскую диссертацию по теме «Дивер-сификация базового профессионального образования» в 2001 году по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.

  • Участие в проектах: ТЕМАТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК:

    • «Разработка модели многопрофильной гимназии академического типа, ориентированной на целостное развитие и самореализацию учащихся в условиях непрерывного образования». МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А.В.Козина», г.Казань,Республика Татарстан. Руководитель Инновационной площадки от образовательной организации - Кочнева Любовь Петровна,директор высшей категории, Заслуженный учитель Российской Федерации и Республики Татарстан, кандидат педагогических наук, Почетный гражданин г. Казани, обладатель золотой медали «Лучший директор России-2018».
    • «Проектирование модели взаимодействия образовательного учреждения СПО с социальными партнерами» . ГБПОУ СПО Первый Московский Образовательный Комплекс, Факультет индустрии красоты и гостеприимства (факультет Прикладная эстетика). Руководитель рабочей группы: к.п.н., преподаватель 1-го МОК Щербакова Нина Ивановна.

  • Публикации:  основные публикации:

    опубликовано в России и за рубежом более 280 работ, в том числе 16 монографий, более 10 учебников и учебных пособий.

    1. Tatyana Yu. Lomakina, Nina V. Vassilchenko, The Methodology of Creating of a Personal English Course book in Vocational Education and Training. Trends in Textile Engineering and Fashion Technology, volume 5 - issue 3, August 1, 2019
    2. Ломакина Т. Ю. , Дзюбенко С. В. Теория и практика развития исследовательских компетенций учителя. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. — 188 с. ISBN 978-5-4469-1147-9
    3. Margarita Pavlova, Tatyana Lomakina, Transitions to Post-School Life, Education in the Asia-Pacific Region:Issues, Concerns and Prospects 41, Springer Nature Singapore Pte Ltd.2018. P 67-79. DOI 10.1007/978-981-10-6476-0_5
    4. Ломакина Т.Ю., Идрисова О.И. Характеристика этапов формирования профессиональной мобильности магистранта. Управление в социальных и экономических системах : м-лы XXIX Международной научно-практической конференции, г. Минск, 14 мая 2020 г. / редкол.: Н.В. Суша (предс.) и др. ; Минский инновационный ун-т. – Минск: Минский инновационный университет, 2020. – 100 с. С.45-47
    5. Ломакина Т.Ю., Писаренко Д. А. Внеучебная деятельность студентов высшей школы в контексте реализации концепции непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 1 (65). С. 20–32.
    6. Ломакина Т. Ю., Васильченко Н. В. Проблемы развития научного потенциала педагогических работников системы профессионального образования за рубежом. Непрерывное образование: новые реальности / под научной редакцией В. П. Галенко, Н. А. Лобанова. Монография. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 197 с. С. 174- 186. ISBN 978-5-7310-5025-8
    7. Nina V. Vassilchenko, Tatyana Yu. Lomakina. Development Of Vocational Teacher's Scientific Potential With Reference To Foreign Experience/The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Article no: 13, Pages 109-117 Doi: 10.15405/epsbs.2020.11.03.13 https://www.elibrary.ru/item.asp?selid=44352651&id=44352545&
    8. Tatyana Yu. Lomakina, Irina V. Kryzhanovskaya. Functional Model Of Pedagogical Support For Professional Self-Determination For Technical Universities Students/The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Article no: 53, Pages 496-504 Doi: 10.15405/epsbs.2020.11.03.53
    9. Бондаренко Е. А., Гудилина С. И., Ломакина Т. Ю., Якушина Е. В. Развитие метапредметных умений школьников в аспекте медиаобразования: монография. – М., 2020. 240 с. Издательство: ЗАО «Паруса», Москва ISBN 978-5-87969-084-2
    10.  Ломакина Т.Ю. Васильченко Н.В. Современная технология обучения иностранному языку: проектирование и опыт : монография / Т.Ю. Ломакина, Н.В. Васильченко — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 193 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1111366. ISBN 978-5-16-016355-0 (print) ISBN 978-5-16-108646-9 (online)
    11. Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В. Необходимость повышения научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Россия—Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образова ния в XXI веке: монография / под науч. ред. С.В. Ивановой, Д.Кароли. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021.– 1100 с. С. 729 – 755. ISBN 978–5–905736–62–9
    12. Ломакина Т. Ю., Тюнников Ю. С., Васильченко Н. В. Теоретическая модель развития образовательной организации, обеспечивающая доступность и качество образования //Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 5 (87). С. 7–16. doi:10.24412/2224–0772–2022–87–7–16
    13. Еськина О.А., Ломакина Т.Ю. Профессиональное образование в военных технических вузах России с использованием средств иностранного языка в течение всего периода обучения курсантов в высшей школе // Современное педагогическое образование. 2023. № 4. С.192-197. ISSN 2587-8328
    14. Ломакина Т. Ю. Этапы и направления развития научной школы «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» /Инновационная деятельность в образовании: Материалы XVII МежИ 66 дународной научно-практической конференции / под общей редакцией Г.П. Новиковой. – Ярославль-Москва: Канцлер, 2023. – 560 с. С. 28-36.
    15. Ломакина Т.Ю., Поворотова Е.В. Алгоритм подготовки студентов колледжа к обновленной форме государственной итоговой аттестации. Педагогическое образование и наука, 2023, № 4, с 37-46

  • Награды и благодарности:

    вклад Т.Ю.Ломакиной в развитие отечественного образования по достоинству оценен государством – имеет удостоверение «Ветеран труда».
    Награждена дипломом Правительства Москвы.
    Значком «Отличник профессионально-технического образования».
    Медаль «В память 850-летия Москвы»,
    Медаль К.Д.Ушинского.
    Именной медалью РАО С.Я.Батышева.
    Грамота Минвуза СССР.
    Грамота Госпрофобра РФ.
    Грамота Российской Академии Образования.
    Грамота Национальной академии образования Украины.