СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: НАУЧНАЯ ШКОЛА З.А. МАЛЬКОВОЙ–Б.Л. ВУЛЬФСОНА (Руководители: С.В. ИВАНОВА, И.А. ТАГУНОВА)

Адреса электронных почт для связи
с представителями научной школы:
info@instrao.ru, cpc@instrao.ru

 

Руководители научной школы:

Председатель Совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО С.В. Иванова. Заведующая центром педагогической компаративистики И.А. Тагунова.

Научная школа находит продолжение в двух формах:

– в деятельности Научного совета по сравнительной педагогике Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (председатель – член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор С.В.Иванова).

– в рамках ряда исследований Центра педагогической компаративистики (заведующий центром педагогической компаративистики – доктор педагогических наук И.А.Тагунова).

Основатели школы

Появление и становление Научной школы сравнительной педагогики в Академии педагогических наук (позже – Российской академии образования) связано с именами известных ученых-компаративистов: академика РАО Зои Алексеевны Мальковой, члена-корреспондента РАО Бориса Львовича Вульфсона.

Б.Л. Вульфсон и З.А.Малькова создали отдельное научное направление в отечественной педагогике, обеспечили развитие новой в СССР области знаний.

Основные этапы развития Научной школы

Отечественная школа сравнительной педагогики развивалась в советское время, наполненное идеологическими смыслами, со строго определенными целями и ожидаемыми результатами. Заслугой советских ученых-компаративистов было то, что им удавалось в сложных идеологических условиях предоставить соотечественникам информацию о системах образования зарубежных стран. Большой вклад в развитие сравнительной педагогики внесли В.П. Борисенков, Н.А. Воскресенская, А.Н. Джуринский, В.З. Клепиков, В.П. Лапчинская, Г.В. Микаберидзе, Н.Д. Никандров, В.Я. Пилиповский, А.К. Савина, О.И. Долгая, Т.Ф. Яркина и др.

Политические и экономические изменения в стране, глобализация внесли коррективы в направленность исследований в сравнительной педагогике. Отдельной задачей в новых условиях компаративисты видят изучение мирового образовательного пространства, условий и тенденций его формирования с учетом геополитических реалий. Этот этап развития связан с именами И.Ю. Алексашиной, Н.Е. Боревской, И.Г. Владимировой, Б.Л.Вульфсона, С.А. Дудко, С.В. Ивановой, И.М. Курдюмовой, К.А.Краснянской, М.В. Ларионовой, О.М. Леонтьевой, О.Т. Лойко, И.Р. Луговской, Д.С.Молокова, В.А. Мясникова, Н.Н. Найденовой, М. П. Пальянова, М.Н. Певзнера, Л.И.Писаревой, Л.Л. Супруновой, И.Г. Сухина, И.А. Тагуновой, М.С. Ткаченко, Т.Д.Шапошниковой.

В последнее время область педагогической компаративистики обогащается новым поколением исследователей: Е.В. Бебениной, О.Н. Боковой, А.И. Варламовой, О.Б.Воскресенским, Л.Н. Даниловой, М.В. Дюжаковой, И.М. Елкиной, О.С. Корнеевой, Ю.Г.Куровской, Д.И. Латышиной, О.К. Логвиновой, О.Н. Мачехиной, И.С. Найденовой, Е.В.Неборским, М.Ю. Романовой, В.В. Седых, Д.А. Тороховой и др.

Основные научные результаты школы:

– сформулированы теоретические положения: о статусе сравнительной педагогики как самостоятельной дисциплины; о специфике педагогической компаративистики, сочетающей в себе региональный и глобальный аспекты в трансдисциплинарном контексте; об исследованиях мирового образовательного пространства и образовательного пространства разных стран в современных геополитических условиях, с учетом современных фундаментальных теорий;
– осмыслено развитие методологического обеспечения сравнительной педагогики в области формирования понятийно-категориального аппарата;
– определены основные подходы к анализу информации в сравнительной педагогике: геополитический, страноведческий; наднациональный; мультиплексный; трансдисциплинарный; структурно-иерархический; кластерный; экстраполярный, рейтинговый и др., принятые в мировом научном сообществе;
– осуществлено выявление проблем образования в мировом образовательном пространстве и путей их решения.

Научные исследования в области сравнительной педагогики ведутся в рамках нескольких тем государственного задания, других научных проектов, подготовки кандидатских и докторских диссертаций.

Естественным развитием Научной школы сравнительной педагогики является создание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (академик-секретарь М.Л. Левицкий). Основные направления деятельности этого Совета: координация научных компаративистских исследований; поиск путей сотрудничества исследователей-компаративистов из регионов России и других стран; взаимодействие с международными организациями; сравнительный анализ национальных образовательных пространств на основе результатов международных исследований качества образования; сопоставительный анализ по наукометрическим показателям.

Научный совет объединил компаративистов страны и мира: в него вошли известные ученые из России и Казахстана, Болгарии, Франции, США, Италии, Белоруссии и др.


Основные мероприятия научной школы:

5 сентября 2017 года в Новосибирском государственном университете прошел Симпозиум «Школьные традиции: специфика преемственности и передачи знания в античности». Мероприятие проходило в рамках международной школы «Перипатетическая традиция. Аристотелевские идеи в философии, науке и литературе» (4-8 сентября) и было приурочено к десятилетию журнала «ΣΧΟΛΗ». В работе симпозиума приняла участие ведущий сотрудник Центра педагогической компаративистики В.К. Пичугина. Симпозиум был посвящен изучению путей накопления и передачи знаний в Античности, а также рецепции античной педагогической культуры в западноевропейской педагогике.

29-31 августа 2017 года Иванова С.В., директор Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор и Осмоловская И.М., заведующая лабораторией общих проблем дидактики, доктор педагогических наук приняли участие в конференции руководящих и педагогических работников «Профессиональное педагогическое сообщество как субъект развития системы образования города Владивостока». Подробнее...

20 марта 2017 года в Институте стратегии развития образования РАО состоялось совместное заседание редколлегии научного журнала «Ценности и смыслы» при участии Научного Совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО на тему «Формирование гражданской идентичности: теория и практика». Подробнее...

24 января 2017 года состоялось расширенное заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Подробнее...


Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылкам: 

ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ З.А. МАЛЬКОВОЙ–Б.Л. ВУЛЬФСОНА Ч1

ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ З.А. МАЛЬКОВОЙ–Б.Л. ВУЛЬФСОНА Ч2

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter