На главную
  • ОБ ИНСТИТУТЕ
      • Back
      • История
      • Общая информация
      • Дирекция
      • Официальная информация
      • Сведения об образовательной организации
          • Back
          • Основные сведения
          • Структура и органы управления образовательной организацией
          • Документы
          • Образование
          • Образовательные стандарты
          • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
          • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
          • Стипендии и иные виды материальной поддержки
          • Платные образовательные услуги
          • Финансово-хозяйственная деятельность
          • Вакантные места для приема (перевода)
          • О заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки
      • Наши достижения
      • СМИ о нас
  • НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • Back
      • Ученый совет института
      • Научные советы РАО
      • Научные школы
          • Back
          • Электронная библиотека Научной школы Л.И. Новиковой
      • Научные подразделения
  • АСПИРАНТУРА ДОКТОРАНТУРА
      • Back
      • Управление подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации
      • Диссертационные советы
      • Аспирантура
      • Докторантура
      • Прикрепление для подготовки диссертаций
      • Научная стажировка
      • Кафедра по глобальному образованию
      • История подготовки научных кадров
      • Прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов
  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
      • Back
      • Дополнительное профессиональное образование
  • ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА
      • Back
      • Журнал "Отечественная и зарубежная педагогика"
      • Научные издания
      • Материалы конференций
  • СОТРУДНИЧЕСТВО
      • Back
      • Научные партнёры
      • Инновационная деятельность
      • Экспериментальные площадки
      • Международное сотрудничество
  • Печатать
  • Рекомендовать

Школа молодого ученого

Деятельность кафедры | Положение о кафедре по глобальному образованию | Состав кафедры | Информация для преподавателей | Школа молодого ученого | Информация для аспирантов |

 

Управляющий совет Школы молодого ученого

Иванова Светлана Вениаминовна – председатель совета;
Бебенина Екатерина Вячеславовна – член совета;
Сериков Владислав Владиславович – член совета;
Елкина Ирина Михайловна- член совета;
Осмоловская Ирина Михайловна – член совета;
Победоносцева Мария Георгиевна– член совета;
Степанова Ирина Викторовна – член совета;
Куровская Юлия Геннадьевна – член совета;
Лимич Юлия Борисовна – член совета;
Жирнова Анна Сергеевна – секретарь совета.

Уважаемые коллеги!

В 2021-2022 учебном году в Институте продолжает свою работу Школа молодого ученого (руководитель: С.В. Иванова, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор, руководитель Школы молодого ученого, научный руководитель Института, заведующий кафедрой по глобальному образованию).


В рамках деятельности Школы запланированы авторские онлайн-занятия ведущих ученых Института, посвященные актуальным проблем педагогики и образования.
 
План деятельности Школы молодого ученого на 2021-2022 учебный год
 
 

 
 
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

АНОНСЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ЛЕКЦИЙ

01 июня 2022 года в 16.00 часов в рамках деятельности Школы молодого ученого состоялась лекция «Педагогическая деятельность и особенности овладения ею».

Лектор: Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, руководитель научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова».

Интерактивную лекцию, тема которой связана с одной из важнейших областей бытия человека – педагогической деятельностью, Владислав Владиславович Сериков начал с диалога о ее происхождении. В ходе исторического экскурса профессор В.В. Сериков определил источник педагогической деятельности, который заключается в производственном акте, предполагающем разделение труда, координацию действий и обмен опытом.

На занятии руководитель научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова» всесторонне рассмотрел предмет педагогической деятельности, в состав которого входят три области: сфера культуры, представленная в форме учебного предмета, воспитанник (ученик, студент, образовательное сообщество), профессиональная самоорганизация. При описании этих сфер В.В. Сериков особо подчеркнул следующее: 1) владение учебным предметом - это умение «превращать» его содержание в деятельность обучающихся: решение задач, проектно-исследовательскую деятельность, поиск мировоззренческих выводов и смыслов; 2) в учебном процессе важна субъектная позиция ученика; 3) профессиональная самоорганизация педагога состоит в его педагогическом мышлении, в его способности трансформировать «инструкции» в собственный педагогический проект, в «делегировании» своих функций обучающемуся и в развитии педагога по пути восхождения к авторской педагогической системе.

Большое внимание Владислав Владиславович Сериков уделил созданию воспитательной ситуации в учебном процессе как одному из наиболее сложных элементов педагогической деятельности и на ярких примерах из педагогической практики показал воспитательный потенциал урока и роль педагога в развитии личности ученика, формировании у него духовно-нравственных ценностей и гражданской позиции.

При рассмотрении эффективности овладения педагогической деятельностью В.В. Сериков отметил важность принятия ценности и смысла этой деятельности и значимость освоения педагогических умений (изучать воспитанников, ставить педагогические цели, дифференцированно подходить к обучаемым при их достижении, конструировать материал и логику учебных занятий, пользоваться различными источниками информации при подготовке к учебному занятию). Также ученый охарактеризовал условия овладения педагогической деятельностью, в числе которых: формирование базовых основ педагогической деятельности – владения предметом, интереса к личности Другого, способности к саморегуляции; предметная подготовка в педагогическом контексте; моделирование педагогических ситуаций в форме взаимообучения студентов, лидерства в проектных командах, ассистирования преподавателю и т.п.; педагогические практики, социально-проектная работа с молодежью как «встречи» с педагогической деятельностью; включение студентов в педагогические исследования.

Раскрывая сущность педагогического образования, Владислав Владиславович мастерски описал его «парадоксы» и отметил, что «педагог не может во всем «следовать общим правилам». Он эффективен, когда он – индивидуальность!»

В заключительной части лекции В.В. Сериков представил другую важную сторону педагогической деятельности – ее эстетическую природу, которая роднит деятельность педагога с искусством и проявляется в таких феноменах как: образ, авторство и мера (педагогический такт).

Лекция руководителя научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова», члена-корреспондента РАО Владислава Владиславовича Серикова, посвященная незыблемым основам педагогической деятельности и особенностям эффективного овладения ею, прошла в атмосфере активного взаимодействия и стала значимым, интересным и ярким научным событием, вызвав у участников глубокую признательность.

Будем рады видеть молодых ученых на мероприятиях Школы!

Расписание представлено на сайте Института

Сериков В.В

 


25 мая 2022 года в 16.00 часов в рамках деятельности Школы молодого ученого состоялась лекция «Стратегические направления развития информатизации образования в условиях цифровой трансформации общества».

Лектор: Роберт Ирэна Веньяминовна, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией теории и методики информатизации образования, руководитель научной школы «Информатизация образования: научная школа И.В. Роберт».

Начало лекции о ключевых направлениях развития информатизации образования в современных условиях академик РАО Ирэна Веньяминовна Роберт посвятила раскрытию понятия «информатизация образования» и характеристике оснований развития информатизации образования периода цифровой трансформации и показала, что реализация современных технологий обеспечивают решение разнообразных и многофункциональных образовательных задач.

В ходе выступления руководитель научной школы «Информатизация образования: научная школа И.В. Роберт» описала позитивные и возможные негативные последствия для обучающихся, вызванные цифровой трансформацией образования.

Большое внимание Ирэна Веньяминовна уделила содержательным аспектам стратегических направлений развития информатизации образования в условиях цифровой трансформации. К ним относятся: методологические; теоретические, технологические, гуманитарно-прикладные, подготовка педагогических и управленческих кадров в области информатизации образования в условиях цифровой трансформации, развитие дидактики периода цифровой трансформации образования, актуализация содержания предметной области «Информатика». Также профессор И.В. Роберт представила инструментарий реализации стратегических направлений развития информатизации образования в условиях цифровой трансформации, направленный на реализацию результатов фундаментальных и прикладных исследований современного периода информатизации образования, осуществление возможностей технологий цифровой трансформации объективной реальности и неконтактного информационного взаимодействия в учебном процессе, совершенствование ценностей отечественного образования в условиях цифровой трансформации.

При описании методологических аспектов стратегических направлений развития информатизации образования лектором были выделены дидактико-технологические парадигмы информатизации образования: парадигма распределенного образования, парадигма сетевого открытого (on-line) образования, парадигма конвергентного образования, парадигма высокотехнологичного образования.

Рассказывая о теоретических аспектах стратегических направлений развития информатизации образования, инициирующих возникновение новых теорий обучения, И.В. Роберт представила эти теории: теорию трансфер-интегративных областей научно-педагогического знания, теорию конвергенции педагогической науки и ИКТ, информационно-образовательное пространство образовательной организации (И-ОП ОО) в контексте философской категории «пространство» и теорию информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.

При рассмотрении технологических теоретических аспектах стратегических направлений развития информатизации образования Ирэна Веньяминовна Роберт обратила внимание слушателей на превалирование электронных форматов представления учебной информации и на возможности технологий неконтактного информационного взаимодействия.

В рамках гуманитарно-прикладных теоретических аспектов стратегических направлений развития информатизации образования И.В. Роберт показала особенности формирования ценностей образования периода цифровой парадигмы и пути расширения понятийного аппарата информатизации образования и педагогики, раскрыла специфику дидактики в условиях цифровой трансформации образования.

В заключительной части лекции Ирэна Веньяминовна всесторонне охарактеризовала взаимосвязь и взаимовлияние методологических, теоретических, методических и организационных компонент, определяющих становление и развитие дидактики в условиях цифровой трансформации образования. Также И.В. Роберт рассказала о перспективных исследованиях в области развития образования в условиях цифровой трансформации, подчеркнув фундаментальность и прочность традиций российского образования.

Лекция академика РАО Ирэны Веньяминовны Роберт, на которой системно и многоступенчато были освещены стратегические направления современного развития информатизации образования, прошла в атмосфере академического диалога, научного интереса и обмена профессиональным опытом и была воспринята слушателями с глубокой признательностью.

Будем рады видеть молодых ученых на мероприятиях Школы!

Расписание представлено на сайте Института

И.В. Роберт

 


18 мая 2022 года в 16.00 часов в рамках деятельности Школы молодого ученого состоялась лекция «Научная школа Л.И. Новиковой: современные разработки в области гуманистического воспитания».

Лектор: Степанов Павел Валентинович, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личности в системе образования.

На лекции, посвященной уникальным достижениям известных ученых научной школы Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи», которая является одной из старейших школ России в области педагогики, Павел Валентинович Степанов мастерски показал историю становления, масштаб и глубину научно-педагогического достояния и перспективы современного развития научной школы, насчитывающей шесть поколений ученых – «ярких звезд, загоревшихся вокруг ее основателя и лидера – Людмилы Ивановны Новиковой».

Занятие профессор П.В. Степанов начал с исторического экскурса, познакомив слушателей с основными достижениями академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой, а также ее соратников и учеников - ведущих исследователей проблем методологии, теории и практики воспитания: А.В. Мудрика, В.А. Караковского, О.С. Газмана, Н.Л. Селивановой. Особое внимание Павел Валентинович уделил научным открытиям, проектам и разработкам своего учителя – выдающегося ученого в области воспитания, чл.-корр. РАО Селивановой Наталии Леонидовны, которая продолжает идеи научной школы Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи», являясь ее руководителем и вдохновителем.

Описывая мощный потенциал научной школы, подготовившей 25 докторов и более 80 кандидатов наук, Павел Валентинович осветил особенности возникших в ее рамках новых научных школ по следующим направлениям: социальная педагогика (А.В. Мудрик, г. Москва), формирование социокультурной идентичности (М.В. Шакурова, г. Воронеж), системный подход в воспитании (А.В. Гаврилин, г. Владимир), психопедагогика (С.Д. Поляков, г. Ульяновск), подчеркнув закономерность того, что «сильные научные школы рождают микрошколы».

Рассказывая о преемственности идей научной школы Л.И. Новиковой, П.В. Степанов представил современное поколение блестящих ученых в области воспитания, среди которых: А.И. Григорьева, И.Д. Демакова, Е.В. Киселева, В.В. Круглов, И.С. Парфенова, Г.Е. Пейсахович, Т.А. Ромм, И.В. Степанова, П.В. Степанов, М.В. Шакурова, И.Ю. Шустова и др.

Последовательно повествуя о базовых положениях научной школы Л.И. Новиковой, П.В. Степанов рассмотрел воспитание как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий, показал вероятностный характер воспитания, которое не имеет четкого алгоритма, обеспечивающего гарантированный результат. Лектор охарактеризовал теорию детского коллектива, созданную в 1970 гг. и актуальную в настоящее время, раскрыл ее суть на сопоставлении общности и организации, подчеркнув, что важной особенностью детского коллектива как сложной социально-психологической системы, характеризующейся единством организации и общности, является гармоничное соотношение деловых и неформальных отношений внутри коллектива, баланс между идентификацией, отождествлением себя с коллективом и индивидуализацией, обособлением от него. Большое внимание заведующий лабораторией развития личности в системе образования П.В. Степанов уделил теории воспитательных систем (1980-1990 гг.), авторами которой являются Л.И. Новикова, В.А. Караковский и Н.Л. Селиванова, и сравнил понятия «система воспитательной работы» и «воспитательная система». Профессором П.В. Степановым была представлена концепция воспитательного пространства (конец 1990-х гг.), согласно которой воспитательное пространство есть педагогизированная среда, результат интеграции усилий различных субъектов воспитания в районе, городе, регионе.

Характеризуя современный этап развития научной школы Л.И. Новиковой, приоритетным направлением которого является взаимодействие педагога и ребенка, П.В. Степанов представил разработанную, апробированную и внедряемую в стране примерную программу воспитания, направленную на дебюрократизацию школьного воспитания, преодоление формализма, скуки и морализаторства, профилактику отчужденности педагогов и школьников друг от друга. При этом Павел Валентинович выделил основные условия результативного воспитания (в деятельности, в отношениях и в общении), раскрыл способы организации совместной воспитывающей деятельности педагога и детей, показал важность правильного соотношения мероприятий и малых дел совместной деятельности педагогов и детей, отметив, что «настоящее воспитание заключается не в мероприятиях (они лежат на поверхности), а в малых формах повседневного взаимодействия (именно в эти малые дела педагог вкладывает свою душу и время)».

В заключительной части лекции профессор П.В. Степанов представил методические материалы по воспитанию, разработанные учеными научной школы Л.И. Новиковой и размещенные на сайте «единое содержание общего образования» (edsoo.ru), в числе которых: книга «Воспитание в современной школе: от программы к действию», методический видеоролик «Как сделать урок воспитывающим?», цифровое интерактивное пособие «Воспитание на уроке».

Интерактивная лекция Степанова Павла Валентиновича, осветившая в трех проекциях времени (в прошлом, настоящем и будущем) основные направления деятельности и достижения известных ученых научной школы Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи», стала значимым научным событием, вызвав у молодых исследователей искренний интерес и большую благодарность.

Приглашаем молодых ученых на мероприятия Школы!

Расписание представлено на сайте Института


22 апреля 2022 года в 16.00 часов в рамках деятельности Школы молодого ученого состоялась дискуссия «Учитель и ученик: педагогический импринтинг».

Спикеры: Виноградова Наталья Федоровна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией начального общего образования, руководитель научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой»; Кузнецова Марина Ивановна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования; Рыдзе Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования.

В рамках дискуссии были обсужден ряд ключевых вопросов, связанных с взаимодействием учителя и ученика как важного фактора успешности / неуспешности школьника.

Первый вопрос дискуссии был связан с тем, почему сегодня школа не достигает гармонии в формуле: «Знания - Личностный смысл - Действия, поступки, поведение». В ходе обсуждения предложенной формулы были рассмотрены вопросы: Знания – цель или средство? Кого можно назвать образованным человеком? Почему сегодня в 40% российских семей в доме нет ни одной книги кроме учебников? Что такое функциональная грамотность? Что такое развитие?

Второй вопрос дискуссии был посвящен взаимоотношениям в системе «педагог-ученик» и суждению: «Не рядом, а вместе!». При рассуждении об этом высказывании вниманию участников были предложены следующие вопросы: Что такое обратная связь в обучении? Какой стиль взаимодействия обеспечивает успешность обучения? «Каковы «плюсы» и «минусы» стилей: демократического, либерального, авторитарного?

Основу третьего вопроса дискуссии составил тезис о том, что: 1) у авторитарного учителя дисциплинированный и ответственный класс, что позволяет достигать высоких результатов обучения; 2) демократический стиль делает учеников «свободными», что проявляется в их неуважении к учителю, некой вседозволенности и отсутствии рефлексии; 3) либеральный стиль – прогрессивный тип взаимоотношений, который строится на невмешательстве, полном доверии к обучающемуся и правильной позиции учителя: хочешь стать благополучным в жизни – учись, никто не должен тебя заставлять. Либеральный стиль развивает самостоятельность и мотивы учения.

Четвертый вопрос дискуссии раскрыл тезис, который сейчас предъявляют школе как упрек: «Сначала научи, а потом контролируй!». При рассмотрении этой проблемы особое внимание было уделено таким понятиям, как: контроль процесса, контроль результата и прогностический контроль.

Мероприятие, проведенное учеными – представителями научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой» и раскрывающее особенности педагогического импринтинга и его роли в повышении качества образования, прошло в атмосфере научного диалога, вызвав неподдельный интерес и оживленный обмен опытом и мнениями молодых исследователей по предложенным темам. В дискуссии приняли участие аспиранты и соискатели Института, а также молодые ученые из разных регионов России.

Приглашаем молодых исследователей на мероприятия Школы!

Расписание представлено на сайте Института.


15 апреля 2022 года в 16.00 часов в рамках деятельности Школы молодого ученого состоялась лекция «Иммерсивные образовательные технологии: дидактические возможности; условия информационной безопасности».

Лектор: Роберт Ирэна Веньяминовна, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией научной экспертизы проектов и программ, руководитель научной школы «Информатизация образования: научная школа И.В. Роберт».

В начале лекции, посвященной основным характеристикам иммерсивных образовательных технологий, Ирэна Веньяминовна Роберт обратилась к истокам развития информатизации образования, получившей свое становление в 90-е гг. XX века, и осветила особенности становления научной школы «Информатизация образования: научная школа И.В. Роберт».

В ходе занятия Ирэна Веньяминовна показала возможности технологий трансформации реальной действительности в виртуальную и неконтактного информационного взаимодействия пользователя с объектами виртуальной реальности и (или) участия в ее процессах, сюжетах, направив основной фокус внимания слушателей на реализацию возможностей технологий «Виртуальная реальность», «Дополненная реальность», «Смешанная реальность», «Расширенная реальность» (или «Перекрестные реальности»).

Отдельное внимание академик РАО И.В. Роберт уделила иммерсивным образовательным технологиям «погружения» в виртуальный мир, отображающий изучаемую предметную область, отметив, что «слово «образовательные» накладывает на эти технологии огромную ответственность».

Рассказывая о возможностях использования иммерсивных технологий в образовании, И.В. Роберт выделила следующие: углублённое восприятие обучающимся характерных особенностей и отличительных черт объектов или процессов виртуальной реальности; глубинная индивидуализация процесса обучения; организация познавательной деятельности обучающегося при его интерактивном и продуктивном взаимодействии с объектами виртуального мира; организация экспериментально-исследовательской деятельности обучающегося с виртуальными объектами; использование обучающимся необходимой информации из цифрового контента определенной предметной области специализированных баз данных.

Характеризуя методологическую основу проектирования иммерсивных технологий в образовательных целях, лектор описала педагогико-технологические условия проектирования иммерсивных технологий в образовательных целях. Важное значение руководитель научной школы «Информатизация образования: научная школа И.В. Роберт» придала вызовам и рискам для субъектов образовательного процесса, порождающим возможные негативные последствия, вызванные использованием иммерсивных технологий в образовательных целях.

В завершающей части занятия академик РАО И.В. Роберт показала возможности проектирования и использования иммерсивных технологий в образовательных целях, раскрыв дидактическое сопровождение проектирования и методическое обеспечение использования иммерсивных технологий в образовании; представив педагогико-эргономические основания разработки цифрового образовательного контента для иммерсивных технологий; описав меры по сохранению здоровья и информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса при использовании иммерсивных технологий в образовательных целях. Также Иреэна Веньяминовна Роберт охарактеризовала этапы проектирования иммерсивных образовательных технологий.

Интерактивная лекция Ирэны Веньяминовны Роберт, посвященная актуальной проблеме современного образования, развивающегося в условиях цифровой трансформации общества, прошла в атмосфере продуктивного взаимодействия, вызвав среди слушателей живой интерес, глубокую благодарность и активность в обмене опытом применения виртуальных технологий в образовании.

Будем рады видеть молодых ученых на мероприятиях Школы!

Расписание представлено на сайте Института.


25 марта 2022 года в 16.00 часов в рамках деятельности Школы молодого ученого состоялась открытая лекция «Трудности учения и обучения в начальной школе и пути их предупреждения».

Лекторы: Виноградова Наталья Федоровна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией начального общего образования, руководитель научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой»; Кузнецова Марина Ивановна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования; Рыдзе Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования.

Открывая лекцию, посвященную актуальной проблеме отечественного образования, связанной с успешностью младшего школьника, Наталья Федоровна Виноградова целостно представила современный образовательный процесс, которому присущи такие характеристики, как интеграция деятельности учителя и обучающихся, актуальные деятельности обучающихся, ведущая деятельность, стиль взаимодействия учителя и обучающихся, индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Также профессор Н.Ф. Виноградова обозначила психолого-педагогические проблемы понимания стандарта, решение которых необходимо для эффективного образовательного процесса и преодоления трудностей учения и обучения в начальной школе в условиях обновления содержания образования. При этом Наталья Федоровна подчеркнула важность в различении понятий «успешность учения», связанной с умением и желанием учиться, и «успешность обучения», в основе которой лежат компетенции педагога. Показывая взаимосвязь трудностей учения и характера обучения, руководитель научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой» мудро отметила, что «понимание учителем, что такое успешность, приведет к тому, чтобы эта успешность состоялась».

Н.Ф. Виноградова

Повествуя об изменениях в начальном образовании, обеспечивающих повышение его качества, профессор Н.Ф. Виноградова выделила наиболее важные факторы: 1) изменение приоритетов деятельностей в учебном процессе, 2) особое внимание к формированию универсальных учебных действий, 3) дифференциация обучения с учетом успешности каждого младшего школьника. Эти ключевые позиции были раскрыты в ходе дальнейшей лекции на практическом материале разных учебных предметов. Наталья Федоровна Виноградова проиллюстрировала изменения в начальном образовании на примере предмета «Окружающий мир», Марина Ивановна Кузнецова показала инновационный подход к обучению в рамках предмета «Русский язык», Оксана Анатольевна Рыдзе представила преобразования в начальном образовании на разных типах заданий по учебному предмету «Математика».

М.И. Кузнецова

О.А. Рыдзе

На ярких, красочных примерах из школьных учебников командой известных ученых научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой» были охарактеризованы разные формы учебной деятельности (репродуктивная, сенсорная, поисково-наблюдательная и творческая) в соответствии с логикой ее конструирования и планируемыми результатами обучения.

Научный коллектив Н.Ф. Виноградовой всесторонне показал универсальное учебное действие как «способ решения учебной задачи с разным предметным содержанием на основе применения (конструирования) совокупности последовательных преемственных операций», раскрыв типы универсальных учебных действий, их роль в развитии младшего школьника, проблемы и способы формирования УУД.

В завершающей части лекции исследователи в области начального общего образования рассказали о дифференциации обучения с учетом успешности каждого младшего школьника, представив педагогические подходы к дифференциации образования, суть которых заключается в следующем: 1. Любой учебный класс не есть однородная масса учащихся, которая делится на две категории – усвоившие или не усвоившие требования. 2. Младший школьник любого уровня успешности нуждается в постоянной помощи и поддержке учителя в соответствии с его образовательными потребностями. 3. Необходимо учитывать уровень учебной-познавательной мотивации обучающегося.

Лекция выдающегося ученого в области начального общего образования, руководителя научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой» Натальи Федоровны Виноградовой и ее талантливых учеников Марины Ивановны Кузнецовой и Оксаны Анатольевны Рыдзе, ярко и многослойно показавшая особенности трудностей учения и обучения в начальной школе и точно охарактеризовавшая эффективные пути их предупреждения, стала значимым, запоминающимся научным событием и вызвала у слушателей научное вдохновение, творческий подъем и глубокую признательность.

Будем рады видеть молодых ученых на мероприятиях Школы!

Расписание представлено на сайте Института.


  2 марта 2022 года в 16.00 часов в рамках деятельности Школы молодого ученого состоится лекция «Дидактика общего образования» (М.Н. Скаткин — И.Я. Лернер - Н.М. Шахмаев): роль в развитии дидактического знания».

  Лектор: Осмоловская Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования, руководитель научной школы «Дидактика общего образования: научная школа М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева».

На лекции, посвященной направлениям деятельности и достижениям выдающихся ученых научной школы «Дидактика общего образования: научная школа М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева», Ирина Михайловна Осмоловская представила преемственность основных идей научной школы, гармонично соединив научный и жизненный путь исследователей разных поколений исследователей, внесших значительный вклад в развитие дидактики общего образования, и ярко показав многогранность и уникальность личности каждого из ученых-дидактов, талант которых проявлялся во всех сферах их жизнедеятельности.

Ирина Михайловна блестяще осветила научно-педагогическое наследие стоявших у истоков возникновения научной школы ученых, ее основателей и вдохновителей - Михаила Николаевича Скаткина, Исаака Яковлевича Лернера, Николая Михайловича Шахмаева и системно раскрыла наиболее значимые достижения научной школы: 1) теоретико-методологические основания развития дидактики как науки о процессе обучения, 2) культурологическая концепция содержания образования, 3) теория учебного предмета как средства реализации содержания образования, 4) концепция учебника, 5) теория методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала и 6) концепция организационных форм обучения и урока как основной его формы. Также профессор И.М. Осмоловская отметила большое значение для развития дидактики научного обоснования обучения, проведенного Володаром Викторовичем Краевским.

Повествуя об ученых, внесших большой вклад в развитие научной школы (в числе которых: Игорь Константинович Журавлев, Валентина Самуиловна Цетлин, Фаина Борисовна Сушкова, Вячеслав Михайлович Плескунов, Антонина Владимировна Полякова, Ирина Павловна Товпинец), особое внимание Ирина Михайловна Осмоловская уделила исследованиям своего учителя – научного руководителя - Людмилы Яковлевны Зориной, широко осветив круг ее научных интересов, включающих принцип системности, модель учебных предметов, классификация учебных предметов по ведущему компоненту, дидактический цикл, дидактические аспекты естественнонаучного образования, учебник по естественнонаучным дисциплинам и эмоционально-ценностные отношения в обучении. Таким образом, руководитель научной школы «Дидактика общего образования: научная школа М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева» показала масштаб и глубину исследований научной школы в период ее активного становления, представителями которой были сделаны актуальные и на сегодняшний день научные открытия в области дидактики, что способствовало существенному приращению дидактического знания и его дальнейшему эффективному развитию.

Рассказывая о современном этапе деятельности научной школы, Ирина Михайловна Осмоловская панорамно представила плеяду известных ученых в области дидактики, среди которых: Л.М. Перминова (разработка бинарно-интегративной концепции содержания образования), Е.Н. Селиверстова (исследование развивающей функции обучения), И.В. Шалыгина (решение проблем отбора гуманитарного содержания образования), Л.А. Краснова (рассмотрение вопросов формирования целостного образа научного знания у школьников), А.А. Мамченко (развитие моделей содержания образования), С.И. Маслов (моделирование эмоционально-ценностного компонента), Я. Лащик, Е.О. Иванова (обогащение теории проблемного обучения), Т.М. Ковалева (определение теоретических оснований индивидуализации образования), Л.С. Дьяченко, М.В. Кларин, Т.Б. Рабочих (образование взрослых), Л.В. Шестакова (дидактическая подготовка студентов педагогических вузов), И.М. Осмоловская и ее ученики Г.А. Воронина и Л.Н. Петрова (развитие идей Н.М. Шахмаева о дифференцированном обучении), Ю.Б. Алиев (создание дидактики школьного художественного образования), А.И. Уман (моделирование процесса обучения), А.И. Попова (экспериментальная работа).

В завершающей части лекции Ирина Михайловна Осмоловская всесторонне показала большой потенциал современных исследований, проводимых коллективом ученых в Институте стратегии развития образования РАО в рамках научной школы, охарактеризовала сложившиеся традиции сотрудничества и преемственности представителей научной школы в Институте, в стране и за ее пределами.

Лекция И.М. Осмоловской, во всей целостной многогранности представляющая научную школу «Дидактика общего образования: научная школа М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева», была воспринята слушателями с большим интересом, искренней благодарностью и особой гордостью за достижения в области отечественной дидактики.

Приглашаем молодых ученых на мероприятия Школы!

Расписание представлено на сайте Института

Осмоловская И.М

 


25 февраля 2022 года в 16.00 часов в рамках деятельности Школы молодого ученого состоится лекция «Рабочие программы как механизм совершенствования процесса образования в начальной и основной школе».

Лектор: Виноградова Наталья Федоровна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией начального общего образования, руководитель научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой».

Лекцию, посвященную структурно-содержательным особенностям новых рабочих программ начального общего образования, Наталья Федоровна Виноградова начала с их структурной рамки, включающей пояснительную записку, содержание обучения (по классам), планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные результаты (по классам) и тематическое планирование (по классам), поставив акцент на том, что основу созданных программ составляют приоритетные цели начального образования по ФГОС НОО, предполагающие: формирование учебной деятельности как ведущей в этом возрастном периоде, особое внимание к личностному развитию обучающихся, становлению возрастных новообразований; формирование метапредметных достижений – УУД; становление у обучающихся навыков совместной деятельности.

Характеризуя ведущую деятельность младшего школьника, Наталья Федоровна отметила, что она как «первая социально значимая деятельность обучающегося» «в большей мере, чем все остальные, определяет успешность развития ребенка и устраняет приоритет репродуктивного обучения», подчеркнув, что «знания в школе - не самоцель», а фундамент, основа, предпосылка развития ученика. В этом связи Н.Ф. Виноградова системно рассмотрела в двух позиций риски репродуктивного обучения: во-первых, для субъекта учения (обучающегося) и, во-вторых, для субъекта обучения (обучающего); в сопоставительном ключе охарактеризовала практические («что делать?») и учебные («как делать?») задачи. Особое внимание руководитель научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой» уделила идее отказа от репродуктивного обучения в пользу активных методов, которая в программах реализуется тремя путями: 1) выделение в планируемых результатах этапов и условий решения учебной задачи, 2) ориентирование планируемых результатов на выбор интеллектуального действия и 3) представленность в тематическом планировании актуальных деятельностей и типов урока. При этом профессор Н.Ф. Виноградова охарактеризовала внесенные в программы изменения, заключающиеся в распределении универсальных учебных действий по предметам и по годам обучения, а также во включении уточнений в каждую группу УУД: в познавательные (методы изучения мира; работа с информацией, представленной в графическом виде) и в коммуникативные (характеристика УУД в каждом учебном предмете).

В завершающей части занятия Наталья Федоровна, последовательно описывая актуальные деятельности и типы урока(дополнительные: сенсорный, репродуктивный; основные: объяснительный, поисково-исследовательский, творческий), подчеркнула, что «главная задача – обратить внимание на приоритет поисково-исследовательского типа урока», направленного на овладение учениками элементарными умениями поисковой и исследовательской деятельности (развитие способности выдвигать гипотезы, находить, анализировать и оценивать доказательства; фиксировать результаты и презентовать их), развитие умений работать в ситуации интеллектуального препятствия (оценить возможность преодолеть его, осуществить поиск информации), формирование речи-рассуждения (активное участие в диалоге (с использованием логических, риторических, импровизационных средств), монологические высказывания-суждения).

Лекция Н.Ф. Виноградовой, отражающая идеи научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой» и многогранно представляющая особенности модернизации современного отечественного образования, стала, безусловно, важным и ярким научным событием и вызвала у участников мероприятия большой профессиональный интерес и искреннюю признательность.

Приглашаем молодых ученых на мероприятия Школы!

Расписание представлено на сайте Института

Виноградова Н.Ф

 


  18 февраля 2022 года в 16.00 часов в преддверии Международного дня родного языка в рамках Школы молодого ученого состоялась лекция «Родной русский язык и родная русская литература в школе: концептуальные основы моделирования содержания обучения».

Лекторы: Александрова Ольга Макаровна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заместитель заведующего лабораторией филологического общего образования, руководитель научной школы «Русская лингводидактика: научная школа Н.М. Шанского»; Добротина Ирина Нургаиновна, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией филологического общего образования; старшие научные сотрудники лаборатории, кандидаты педагогических наук: Гостева Юлия Николаевна, Аристова Мария Александровна, Критарова Жанна Николаевна.

Открыла лекцию руководитель научной школы «Русская лингводидактика: научная школа Н.М. Шанского», член Правления Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ Александрова Ольга Макаровна с выступлением, посвященном лингводидактическим основам моделирования содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в школе.

В первую очередь, О.М. Александрова хронологически представила нормативную правовую основу преподавания родного русского языка и родной русской литературы в школе и четко показала различия традиционного предмета «Русский язык» и нового предмета «Родной русский язык» по статусу, способам оценивания результатов и целям обучения. При рассмотрении целевых ориентиров учебного предмета «Родной русский язык» О.М. Александрова подчеркнула его особую роль в развитии представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознании национального своеобразия русского языка; формировании познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитании ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формировании волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка. Отдельное внимание Ольга Макаровна уделила особенностям школьного курса русского родного языка, отметив его «ориентированность на анализ отражения в фактах языка русской языковой картины мира и концептосферы русского народа, особенностей русского менталитета и морально-нравственных ценностей». При представлении содержательных линий курса лектор выделила и на ярких примерах охарактеризовала три ключевых блока-модуля: «Русский язык и культура», «Культура речи», «Речь. Текст».

Лауреат премии президента Российской Федерации Добротина Ирина Нургаиновна, продолжая занятие для молодых ученых, показала особенности развития и преемственности поколений исследователей, работающих в рамках научной школы «Русская лингводидактика: научная школа Н.М. Шанского» и представила сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования» (к 95-летию со дня рождения)» (2 ноября 2017 г.).

Ирина Нургаиновна рассказала о востребованности и методическом обеспечении дисциплины «Родной язык (русский язык)», выделила основания для преподавания курса, среди которых важнейшим является решение задачи понимания «духа языка», «биение пульса языка» через приобщение школьников к образцам «живой речи». Повествуя о лингводидактических основах курса родного русского языка, И.Н. Добротина охарактеризовала создающие фундамент курса представления о родном русском языке как базе «общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей русского народа его поведенческих стереотипов как явления национальной культуры», о его способности отражать русскую языковую картины мира и менталитет русского народа, об особенностях активных процессов в русском языке и коммуникации новейшего периода его развития, что способствует совершенствованию языковой компетенции и дискурсивных умений школьников.

Гостева Юлия Николаевна посвятила свое выступление специфике содержания и проектирования раздела «Культура речи», подчеркнув его направленность на «формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с учетом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими».

Критарова Жанна Николаевна и Аристова Мария Александровна осветили концептуальные основы моделирования содержания учебного предмета «Родная литература (русская)». Ж.Н. Критарова провела детальный сопоставительный анализ предметных областей «Русский язык и литература» и «Родной язык и литература», показала структурно-содержательные особенности примерной рабочей программы общего образования «Родная литература (русская)», цели и задачи учебного предмета «Родная литература», его место и роль в образовательном процессе школы. М.А. Аристова представила вниманию слушателей принципы отбора содержания программы и ее взаимосвязь с предметом «Литература», подчеркнув, что основные содержательные линии программы по родной русской литературе не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием. В ходе выступления Мария Александровна Аристова мастерски описала принципы построения программы, ярко и подробно охарактеризовала содержание ее модулей.

Лекция, на которой многопланово, насыщенно и глубоко был представлен один из важнейших вопросов современного отечественного образования, связанный с концептуальными основами моделирования содержания учебных предметов «Родной русский язык» и «Родная русская литература», прошла в атмосфере академического взаимодействия, вызвав искренний интерес и большую благодарность со стороны слушателей Школы молодого ученого.

Рабочие программы

Александрова О.М


 

ЯНВАРЬ

  28 января 2022 года в 17.40 часов состоялась лекция в рамках Школы молодого ученого по теме «Закономерности обучения как теоретическая основа проектирования учебного процесса».

  Лектор: Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, руководитель научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова».

  На занятии, посвященном закономерностям обучения, Владислав Владиславович Сериков блестяще показал суть и предназначение процесса обучения, подчеркнув, что «главное в обучении – усвоение способов деятельности», и последовательно представил закономерности обучения: закономерность целенаправленности, закономерность построения содержания обучения, закономерность механизма обучения, закономерность единства содержательного и процессуального компонентов обучения, закономерность усвоения через учебную деятельность, закономерность единства содержания и формы, закономерность субъектной позиции обучающегося, закономерность перехода от совместности к автономности.

  При рассмотрении закономерности целенаправленности В.В. Сериков охарактеризовал основные цели обучения (обучающую, развивающую, воспитательную), мудро отметив, что «урок должен быть красивым», «вызывать эстетические чувства» и утверждать тем самым в ученике «лучшие человеческие качества». В рамках закономерности построения содержания обучения Владислав Владиславович Сериков всесторонне, с опорой на конкретные историко-педагогические факты охарактеризовал модели обучения: ЗУНовскую, культурологическую, деятельностную. При рассмотрении закономерности механизма обучения В.В. Сериков ярко представил способ обучения как совместную деятельность обучающего и обучаемого в процессе решения задачи, справедливо заметив при этом, что «любое автономное действие вырастает из действия совместного». Закономерность единства содержательного («то, чему мы учим») и процессуального («то, как мы учим») компонентов обучения была мастерски показана В.В. Сериковым на примере культурологической модели содержания и методов обучения. Повествуя о закономерности усвоения через учебную деятельность, профессор В.В. Сериков рассмотрел организацию учебной деятельности как ресурс качества учебного занятия, убедительно показав, что сама учебная деятельность возникает при наличии учебного мотива (мотива саморазвития), учебной задачи, владения предметными и универсальными способами познания. В ходе представления закономерности единства содержания и формы профессором В.В. Сериковым был раскрыт деятельностный ресурс учебного процесса как «возможность для ученика реализовать себя, заняться любимым делом на уроке, «поделать» что-то интересное». При изложении закономерности субъектной позиции обучающегося лектор подчеркнул значимость развития у ученика умения организовывать свое обучение. В закономерности перехода от совместности к автономности В.В. Сериков особо выделил сопровождающую роль учителя при переходе ученика через «зону ближайшего развития».

  В заключительной части занятия руководитель научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова» отдельное внимание уделил воспитательным возможностям учебного занятия, справедливо отметив, что «урок, который воспитывает, естественно, лучше обучает», и ресурсу авторитета учителя, наглядно проиллюстрировав это важное понятие яркими примерами из образовательной практики.

  Лекция Серикова Владислава Владиславовича, продолжающая тему личностно-ориентированного образования и раскрывающая закономерности обучения, стала красивым и запоминающимся научным событием, вызвавшем у слушателей большой профессиональный интерес, творческое вдохновение и искреннюю благодарность.

  Приглашаем молодых ученых на мероприятия Школы!

  Расписание представлено на сайте Института

 


 ДЕКАБРЬ

15 декабря 2021 года в 16 часов состоялась лекция в рамках Школы молодого ученого по теме «Методология современного историко-педагогического исследования».

Лектор: Богуславский Михаил Викторович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, руководитель научной школы «История педагогики и образования: научная школа Н.А. Константинова - З.И. Равкина».

Во вступительной части занятия Михаил Викторович Богуславский представил научную школу «История педагогики и образования: научная школа Н.А. Константинова - З.И. Равкина», показав основные направления ее развития и богатый потенциал историко-педагогических исследований для современного образования.

Богуславский Лекция1

В ходе лекции М.В. Богуславский последовательно раскрыл структуру современного историко-педагогического знания в соответствии с принципом «от общего к частному», выделив в составе «методологической пирамиды» общую методологию, методологические подходы, общие методы историко-педагогического исследования и методы исследования конкретных историко-педагогических феноменов.

