СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: НАУЧНАЯ ШКОЛА З.А. МАЛЬКОВОЙ–Б.Л. ВУЛЬФСОНА (Руководители: С.В. ИВАНОВА, И.А. ТАГУНОВА)

Адреса электронных почт для связи
с представителями научной школы:
info@instrao.ru, cpc@instrao.ru

 

Руководители научной школы:

Председатель Совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО С.В. Иванова. Заведующая центром педагогической компаративистики И.А. Тагунова.

Научная школа находит продолжение в двух формах:

– в деятельности Научного совета по сравнительной педагогике Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (председатель – член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор С.В.Иванова).

– в рамках ряда исследований центра педагогической компаративистики (заведующий центром педагогической компаративистики – доктор педагогических наук И.А.Тагунова).

Основатели школы

Появление и становление Научной школы сравнительной педагогики в Академии педагогических наук (позже – Российской академии образования) связано с именами известных ученых-компаративистов: академика РАО Зои Алексеевны Мальковой, члена-корреспондента РАО Бориса Львовича Вульфсона.

Б.Л.Вульфсон и З.А.Малькова создали отдельное научное направление в отечественной педагогике, обеспечили развитие новой в СССР области знаний.

Основные этапы развития Научной школы

Отечественная школа сравнительной педагогики развивалась в советское время, наполненное идеологическими смыслами, со строго определенными целями и ожидаемыми результатами. Заслугой советских ученых-компаративистов было то, что им удавалось в сложных идеологических условиях предоставить соотечественникам информацию о системах образования зарубежных стран. Большой вклад в развитие сравнительной педагогики внесли В.П. Борисенков, Н.А. Воскресенская, А.Н. Джуринский, В.З. Клепиков, В.П. Лапчинская, Г.В. Микаберидзе, Н.Д. Никандров, В.Я. Пилиповский, А.К. Савина, О.И. Долгая, Т.Ф. Яркина и др.

Политические и экономические изменения в стране, глобализация внесли коррективы в направленность исследований в сравнительной педагогике. Отдельной задачей в новых условиях компаративисты видят изучение мирового образовательного пространства, условий и тенденций его формирования с учетом геополитических реалий. Этот этап развития связан с именами И.Ю. Алексашиной, Н.Е. Боревской, И.Г. Владимировой, Б.Л.Вульфсона, С.А. Дудко, С.В. Ивановой, И.М. Курдюмовой, К.А.Краснянской, М.В. Ларионовой, О.М. Леонтьевой, О.Т. Лойко, И.Р. Луговской, Д.С.Молокова, В.А. Мясникова, Н.Н. Найденовой, М. П. Пальянова, М.Н. Певзнера, Л.И.Писаревой, Л.Л. Супруновой, И.Г. Сухина, И.А. Тагуновой, М.С. Ткаченко, Т.Д.Шапошниковой.

В последнее время область педагогической компаративистики обогащается новым поколением исследователей: Е.В. Бебениной, О.Н. Боковой, А.И. Варламовой, О.Б.Воскресенским, Л.Н. Даниловой, М.В. Дюжаковой, И.М. Елкиной, О.С. Корнеевой, Ю.Г.Куровской, Д.И. Латышиной, О.К. Логвиновой, О.Н. Мачехиной, И.С. Найденовой, Е.В.Неборским, М.Ю. Романовой, В.В. Седых, Д.А. Тороховой и др.

Основные научные результаты школы:

– сформулированы теоретические положения: о статусе сравнительной педагогики как самостоятельной дисциплины; о специфике педагогической компаративистики, сочетающей в себе региональный и глобальный аспекты в трансдисциплинарном контексте; об исследованиях мирового образовательного пространства и образовательного пространства разных стран в современных геополитических условиях, с учетом современных фундаментальных теорий;
– осмыслено развитие методологического обеспечения сравнительной педагогики в области формирования понятийно-категориального аппарата;
– определены основные подходы к анализу информации в сравнительной педагогике: геополитический, страноведческий; наднациональный; мультиплексный; трансдисциплинарный; структурно-иерархический; кластерный; экстраполярный, рейтинговый и др., принятые в мировом научном сообществе;
– осуществлено выявление проблем образования в мировом образовательном пространстве и путей их решения.

Научные исследования в области сравнительной педагогики ведутся в рамках нескольких тем государственного задания, других научных проектов, подготовки кандидатских и докторских диссертаций.

