Научные издания

Издания Института

Сборник научных отчетов по государственному заданию 2017 года (pdf)

Материалы конференций Сборник материалов международной научно-практической конференции icCBS-2020. Круглый стол по методологии педагогических...
  • Ускова И. В. Результаты исследования домашней учебной работы в общеобразовательных организациях Российской Федерации

    Uskova I.V. Rezultaty issledovaniya domashney uchebnoy raboty v obshcheobrazovatelnykh organizatsiyakh Rossiyskoy FederatsiiУскова И. В. Результаты исследования домашней учебной работы в общеобразовательных организациях Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 81 с.

    ISBN 978-5-905736-60-5

    Институтом стратегии развития образования в 2020 году проведено широкомасштабное исследование организации и реализации домашней учебной работы учащихся общеобразовательных организаций Российской Федерации, в котором участвовало более двухсот тысяч респондентов: педагоги, обучающиеся, родители. В книге отражены результаты анкетирования по наиболее острым проблемам домашней учебной работы, а также мнения участников образовательного процесса об организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 весной 2020 года в школах России.

    Разработано в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» №073-00007-20-01 на 2020 год «Научно-педагогическое обеспечение домашней учебной работы школьников».
    Зарегистрировано в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения Номер государственной регистрации (АААА-Г20-620120190048-7 от 01.12.2020)
    © И. В. Ускова, 2020
    © ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020

  • Сборник ICRES-2020

    Сборник ICRES 2020
     Сборник трудов Международной конференции по исследовательскому образованию школьников «От учебного проекта к исследованиям и разработкам».

    ISBN 978-5-900025-98-8
    УДК 37.01
    ББК72.5

    Конференция посвящена фундаментальной проблеме современного образования - процессу становления школьника-исследователя, способного создавать новые знания в области науки итехники, что связано с основополагающей тенденцией социального развития - становлением общества знаний.

    Общество знаний как значимая социально-экономическая система современного общества опирается на продуктивность человеческого мышления и, в первую очередь, мышления научного типа. Одним из главных вызовов такого общества является исследовательское образование, которое воспитывает способных к научному творчеству молодых людей.

    ICRES'2020 направлена на обсуждение вопросов, касающихся процессов перехода от усвоения
    знаний к самостоятельному производству знаний в развитии школьника-исследователя. Мы надеемся, что конференция внесёт свой вклад в разработку обсуждаемой проблематики.

    Сборник ICRES 2020

  • Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2 / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева.

    Читательная РИД Ч2 281220Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2 / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. № гос. регистрации АААА-Г19-619100900056-7 от 11.11.2019. М.: Просвещение, 2020.

  • Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева.

    Читательная РИД ч1 281220Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. № гос. регистрации АААА-Г19-619100900056-7 от 11.11.2019. М.: Просвещение, 2020.

  • Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Г.С. Ковалева , Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, Е.С. Королькова, А.А Козлова.

    ФинансоваяГР РИД 281220Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Г.С. Ковалева , Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, Е.С. Королькова, А.А Козлова. Под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской. № гос. регистрации АААА-Г19-619100900063-5 от 11.11.2019. М.: Просвещение, 2020.

  • Практика познания. Учебное пособие / Т.В. Коваль, Е.А. Крючкова, А.Ю. Лазебникова, С.Е. Дюкова.

    Практика РИД 281220Практика познания. Учебное пособие / Т.В. Коваль, Е.А. Крючкова, А.Ю. Лазебникова, С.Е. Дюкова. № гос. регистрации АААА-Г18-618122100075-9 от 22.01.2019. М.: Русское слово, 2020.

  • Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2 / Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С.

    Мат Гр РИД ч2 281220Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2 / Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. № гос. регистрации АААА-Г19-619100900057-4 от 11.11.2019. М.: Просвещение, 2020.

  • Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С.

    Мат Гр РИД ч1 281220Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. № гос. регистрации АААА-Г19-619100900057-4 от 11.11.2019. М.: Просвещение, 2020.

  • Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Авдеенко Н.А., Яковлева С.Г. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

    Мышление РИД 281220Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Авдеенко Н.А., Яковлева С.Г. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. № гос. регистрации АААА-Г19-619101000009-9 от 11.11.2019. М.: Просвещение, 2020.

  • Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г

    Грамотность РИД 281220Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Под ред. Г.С. Ковалевой, А.Ю. Пентина. № гос. регистрации АААА-Г19-619100900059-8 от 11.11.2019. М.: Просвещение, 2020.

  • Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 / Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Под ред. Г.С. Ковалевой, Т.В. Коваль

    Компетенции ч1 РИД281220Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 / Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Под ред. Г.С. Ковалевой, Т.В. Коваль. № гос. регистрации АААА-Г19-619100900060-4 от 11.11.2019. М.: Просвещение, 2020.

  • ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули).авт.-сост. Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, В.В. Круглов, И.С. Парфенова, И.В. Степанова, Е.О. Черкашин, И.Ю. Шустова.

    Воспитание РИД 281220ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули) [Электронный ресурс] / авт.-сост. Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, В.В. Круглов,И.С. Парфенова, И.В. Степанова, Е.О. Черкашин, И.Ю. Шустова. № гос. регистрации АААА-Г20-620072290035-8 от 22.07.2020. М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. URL: http:// form.instrao.ru/ (дата обращения 20.12.2020).

  • Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие.П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская, И.Н. Попова

    Воспитание РИД281220Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие [Электронный ресурс] / П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская, И.Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. № гос. регистрации АААА-Г20-620090200021-2 от 06.10.2020. М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с. http:// form.instrao.ru/ (дата обращения 20.12.2020).

  • ОГЭ. География. Учебный экзаменационный банк: типовые задания с текстами. Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В.

    География РИД281220Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В. ОГЭ. География. Учебный экзаменационный банк: типовые задания с текстами. № гос. регистрации АААА-Г19-619042990004-4 от 29.04.2019. М.: Национальное образование, 2020.

  • ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ: Материалы Международной научно-практической конференции. И. М. Осмоловская

    ghtdm ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 ноября 2020 года [Электронный ресурс] / Под ред. И. М. Осмоловской, И. В. Усковой; сост. Н. В. Мунина. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 473 с.

    ISBN 978-5-905736-58-2
    УДК 37.02
    ББК 74.202
    Д 66                                       

     Сборник материалов подготовлен по итогам Международной научнопрактической конференции «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования», проведенной 19 ноября 2020 года ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Научно-педагогическое обеспечение домашней учебной работы школьников» (№ 073-00007-20-01 на 2020 год). Он содержит научные, методические и практические работы авторов из трех стран мира — России, Германии, Белоруссии. 

    В сборнике представлены статьи, позволяющие описать домашнюю учебную работу как многоплановое, многостороннее явление, без которого современный учебный процесс в общеобразовательных организациях практически невозможен. Сборник состоит из четырех разделов.

     В первом разделе «Домашняя учебная работа как дидактическая проблема» рассматривается домашняя работа как неотъемлемый компонент современного образовательного процесса, описывается специфика ее проектирования и реализации в России и за рубежом, предлагаются дидактические решения организации домашней работы, в том числе в условиях современной информационно-образовательной среды, ставятся вопросы изменения подготовки учителей-предметников для организации ими этого вида самостоятельной деятельности учащихся. 

     Во втором разделе «Домашняя учебная работа в общеобразовательныхорганизациях Российской Федерации: проблемы и перспективы» представлены статьи по проблеме организации домашней работы по разным учебным предметам в общеобразовательных школах, приведены нестандартные домашние задания.

     В третьем разделе «Проектирование домашней учебной работы в условиях дистанционного обучения» размещены статьи, рассматривающие организацию домашней учебной работы в период дистанционного обучения весной 2020 года, при котором вся учебная деятельность стала домашней. Взгляд на проблему представлен не только в дидактических статьях, но и в статьях практикующих учителей и родителей школьников.

     В четвертом разделе «Практика проектирования и реализации домашней учебной работы в общеобразовательной школе» сконцентрированы статьи учителей, которые используют новые методы и приемы в организации и проверке домашней работы школьников при преподавании своего предмета. В статьях описаны методические находки и новые формы домашних заданий, успешно реализованные в практике преподавания в школе.

    Сборник статей

  • Система образования в России и за рубежом.Сборник аналитических материалов

    Система образования в России и за рубежом / Сб. аналит. мат-ов.–М.: – 2019 – 190 с. Государственное задание ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» № 073-00086-19-01 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в сфере ведения Минпросвещения России)».

    УДК 37.0
    ББК 23
    ISBN 978-5-905736-53-7

    На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности государства. Это делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. В современном мире образование должно обеспечивать возможность быстрой смены вида деятельности, изменения профессий, проявления активной жизненной позиции в изменяющихся обстоятельствах. Важнейшая роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогу.

    Сборник аналитических материалов

  • Дидактика: от классики к современности. Монография. Осмоловская И.М.

    Осмоловская Монографии Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности. Монография. — М.; СПб.:Нестор-История, 2020. — 248 с.

     Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фондафундаментальных исследований по проекту № 20-113-00023, не подлежит продаже.

    ISBN 978-5-4469-1706-8
    УДК 37.02
    ББК 74.202

     В монографии показаны пути развития дидактики от классических представлений об обучении кнеклассическим и постнеклассическим, выявлена роль междисциплинарных исследований, рассмотрена специфика процесса обучения в информационно-образовательной среде. 

    Проанализированы инновационные образовательные практики, разработана их классификация, освещены этапы проектирования.

     Монография будет интересна исследователям в области дидактики, преподавателям высших учебных заведений, студентам и аспирантам, изучающим педагогические специальности, а также коллективам образовательных организаций.

