Иванова Светлана Вениаминовна

Svetlana V Ivanova

Директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Член-корреспондент РАО, профессор, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, Государственный советник Российской Федерации I класса, действительный член Российской академии естественных наук, действительный член Академии педагогических наук Казахстана, член Союза писателей России.

Главный редактор научных журналов «Отечественная и зарубежная педагогика», «Ценности и смыслы» (Перечень ВАК), член редсоветов ряда научных журналов России и зарубежья.

Председатель Научного cовета по педагогической компаративистике Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

Награды

Медаль А.С.Пушкина, знак «Почетный работник общего образования», Золотая Медаль «За достижения в науке» Российской академии образования, Медаль Российской академии образования имени М.Н. Скаткина, Почетные Грамоты Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства спорта и туризма Российской Федерации, политических и общественных организаций. 

Научная биография и сфера интересов 

Общий стаж научно-педагогической деятельности С.В. Ивановой составляет около 40 лет, в том числе стаж педагогической работы в вузах г. Москвы – более 15 лет.

Светлана Вениаминовна окончила филологический факультет Новосибирского государственного педагогического института, работала в системе образования города Новосибирска, затем в Московской области. В годы работы учителем начала заниматься научно-исследовательской деятельностью, осуществила эксперимент по созданию педагогических условий гуманизации образовательного процесса в рамках подготовки кандидатской диссертации под руководством А.Г. Асмолова и В.А. Сластенина. С.В. Иванова, работая в Министерстве образования РФ в качестве заместителя руководителя Департамента общего образования, курировала ряд вопросов по проведению широкомасштабного эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования, эксперимента по профильному обучению, участвовала в создании концепций экспериментов, разработке подходов к изменению государственной итоговой аттестации, по подготовке федеральных государственных стандартов общего образования, осуществляла тесное сотрудничество с научными институтами РАО.

При этом сфера научных интересов постепенно сместилась в сторону методологического осмысления инновационных процессов в образовании на междисциплинарной основе. В 2007 году была защищена докторская диссертация по специальности 09.00.11 – социальная философия. Приоритетными направлениями исследований являются: философско-методологические проблемы дидактического знания с учетом историко-философского аспекта; исследование педагогических идей А.А. Богданова, разработка тектолого-гуманистического подхода к образовательному процессу; гуманизация и гуманитаризация образования; принятие решений в области образования; исследование влияния внешней среды на образовательные структуры; развитие непрерывного образования в сферах политики и бизнеса; взаимодействие системы образования и рынка труда; социокультурные и геополитические аспекты формирования образовательного пространства.

С 2011 г. С.В. Иванова - директор Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики РАО», в результате реорганизации Российской академии образования и научных институтов с 2014 г. директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Как руководитель Института Светлана Вениаминовна большое внимание уделяет поддержке ведущей роли фундаментальных исследований, развитию традиционных научных школ, осуществлению масштабных научно-издательских проектов, проведению экспериментальной работы, развитию и научного сотрудничества с регионами и вузами в области создания и реализации инновационных проектов.

В руководимом С.В. Ивановой институте по ее инициативе и под ее научным руководством к 70-летию Академии издана не имеющая аналогов в РАО 33-томная антология научных исследований (серия «Фундаментальные труды Института теории и истории педагогики РАО»). В качестве председателя Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении теоретической педагогики и философии РАО она расширила его состав до ста ученых из России, США, КНР, Великобритании, Италии, Греции, Канады, Казахстана и других стран, осуществляет сотрудничество в сфере методологии сравнительных исследований образовательных пространств, организацию международных конференций и семинаров соответствующего профиля. С 2016 г. проводится ежегодная Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA) с размещением материалов на платформе Web of Science.

Индекс Хирша по РИНЦ – 14.

С 2015 г. С.В. Иванова председатель Научно-методического совета по литературе Федерального института педагогических измерений, где в настоящее время разрабатываются новые подходы к проведению ЕГЭ по литературе.

С.В. Иванова руководит темами по Плану фундаментальных исследований Российской академии образования, научными проектами Российского гуманитарного научного фонда и др. С.В.Иванова – инициатор и главный редактор научных журналов «Ценности и смыслы» (выходит с 2009 г., включен в Перечень ВАК, импакт-фактор 0,356), «Отечественная и зарубежная педагогика» (с 2011 г., в Перечне ВАК, импакт-фактор 0,232).

Публикации и связи со СМИ 

Автор более 170 научных статей, монографий и учебных пособий.
Сборники стихов «А я распахиваю двери» (2009), «Верю и верую» (2014), музыкальный диск «Песни на стихи Светланы Ивановой» (2014), «Сказки для внука» (2014), «Измышлизмы» (2014), «Путевые заметки. Моя Бурятия. Моя Монголия» (2014), «Слово главного редактора. Ценности и смыслы. 2009-2014».

Список опубликованных научных и научно-методических работ члена-корреспондента Российской академии образования, профессора, доктора философских наук, директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Ивановой Светланы Вениаминовны (общее количество научных публикаций – более 180).

По состоянию на 31.05.2019.

