Селиванова Наталия Леонидовна


SelivanovaЧлен-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Награды

 Лауреат премии Президента России в области образования (1996 г.); награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), медалью К.Д. Ушинского (2009 г.).

Научная биография

 С 1974 года – в системе АПН СССР: окончила аспирантуру в НИИ общих проблем воспитания (научный руководитель Л.И. Новикова), работала научным сотрудником в лаборатории «Коллектив и личность» этого института под руководством Л.И.Новиковой. С 1988 года работает в Институте теории и истории педагогики РАО.

 Закончила докторантуру, успешно защитила докторскую диссертацию. С 1993 года становится заведующей лабораторией теории воспитательных систем Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО (новое название Института).

  С 1996 года – руководитель научного Центра современных проблем воспитания, с 2012 года (в связи с переименованием структуры) – заведующая лабораторией теории воспитания ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, с 2014 года – заведующая центром стратегии и теории воспитания личности во вновь созданном ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО".

  Н.Л. Селиванова – один из разработчиков теории воспитательных систем, которая принята педагогами-практиками и творческие используется в деятельности образовательных учреждений, что подтверждают ставшие традиционными Всероссийские и региональные конкурсы воспитательных систем школ и внешкольных учреждений. Н.Л.Селиванова является одним из авторов и редактором книги «Воспитание… Воспитание? Воспитание!», в которой представлены результаты разработки проблемы воспитательных систем, этот научный труд был отмечен высокой наградой – присуждением премии Президента России в области образования за 1997 год.

  Возглавляемый Н.Л. Селивановой научный коллектив является одним из ведущих подразделений института, активно включен в педагогическую практическую и научную жизнь Москвы, РФ, разработку современных документов, программ воспитания детей и молодежи.

  Под руководством Н.Л. Селивановой разработаны концепции воспитательного пространства, инновационные подходы к рассмотрению развития личности как субъекта и объекта, цели и результата воспитания; проблемы методологических изменений в познании воспитания, управления процессом воспитания; взаимодействия инновационных и традиционных субъектов воспитания в системе образования; формирования новой личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя.

  Под ее научным руководством подготовлены новые Концепции воспитания, Программы повышения квалификации педагогов как воспитателей. Она автор – более 200 научных, научно-методических публикаций (монографии, пособий, концепций, программ, научных статей), которые вносят существенный вклад в развитие педагогики и ее важнейшего направления – теории и практики воспитания.

 Селиванова Н.Л. продолжает традицию Научной школы Л.И.Новиковой по развитию связей с практикой.

  Возглавляемый ею Центр теории воспитания в разные годы имел и продолжает сохранять и развивать свои опытные площадки во многих регионах страны (Москва, Тульская, Тверская, Нижегородская области, в городах Тольятти, Пермь, Йошкар-Ола, Воронеж, Новосибирск, Ульяновск и др.).

  Наталия Леонидовна – активно пропагандирует результаты исследования, выступая на конференциях, семинарах (Международных, Всероссийских, региональных), в системе повышения педагогической квалификации (МИОО, АПКиППРО, МПСУ). Участвует в разработке государственных документов в области образования (ФГОС, Стратегия воспитания и др.).Принимает участие в работе комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры Межрегионального Общественного Фонда «Центр Национальной славы».

  Важное направление научной деятельности Н.Л.Селивановой – подготовка современных кадров исследователей проблем теории и практик воспитания. Под ее руководством подготовлено и защищено 12 кандидатских и 3 докторские диссертации по проблемам воспитания.

  Н.Л. Селиванова является членом бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, диссертационных советов ИТИП РАО, АПКиППРО, МПСУ; главный редактор журнала «Вопросы воспитания» (2009-2014), член редколлегий журналов «Классный руководитель», «Наука и практика воспитания и дополнительного образования»; «Вестник РГНФ».

  С 2016 года – председатель Диссертационного Совета ФГБНУ ИСРО РАО.

  Наталия Леонидовна – ведущий ученый в области методологии, теории и практик воспитания, творческий и современный организатор исследований, авторитетный руководитель-воспитатель.

Научные публикации

Основные публикации за последние годы

  1. Селиванова Н.Л. Повышение квалификации педагогов в сфере воспитания: от традиций к инновациямОтечественная и зарубежная педагогика. – 2016, № 1 (28). – С.78-85.
  2. Selivanova N., Tagunova T. The role of information technologies in the development of school social education practice// SHS Web of Conferences, Volume 29, 2016 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / N.S.Selivanova and T.A.Tagunova (Eds.). http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/contents.html (дата обращения: 16.10.2016). DOI:10.1051/shsconf/2016 EEIA 2016 2 2901061.
  3. Selivanova N., Stepanov P., Shakurova M. L.I. Novikova’s Research School: Main Ideas and Prospects for Development Russian Education and Society. – 2016, T.58. pp. 1-11 (в соавторстве, П.В. Степанов, М.В. Шакурова).
  4. Селиванова Н.Л. Инновационные ответы на современные вызовы воспитания (читая В.А.Караковского)// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017, № 1 (36), Т.2 . – С. 16-25.
  5. Селиванова Н.Л., Баранов А.Е., Баранова Н.А., Шакурова М.В. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента. – М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. – 192 с.
  6. Селиванова Н.Л. Воспитание как педагогическая категория/ Н.Л. Селиванова // «Воспитание – национальный стратегический приоритет», посвященная 100-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой: материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 23 января 2018 / Отв. ред. А.В. Гаврилин. В 2 ч. Владимир: ВИРО, 2018, Ч.1, С. 16-24.
  7. Селиванова Н.Л. Как возродить персональный корпус педагогов-воспитателей? / Н.Л. Селиванова // «Воспитание: инновационные ответы на современные вызовы»: материалы всероссийской научно-практической конференции 20.02.2018. / Отв. ред. Л.А. Густокашина. Пермь: АНО ДПО ОИПО, 2018, С. 6-12.
  8. Селиванова Н.Л. Как обеспечить успешное развитие научной школы (обращаясь к научной школе Л. И. Новиковой) // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1, С. 10-22. (ВАК, РИНЦ)
  9. Селиванова Н.Л. Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве/ Н.Л. Селиванова // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1, С. 6-9. (ВАК, РИНЦ)
  10. Селиванова Н.Л. Нормативный образ педагога как воспитателя в современной отечественной системе образования / Н.Л. Селиванова, М.В. Шакурова, М.В. Дюжакова // Известия ВГПУ, 2018, Т. 280, №3, С. с.6-14. (ВАК)
  11. Селиванова Н. Л. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования / Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, И.В. Степанова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология, 2018, Вып. 49, С. 39-48. (ВАК, ERICH)
  12. Селиванова Н. Л. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение / Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов // Образование и саморазвитие, 2018, № 2, С. 45 - 52. DOI: 10.26907/esd13.2.07(ВАК, Scopus)
  13. Selivanova N.L. Potential of the school’s educational space in the teacher’s development / N.L. Selivanova, A.V. Shcherbakov // EEIA 2018 - International Conference "Education Environment for the Information Age". – M.: Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, 2018. – P. 661-668. (Web of Science) doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.77
  14. Selivanova N.L. Pedagogical expert assessment of character building process Elena V. Kiseleva (a)*, Natalia L. Selivanova (b), Nikolay N. Kiselev (c) Pages:301-308 doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.35
Подразделение
Центр стратегии и теории воспитания личности