Новости и анонсы

Подкатегории Новости   Анонсы

Search

Поиск / Фильтрация
Дата события
Фильтры изменены, пожалуйста нажмите чтобы отправить когда будете готовы
Страница 11 из 194
  • Статья Михаила Викторовича Богуславского "Русский Леонардо да Винчи"

    Статья Михаила Викторовича Богуславского "Русский Леонардо да Винчи"

      В очередном номере издания «Учительская газета» №06 от 08 февраля 2022г. опубликована статья Михаила Викторовича Богуславского "Русский Леонардо да Винчи"

    Павла Александровича Флоренского (1882-1937) в мировой культуре высоко ценили, как оригинального религиозного мыслителя, богослова, глубокого культуролога, тонкого поэта, крупного учёного, талантливого инженера. Но только в начале ХХI века стал ясен, во всем величии, масштаб этой грандиозной личности. Его называют гением, феноменом, человеком-легендой, энциклопедистом.

       Автор статьи – Михаил Викторович Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат Почетного Знака «Золотое перо-2020».

      Полная версия статьи доступна по подписке на официальном сайте «Учительской газеты»

     Авторская версия статьи

  • Закономерности обучения как теоретическая основа проектирования учебного процесса

    Закономерности обучения как теоретическая основа проектирования учебного процесса

      28 января 2022 года в 17.40 часов состоялась лекция в рамках Школы молодого ученого по теме «Закономерности обучения как теоретическая основа проектирования учебного процесса».

      Лектор: Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, руководитель научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова».

      На занятии, посвященном закономерностям обучения, Владислав Владиславович Сериков блестяще показал суть и предназначение процесса обучения, подчеркнув, что «главное в обучении – усвоение способов деятельности», и последовательно представил закономерности обучения: закономерность целенаправленности, закономерность построения содержания обучения, закономерность механизма обучения, закономерность единства содержательного и процессуального компонентов обучения, закономерность усвоения через учебную деятельность, закономерность единства содержания и формы, закономерность субъектной позиции обучающегося, закономерность перехода от совместности к автономности.

      При рассмотрении закономерности целенаправленности В.В. Сериков охарактеризовал основные цели обучения (обучающую, развивающую, воспитательную), мудро отметив, что «урок должен быть красивым», «вызывать эстетические чувства» и утверждать тем самым в ученике «лучшие человеческие качества». В рамках закономерности построения содержания обучения Владислав Владиславович Сериков всесторонне, с опорой на конкретные историко-педагогические факты охарактеризовал модели обучения: ЗУНовскую, культурологическую, деятельностную. При рассмотрении закономерности механизма обучения В.В. Сериков ярко представил способ обучения как совместную деятельность обучающего и обучаемого в процессе решения задачи, справедливо заметив при этом, что «любое автономное действие вырастает из действия совместного». Закономерность единства содержательного («то, чему мы учим») и процессуального («то, как мы учим») компонентов обучения была мастерски показана В.В. Сериковым на примере культурологической модели содержания и методов обучения. Повествуя о закономерности усвоения через учебную деятельность, профессор В.В. Сериков рассмотрел организацию учебной деятельности как ресурс качества учебного занятия, убедительно показав, что сама учебная деятельность возникает при наличии учебного мотива (мотива саморазвития), учебной задачи, владения предметными и универсальными способами познания. В ходе представления закономерности единства содержания и формы профессором В.В. Сериковым был раскрыт деятельностный ресурс учебного процесса как «возможность для ученика реализовать себя, заняться любимым делом на уроке, «поделать» что-то интересное». При изложении закономерности субъектной позиции обучающегося лектор подчеркнул значимость развития у ученика умения организовывать свое обучение. В закономерности перехода от совместности к автономности В.В. Сериков особо выделил сопровождающую роль учителя при переходе ученика через «зону ближайшего развития».

      В заключительной части занятия руководитель научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова» отдельное внимание уделил воспитательным возможностям учебного занятия, справедливо отметив, что «урок, который воспитывает, естественно, лучше обучает», и ресурсу авторитета учителя, наглядно проиллюстрировав это важное понятие яркими примерами из образовательной практики.