     С момента своего возникновения во времена Я.А. Коменского до настоящего времени дидактика определяла, как конструировать и реализовывать процесс обучения. Изменения в процессе обучения в подавляющем большинстве случаев происходили на основании теоретических положений, разработанных в дидактике, конкретизированных в методике, апробированных на практике.

     Это можно сказать и о развивающем обучении (системах обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давывова и Л.В. Занкова в начальных классах, действовавших наряду с традиционной), и о проблемном обучении, и о методиках формирования основных понятий у обучающихся, и о многих других нововведениях. В последние годы ситуация изменилась.

     Современная жизнь предъявляет вызовы дидактике, которые во многом определяются социокультурными условиями. Дидактика на эти вызовы реагирует, но не всегда своевременно.

    Ознакомиться с Монографией

  • Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима

    ПЕченька Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима / авт.-сост. В.К. Пичугина, В.Г. Безрогов; под ред. В.К. Пичугиной. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. —   448 с. ISBN 978-5-533-00739-9

     Вышла в свет иллюстрированная «Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима». В антологии представлены фрагменты переводов античных греческих и латинских сочинений, посвященных воспитанию и обучению подрастающих поколений. Ряд переводов публикуются на русском языке впервые. Источники в антологии подобраны и сгруппированы таким образом, чтобы представить античный город как совокупность образовательных пространств.

      В книгу включен обширный комментарий, объясняющий описания педагогических практик, размышления, советы, идеи, высказанные по их поводу и сохранившиеся до наших дней.

    Пособие предназначено преподавателям дисциплин «Педагогика», «История педагогики», «История философии», «История культуры» и даже «История религии» и др., докторантам, аспирантам, магистрантам, бакалаврам педагогических и других гуманитарных специальностей, а также широкому кругу читателей, интересующихся становлением и развитием древних педагогических традиций.

    Антология

  • Сборник эссе по глобальному образованию в рамках проекта ЮНЕСКО “Futures of Education”

    Budushcheye obrazovaniya oblСборник эссе по глобальному образованию в рамках проекта ЮНЕСКО “Futures of Education”: сборник. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. – 92 стр.

    ISBN 978-5-905736-54-4

    Сборник, созданный в рамках проекта ЮНЕСКО “Futures of Education”, включает статьи известных ученых, профессоров и экспертов кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию на базе Института стратегии развития образования РАО, а также молодых исследователей, сотрудничающих с кафедрой. Эссе посвящены проблемам будущего образования в контексте глобальных вызовов современного мира. В представленных эссе с различных позиций анализируется будущее образования в постиндустриальную, информационную эпоху; рассматривается динамика рейтинговых показателей стран и регионов как фактор формирования эффективной стратегии развития университета и как условие успешной образовательной траектории студентов; показывается влияние национальных особенностей на образование (на примере Китая и России); раскрывается вопрос оценивания результатов обучения при различных педагогических подходах; исследуются пути повышения качества образования; прогнозируются пути обновления содержания обучения; актуализируется проблема развития музейной педагогики; исследуется влияние нейро-когнитивных наук на образование. Сборник обращен к широкому кругу читателей: научным сотрудникам, профессорско-преподавательскому составу вузов, аспирантам, представителям педагогической общественности.

    Текст сборника

  • Казакевич В.М. Информационно-технологическое моделирование процесса обучения для позиционирования мониторинга системы образования. Монография

    Казакевич В М Информационно технологическое моделирование процесса обучения обложкаКазакевич В.М.
    Информационно-технологическое моделирование процесса обучения для позиционирования мониторинга системы образования. Монография. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2019.

    ISBN 975-5-905736-52-0

    В книге освещаются вопросы дидактического моделирования обучения для возможного уточнения и конкретизации диагностируемых позиций мониторинга общего образования на основе методологии проектирования информационно-технологических образовательных процессов. Обучение рассматривается как процесс передачи, приема и усвоения информации в образовательной деятельности педагога и обучающегося. Показана сущность опыта в компетентности обучающегося как основной цели обучения и новой области диагностики мониторинга.
    Раскрыты психолого-педагогические закономерности и методика процесса формирования опыта созидательной технологической деятельности у школьников с позиций проявления информационных процессов в обучении. Функционально определена сущность методов, способов и приемов обучения, охарактеризованы соответствующие виды в операционной деятельности педагога и обучаемого. Соотнесены дидактические понятия технология, методика и техника обучения. Четкая градация дидактических категорий позволяет уточнить дифференцирование позиции мониторинга образования при сборе данных его количественных и качественных показателей.
    Книга предназначена для научных педагогических работников и преподавателей, занимающихся проектированием инновационных методик, разработкой педагогических технологий, тестирование системы общего образования.

    Текст монографии.

Страница 1 из 8

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • Вперёд
  • В конец