Новости и анонсы

Подкатегории Новости   Анонсы

Search

Поиск / Фильтрация
Дата события
Фильтры изменены, пожалуйста нажмите чтобы отправить когда будете готовы
Страница 7 из 192
  • Поздравление с юбилеем Васильевых И.П.

    Поздравление с юбилеем Васильевых И.П.

    Уважаемая Ирина Павловна!

    Сердечно поздравляем Вас с Днём Вашего рождения! Вы посвятили свою жизнь изучению проблем дидактики русского языка и внесли весомый вклад в развитие новых подходов к разработке контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по русскому языку, в совершенствование методического обеспечения преподавания русского языка и литературы.

    Мы высоко ценим Вас как профессионала своего дела, отзывчивого человека и талантливого педагога, снискавшего признание и уважение коллег и учеников.

    В день Вашего Юбилея примите самые искренние пожелания крепкого здоровья и благополучия Вам и Вашей семье! Радости, счастья, творческого вдохновения, прорывных идей, новых побед и успехов Вам в Вашей научно-педагогической деятельности!

    С Юбилеем!

     

    Васильевых И.П

  • Поздравление с юбилеем Краснова С. И.

    Поздравление с юбилеем Краснова С. И.

    Уважаемый Сергей Иванович!

    Сегодня в этот знаменательный день позвольте от имени всех сотрудников нашего Института сердечно поздравить Вас с юбилеем — 60-летием со Дня рождения!

    Вся Ваша трудовая деятельность неразрывно связана с методической поддержкой профессионального роста школьных педагогов. Ваши коллеги и друзья высоко ценят Ваш вклад в развитие педагогической науки, в том числе в области методического сопровождения внедрения проектно-исследовательской и инновационной деятельности в общем образовании, в области модернизации системы школьного образования на региональном уровне в целом. 

    Вы заслужили признание и уважение научно-педагогического сообщества как настоящий профессионал, искренне радеющий за свое дело, и замечательный человек, щедро делящийся своим опытом и знаниями с коллегами и учениками.

    В день Вашего Юбилея желаем Вам, уважаемый Сергей Иванович, крепкого здоровья, радости, счастья, благополучия, творческих успехов и продолжения плодотворной работы на ниве российского образования и науки!

    С Юбилеем!
     
    Краснов С.И
     

  • Заседание Ученого совета Института

    Заседание Ученого совета Института

    21 февраля 2022 года состоялось первое в 2022 году заседание Ученого совета Института. Открыла его Светлана Вениаминовна Иванова — председатель Ученого совета, научный руководитель Института — приветствием в адрес ученых, которым поступили благодарственные письма из разных регионов Российской Федерации.

    В начале заседания ученый секретарь Института Ускова Ирина Владимировна подвела итоги работы Ученого совета в 2021 году.

    Юлия Юрьевна Пустыльник, заведующая лабораторией управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью, кандидат педагогических наук, выступила с сообщением «Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту: результаты и перспективы». Это новое и очень интересное направление деятельности Института вызвало неподдельный интерес участников заседания. Юлия Юрьевна рассказала о проведении олимпиады в режиме апробации в 2021 году, о разработке заданий и о перспективах развития. Так, в олимпиаде приняли участие обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, знакомые с основами программирования на языке Python. В 2021 году заявки на участие в олимпиаде подали 10 029 школьников из 77 субъектов Российской Федерации. Дипломы и грамоты Оргкомитета олимпиады получили 15 участников. Победителем олимпиады стал Семён Комаров, ученик 9 класса гимназии №5 города Новороссийска (Краснодарский край).

    Олимпиада проводилась в три этапа в заочной форме. Для ее проведения были разработаны комплекты заданий и тестовые наборы данных для автоматической проверки работоспособности программного кода. Задания отборочного этапа были направлены на проверку основных навыков алгоритмизации и программирования, знания основных синтаксических конструкций языка программирования Python, навыков написания программного кода, предназначенного для обработки числовой и текстовой информации. Задания основного этапа предполагали создание интеллектуальных алгоритмов для обработки текста на естественных языках, обработки изображений, выявления закономерностей. Участники могли продемонстрировать понимание назначения и возможностей специализированных библиотек, навыки подготовки данных (числовых, текстовых, графических) к последующей интеллектуальной обработке, навыки использования алгоритмов машинного обучения. Задания заключительного этапа предполагали создание, настройку, обучение моделей обработки данных.

    Минпросвещения России планирует проведение II Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту в 2022 году. В этой связи на основании анализа результатов апробации Институт стратегии развития образования РАО планирует развитие научно-методической поддержки участников олимпиады и проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие олимпиадного движения школьников в сфере искусственного интеллекта.

    По итогам многолетней работы в Институте Пустыльник Ю.Ю. была рекомендована к награждению Грамотой Министерства просвещения Российской Федерации.

    Следующий блок сообщений был посвящен результатам выполнения государственного задания Института в 2021 году по организации общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях обновления содержания и обеспечения методической поддержки современного качества дошкольного образования. В этой связи было заслушано три сообщения.

    Первое сообщение представила Долгая Оксана Игоревна, старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества, кандидат педагогических наук, на тему «Особенности развития дошкольного образования на современном этапе». Оксана Игоревна обозначила тенденции дошкольного образования за рубежом: год обязательного дошкольного образования перед поступлением в школу, рост числа интегрированных учебных программ, создание учреждений дошкольного образования унифицированного типа, усиление стратегий развития детей с учетом их возрастных особенностей, реализация принципа организации разновозрастных групп, изменение подходов к мультикультурализму.

    Второе сообщение Овчинникова Анатолия Владимировича, ведущего научного сотрудника лаборатории теоретической педагогики и философии образования, доктора педагогических наук, было посвящено становлению понятия «предметно-пространственная развивающая среда» в дошкольных образовательных организациях. В нем А.В. Овчинников поднял проблему реализации задачи построения и развития предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации. Эта проблема стала важной социально-педагогической задачей современного российского образования, дальнейшее развитие которого выступает одним из главных факторов обеспечения национальной безопасности. С подготовленными для заседаний Ученого совета материалами автора можно ознакомиться по ссылке.

    Третье сообщение Молодых Екатерины Николаевны, старшего научного сотрудника Центра научно-методической поддержки образовательных и просветительских программ, кандидата психологических наук, было посвящено представлению результатов мониторинга, задачами которого стало выявление широты распространения и темпов внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) в Российской Федерации; определение степени информированности участников об этих системах; основных недостатках практики внедрения и реализации ПФДО. В мониторинге приняли участие 62372 педагогов дошкольных образовательных организаций, а также 226249 родителей детей от 5 до 8 лет из 85 регионов Российской Федерации.

    8

    С результатами проведенного исследования и мониторинга по проблемам дошкольного образования, представленными на Ученом совете, можно ознакомиться в сборнике аналитических материалов «Система дошкольного образования в России и за рубежом», который будет в ближайшее время опубликован на сайте Института.

    Также на заседании Ученого совета был заслушан отчет Елкиной Ирины Михайловны, начальника управления научно-организационной деятельности и международного сотрудничества, заместителя заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, кандидата педагогических наук, о работе кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию, работающей на базе Института.

    Традиционно в рамках заседания принимались отчеты докторантов о ходе работы над диссертационным исследованием.

    В организационной части заседания Ученого совета Победоносцевой Марией Георгиевной, начальником управления подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, кандидатом педагогических наук, были представлены к утверждению материалы по распределению количества мест в 2022 году для прикрепления к докторантуре по научным специальностям 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.7. Методология и технология профессионального образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, информатика); а также предложены контрольные цифры приема в 2022-2023 учебном году по научным специальностям, что позволит управлению набрать мотивированных специалистов для подготовки диссертаций на базе Института. Также Мария Георгиевна обратилась к Ученому совету для утверждения научных специальностей в соответствии с приказом Минобрнауки России от 24.08.2021 №786 «Об установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. №118», в связи с переходом на программы, основанные на Федеральных государственных требованиях.

    По завершении заседания члены Ученого совета пожелали докторантам успехов в продолжении научных исследований и завершения работы над диссертациями.

  • Трудности в обучении младших школьников: причины, пути преодоления

    Трудности в обучении младших школьников: причины, пути преодоления

    Состоялось Всероссийское просветительское мероприятие "Трудности в обучении младших школьников: причины, пути преодоления".

    Мероприятие проведено по поручению Министерства просвещения Российской Федерации с целью методической поддержки региональных образовательных систем при введении и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. 

    Участникам мероприятия был представлен проблемный доклад Виноградовой Н.Ф., д.п.н., члена-корреспондента  РАО, заведующего лабораторией начального общего образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" о трудностях учения и обучения в начальной школе.  Состоялось обсуждение проблем, связанных с  влиянием сформированности метапредметных результатов на успешность обучения математике и русскому языку, с трудностями формирования коммуникативной деятельности, влиянием общего интеллектуального развития младшего школьника на успешность обучения, созданием образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении, использованием современных приемов предупреждения тревожности младшего школьника при подготовке к контрольным работам, а так же трудностями обучения детей с девиантным поведением.

    Круг обсуждаемых вопросов касался анализа изменений требований ФГОС  начального общего образования; рассмотрения причин общеучебных трудностей, диагностируемых у младших школьников, современных идей организации индивидуально-дифференцированного обучения; обеспечения методической поддержки учителя.

    Профессиональный интерес участники мероприятия проявили к опыту Православной школы "Рождество" Московской области в решении задачи создания образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении, и ГБОУ города Москвы "№ 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова в использовании технологии моделирования как средства принятия и сохранения учебной задачи младшим школьником.

    В мероприятии приняли участие специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, курирующие вопросы общего образования, руководители региональных учебно-методических объединений, преподаватели и методисты институтов развития образования, управленческие команды школ, учителя.

    Ссылка на запись мероприятия: https://youtu.be/iKcpOZscszE

  • Эксперты Научного совета РАО обсудили проблемы госпитальной педагогики

    Эксперты Научного совета РАО обсудили проблемы госпитальной педагогики

    Очередное заседание Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования состоялось 18 февраля 2022 г. в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Эксперты обсудили перспективы научных исследований в области обучения и воспитания детей, находящихся на длительном лечении.

    Участников заседания приветствовал создатель и научный руководитель НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева, академик РАН Александр Григорьевич Румянцев. Актуальность развития госпитальной педагогики подтверждает статистика: по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно порядка 6 миллионов российских детей в возрасте от 0 до 18 лет проходят лечение в медицинских стационарах, около 250 тысяч детей проводят в больницах свыше 21 дня.

    Как отметила председатель Научного совета, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИСРО РАО» Наталия Леонидовна Селиванова, вопросы педагогического взаимодействия с длительно болеющими детьми занимают особое место среди проблем социализации и воспитания детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.  Сложность педагогической работы с детьми, находящимися на длительном лечении, выдвигает перед учеными задачи организации специальных исследований в этой сфере. «Болезнь меняет повседневный уклад всей семьи. Ребенок оказывается в изоляции на длительное время от привычной до болезни социальной среды: детского сада, школы. Школа может помочь ребенку изменить отношение к болезни, к себе, к жизни», – пояснил Сергей Витальевич Шариков, руководитель социально-образовательного проекта «УчимЗнаем». Проект распространил на госпитальную педагогику теоретические положения концепции воспитательного пространства, разработанной последователями научной школы академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой. «В госпитальной педагогике воспитание должно идти впереди обучения», – подчеркнул академик РАО Евгений Александрович Ямбург, один из авторов российской модели обучения детей, находящихся на длительном лечении.

    Системный комплексный подход к реализации права детей на получение качественного образования помогает привлекать в госпитальные школы молодых талантливых педагогов-исследователей. С ключевым докладом о формировании воспитательных систем госпитальных школ  выступил член Научного совета Иван Алексеевич Гусев, аспирант Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», руководитель службы развития кадрового потенциала флагманской площадки проекта «УчимЗнаем». Методы поддержки интереса будущих госпитальных педагогов к воспитательной деятельности раскрыла в своем выступлении Ирина Дмитриевна Демакова, профессор кафедры психологической антропологии МПГУ, вице-президент Российского общества Януша Корчака. В выступлении И. Д. Демаковой прозвучали острые для госпитальной педагогики темы, требующие изучения и разработки. Особенности развития и социализации детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, осветила Ирина Николаевна Попова, ведущий научный сотрудник НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС.

    В обсуждении приняли участие члены Научного совета Е. М. Сафронова (г. Волгоград), Т. А. Ромм (г. Новосибирск), С. Д. Поляков (г. Ульяновск), И. В. Руденко (г. Тольятти), Н. А. Баранова (г. Тверь), В. П. Голованов (г. Москва), Л. И. Адамян (г. Москва). В своих выступлениях все эксперты отметили, что научная и научно-методическая поддержка госпитальной педагогики – один из ключевых факторов обеспечения права на получение качественного образования для детей, находящихся на длительном лечении в российских больницах.

    Академик РАН А. Г. Румянцев, академик РАО Е. А. Ямбург, профессор C. В. Шариков вручили Научному совету по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования благодарственное письмо за актуализацию вопросов госпитальной педагогики.

     

    Вручение благ.письма

    Благодарственное письмо

  • Родной русский язык и родная русская литература в школе: концептуальные основы моделирования содержания обучения

    Родной русский язык и родная русская литература в школе: концептуальные основы моделирования содержания обучения

      18 февраля 2022 года в 16.00 часов в преддверии Международного дня родного языка в рамках Школы молодого ученого состоялась лекция «Родной русский язык и родная русская литература в школе: концептуальные основы моделирования содержания обучения».

    Лекторы: Александрова Ольга Макаровна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заместитель заведующего лабораторией филологического общего образования, руководитель научной школы «Русская лингводидактика: научная школа Н.М. Шанского»; Добротина Ирина Нургаиновна, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией филологического общего образования; старшие научные сотрудники лаборатории, кандидаты педагогических наук: Гостева Юлия Николаевна, Аристова Мария Александровна, Критарова Жанна Николаевна.

    Открыла лекцию руководитель научной школы «Русская лингводидактика: научная школа Н.М. Шанского», член Правления Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ Александрова Ольга Макаровна с выступлением, посвященном лингводидактическим основам моделирования содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в школе.

    В первую очередь, О.М. Александрова хронологически представила нормативную правовую основу преподавания родного русского языка и родной русской литературы в школе и четко показала различия традиционного предмета «Русский язык» и нового предмета «Родной русский язык» по статусу, способам оценивания результатов и целям обучения. При рассмотрении целевых ориентиров учебного предмета «Родной русский язык» О.М. Александрова подчеркнула его особую роль в развитии представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознании национального своеобразия русского языка; формировании познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитании ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формировании волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка. Отдельное внимание Ольга Макаровна уделила особенностям школьного курса русского родного языка, отметив его «ориентированность на анализ отражения в фактах языка русской языковой картины мира и концептосферы русского народа, особенностей русского менталитета и морально-нравственных ценностей». При представлении содержательных линий курса лектор выделила и на ярких примерах охарактеризовала три ключевых блока-модуля: «Русский язык и культура», «Культура речи», «Речь. Текст».

    Лауреат премии президента Российской Федерации Добротина Ирина Нургаиновна, продолжая занятие для молодых ученых, показала особенности развития и преемственности поколений исследователей, работающих в рамках научной школы «Русская лингводидактика: научная школа Н.М. Шанского» и представила сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования» (к 95-летию со дня рождения)» (2 ноября 2017 г.).

    Ирина Нургаиновна рассказала о востребованности и методическом обеспечении дисциплины «Родной язык (русский язык)», выделила основания для преподавания курса, среди которых важнейшим является решение задачи понимания «духа языка», «биение пульса языка» через приобщение школьников к образцам «живой речи». Повествуя о лингводидактических основах курса родного русского языка, И.Н. Добротина охарактеризовала создающие фундамент курса представления о родном русском языке как базе «общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей русского народа его поведенческих стереотипов как явления национальной культуры», о его способности отражать русскую языковую картины мира и менталитет русского народа, об особенностях активных процессов в русском языке и коммуникации новейшего периода его развития, что способствует совершенствованию языковой компетенции и дискурсивных умений школьников.

    Гостева Юлия Николаевна посвятила свое выступление специфике содержания и проектирования раздела «Культура речи», подчеркнув его направленность на «формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с учетом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими».

    Критарова Жанна Николаевна и Аристова Мария Александровна осветили концептуальные основы моделирования содержания учебного предмета «Родная литература (русская)». Ж.Н. Критарова провела детальный сопоставительный анализ предметных областей «Русский язык и литература» и «Родной язык и литература», показала структурно-содержательные особенности примерной рабочей программы общего образования «Родная литература (русская)», цели и задачи учебного предмета «Родная литература», его место и роль в образовательном процессе школы. М.А. Аристова представила вниманию слушателей принципы отбора содержания программы и ее взаимосвязь с предметом «Литература», подчеркнув, что основные содержательные линии программы по родной русской литературе не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием. В ходе выступления Мария Александровна Аристова мастерски описала принципы построения программы, ярко и подробно охарактеризовала содержание ее модулей.

    Лекция, на которой многопланово, насыщенно и глубоко был представлен один из важнейших вопросов современного отечественного образования, связанный с концептуальными основами моделирования содержания учебных предметов «Родной русский язык» и «Родная русская литература», прошла в атмосфере академического взаимодействия, вызвав искренний интерес и большую благодарность со стороны слушателей Школы молодого ученого.

    Рабочие программы

    Александрова О.М

  • C Днём защитника Отечества!

    C Днём защитника Отечества!

     Уважаемые коллеги и друзья, дорогие мужчины!

    Сегодня мы отмечаем всенародный праздник - День защитника Отечества!

    Этот праздник символизирует великие подвиги, сокрушительные победы и единство российского народа в деле защиты Отечества на протяжении всей истории нашего государства. В этот день мы чествуем всех воинов и ветеранов, храбро стоявших и ныне стоящих на страже интересов Отчизны. Это праздник всех мужчин нашей страны, которые своим трудом вносят посильный вклад в процветание и благополучие Родины, в воспитание достойных ее защитников!

    От всей души желаем Вам и Вашим семьям доброго здоровья, новых свершений и мирного неба над головой!

    С Праздником! C Днём защитника Отечества!

    20220223

     

     

Страница 7 из 192

  • В начало
  • Назад
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • Вперёд
  • В конец