Авторские научные и научно-методические издания

1. Иванова С.В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст / Монография. М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издат. центр ИЭТ, 2012. – 160с.
2. Иванова С.В. Психология и педагогика. Часть 1. Основы психологии / Учебное пособие. М.:Издат. центр ИЭТ, 2012. – 155 с.
3. Иванова С.В. Образование в организационно-гуманистическом измерении / Монография. М.:РУДН, 2007. – 240с.
4. Иванова С.В. Тектолого-гуманистические основания образовательного процесса (философско-методологический анализ) /Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. М.:МПГУ, 2007.
5. Иванова С.В. Школьное образование в форме экстерната / Методическое пособие. М.:АСТ-Астрель, 2005.
6. Иванова С.В. Гуманизация процесса обучения в старших классах / Монография. М.:Известия, 1998. – 85с.
7. Иванова С.В. Педагогические условия гуманизации процесса обучения (на материалах преподавания литературы) / Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М.:МПГУ, 1998.

Статьи, рецензии в научных журналах

8. Иванова С.В. Круглый стол «Становление педагогической науки, посвященный 75-летию создания Института теории и истории педагогики в составе АПН РСФСР и 75-летию вхождения Института содержания и методов обучения в состав АПН РСФСР // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №2 (59).Т.1. С.7-11.
9. Svetlana v. Ivanova. Humanization as a way to improve the quality of education in the new conditions // AD ALTA Journal of Interdisciplinary Research rnal of Interdisciplinary Research. 2019. 09/01-VI. Р.6-9.
10. Иванова С.В. Рецензия на книгу В.С. Собкина «Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского» // Ценности и смыслы. 2019. №2 (60). С. 148-153.
11. Иванова С.В. О книге А.Ф. Киселева «У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия» // Ценности и смыслы. 2018. №4 (56). С.6-21.
12. Иванова С.В., Сериков В.В. Как подготовить педагога-исследователя? Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. №1. С. 39-46.
13. Иванова С.В., Логвинова И.М., Победоносцева М.Г., Сериков В.В. Методические рекомендации по организации подготовки кандидатской диссертации для обучающихся и их научных руководителей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1. №5(54). С.13-23.
14. Иванова С.В. 2018 – год юбилеев. К 125-летию со дня рождения Алексея Федоровича Лосева // Ценности и смыслы. 2018. №4 (56). С.6-21.
15. Ivanova S.V., Bebenina E.V. Ranking approach to educational space studies // Espacios, Т. 39, №38, 2018. С.15-24. (Scopus)
16. Иванова С.В., Пастухова Л.С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 29 – 49.
17. Иванова С.В. Жизнь после указа: педагогическая наука и образование в эпоху перемен // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1. №5 (54). С. 6-12.
18. Иванова С.В., Пастухова Л.С. О понятии «гражданская идентичность» и путях ее формирования у молодежи // Философия образования. 2018. №3 (76). С.3-18.
19. Иванова С.В. Несколько тезисов о педагогической науке (выступление на общем собрании РАО 17 мая 2018г.) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. №3. т.1 (50). С.6-11.
20. Иванова С.В. Несколько рассуждений о современной педагогической науке // Ценности и смыслы. 2018. №3 (55). С. 6-15.
21. Иванова С.В. Модель нейтрализации неблагоприятных внешних факторов принятия решений в системе образования // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. №3. С. 133-141.
22. Иванова С.В. Некоторые представления об опыте // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Педагогика, филология, философия». Улан-Удэ. 2017. Вып. 7. Педагогика. С. 34-42.
23. Иванова С.В., Бебенина Е.В. Рейтинговый подход к изучению образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2017. №5 (51). С. 8-19.
24. Иванова С.В., Осмоловская И.М. Школьные проблемы и достижения приграничного города-порта Владивосток // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №4. т.2 (42). С.111-118.
25. Иванова С.В. Кризис дидактики: отрицать или преодолевать? // Образование и общество. 2017. №4 (105). С.5-9.
26. Ivanov O.B., Ivanova S.V. Educational space in the modern world: The interdisciplinary aspect // Revista Espacios, Vol. 38 (Nº 40), 2017. P. 19-32. ISSN 0798 1015 (Scopus)
27. Ivanova S.V. Children’s periodical press during World War II (the Great Patriotic War) by the example of the magazine «Murzilka». History of Education & Children's Literature, a. XII (2017), n. 1. pp. 527-536. ISSN 1971-1093 (print). ISSN 1971-1131 (on line). Электронный ресурс: http://www.hecl.it (Web of Science, Scopus, ERIH PLUS, ERIC и ELSEVIER).
28. Иванова С.В. Социально-экономические смыслы образования в эпоху постмодерна // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. №2. С. 141-149.
29. Иванова С.В., Сериков В.В. Стратегия развития образования как предмет междисциплинарного исследования // Педагогика. 2017. №2. С.3-12.
30. Иванова С.В. Современность и своевременность идей В.Я. Стоюнина // Ценности и смыслы. 2017. №1 (47). С.166-169.
31. Иванова С.В., Елкина И.М. Постмодернизм и качество образования // Ценности и смыслы. 2016. №6. т.1 (46). С.115-124.
32. Иванова С.В. О русском языке, литературе и национальной идентичности россиян // Вестник образования России. 2016. №21. С. 45-54.
33. Иванова С.В. Современные направления компаративных исследований образовательного пространства // Педагогика. 2016. №7. С.106-110.
34. Иванова С.В. Организационно-деятельностные формы развития компаративных исследований образовательного пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №5 (32). С.68-74.
35. Иванова С.В. Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа // Ценности и смыслы. 2016. №3 (43). С.61-68.
36. Иванова С.В. Методологический комментарий к написанию статей // Ценности и смыслы. 2016. №2 (42). С.5-7.
37. Иванова С.В. Анализ типичных ошибок при подготовке научных статей // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. №2. С. 148-151.
38. Иванов О.Б., Иванова С.В. Формирование образовательного пространства: междисциплинарный взгляд // Философские науки. 2016. №1. С.39-49.
39. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. №6 (40). С.23-28.
40. Иванова С.В. Состояние и правовое оформление современного образовательного пространства // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. №6(61). С.9-14.
41. Иванова, С. В. Репрезентация и интерпретация решений как поиск компромисса в современном гражданском обществе [Электронный ресурс] / С.В. Иванова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. Вып. 2: Пространство и время принятия решений. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.72.
42. Иванова С.В. Исторический контекст педагогической деятельности М.Н.Скаткина // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №4 (25). С.7-8.
43. Иванова С.В. О школе будущего из прошлого (о методологии исследований академика М.Н. Скаткина) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №6 (27). С.7-21.
44. Иванова С.В. Гражданская идентичность в период не мира – не войны // Ценности и смыслы. 2015. №5 (39). – С.5-6.
45. Иванова С.В. Методологические проблемы философии образования и дидактики в эпоху «перемен» // Вестник Московского университета. Сер.20. Педагогическое образование. 2015. № 4. С.18-29.
46. Иванова С.В., Иванов О.Б. Влияние социально-экономических условий на формирование образовательного пространства в постиндустриальном обществе // Коммуникология. 2015. Том 3. №4. С.52-71.
47. Иванова С.В. Об особых условиях формирования современного образовательного пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №3 (23). С.5-10.
48. Иванова, С.В. Дидактический концепт в эпоху постмодерна // Ценности и смыслы. 2015. №3 (37). С.6-13.
49. Иванова С.В. О вечной памяти павшим и спасшим… // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №2 (22). С.7-9.
50. Иванова С.В. Детская периодическая печать в годы Великой отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №2 (22). С.144-151.
51. Ivanova S.V. The system of lifelong education in business sphere: new decisions for its development. Журнал: International Journal of Comparative Education and Development. Vol. 17. No. 1 Feb. 2015. P. 27-37. Издатель: The Comparative Education Society of Hong Kong, ISSN 2309-4907.
52. Иванова С.В. Формирование творческой личности в методологическом и социально-педагогическом аспектах // Техническое творчество молодежи. 2015. №1. С. 10-13.
53. Иванова С.В. Электронное будущее образовательного пространства: плюсы и минусы // Открытая школа. 2014. №7. С.19-23.
54. Иванова С.В. Образовательное пространство в научных исследованиях и правовых документах: понятия, практика применения, сложности и риски // Ценности и смыслы. 2014. №5 (33). С. 4-17.
55. Иванова С.В. О целях образования и механизмах их достижения (российский опыт) // Вестник Российского философского общества. 2014. №4(72). С.73-79.
56. Иванова С.В. Об общих чертах образовательных систем стран на постсоветском пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №5 (20). С.5-9.
57. Иванова С.В. Совершенствование механизмов взаимодействия государственной законодательной и исполнительной власти с политическими и общественными структурами по вопросам координации разработки и принятия социально значимых решений // Ценности и смыслы. 2014. №4 (32). С.19-26.
58. Иванова С.В. О современном состоянии системы непрерывного образования в сфере бизнеса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №3. С.66-80.
59. Иванова С.В. Современное образовательное пространство в социокультурном и геополитическом аспектах // Ценности и смыслы. 2014. №2 (30). С.40-49.
60. Иванова С.В. О понятии «образовательное пространство» и целях образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. №6. С.147-158.
61. Иванова С.В. Институт теории и истории педагогики как зеркало педагогической науки // Известия Российской академии образования. 2013. №4 (28). С.24-36.
62. Иванова С.В. Полный…? Куда?! Вперед или назад? // Ценности и смыслы. 2013. № 6. С.5-7.
63. Ivanova S.V. On the Matter of National Identity in Russia and Germany (Russian Identity Compared to the Significant Other)//World Applied Sciences Journal 27: 122-126, 2013.
64. Иванова С.В. Фундаментальная педагогическая наука: из прошлого – через настоящее – в будущее // Профессиональное образование. Столица. 2013. №12. С.25-29.
65. Иванова С.В., Пахомова Е.А., Пальянов М.П., Руднева Е.Л. Профессиональное образование и занятость молодежи – глобальная проблема XXI века // Педагогика. 2013. №8. С. 43-51 .
66. Иванова С.В. О методологических аспектах диссертационного исследования и проблеме плагиата в науке и образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. №5 (48). С. 50-63.
67. Иванова С.В. К проблемам методологических оснований дидактики в эпоху постмодерна // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. 2013. №3. С. 3-10.
68. Иванова С.В. Мир книги и книги в мире // Ценности и смыслы. 2013. №5. С.4-8.
69. Иванова С.В. К вопросу о влиянии инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство // Пространство и время. 2013. №3. С.72-75.
70. Иванова С.В. Некоторые методологические аспекты диссертационного исследования и проблема плагиата в науке и образовании // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. №2. С. 19-39.
71. Иванова С.В. Методологические аспекты научного исследования и подготовка диссертационных работ // Ценности и смыслы. 2013. №2. С.60-72.
72. Иванова С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме // Ценности и смыслы. 2013. №1. С. 4-8.
73. Иванова, С.В. О шестом Всероссийском конгрессе политологов // Ценности и смыслы. 2012. №6. С. 163-164.
74. Иванова С.В. К проблеме методологических истоков дидактики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №5. С. 4-24
75. Иванова С.В. О проблеме репрезентации и интерпретации решений в сфере образования // Ценности и смыслы. 2012. №6. С. 4-9.
76. Иванова С.В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. 2012. №5. С. 4-9.
77. Иванова С.В. Формирование творческого мышления школьников как государственная и научно-педагогическая задача // Ценности и смыслы. 2012. №3. С. 4-9.
78. Иванова С.В. О непрерывном образовании в сфере политики: подходы и решения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №3. С. 5-18.
79. Иванова С.В. О влиянии внешних условий и специфике принятия решений в отечественной системе образования // Ценности и смыслы. 2012. №2. С. 4-17.
80. Иванова С.В. Развитие системы непрерывного образования в сфере бизнеса: новые решения // ЭТАП: экономическая теория, анализ практика. 2012. №2. С. 122-135.
81. Иванова С.В. Осмысление педагогического наследия М.В. Ломоносова в современной науке // Педагогика. 2012. №2. С. 98-104.
82. Иванова С.В. О научных педагогических публикациях к 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. №2. С. 6-23.
83. Иванова С.В. Миры личности и границы мира // Ценности и смыслы. 2012. №1. С. 4-21.
84. Иванова С.В. О политическом проектировании и проектной деятельности в сфере политики // Пространство и время. 2011. №1. С.188-193.
85. Иванова С.В. Ученые не должны молчать // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. №1. С.4-6.
86. Иванова С.В. О национальной идентичности в Германии и в России // Международный социально-экономический журнал «EXRUS.eu». 2011. №74. (Германия).
87. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. №2. С. 91-109.
88. Иванова С.В. Основы для разработки модели внешней среды образовательного процесса // Вестник Российского философского общества. 2010. №2. С.71-78.
89. Иванова С.В. К вопросу о национальной идентичности в России и в Германии (российская идентичность в сравнении со значимым Другим) // Пространство и время. 2010. №2. С.32-35.
90. Иванова С.В. Клод Леви-Стросс: тот, кто ставил правильные вопросы // Ценности и смыслы. 2009. №3. С. 149-152.
91. Иванова С.В. Иван Ильин как наше «всегда» // Ценности и смыслы. 2009. №1. С. 149-155.
92. Иванова С.В. Новые вызовы системе подготовки профессионалов в бизнесе и политике // Вестник Российского философского общества. 2008. №4. С.91-99.
93. Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания // Вопросы философии. 2007. №10. С. 19-28.
94. Иванова С.В. Дискуссия о гуманизме: Ж.П.Сартр и М.Хайдеггер // Преподаватель. ХХI век. 2007. №2. С. 67-74.
95. Иванова С.В. Богдановские тектологические представления о нормах бытия и деятельности // Философские науки. 2007. №8. С.139-151.
96. Иванова С.В. Социально-психологическая адаптация в свете соотношения социального и личностного в образовательном процессе // Этносоциум и межнациональная культура. 2007. №6.
97. Иванова С.В. От формы – к проформе (О проблемах семейного образования и не только) // Открытая школа. 2005. №6. С.24-30.
98. Иванова С.В. О широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (предварительная оценка достигнутых результатов и перспективы) // Вопросы образования. 2004. №3. С. 240-251.
99. Иванова С.В. Современная образовательная среда // Лидеры образования. 2002. №10. С.41-42.
100. Иванова С.В. Коллективный разум августовских конференций // Народное образование. 2002. №4 (1317). С.
101. Иванова С.В. Модернизация содержания образования – веление времени (об экспериментальной работе по совершенствованию структуры и содержания общего образования) // Методист. 2002. №1. С.10-12.
102. Иванова С.В. «На посиделках». Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» V класс // Литература в школе. 2002. №3. С. 45-47.
103. Иванова С.В., Гребнев Л.С. О личностных приоритетах образования // Педагогическое образование и наука. 2001. №2. С. 4-9.
104. Иванова С.В. Экстернат: проблемы и решения // Открытая школа. 2001. №3. С.13-20.
105. Иванова С.В. О подготовительном этапе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования // Дидакт. 2001. №5 (44). С.7-12.
106. Иванова С.В. 12-летнее образование. Уже сегодня? // Куда пойти учиться. 2001. №33 (275).
107. Иванова С.В. Перспективы отечественного образования // Школа и производство. 2000. №3.
108. Иванова С.В. Обучение устному и письменному высказыванию в школе (Х-ХI классы) // Литература в школе. 1999. №6.
109. Иванова С.В., Розина Н.М. Вуз - мечта или реальность? // Домашний лицей. 1999. №2.
110. Иванова С.В. Неделя русского языка в Венгрии // Литература в школе. 1998. №4.
111. Иванова С.В. Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы в старших классах // Литература в школе. 1997. №4.

Научные издания под редакцией и с авторским участием

112. Иванова С.В. Образование в странах постсоветского пространства: 25 лет поиска собственного пути / Серия научных трудов в 4 томах. Научная редакция, составление. – М.: ИД «ЛУч», 2018: том 1 – 496 с., том 2 – 192 с., том 3 – 160 с., том 4 – 184 с.
113. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху». Под ред. С.В.Ивановой. 2018.
114. Иванова С.В, Долгая О.И., Ермоленко В.А. и др. Различные аспекты становления образовательных систем стран постсоветского пространства: 1991 – 2016 гг. Том 1 / Образование в странах постсоветского пространства: 25 лет поиска собственного пути. Серия научных трудов в 4 томах. Научная редакция, составление, авторство Введения и Главы 1. М.: ИД «ЛУч», 2018. Том 1 – 496 с.
115. Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики / Коллектив авторов О.В. Иванова, С.В. Иванова, К.Ю. Милованов, Е.Е. Никитина, Ю.Н. Сарычева, Б.А. Столяров; под общей ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. - 328 с. – С. 9-14, 243-248. (2 статьи).
116. Иванова С.В. Дидактические особенности музейной педагогики / Сборник «Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики»; под общей ред. С.В. Ивановой / Коллектив авторов О.В. Иванова, С.В. Иванова, К.Ю. Милованов, Е.Е. Никитина, Ю.Н. Сарычева, Б.А. Столяров. М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. - 328 с. – С. 9-14.
117. Иванова С.В. Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 / юбилейное научное издание. Под редакцией С.В. Ивановой. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. - 448с. (Общая редакция и 4 статьи: С.10-28, 206-209, 310-313, 353-354).
118. Иванова С.В. Принятие решений в системе образования / монографический сборник. Под общей редакцией С.В. Ивановой. М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2014.- 548с. (Общая редакция и 7 статей: С.6-8, 82-88, 89-96,176-198, 217-230, 438-455, 456-476).
119. Иванова С.В. Развитие музейной педагогики / Сборник трудов «Музейная педагогика как область педагогической науки»: коллектив С.В. Иванова, К.Ю. Милованов, Е.Е. Никитина, О.В. Иванова.; под общей ред. С.В. Ивановой. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 72 с. С.4-14.
120. Иванова С.В., Гребенчук Н.И. Социально-педагогическая работа школы / Под общей ред. С.В. Ивановой. М.:АСТ-Астрель. 2005.

Участие в коллективных научных и научно-методических изданиях

121. Иванов О.Б., Иванова С.В. Влияние глобальных рисков и вызовов на системы образования и формирование единого мирового образовательного пространства / Федеральный справочник. Образование в России. Т.12. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2017. С.31-38.
122. Иванова С.В. Образовательное пространство, с.191-193. Образовательная среда, с.199-201. //Дополнение к «Энциклопедии профессионального образования». Под ред. Т.Ю. Ломакиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017.
123. Иванова С.В., Иванова О.В. Образовательный потенциал музейных форм работы со школьниками в медиаэпоху / Коллективная монография «Понятийный аппарат педагогики и образования» Вып. 10. Отв. ред. Е.В.Ткаченко, М.А.Галагузова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2017. С.115-123.
124. Иванов О.Б., Иванова С.В. Социально-экономические условия формирования образовательного пространства / Коллективная монография «Россия и Казахстан на пути к всеобщему непрерывному образованию». СПб: изд-во Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. 440 с. С. 16-39.
125. Иванова С.В. О толковании актуальных понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда» / Коллективная монография «Понятийный аппарат педагогики и образования». Вып. 9. Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет», 2016. С.65-70.
126. Иванова С.В. О репрезентации терминов и проблеме плагиата в научном исследовании / Монографический сборник научных трудов «Методология педагогики: понятийный аппарат». Вып. 1. Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Москва-Екатеринбург: Издательский центр ИЭТ, Уральский государственный педагогический университет, Институт стратегии развития образования РАО, 2015. С.173-181.
127. Предпосылки и условия развития образования на постсоветском пространстве / Коллектив авторов: В.А. Ермоленко, С.В. Иванова, Ю.Г. Куровская, Т.Э. Мариносян, Г.Э. Галикян, Н.Н. Найденова, В.Д. Нечаев, А.В. Овчинников, Т.Ю. Стукен; под ред. В.А. Ермоленко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии и теории образования РАО», 2015. 132 с.
128. Иванова С.В. Взаимозависимость образовательного пространства и социальных условий / Коллективная монография «Понятийный аппарат педагогики и образования». Вып. 8. Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет», 2015. С.32-45.
129. Иванова С.В. Социальные условия и формирование образовательного пространства в постиндустриальную эпоху / Федеральный справочник. Образование в России. Т.10. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2014.
130. Иванова С.В. Проблема формирования творческой личности в школе в методологическом и социально-педагогическом аспектах / Среднее образование в России. Приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России». Т.3. М.:НП «Центр стратегического партнерства», 2014. 344 с. С.143-145.
131. Иванова С.В., Бебенина Е.В. Рейтинги как инструмент оценки эффективности использования социально-экономических ресурсов на образование в мире и странах постсоветского пространства // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2014. №12. С.3-23.
132. Иванова С.В. Пути развития музейной педагогики / Сборник научных работ «Современное образование: смыслы и стратегии духовного развития человека». Под ред. Б.П. Мартиросяна, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. М.:ЛЕНАНД, 2013. 616с. С.445-451.
133. Иванова С.В. Отечественная система образования в 1980-е, 1990-е, 2000-е годы: решения, обусловленные временем / Федеральный справочник. Образование в России. Т.9. М.:НП «Центр стратегического партнерства», 2013. 464 с. С.21-28.
134. Иванова С.В. Педагогический потенциал тектологических идей А.А. Богданова / Извлечения из монографии // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». Инновации в профессиональной школе. 2013. №7. 40с.
135. Иванова С.В. О методологических истоках дидактики / Извлечения из монографии // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». Инновации в профессиональной школе. 2013. №5. 40с.
136. Образование и занятость молодежи в начале XX века. Ведущие тенденции в России и за рубежом / международная коллективная монография. Коллектив авторов. Под ред. Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова. Томск, Москва: STT, 2012. 439с.
137. Иванова, С.В. К вопросу о создании благоприятной внешней среды образовательного процесса / Коллективная монография «Современное образование как открытая система». Под ред. Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. М.: Институт научной и педагогической информации РАО, ЮНИТИ-ДАНА, ЮРКОМПАНИ, 2012. 576с. С. 513-523.
138. Теория и практика модернизации профессионального образования России и США / Международная коллективная монография. Под. ред. Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова. Томск, Кемерово, Новосибирск: STT, 2012. 300с.
139. Иванова С.В. Обновление средней школы: проблемы и решения / Коллективный сборник «Россия: третье тысячелетие. Вестник актуальных прогнозов. Стратегия образования». М.: Минобразование, 2003. №1. С.36-39.
140. Иванова С.В. Особенности развития образовательных программ непрерывного образования в сфере политики / Методическое пособие «Инновационное развитие образовательных программ непрерывного образования: методология и практика». Коллектив авторов В.А. Ермоленко, С.В. Иванова, М.В. Кларин, С.Ю. Черноглазкин; под научной редакцией В.А. Ермоленко. М.:Издат. центр ИЭТ, 2013. 186с. С. 107-150.
141. Иванова С.В., Смакотина Н.Л. Профильное обучение: социализация и адаптация / Аналитический доклад с рекомендациями. М.: Academia АПКиПРО. 2006. 54с.
142. Иванова С.В., Гара Н.Н. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования /Методическое пособие. М.:АСТ-Астрель. 2002.
143. Иванова С.В., Гребнев Л.С. О личностных приоритетах образования // Дайджест «Лучшие страницы педагогической прессы». 2002. №1.
144. Иванова С.В., Ковалева Г.С. Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента / Пособие. М.: Дрофа, 2001.
145. Иванова С.В. Формирование у учащихся эмоционально–ценностного отношения к творчеству А.С. Пушкина / Коллективный сборник «Пушкин в школе» М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, МАКС-Пресс, 2000.

Материалы конференций

146. Ivanov O.B., Ivanova S.V. Modern Global Risks Impact on Education Systems and Unified Education Space Formation // "Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2018)", сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 2018, С.241-250. DOI:10.15405/epsbs.2018.09.02.28. Режим доступа: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/EEIA2018F028.pdf. (Web of Science).
147. Иванова С.В., Сорина Г.В. Вспоминая коллегу // Человек и общество в контексте современности. Философские чтения памяти профессора П.К. Гречко. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием Москва, 14 июня 2017 г. В 2-х томах. Том I. С. 40-42.
148. Иванова С.В. Наследие И.Я. Лернера в проблемном поле современной дидактики //Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.Я. Лернера «Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера» в 2-х томах. Том 1. (10-12 октября 2017 г.), 312с., С.7-9.
149. Ivanova S.V., Elkina I.M. Education quality in the postindustrial society //Сборник научных трудов The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 2017. С. 356-364. (Web of Science).
150. Иванова С.В., Бокова Т.Н. Исследование влияния постмодернистских идей на теорию и практику образования (на примере США) // Сборник материалов международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2017) / Под ред. С.В. Ивановой. С.77-97.
151. Ivanova S.V., Bokova T.N. Postmodern ideas' influence on education (illustrated by the USA experience) //Сборник научных трудов The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 2017. С. 339-355. (Web of Science).
152. Иванова С.В. Педагогический аспект влияния инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство // Сборник материалов международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2016) / Под ред. С.В. Ивановой. 694 с. С.93-99.
153. Иванова С.В. Образовательное пространство в современном мире: междисциплинарный аспект // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков». Москва, 23 мая 2017 г. М.:ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", 2017. С. 10-14.
154. Иванов О.Б., Иванова С.В. Запросы общества на качество образования как фактор формирования современного образовательного пространства // Сборник материалов международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2016) / Под ред. С.В. Ивановой. 694 с. С.83-93.
155. Ivanova S.V. Pedagogical aspect of information and communication technologies influence upon the educational space [Электронный ресурс] // SHS Web of Conferences, Том 29 (2016). 2016 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / S.V. Ivanova and E.V. Nikulchev (Eds.). URL: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/ contents. html. DOI: 10.1051/shsconf/20162901027 (Web of Science)
156. Ivanova S.V., Ivanov O.B. Society demands for the quality of education as a factor of modern education space forming [Электронный ресурс] // SHS Web of Conferences, Том 29 (2016). 2016 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / S.V. Ivanova and E.V. Nikulchev (Eds.). URL: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/
contents.html. DOI: 10.1051/shsconf/20162901028 (Web of Science).
157. Ivanova S., The Heritage of Aristotle as a Methodological Source and a Precursor of Modern Pedagogy. // World Congress in Philosophy of Aritotle //Abstracts. Athens (Greece), 9-15 July 2016.
158. Иванова С.В. Реминисценции Аристотелевой дидактики в методологии В.В. Краевского // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения российского ученого-педагога, академика В.В. Краевского «Методология педагогики в контексте современного научного знания». 2016. С.28-33.
159. Иванова С.В., Бебенина Е.В. О совершенствовании наукометрических показателей научного учреждения и научного сотрудника //Пленарные доклады III Всероссийской конференции по науковедению и наукометрии, 27-29 октября 2015 года. М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2015. - 93с. С. 4-14.
160. Иванова С.В. Методологические проблемы философии образования и дидактики в эпоху «перемен» // Сборник трудов II Международной конференции «Деятельностная педагогика и педагогическое образование», г. Воронеж: издательство «Научная книга», 2015. 204с. С.57-67.
161. Иванова, С.В. Вступая в круг идей С.Я. Батышева // Сборник статей VII Международных научных чтений «Профессиональное образование: отечественный опыт и международные практики», 19 октября 2015 г. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2015. 394с. С.383-385.
162. Иванова С.В. «Мягкая сила» как модус образовательного пространства // Тезисы докладов VII Российского философского конгресса «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог», 6-10 октября 2015 г. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. В 3-х т. Том III. 384с. С.296-297.
163. Иванова С.В. Методологический и социально-педагогический аспекты формирования творческой личности в школе // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и современные возможности подготовки педагогических кадров», 16-17 сентября 2015 г. Казахстан: Академия педагогических наук Казахстана, ГККП «Педагогический колледж имени Ж.Мусина, Кокшетау, 2015. 325с. С.11-14.
164. Ivanov O.B., Ivanova S.V. Special features of education space formation in economic and social conditions inherent in the post-industrial epoch // В сборнике: Lifelong learning of the 13th International Conf. arr. N.A. Lobanov, V. N. Skvortsov. Санкт-Петербург, 2015. С.43-47.
165. Иванова С.В. Ценность творчества и формирование креативности у школьников // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Развитие креативности в условиях адаптивной образовательной среды», 26-28 марта 2014 г. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. 350с. С.36-41.
166. Иванова С.В. О педагогическом познании. Введение // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития». В 2-х частях. Ч.I. Москва: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. 360с. С.5-8.
167. Иванова С.В. Образовательное пространство как объект проектирования // Материалы международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в мировом образовательном пространстве». Ч.I. Пятигорск: ПГЛУ, 2014. 490с. С.384-393.
168. Иванова С.В. К вопросу о плагиате в научных исследованиях // Сборник материалов Секции «Интеллектуальная собственность в сфере образования, науки, творчества и культуры» VI Международного форума «Интеллектуальная собственность - XXI век», 22 апреля 2014 г.
169. Иванова С.В. Моделирование благоприятной внешней среды образовательного учреждения // Материалы Международной научно-практической конференции «Подготовка педагогов в системе профессионального образования: ориентиры и тенденции», сентябрь 2013г. Республика Казахстан. Семей: РИО ОФ «Зияткер», 2013. 454с. С.11-16.
170. Иванова С.В. Повышение квалификации и подготовка кадров в сфере бизнеса: состояние вопроса, проблемы и решения // Труды XI Международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» /под ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. Вып.11. Ч.1. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. 380с. С.18-24.
171. Иванова С.В. Образовательное пространство под влиянием инфокоммуникационных технологий // Материалы III Байкальской межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инфокоммуникационные образовательные технологии: модели, методы, средства, ресурсы». Бурятия, Монголия. Улан-Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета. 2013. 186с. С.3-10.
172. Иванова С.В. Создание многофункциональных центров образования как фактор повышения занятости молодежи // Материалы Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи – XXI век». Кемерово: КРИРПО, 2012.
173. Иванова С.В. Формирование творческой личности и рамки компетентностно-ориентированного подхода: дилемма или проблема? // Материалы III Международной научно-практической конференции «Технологии построения систем образования с заданными свойствами». М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, редакционно-издательский центр, 2012 г. 419с. С.44-48.
174. Иванова С.В. Проблемы модернизации образования в эпоху «перемен» (или: От «Великой дидактики» к дидактике постмодерна) // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества», 22 окт. 2012 г., в 2 т-х тт. Ч.I. М.:ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 440с. С. 8-21.
175. Иванова С.В. Педагогическая наука в поисках смыслов и решений // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества», 24 октября 2011г. М.: ИТИП РАО, 2011. 440с. С. 3-12.
176. Иванова С.В. О создании благоприятной внешней среды учреждения профессионального образования: акторы, позиции, условия // Сборник материалов V Международной научной конференции «Методологические вопросы непрерывного профессионального образования в условиях информационного общества». Украина. Т.1. Киев, 2011. 384с. С. 102-113.
177. Иванова С.В. О новых реалиях непрерывного образования в политике и бизнесе // Труды II Международной научно-практической конференции «Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование – наука - инновационная деятельность». Под ред. Л.В. Кожитова. М.: МГИУ, 2011. 830с. С. 20-32.
178. Иванова С.В. Об основаниях и практике принятия решений в отечественной системе образования //: Сборник трудов Международной научной конференции «Философия и образование в процессе трансформации культуры» 14-15 декабря, 2011. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011. [Электронный ресурс] DVD. http://new.philos.msu.ru.
179. Иванова С.В. Национальная идентичность как фактор безопасности государства // Материалы постояннодействующего межведомственного научного семинара «Погранология». М.: Академия пограничной службы, 2010. №3.
180. Иванова С.В. Проблемы здоровьесбережения школьников в условиях образовательного процесса // Материалы Круглого стола "Российская молодежь: в будущее без риска». Серия "Научные семинары. Круглые столы. Дискуссии". Вып.6. Под ред. Н.Л.Смакотиной. М.: Альфа-М, 2006.
181. Иванова С.В., Березина Т.И. Теоретические основы качества управления образованием // Материалы Международной научно-практической конференции «Качество управления образовательным пространством в регионе» Ч.1. Новосибирск: НГПУ, 2003. С.23-34.
182. Иванова С.В. Практика организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях и перспективы развития профильной школы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы профессионального обучения в контексте непрерывного образования». Под общей редакцией С.В. Ивановой, М.В. Наяновой. Самара: Научн. центр РАН, 2002. С. 16-24.
183. Иванова С.В. О некоторых подходах к государственной (итоговой) аттестации и оценке качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования в муниципальном пространстве». Челябинск: ЮжУралинформ, 2001.
184. Иванова С.В. Формирование у учащихся эмоционально–ценностного отношения к творчеству А.С. Пушкина // Материалы Международной научной конференции «А.С. Пушкин и мировая культура». М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 1999. С.263-265.
185. Иванова С.В. Использование лирики А.С. Пушкина при создании учебной ситуации общения на занятиях по русскому языку // Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции «А.С. Пушкин и современность» (к 200-летию со дня рождения поэта). Ч.1. М.: РУДН, 1999.
186. Иванова С.В. К проблеме личностно-ориентированного обучения // Тезисы Международной конференции «Теория и практика русистики в мировом контексте». М.: МГПУ. 1997. С.45-48.
187. Иванова С.В. Информационно-методические материалы по вопросам инспектирования // Коллективный сборник Минобразования России. Самара: СИПКРО, 1996.

Зарегистрированные продукты интеллектуальной собственности

Визитная карточка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» [Электронный ресурс] / Иванова С.В., Бебенина Е.В. , Елкина И.М., Жимаев В.В.; правообладатель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». База данных (600 Мb). М.:ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. CD-ROM № гос. регистрации АААА-Г17-617030110098-4 от 01/03/17. Доступ регулируется правообладателем.

ИНТЕРВЬЮ со С.В. Ивановой

Интервью «Е.В. Ткаченко был высочайшим авторитетом для всех и всегда» // Профессиональное образование. Столица. 2018. №7. С.2-10.

Интервью «Верю, что роль педагогики - науки для образовательной отрасли - будет оценена по-новому» // «Учительская газета». 2018. №11, 13 марта.

Интервью «Педагог – Философ – Стратег» // Философские науки. 2017. № 12. С. 7–18.

Интервью «Науки об образовании: приоритеты и востребованность» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2. т.2 (38), стр.6-16.

Интервью // «Известия Российской академии образования». 2017. №2 (42). С.118-130.

Интервью «Интеллектуальную элиту педагогов нужно растить» // «Вестник образования России». 2017. №7, апрель. С. 53-62.

Интервью «Науки об образовании: приоритеты и востребованность // «Отечественная и зарубежная педагогика». 2017. №2. т.2 (38). С.6-16.

Интервью // «Известия Российской академии образования». 2016. №2 (38). С.152-168.

Интервью «В педагогике нельзя ошибаться» // «Вестник образования России» №22, ноябрь, 2015. С.71-80.

Интервью «Век живи – век учись. Российская педагогическая наука вступает на новый этап развития» // «Российская газета». Федеральный выпуск. №6208 (232) от 16.10.2013.