Найденова Наталья Николаевна

naidenova nn 235Заместитель заведующего лабораторией педагогической компаративистики.

Кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ за 2009 г. в сфере образования, член Казахской академии педагогических наук, автор более 90 научных работ по различным аспектам педагогических измерений и педагогической компаративистики.

Научная биография

Н.Н. Найденова защитила диссертацию по теме «Социально-педагогические факторы международных сравнительных исследований» (2007). Н.Н. Найденова является заместителем директора Национального Центра ЮНЕСКО / ЮНЕВОК в РФ, член различных международных ассоциаций (сфера измерения качества образования), научно-проблемного Совета по сравнительной педагогике (Россия, Москва). Член редколлегии журнала «Отечественная и зарубежная педагогика».

Наталья Николаевна Найденова работает в Институте с 1992 года, сначала в должности заведующей научно-информационным центром, который затем был преобразован в научно-информационный отдел педагогических измерений, а в дальнейшем – в лабораторию методологии педагогических измерений.

До прихода в РАО Н.Н. Найденова работала в ГИВЦе Министерства просвещения СССР (РФ), была заведующей отделом информационных систем. Она автор автоматизированной системы стандартизированного контроля знаний и умений учащихся школ. Около шести лет Н.Н. Найденова занималась проблемой распознавания рукописного текста, является автором программы распознавания существительных в слитном тексте.

Стажировалась за рубежом по проблемам педагогических измерений, в течение долгого времени Н. Н. Найденова являлась национальным координатором по выборке и анализу данных в международных исследованиях (PIRLS, TIMSS, PISA, CIVIC), обучала экспертов и разработчиков предметных тестов в рамках ЕГЭ, оказывала педагогическую помощь ряду стран в анализе их данных тестирования.

Область научных интересов

Основные направления научной деятельности Н.Н. Найденовой – измерение именно качества образования, а не только качества обучения; международные сравнительные исследования и методология тестирования в разных странах; разработка мультиплекса (авторский метод оценивания качества образования), контрольно-измерительных материалов, форм отчетности и представления результатов для мультиплекса; измерение компетентности и общей функциональной грамотности; построение индивидуальной траектории образования.

Сфера особого интереса в науке – методология проведения оценивания результатов тестирования и анкетирования; измерения в образовательных стандартах  и стандарт измерений;  методология мониторинговых исследований интегрального вида по предметности и его инструментария; выравнивание и шкалирование результатов тестирования; оценка репрезентативности; построение дизайна единого мультипредметного теста; повышение измерительной квалификации педагога; ведение занятий по теории и практике педагогических измерений; измерения в профессиональном и профильном образовании.

Н.Н. Найденова работает по грантам РГНФ, принимает участие в проектах Министерства образования и науки РФ. Результаты работы в проектах частично опубликованы Найденовой Н.Н. в статьях и монографиях, полные тексты аналитических материалов представлены в отчетах по НИР.

Н.Н. Найденова является автором нового метода измерения качества образования – мультиплекса – и авторской концепции измерения общей функциональной грамотности по ключевым компетенциям: «Читаю. Пишу. Размышляю». С 2010 г. Н.Н. Найденовой опубликовано более 40 научных работ по различным аспектам педагогических измерений; подготовлены материалы для проведения мультиплекса и обучения педагогов межпредметным измерениям компетенций и грамотности; проведены измерения качества образования мультиплексом в ряде школ и вузов страны; подготовлены доклады и презентации по авторским исследованиям в рамках мультиплекса, некоторые из них были представлены в докладах на конференциях в зарубежных странах – Германии (2010 г.) и Казахстане (2013 г.).

По инициативе и при непосредственном участии Н.Н. Найденовой открыта кафедра педагогических измерений в КазЖПГУ (г. Алматы, 2014 г.); проведено обучение по повышению измерительной квалификации педагогов в КазЖПУ, КГУ, школьных и управленческих работников (2014, 2015 гг.); проведено выборочное мультиплексное исследование качества образования в русскоязычной гимназии г. Алматы (2015 г.).

Награды

Лауреат премии Правительства РФ за 2009 г. в сфере образования.

Награждена благодарностью Главы российского императорского дома – е.и.в. Государыни великой Княгини Марии Владимировны.

Научные публикации

Найденова, Н.Н. – Naidenova, N. Science Achievement: A Russian Perspective [Text] / G. Kovalyova, N. Naidenova // Secondary Analysis of the TIMSS Data / Eds. DavidF. Robitaille, AlbertE. Beaton. – IEA books. – 2002. –1.3/0.6п.л.

Найденова, Н.Н. Формирование репрезентативных выборок: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Найденова; РУДН. – М. : Логос, 2003. – 9.5 п.л.

Найденова, Н.Н. Шкалирование и выравнивание результатов педагогических измерений [Текст] / В.И. Звонников, Н.Н. Найденова, С.В. Никифоров, М.Б. Челышкова; РУДН. – М., Логос, 2003. – 6/1.5 п.л.

Найденова, Н.Н. Предложения по шкалированию результатов ЕГЭ-2003 [Текст] / В.И. Звонников, Н.Н. Найденова, М.Б. Челышкова // Единый государственный экзамен. Выпуск 2. Теоретические и прикладные исследования. Развитие научных основ и опыт проведения эксперимента: Сборник статей / Под ред. В.А. Болотова. – М. : Логос, 2004. – С.132-145.

Найденова, Н.Н. Проведение мониторинга качества образования: методологические рекомендации [Текст] / В.И. Звонников, Н.Ф. Ефремова, Н.Н. Найденова, М.Б. Челышкова; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (технол. ун-та). – М. : ИЦПКПС, 2005. – 3.7/0.9 п.л.

Найденова, Н.Н. Использование результатов единого государственного экзамена в управлении качеством образования: учеб.пособие [Текст] / В.И. Звонников, Н.Ф. Ефремова, Н.Н. Найденова, М.Б. Челышкова; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (технол. ун-та). – М. : ИЦПКПС, 2005. – 5.2/1.4 п.л.

Найденова, Н.Н. Эвалюация – новый подход к качеству образования [Текст] / Н.Н. Найденова // Образование в изменяющемся мире /А.П. Лиферов, В.А. Мясников, Н.Н. Найденова, И.А. Тагунова. – М. : Элит-Полиграф. – 2005. – С. 351-636.

Найденова, Н.Н. Постсоветское образовательное пространство в контексте педагогических измерений [Текст] / В.А. Мясников, Н.Н. Найденова; Рос.акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики. – М. : ИТИП РАО.– 2006. – 480 с.

Найденова, Н.Н. Основы проверки достижений учащихся: путеводитель для практиков [Текст] / В.А. Мясников. Н.Н. Найденова // Школьные технологии. – 2007. – № 4. – С. 168-176.

Найденова, Н.Н. Компетенции и педагогические измерения [Текст] / В. А. Мясников, Н. Н. Найденова // Педагогическая диагностика. – 2007. – № 2. – С.42-49.

Найденова, Н.Н. Стандартизация общего образования в зарубежной педагогике [Текст] / В.А. Мясников, Н.Н. Найденова, И.А. Тагунова; Рос. акад. Образования. – Ин-т теории и истории педагогики. – М. : ИТИП РАО.– 2008. – 101с.

Найденова, Н.Н. Компетенция «информационная грамотность» – основа качественного высшего образования [Текст] / Н.Н. Найденова // Вестник ИТИП РАО. – М: 2008. – №2. – С.16-25

Найденова, Н.Н. Тематическая модель развития стандарта [Текст] / Н.Н. Найденова // Вестник ИТИП РАО. – М: 2008. – №3. – С.11-23

Найденова, Н.Н. Оценка качества образования в современном мире [Текст] // Образование в глобальном измерении / В.А. Мясников, Н.Н. Найденова, И.А. Тагунова//Рос.акад. образования.– Ин-т теории и истории педагогики. – М. : ИТИП РАО, 2009. – 24.8/10.2 п.л. – С. 512/255-482.

Найденова, Н.Н. Пирамида Ланжа при построении итогового теста по математике [Текст] // Труды СГА. – М.:2009. – №1 (17). 0.5 п.л.

Найденова, Н.Н. Оценка читательской компетентности в школе посредством международного, наднационального и национального инструментариев [Текст: рус., англ.] / Н. Н. Найденова // Чтение и грамотность в образовании и культуре: материалы междунар. науч.-практ. конф. – М. : Рус. ассоц. Чтения. – 2009.– С .31-43.

Найденова, Н.Н. Введение в классическую и современную теорию тестов [Текст] /пер. с англ. яз. Н.Н. Найденова, В.Н. Симкин, М.Б. Челышкова //Л. Крокер, Л., Алгина, Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов / Под общ. ред. В.И. Звонникова, М.Б. Челышковой; Переводи издание осуществлено при поддержке Американских Советов по международному образованию. – М. : Логос, 2010. – 340 с.

Найденова, Н.Н. Наднациональный инструментарий измерения качества образования [Текст] /Н.Н. Найденова // Учитель. – 2010. – №5. – С. 40-46.

Найденова, Н.Н. Глобализация и индивидуализация в образовании (на примере двух стран: России и Эстонии)[Текст] / Н.Н. Найденова, М. Пандис // Новое в психологических и педагогических исследованиях. – 2011. – №2. – С. 83-88.

Найденова, Н.Н. Теоретический базис развития педагогических измерений [Текст] / Н.Н. Найденова // Новое в психологических и педагогических исследованиях. – 2011. – №3. – С. 114-120.

Найденова, Н.Н. Шахматы и качество образования [Текст] / Н.Н. Найденова // Материалы международной научно-практической конференции «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей» (Ханты-Мансийск – 2010): Сборник тезисов докладов / Составители: И.Г. Сухин, Г.В. Ковалева; Научный редактор И.Г. Сухин. – Обнинск : Духовное возрождение. – 2011. – С. 57-67.

Найденова, Н.Н. Методологические подходы к выделению социально-педагогических факторов в сравнительной педагогике – [Текст] / И.С. Найденова, Н.Н. Найденова // Новое в психологических и педагогических исследованиях. – 2012. – №1. – С. 95-105.

Найденова, Н.Н. Мультиплексное измерение качества школьного образования [Текст] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – №1. – С. 224-234.

Найденова, Н.Н. Специфика использования математических методов в сравнительных исследованиях в сфере образования [Текст] / Н.Н. Найденова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2012. – №4. – C. 122-140.

Найденова, Н.Н. Cоциально-педагогические факторы международных исследований в оценке качества образования. – М. – 2012. С.137

Найденова, Н.Н. Особенности сравнительных педагогических исследований [Текст] / Н.Н. Найденова, И.А. Тагунова // Особенности методологии сравнительных исследований на современном этапе. – М. : МПСУ, МПГУ.– 2013. – С. 1 – 101.

Найденова, Н.Н. О научности дидактического знания: материалы круглого стола. Логвинов И.И., Осмоловская И.М., Турбовской Я.С., Ковалева Т.М., Найденова Н.Н., Шабалин Ю.Е. Совет ректоров. – 2013. – № 11.– С. 34-50.

Найденова, Н.Н. Основные направления интеграции методологий международных сравнительных исследований в национальные системы образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 3. – С. 98-109.

Найденова, Н.Н. Кадры в образовании решают все?! // Проблемы современного образования. – 2013. – № 2. – С. 176-185.

Педагогическая компаративистика в действии: рецензия на книгу А.К. Кусаинова «Качество образования в мире и Казахстане» // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – № 6 (15). – С. 200-205.

Найденова, Н.Н. Роль международных сравнительных исследований в развитии стандартизации школьного образования [Текст] /Н.Н. Найденова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – М. : Московский психолого-социальный университет. – Москва. – 2014 – № 3. – С. 31-47.

Найденова, Н.Н. Роль международных сравнительных исследований в развитии стандартизации в разных странах (начальное образование) [Текст] /И.С. Найденова, Н.Н. Найденова // Основные направления развития стандартизации общего образования за рубежом: Монография, Новое время. – Москва. – 2014.– С. 74-88.

Найденова, Н.Н. Измерения качества образования в современном мире [Tекст] / Н.Н. Найденова // Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 / Под общей редакцией д-ра философ. наук, проф. С.В. Ивановой. – М. : ФГНУ ИТИП РАО. – 2014. – С. 183-193.

Найденова, Н.Н. Ключевые компетенции социально-эмоционального развития [Tекст] / Н.Н. Найденова // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции 28-29 мая 2014 г. в 2-х томах / Под редакцией С.В. Ивановой, А.В. Овчинникова. Том II. – М., ФГНУ ИТИП РАО. – 2014. – С. 374-385.

Найденова, Н.Н. Ключевые компетенции социально-эмоционального развития // Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития: Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции: в 2-х томах. Под редакцией С.В. Ивановой, А.В. Овчинникова; Редакционный совет: С. В. Иванова (председатель), Ю.Б. Алиев, Л.В. Алиева, В.Г. Безрогов, М.В. Богуславский, Б.Л. Вульфсон, О.И. Долгая, В.А. Ермоленко, Г.Б. Корнетов, Ю.Г. Куровская, Т.Ю. Ломакина и др. – 2014. – С. 374-385.

Найденова, Н.Н. Педагогическая компаративистика в действии. Кусаинов А.К. качество образования в мире и в Казахстане: монография. - Алматы, 2013. - Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 212-214.

Найденова, Н.Н. Модели социализации внутри диаспоры как фактор устойчивого развития общества в эпоху глобализации [Текст] / Н.Н. Найденова // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 13-й междунар. конф.: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. – Вып. 13. – СПб : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – ч. I. – С.297-301.