Естественным развитием Научной школы сравнительной педагогики является создание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (академик-секретарь М.Л. Левицкий). Основные направления деятельности этого Совета: координация научных компаративистских исследований; поиск путей сотрудничества исследователей-компаративистов из регионов России и других стран; взаимодействие с международными организациями; сравнительный анализ национальных образовательных пространств на основе результатов международных исследований качества образования; сопоставительный анализ по наукометрическим показателям.

Научный совет объединил компаративистов страны и мира: в него вошли известные ученые из России и Казахстана, Болгарии, Франции, США, Италии, Белоруссии и др.


Основные мероприятия научной школы:

22 мая 2018г. сотрудники центра педагогической компаративистики (Долгая О.И.Шапошникова Т.Д.) приняли участие во II Всероссийской научной конференции с международным участием «Когнитивистика и образование».

22.05 общая

В рамках конференции рассматривались когнитивные модели познания, феноменология познания, духовно-нравственная культура, семиология ценностей и лингвистика для образования и др. Долгая О.И.и Шапошникова Т.Д. работали в секции «Трансдисциплинарные исследования образовательной деятельности, в том числе средствами нейронаук».

image22мая

На заседании были рассмотрены современное состояние и перспективы междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований образовательной деятельности, их актуальность в новых условиях информационного общества, организационная и содержательная стороны.

пленарное заседани IMG 8328

Долгая О.И. и Шапошникова Т.Д. рассказали о междисциплинарных исследованиях за рубежом, в том числе на постсоветском пространстве.


16 мая 2018 г. в центре педагогической компаративистики (приняли участие сотрудники центра Тагунова И.А., Найденова Н.Н., Сухин И.Г., Долгая О.И., Дудко С.А., Найденова И.С., Курдюмова И.М., Писарева Л.И.) был проведен круглый стол на тему «Сравнение американских и российских подходов к теологическому воспитанию в России и Америке». С докладом выступил к.п.н. Воскресенский О. В., преподаватель «Духовно-просветительского центра» (г.Сент-Пол, штат Миннесота, США). Были обсуждены вопросы воспитания духовных и нравственных ценностей в американских школах, подходы к теологическому воспитанию в России и США, обсужден практический опыт проведения уроков религии в данных странах.


С 20.03 по 06.04.2018 г. в Москве сотрудники центра педагогической компаративистики (С.А. Дудко, О.И. Долгая) приняли участие в Днях франкофонии. «Дни франкофонии» уже давно стали неотъемлемой частью российской культурной жизни. Различные мероприятия проводятся Посольством, Консульством Франции, Французским институтом и Франкотекой в Москве и Санкт-Петербурге, а также на всей территории России в сотрудничестве с 13 центрами «Альянс Франсез», сотней франкоязычных ресурсных центров в российских университетах, а также со средними школам и высшими учебными учреждениями, в которых преподают французский язык.

image

В рамках программы 2018 года прошли значимые мероприятия, например, Кинофестиваль франкофонии, на котором режиссер Стефан Фонкинос представил свой фильм «Ревнивая» с Карин Вьяр. Были организованы встречи читателей с такими авторами, как Салим Баши, Камилла Лоранс, Эрик Рейнхардт и Мишель Лайа. Канадский поэт и рэп и слам-исполнитель MC June провёл мастер-классы и дал концерт. В эти дни школьники и студенты проверяют свои знания во время Федерального диктанта или в рамках различных конкурсов и викторин.


Февраль – март - апрель 2018 года – сотрудники центра педагогической компаративистики (И.А. Тагунова, Н.Н. Найденова, О.И. Долгая, С.А. Дудко, И.Г. Сухин, Л.И. Писарева, И.М. Курдюмова, Т.Д. Шапошникова) принимали активное участие в цикле методологических семинаров д.п.н., профессора М.А. Лукацкого. Рассматривались методологические проблемы междисциплинарных исследований, их классификация, методы и способы верификации результатов исследований, обсуждались междисциплинарные исследования в разных странах мира (Германия, Франция, Великобритания, Чехия), международные междисциплинарные исследования в гуманитарных науках.

15-17 февраля 2018 г. сотрудник центра Найденова Наталья Николаевна приняла участие в работе XV международной научно-практической конференции:
«Тенденции развития образования: качество образовательных результатов и образовательные реформы, способствующие его росту» (Москва), организованной Московской ВШ социальных и экономических наук, РАНХиГС при Президенте РФ, при участии ФГБУ «Федеральный институт развития образования», НИУ «Высшая школа экономики», Московского городского педагогического университета, РЫБАКОВ Фонда

Она выступила с докладом : Междисциплинарная реальность измерения качества образования: прогностическая корреляция разных моделей оценивания.

Краткая аннотация: Разные модели оценивания рассматриваются на разных управленческих уровнях: официальном и внешнем (независимом от органов управления). Причем измерение качества образования в междисциплинарной реальности образовательной организации проводилось в препилотном режиме на доступной выборке. Инструментарий был разработан по тринитарной модели измерения с учетом анализа когнитивного и социально-эмоционального развития личности. Кроме того при измерении учитывались актуальные тренды развития общества. В результате анализа результатов тестирования, анкетирования и интервьюрирования рассчитывалась корреляция оценки качества образования на официальном уровне оценки обучения, международном уровне оценки компетенции, метапредметном уровне оценки грамотности и др. Тестирование проводилось среди учеников V и VIII классов. На базе полученных результатов давался прогноз профильного предпочтения с учетом влияния семейных и внешне-средовых факторов на результат в ЕГЭ, на международный уровень, на самостоятельность при решении проблем, на реакцию на общественные изменения в стране и мире, на уровень информационной грамотности и др.

Презентация ТРО18 ( pdf )

15 января 2018 года старший научный сотрудник центра педагогической компаративистики Дудко С.А. посетила французский университет Paris II Panthéon-Assas, где присутствовала на защите докторской диссертации нашей соотечественницы Дарьи Лойола-Тютеревой «Преемственность и перемены: эволюция российской университетской политики с 1917 по 2017 гг.».  Дарья является членом  Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. Защита прошла успешно, на высоком научном уровне. В качестве оппонентов выступили: пожизненный секретарь Французской Академии, заслуженный профессор Элен Каррер д’Aнкос; ректор Российского университета дружбы народов, академик РАО, профессор В.М. Филиппов; профессор Университета Париж I Кристоф Шарль; исследователь CNRS (Национальный центр научных исследований Франции) профессор Франсуа Фризон-Рош. По итогам защиты г-же Лойола-Тютеревой  было присвоено звание Доктора наук с отличием. Подробнее..

21 декабря 2017 года состоялось очередное заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. С докладом «Проблема дву- и многоязычия в современном мире: различные подходы и способы решения в разных странах» выступила Светлана Сеген, преподаватель немецкого и французского языков в коллеже им. Жана-Клода Буке (Франция). Выступление вызвало оживлённую дискуссию. Теперь Светлана Сеген является членом нашего Научного совета по сравнительной педагогике. Подробнее..

5 сентября 2017 года в Новосибирском государственном университете прошел Симпозиум «Школьные традиции: специфика преемственности и передачи знания в античности». Мероприятие проходило в рамках международной школы «Перипатетическая традиция. Аристотелевские идеи в философии, науке и литературе» (4-8 сентября) и было приурочено к десятилетию журнала «ΣΧΟΛΗ». В работе симпозиума приняла участие ведущий сотрудник Центра педагогической компаративистики В.К. Пичугина. Симпозиум был посвящен изучению путей накопления и передачи знаний в Античности, а также рецепции античной педагогической культуры в западноевропейской педагогике.

29-31 августа 2017 года Иванова С.В., директор Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор и Осмоловская И.М., заведующая лабораторией общих проблем дидактики, доктор педагогических наук приняли участие в конференции руководящих и педагогических работников «Профессиональное педагогическое сообщество как субъект развития системы образования города Владивостока». Подробнее...

20 марта 2017 года в Институте стратегии развития образования РАО состоялось совместное заседание редколлегии научного журнала «Ценности и смыслы» при участии Научного Совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО на тему «Формирование гражданской идентичности: теория и практика». Подробнее...

24 января 2017 года состоялось расширенное заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Подробнее...

Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылкам: 

ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ З.А. МАЛЬКОВОЙ–Б.Л. ВУЛЬФСОНА Ч1

ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ З.А. МАЛЬКОВОЙ–Б.Л. ВУЛЬФСОНА Ч2

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter