Новости и анонсы

Подкатегории Новости   Анонсы

Search

Поиск / Фильтрация
Дата события
Фильтры изменены, пожалуйста нажмите чтобы отправить когда будете готовы
Страница 10 из 192
  • Воспитание на уроке: методика работы учителя

    Воспитание на уроке: методика работы учителя

      В 2021 году в рамках выполнения государственного задания «Обновление содержания общего образования» № 073-00007-21-00 вышло из печати методическое пособие «Воспитание на уроке: методика работы учителя». Авторы: Степанов П. В., д.пед.н.; Круглов В. В., к.пед.н.; Степанова И. В., к.пед.н.; Селиванова Н. Л., чл.-корр. РАО, д.пед. н., проф.;  Шустова И. Ю., д.пед.н.; Парфёнова И. С.; Черкашин О. Е., к.пед.н.; Бебенина Е. В. д.пед.н. Под редакцией П.В. Степанова.

      Обновление содержания общего образования предполагает сегодня не только особое внимание к новым методам преподавания или новым аспектам предметных результатов урока. Оно предполагает и особое внимание к вопросам воспитания на уроке. Этого требует обновленный федеральный государственный образовательный стандарт, это рекомендует и новая примерная программа воспитания.

      В данном пособии детально описана методика работы учителя, позволяющая ему ориентировать свои уроки на воспитание, на обеспечение личностных результатов ребенка. В единую методическую систему здесь сведены: содержание воспитания; важнейшие условия развития личности ребенка как главной цели воспитания; необходимые для создания таких условий действия учителя; а также соответствующие этим действиям конкретные педагогические приемы. Всё это сопровождается яркими и практичными примерами, позволяющими учителю наглядно представить и эффективно освоить данную методику. Предназначено для учителей образовательных организаций, методистов, специалистов институтов развития образования.

      Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. – 94 с.

  • Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в школе: ресурсы диалога

    Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в школе: ресурсы диалога

    В 2021 году в рамках выполнения государственного задания «Обновление содержания общего образования» № 073-00007-21-00 вышло из печати методическое пособие «Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в школе: Ресурсы диалога». Авторы: Алексашкина Л. Н., д.пед.н.; Ворожейкина Н. И., к.пед.н; Крючкова Е. А., к.пед.н.; Амбарцумова Э. М., к.пед.н.; Королева Г. Э. Под редакцией Л. Н. Алексашкиной.

      Пособие, адресованное учителям истории, обществознания, географии, основывается на положениях Федерального государственного образовательного стандарта ООО и учебных программ основного общего образования, принятых в 2021 г. В нем характеризуются возможности расширения познавательного и коммуникативного диалога при изучении социально-гуманитарных дисциплин на основе деятельностного похода, организации самостоятельной работы учащихся с многообразными источниками информации. Приведены примеры познавательных ситуаций и заданий. Специальная глава посвящена актуальным проблемам дистанционного обучения в цикле социально-гуманитарных дисциплин.

    Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в школе: ресурсы диалога: методическое пособие / [Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И., Крючкова Е. А. и др.]; под ред. Л. Н. Алексашкиной. – М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. – 102 с.

  • Россия – Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI век

    Россия – Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI век

    В 2021 году из печати вышла монография «Россия – Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке», созданная в рамках совместного международного проекта кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (заведующий кафедрой – чл.-корр. РАО, д.филос.н., проф. С.В. Иванова) и факультета наук об образовании "Джиованни Мария Бертин" Болонского университета (проф., доктор педагогики и истории педагогики Д. Кароли, Италия).

    Книга посвящена исследованиям в области сравнительной педагогики и философии образования, проблемам обучения и воспитания школьников и студентов, роли педагога в развитии ребенка в различные исторические периоды в России и Италии; представлен историко-компаративный анализ развития школьного и профессионального образования в этих странах, а также показано состояние и пути развития образования в современных условиях.

    Издание включает материалы на русском, итальянском и английском языках; статьи сопровождаются аннотациями на трех языках – русском, итальянском и английском.

    Книга адресована представителям научного педагогического сообщества, аспирантам, преподавателям, руководителям образовательных организаций.

    Россия – Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке: монография / под ред. С.В. Ивановой, Д. Кароли. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 1100 с.

  • Стратегическая сессия по разработке Концепции развития дошкольного образования в Российской Федерации

    Стратегическая сессия по разработке Концепции развития дошкольного образования в Российской Федерации

      В целях реализации государственной политики в сфере дошкольного образования 23 декабря 2021 года в ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» на базе Лаборатории дошкольного образования прошла установочная Стратегическая сессия по разработке Концепции развития дошкольного образования в Российской Федерации (далее – Стратегическая сессия, мероприятие).

      В работе Стратегической сессии приняли участие более пятидесяти экспертов в области дошкольного образования, в том числе: представители Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России, региональных Министерств и ведомств; научных организаций; педагогических вузов;Профсоюза работников образования Российской Федерации; НКО, родительской общественности; ИРО/ИПК; педагогов-практиков; руководителей ДОО и др.

      В рамках мероприятия состоялось обсуждение структуры и основных направлений проекта Концепции развития дошкольного образования в Российской Федерации (далее – проект Концепции). В ходе Стратегической сессии представители Минпросвещения России подчеркнули актуальность создания данного документа на современном этапе, важность объединения усилий научного, экспертного и профессионального сообщества в его разработке, необходимость профессионально-общественного обсуждения Концепции в дальнейшем.

      В ходе Стратегической сессии состоялась презентация Лаборатории дошкольного образования ФГБНУ ИСРО РАО, где были обозначены основные направления ее деятельности в рамках реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в Российской Федерации, включая разработку проекта Концепции.

      Основной акцент на мероприятии был сделан на обсуждении подходов к разработке проекта Концепции, ее основных содержательных направлений на основе анализа современной ситуации в системе дошкольного образования в Российской Федерации.

      Было отмечено, что на этапе формирования и обсуждения такого важного документа необходимо определить набор основных смыслов стратегического планирования, которые заключаются не только в сохранении феномена детства в дошкольном образовании, но и в четком определении смысла развития ребенка дошкольного возраста.

      В этой связи особое внимание должно быть уделено следующим позициям: определению целей, задач, приоритетных направлений, нормативно-правовых основ и принципов, необходимых условий для развития дошкольного образования в России на период до 2030 г.; совершенствованию механизмов организации межведомственного взаимодействия в области дошкольного образования; осуществлению преемственности между дошкольным и начальным уровнями общего образования; особой роли инклюзивного образования детей дошкольного возраста.

      В рамках Стратегической сессии были рассмотрены вопросы формирования состава рабочей группы по разработке проекта Концепции, определения форматов и механизмов взаимодействия экспертов в области дошкольного образования на период разработки данного документа.

      По итогам мероприятия подготовлены предложения в резолюцию Стратегической сессии по структуре и содержанию проекта Концепции развития дошкольного в Российской Федерации, а также экспертно-аналитическому, организационно-методическому и информационному сопровождению процесса разработки этого стратегически важного документа.

    Презентационные материалы:

    Презентация. Авалуева Н.Б.
    Презентация. Волосовец Т.В.
    Презентация. Гогоберидзе А.Г.
    Презентация. Дорофеева Э.М.
    Презентация. Кутепова Е.Н.
    Презентация. Марич Е.М.
    Презентация. Радионова О.Р.
    Презентация. Тарасова Н.В.

    Видеозапись

    23122021 страт сессия ДО 3

    23122021 страт сессия ДО Костенко

    23122021 страт сессия ДО Асмолов

    23122021 страт сессия ДО 2

    23122021 страт сессия ДО Волосовец

    23122021 страт сессия ДО Гогоберидзе

    23122021 страт сессия ДО Радионова

    23122021 страт сессия ДО Марич

    23122021 страт сессия ДО Юдина

     

     

  • Лекция Богуславского М.В. в рамках Школы молодого ученого

    Лекция Богуславского М.В. в рамках Школы молодого ученого

    15 декабря 2021 года в 16 часов состоялась лекция в рамках Школы молодого ученого по теме «Методология современного историко-педагогического исследования».

    Лектор: Богуславский Михаил Викторович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, руководитель научной школы «История педагогики и образования: научная школа Н.А. Константинова - З.И. Равкина».

    Во вступительной части занятия Михаил Викторович Богуславский представил научную школу «История педагогики и образования: научная школа Н.А. Константинова - З.И. Равкина», показав основные направления ее развития и богатый потенциал историко-педагогических исследований для современного образования.

    Богуславский Лекция1

    В ходе лекции М.В. Богуславский последовательно раскрыл структуру современного историко-педагогического знания в соответствии с принципом «от общего к частному», выделив в составе «методологической пирамиды» общую методологию, методологические подходы, общие методы историко-педагогического исследования и методы исследования конкретных историко-педагогических феноменов.

    Михаил Викторович Богуславский блестяще представил общую методологию с трех позиций, охарактеризовав ее с точки зрения детерминистского, синергетического и трансцендентального видения; мастерски описал методологические подходы в формационном, цивилизационном и антропологическом вариантах.

    М.В. Богуславским были всесторонне охарактеризованы основные методологические подходы к исследованию истории педагогики, в числе которых выделяются синергетический, цивилизационный, парадигмальный. Особое внимание Михаил Викторович уделил синергетическому подходу, повествуя о котором, профессор М.В. Богуславский подчеркнул, что «для современного отечественного образования наибольший интерес вызывает не внешний, видимый слой историко-педагогического процесса, а как раз «нестолбовые» пути развития российской педагогики XX века».

    Богуславский Лекция2

    Важным аспектом рассмотрения методологии историко-педагогических исследований стали методы исследования конкретных историко-педагогических феноменов (монографический, биографический, культурно-типологический, парадигмальный и т.п.), системно представленные руководителем научной школы «История педагогики и образования: научная школа Н.А. Константинова - З.И. Равкина» на ярких, конкретных примерах.

    Лекция, посвященная важнейшим для молодых ученых вопросам методологии современного историко-педагогического исследования, вызвала искренний интерес, оживленную дискуссию и глубокую признательность со стороны слушателей.

    Будем рады видеть молодых исследователей на мероприятиях Школы!

    Расписание размещено на сайте Института.

  • Поздравляем М.Л. Пустыльника с юбилеем!

    Поздравляем М.Л. Пустыльника с юбилеем!

    Уважаемый Михаил Лазаревич!

    От всего коллектива нашего Института примите самые искренние и сердечные поздравления с Вашим юбилеем!

    Вы знаменитый ученый в области инновационного развития науки и образования, обладающий многолетним опытом руководства системными научными и научно-практическими проектами. Ваши научные исследования и гениальные изобретения широко известны и заслуженно признаны в России и за рубежом.

    Вы талантливый руководитель, имеющий большой управленческий опыт. Ваши уникальные деловые и личные качества, выдающиеся организаторские, творческие и интеллектуальные способности, природная проницательность и исключительное трудолюбие пользуются глубоким уважением среди коллег.

    Выражаем Вам огромную благодарность за Ваш высокий профессионализм, значительный вклад в развитие Института и серьезные достижения в области модернизации отечественного образования.

    От всей души желаем Вам и Вашим близким доброго здоровья и семейного благополучия, реализации всех Ваших благих целей и замыслов, профессиональных успехов и новых свершений в служении педагогической науке и образованию России!

    С юбилеем!

    Пустыльник М.Л

     

  • Очередное заседание Ученого совета

    Очередное заседание Ученого совета

      20 декабря 2021 года в Институте прошло очередное заседание Ученого совета.

      В начале заседания председатель Ученого совета – Иванова Светлана Вениаминовна – тепло поприветствовала участников и поздравила Лобанова Илью Анатольевича и Крыжановскую Ирину Викторовну с получением дипломов кандидата педагогических наук.

      На завершающем в 2021 году заседании Ученого совета были подведены итоги работы Института. Метелкин Дмитрий Александрович рассказал о выполнении государственного задания Институтом в 2021 году. В целом выполнены работы по 13 проектам государственного задания, из них важнейшими стали «Обновление содержания общего образования», «Преодоление затруднений младших школьников в использовании компьютеров в учебной деятельности (с учетом результатов международных сравнительных исследований PIRLS-2021 и TIMSS-2019)», «Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе», «Разработка универсального тематического кодификатора для 1-11 классов по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне», «Приобретение (разработка) комплекса виртуальных лабораторных и практических работ по предметам биология, физика, химия, математика, изучаемых на углубленном уровне основного общего образования, в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» на 2021 год», «Информационно-аналитическое, научно-методологическое экспертное сопровождение реализации потенциала мирового опыта современного педагогического образования в условиях смешанного обучения». В рамках этих государственных заданий были разработаны примерные рабочие программы по всем предметам начального и основного общего образования, которыми уже сегодня могут пользоваться педагоги; опубликованы методические пособия по специфике преподавания отдельных предметов в условиях обновления содержания общего образования; разработаны коллекция видеоуроков, обогащающие школьные уроки качественным видеоконтентом. Учителя могут воспользоваться методическими рекомендациями, в том числе разработанными для организации работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, и с детьми с особым социальным статусом. К памятным датам сотрудники Института подготовили федеральные уроки, посвященные Году науки и технологий, 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, а также урок, направленный на освоение обучающимися темы Великой отечественной войны. Совершенно новым видом методической поддержки учителей, работающих в школах с низкими образовательными результатами обучающихся, стала разработка видеокейсов, помогающих учителю в проектировании уроков по трудным темам, изучаемым в основной школе.

     С этими и другими материалами можно познакомиться на специально созданном для поддержки педагогов портале «Единое содержание общего образования».

      Логвинова Ирина Михайловна рассказала о проведении научных, научно-практических, просветительских мероприятий в 2021 году. В этом году к ним был особенный интерес как у педагогов страны, так и у представителей администрации общеобразовательных школ, представителей органов управления образованием, методистов. Институт стал организатором международных форумов и конференций, всероссийских просветительских мероприятий, на которые система зафиксировала более 30000 подключений в режиме реального времени. На канале YouTube до сих пор не прекращается увеличение количества просмотров.

       Со всеми проведенными Институтом мероприятиями можно познакомиться здесь

     Сообщение Елкиной Ирины Михайловны было посвящено издательской деятельности и международному сотрудничеству Института в 2021 году. В Институте вышло 11 методических пособий и монографий, в том числе уникальное издание – книга «Россия—Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке» (под науч. ред. С. В. Ивановой, Д. Кароли). Индекс Хирша сотрудников Института по всем публикациям на elibrary.ru составил 91 пункт, в основном это публикации в изданиях, рецензируемых ВАК РФ.

      Об итогах работы по подготовке научных кадров высшей квалификации в 2021 году рассказала Победоносцева Мария Георгиевна. К докторантуре Института прикреплены 7 человек. В аспирантуре в настоящее время обучается более 60 человек. Конкурс в аспирантуру в 2021 году составил 2,3 человека на место. Учебный процесс проходит в очно-дистанционном формате, всегда находятся на связи с диссертантами их научные руководители и консультанты, лекционный процесс поддерживается практическими занятиями как по научно-исследовательским курсам, так и по практико-ориентированным, например, как описать результаты опытно-экспериментальной работы, как оформить диссертацию и др. Приветствуется участие аспирантов и докторантов в конференциях и форумах Института, в заседаниях лабораторий и ВНИКов по их темам исследований.

      Участники заседания Ученого совета поддержали публикацию методического пособия «Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания общего образования», подготовленного в рамках государственного задания «Обновление содержания общего образования» (Авторы: Пентин А.Ю., к.ф.-м.н., Заграничная Н.А., к.п.н., Никишова Е.А., к.п.н., Семенова Г.Ю., к.п.н., Овчинников А.В., к.п.н.). Это пособие позволит педагогическим работникам обновить подходы к преподаванию естественно-научных предметов в основной школе в соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО и примерными рабочими программами естественно-научных учебных предметов.

      Также на заседании были рассмотрены и утверждены индивидуальные планы докторантов Борисова Б.Ю., Закиевой Р.Р., Топчий И.В., Малыгина А.А. по подготовке диссертационных исследований, заслушан отчет о выполнении индивидуального плана докторанта третьего года прикрепления по специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования Антоновой М.В.

      Ученым советом было принято важное решение о выдвижении кандидатуры Селивановой Наталии Леонидовны (гиперссылка на страницу сотрудника ), доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, главного научного сотрудника лаборатории развития личности в системе образования, на выборы в академики Российской академии образования, а также о выдвижении кандидатуры Ковалевой Галины Сергеевны, заведующей центром оценки качества образования, кандидата педагогических наук, на награждение Грамотой Президента Российской Федерации.

      По завершении заседания председатель и члены Ученого совета пожелали коллегам успеха и поздравили друг друга с наступающим Новым годом.

     

Страница 10 из 192

  • В начало
  • Назад
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • Вперёд
  • В конец