      Лекция Серикова Владислава Владиславовича, продолжающая тему личностно-ориентированного образования и раскрывающая закономерности обучения, стала красивым и запоминающимся научным событием, вызвавшем у слушателей большой профессиональный интерес, творческое вдохновение и искреннюю благодарность.

      Приглашаем молодых ученых на мероприятия Школы!

      Расписание представлено на сайте Института

    сериков ШМУ

  • День российской науки

    День российской науки

    Дорогие коллеги!

    Сердечно поздравляем Вас с Днём российской науки!

      Наша наука всегда славилась научными достижениями, великими мировыми открытиями, выдающимися учеными, новаторами и изобретателями.

      Опираясь на отечественные образовательные традиции и передовой педагогический опыт, Россия сегодня является признанным мировым лидером по многим научным направлениям. Значительный вклад в выдающиеся успехи российской науки внесли отечественные ученые-педагоги, идеи которых изменили представление человечества о воспитании и образовании, о педагогике как науке в целом. 

      Педагогика связывает прошлое и будущее общества, способствует передаче духовно-нравственных ценностей и традиций, накопленных знаний и опыта созидательной деятельности из поколения в поколение, помогает формировать у людей искренний интерес к учебе и знаниям, воспитывать уважение и любовь к своей истории, стране и народу, что во многом определяет путь, по которому пойдет наша страна, наше общее будущее.

     

    От всей души поздравляем всех ученых, исследователей и новаторов с профессиональным праздником!

    Желаем Вам крепкого здоровья, новых открытий и дальнейших побед во славу нашей Родины и отечественной науки!

    день науки

  • Ежегодный Пленум Научного совета по проблемам экологического образования РАО

    Ежегодный Пленум Научного совета по проблемам экологического образования РАО

     2 февраля 2022 года в Институте стратегии развития образования РАО прошел ежегодный Пленум Научного совета по проблемам экологического образования РАО. Тема Пленума Научного совета - «Экологическое образование для устойчивого развития – цели, показатели, результаты».

      В связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой Пленум проводился в онлайн-режиме. В работе Пленума приняли участие более 40 членов Научного совета из разных регионов России, из них 21 доктор наук.

      Пленум прошел в режиме круглого стола. Тематика дискуссии обусловлена активизацией внимания государства к развитию экологического образования и экологической культуры граждан нашей страны в свете конституционных поправок 2020 года (статья 114 п. е6 Конституции РФ). Научная дискуссия в рамках Пленума была посвящена выработке консолидированного понимания ряда ключевых понятий общего и профессионального экологического образования и путей достижения экологической культуры как его цели.

      С докладами выступили члены Научного совета Л.В. Шмелькова («Экологическая культура граждан России как ключевой результат экологического образования») и Е.Н.Дзятковская («ЮНЕСКО о вкладе культуры в устойчивое развитие»).

      В ходе дискуссии выступили члены Научного совета А.Н.Захлебный, Б.А.Карев, Е.Н.Дзятковская, Л.В.Шмелькова, Д.С.Ермаков, С.В.Алексеев, Ю.Н.Саямов, Н.Н.Марфенин, Л.П.Печко, Т.А.Бабакова, Н.М. Мамедов и другие члены Научного совета.

      Выступающие, отметили, что экологическая культура связана с формированием таких интегрированных мировоззренческих категорий, как современная научная картина мира, экологический императив, глобальное мышление. Ее формирование неотделимо от развития культуры в целом и отражает общенациональные особенности народов страны. Было подчеркнуто, что, несмотря на многочисленность исследований в этой области, модель экологической культуры еще остается неразработанной. Остается не ясным, в чем особенности формирования экологической культуры у детей школьного возраста, в чем отличие общей и профессиональной экологической культуры.

      В ходе дискуссии подчеркивалась актуальность разработки базовых основ экологической культуры, ее показателей как одного из новых результатов общего образования, определения ключевых понятий и индикаторов экологической культуры.

      Прошедшая с большим профессиональным интересом философов, экологов и педагогов дискуссия положила начало для дальнейшей совместной работы, которую решили продолжить осенью, созвав очередной пленум Научного совета в текущем году.

      Выступающие высказывались за работку и принятие в нашей стране таких основополагающих документов необходимых для построения государственной системы непрерывного экологического образования, как концепция современного общего экологического образования в интересах устойчивого развития, государственной программы формирования экологической культуры населения в рамках национальной программы «Экология» - программы экологического образования, просвещения и культуры населения. Были высказаны опасения в связи с предложениями рабочей группы Минэкологии о принятия программ экологического просвещения в отрыве от экологического образования, экологического воспитания – от экологического обучения, что подрывало бы достижение экологической культуры как целостного результата, достигаемого системной работой формального и неформального образования в единстве обучения, воспитания и развития.

      В рамках работы Пленума состоялся прием новых членов в состав Научного совета по проблемам экологического образования РАО, представляющих интересы педагогов из трех субъектов Российской федерации.

    Видеозапись

    02022022 Пленум Экология общая

  • Общество. Эффект Буратино: зачем нам финансовая грамотность. Аудиоинтервью И.А. Лобанова на радио Маяк

    Общество. Эффект Буратино: зачем нам финансовая грамотность. Аудиоинтервью И.А. Лобанова на радио Маяк

     Государственной радиовещательной компании «Маяк» 29 января 2022 года дал интервью Илья Анатольевич Лобанов — заведующий лабораторией социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук.

      В программе эфира обсуждались вопросы о том, для чего в современном мире людям необходимо формирование финансовой культуры. О том, какие нужны подходы для создания собственного капитала. 

     Ссылка на аудоинтервью на радио Маяк: https://radiomayak.ru/shows/episode/id/2647552/

     

     

     

     

  • Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается

    Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается

      27 января 2022 на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета был проведен Всероссийский методологический семинар «Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается», посвященный 100-летию со дня рождения Владимира Сергеевича Ильина – основателя Волгоградской научно-педагогической школы.

      Организаторами семинара явились Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, научный совет по методологии педагогических исследований, ВГСПУ.

      Деятельность В.С. Ильина – ученика М.Н. Скаткина, соратника В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Л.Я. Зориной, З.А. Мальковой и др. всегда была связана с НИИ общей педагогики АПН СССР.

      На семинаре выступили с докладами ученики В.С. Ильина академики РАО Н.В. Бордовская (Санкт-Петербург), Н.К. Сергеев (Волгоград), член-корреспондент РАО В.В. Сериков (Москва), д. п. н. Е.П. Белозерцев (Воронеж), члены научного совета по методологии РАО А.Г. Бермус (Ростов-на-Дону), В.В. Юдин (Ярославль). В семинаре приняли участие академик РАО А.А. Орлов, д. п. н. Е.И. Сахарчук, д. п. н. И.А. Соловцова, д. п. н. С.Г. Новиков и др.

      Презентация к докладу В.В. Серикова

      Подробнее

  • Функциональная грамотность как базовое образование личности воспитанников образовательных учреждений Минобороны России

    Функциональная грамотность как базовое образование личности воспитанников образовательных учреждений Минобороны России

    На базе Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации состоялся научно-методический семинар «Функциональная грамотность как базовое образование личности воспитанников образовательных учреждений Минобороны России».

      В работе семинара приняли участие заведующие учебными отделами, отделами воспитательной работы, преподаватели 32-х суворовских военных училищ, Нахимовского военно-морского училища, Президентских кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации. Около 80 человек из различных субъектов РФ.

      По приглашению организаторов на семинаре выступили научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» С.В. Иванова по теме ««Современные представления о функциональной грамотности», руководитель центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Г.С. Ковалева по теме «Функциональная грамотность: что меняется в учебном процессе».

      Выступления вызвали большой интерес. Руководство Пансиона и других учреждений Минобороны России заинтересовались сообщениями сотрудников Института, рассказали нам о том, что активно используют материалы наших порталов и планируют продолжить сотрудничество с Институтом.

     

Страница 11 из 194

  • В начало
  • Назад
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • Вперёд
  • В конец