Найденова, Н.Н. – Naidenova N.N. Models of socialization inside the diaspora as a factor of the sustainable development of society in the age of globalization [Text] / N. Naidenova // Lifelong learning: Continuous education for sustainable development: proceedings of the 13th International Conf.: in 2 pts. / arr. N.A. Lobanov; sci. ed. N.A. Lobanov, V.N. Skvortsov; Pushkin LSU, Res. Inst. soc.-econ. and ped. problems of contin. educ. – Vol. 13. – SPb.: Pushkin LSU, 2015. – Pt. I. Pp. 258-262.

Naydenova N.N., Mamchenko A.A., Shaposhnikova T.D., Sukhin I.G., Dolgaya O.I., Myasnikov V.A. Constructing Interdisciplinary Educational Reality into Information Age // 2018 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2018), 05-06 June 2018. – Pp. 472-484. – doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.55.

Naydenova N.N., Tagunova I.A., Sukhin I.G. The Problem of Interpretation in Comparative Education (Interdisciplinary Approach) // 2018 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2018), 05-06 June 2018. – P. 485-492. – doi: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs. 2018.09.02.56.

Naydenova N.N., Shaposhnikova T.D., Zianshina R.I., Myasnikov V.A. Interdisciplinary educational reality of basic education: religious and secular components // 7-th icCSBs 2018 Annual International Conference on Cognitive - Social, and Behavioural Sciences, 12-14 November 2018. https://www. futureacademy.org.uk/files/images/upload/icCSBs2018_agenda&abstract_book.pdf

Найденова, Н.Н. Конструируемая междисциплинарная образовательная реальность: верификация качества образования / Тагунова И.А., Найденова Н.Н. // Образование и общество. – 2018. – № 3-4. – С. 11-18.

Найденова, Н.Н. Конструктивная верификация результатов междисциплинарных эмпирических исследований: чешский опыт /О.И. Долгая, Н.Н. Найденова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1, №. 5(54). С. 117-134. DOI 10.24411/2224-0772-2018-10008.

Найденова, Н.Н. Проблема интерпретации в педагогической компаративистике (междисциплинарный подход) / И.А. Тагунова, Н.Н. Найденова, И.Г. Сухин // Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018): Сб.науч. тр. международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ ИСРО РАО. С. 10-18.

Найденова, Н.Н. Конструируемая междисциплинарная образовательная реальность в информационную эпоху / Н.Н. Найденова, А.А. Мамченко, Т.Д. Шапошникова, И.Г. Сухин, О.И. Долгая, В.А. Мясников // Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018): Сб.науч. тр. международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ ИСРО РАО. С. 18-32.

Найденова, Н.Н. Количественная методология педагогических измерений в междисциплинарных исследованиях непрерывного образования // Методология профессионального образования: сб. науч. тр. международной научно-практической конференции. М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2018. С. 205-209.

Найденова Н.Н. Верификация результатов междисциплинарных эмпирических исследований в сфере образования // Человек: границы бытия: Материалы международной научно-практической конференции. Барнаул: АлтГПУ. С. 294-300.

Chelyshkova, M. B., Semenova, T. V., Naydenova, N. N., Dorozhkin, E. M., Malygin, A. A., Akhunov, V. V. (2018). Сross-analysis of big data in accreditation of health specialists. Electronic Journal of General Medicine, 15(5), em72. https://doi.org/10.29333/ejgm/93469.

Найденова, Н.Н., Мұратбаева, Г.Ә. Білім сапасын бағалаудың қазақстандық және әлемдік инструментарийлері (2018). Қазақ мемлекеттік қыздар педагогикалық университеті хабаршысы. №1 (73). Bb. 118-127.

Найденова, Н.Н. Глобализация как фактор сближения образовательных систем стран постсоветского пространства // Различные аспекты становления образовательных систем стран постсоветского пространства: 1991-2016 гг.: Монографический сборник / Под ред. С.В. Ивановой.– Том 1. (Серия научных трудов «Образование в странах постсоветского пространства: 25 лет поиска собственного пути в 4 томах). М.: ЛУч. – 2018. – С. 16-58.

Naydenova, N., Tagunova, I, Sukhin, I. Interdisciplinary transforming the functions of pedagogical comparativistics. International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era (ICPSE 2018). SHS Web of Conferences. 2018. Vol. 55. 03024. Pp. 1-6. https://doi.org/10.1051/shsconf/20185503024. WoS

Найденова, Н.Н. Роль педагогической компаративистики в когнитивной нейронауке // БІЛІМ әлемінде. В мире ОБРАЗОВАНИЯ. In the world of EDUCATION. №2 (6). 2018. С. 7-10.

Подразделение
Лаборатория педагогической компаративистики