Михаил Викторович Богуславский блестяще представил общую методологию с трех позиций, охарактеризовав ее с точки зрения детерминистского, синергетического и трансцендентального видения; мастерски описал методологические подходы в формационном, цивилизационном и антропологическом вариантах.

М.В. Богуславским были всесторонне охарактеризованы основные методологические подходы к исследованию истории педагогики, в числе которых выделяются синергетический, цивилизационный, парадигмальный. Особое внимание Михаил Викторович уделил синергетическому подходу, повествуя о котором, профессор М.В. Богуславский подчеркнул, что «для современного отечественного образования наибольший интерес вызывает не внешний, видимый слой историко-педагогического процесса, а как раз «нестолбовые» пути развития российской педагогики XX века».

Богуславский Лекция2

Важным аспектом рассмотрения методологии историко-педагогических исследований стали методы исследования конкретных историко-педагогических феноменов (монографический, биографический, культурно-типологический, парадигмальный и т.п.), системно представленные руководителем научной школы «История педагогики и образования: научная школа Н.А. Константинова - З.И. Равкина» на ярких, конкретных примерах.

Лекция, посвященная важнейшим для молодых ученых вопросам методологии современного историко-педагогического исследования, вызвала искренний интерес, оживленную дискуссию и глубокую признательность со стороны слушателей.

Будем рады видеть молодых исследователей на мероприятиях Школы!

Расписание размещено на сайте Института.


1 декабря 2021 года в 16 часов состоялась лекция в рамках Школы молодого ученого по теме «Системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы в педагогическом исследовании».

Лектор: Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, руководитель научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова».

Свое выступление, лейтмотивом которого стали системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы, Владислав Владиславович Сериков начал с рассмотрения ключевого для этой темы понятия «подход», всесторонне охарактеризовав его сущность и виды.

Повествуя о системном подходе, Владислав Владиславович уделил отдельное внимание понятию «система», подчеркнув, что в педагогике любой педагогический процесс или явление есть система; последовательно раскрыл логику применения системного подхода в педагогическом исследовании.

При представлении деятельностного подхода были прекрасно показаны особенности «устройства» деятельности, которую профессор В.В. Сериков понимает как «единство преобразования и переживания («самостроительства»)»; описана эвристическая функция данного подхода, которая предполагает «объяснение и проектирование новообразований личности».

Камертоном лекционного занятия стал личностно-ориентированный подход, который был представлен руководителем научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова» ярко, системно, блестяще. Владислав Владиславович Сериков рассказал об основополагающих чертах личности, охарактеризовал эвристические функции личностно-ориентированного подхода. При рассмотрении закономерностей развития личности, принимаемых во внимание при разработке педагогических технологий, профессор В.В. Сериков отметил: «“Опыт быть личностью” вырастает из собственных переживаний воспитанника. Его источник – “путь душевных тревог”…». Продолжая свою мысль, Владислав Владиславович подчеркнул, что «педагогическая поддержка развития личности: поставить воспитанника перед культурно-нравственным выбором и помочь его сделать». В.В. Сериковым были также описаны условия возникновения личностно-развивающих ситуаций, охарактеризован ситуационно-событийный подход как методология проектирования развития личности, раскрыты принципы личностно-развивающего обучения.

image003

Подводя итоги, Владислав Владиславович показал на конкретных примерах развития разных педагогических направлений и деятельности их видных представителей эффективное применение рассмотренных подходов – системного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Лекция В.В. Серикова, посвященная одной из основополагающих проблем методологии научного исследования, прошла в атмосфере академического общения, вызвав живой отклик и глубокую признательность со стороны участников мероприятия.

Приглашаем молодых ученых на мероприятия Школы!


НОЯБРЬ

24 ноября 2021 года состоялось открытие Школы молодого ученого Института в 2021-2022 учебном году.

  С приветственным словом выступила Светлана Вениаминовна Иванова, руководитель Школы молодого ученого, научный руководитель Института, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, заведующий кафедрой по глобальному образованию, член-корреспондент РАО, профессор, доктор философских наук.

  Светлана Вениаминовна познакомила участников заседания с планом работы Школы, которая в этом году посвящена научным школам Института и их выдающимся представителям; охарактеризовала основные направления деятельности научных школ и пути их дальнейшего развития.

24112021 ШМУ

  Главным событием на мероприятии стала авторская лекция С.В. Ивановой по актуальной теме: «Постгуманизм VS гуманизация образования».

  В ходе лекции Светлана Вениаминовна Иванова мастерски представила характеристики современного мира, влияющие на образование; всесторонне описала ситуацию в педагогической науке и образовании и ближайшие перспективы их развития в современных условиях.

  Отдельное внимание Светлана Вениаминовна уделила проблеме гуманизма и его влиянию на образование, отметив, что «цель образования в гуманистической парадигме - воспитание образованного, нравственного человека».

  Рассматривая тему гуманизации в эпоху постгуманизма, Светлана Вениаминовна раскрыла признаки постгуманизма и постчеловека, четко обозначила два возможных пути развития человечества, подчеркнув важность роли гуманизации в эпоху постгуманизма. Обращаясь к вопросу о необходимости сохранения ценностей в современных условиях, С.В. Иванова сказала: «Главным этическим эталоном, фактором, определяющим нравственное поведение постчеловека, останется диалог».

  В заключительной части занятия С.В. Иванова обозначила основные цели и задачи современного образования и подчеркнула, что «только открытость, доверительность и умение договариваться по всем вопросам поможет сохранению постчеловечества».

24112021 ШМУ2

  Авторская лекция Ивановой Светланы Вениаминовны, посвященная глубокой, масштабной, трансциплинарной и чрезвычайно актуальной для современного общества, науки и образования теме, вызвала оживленную дискуссию и искреннюю благодарность со стороны слушателей, став важным и запоминающимся научным событием для всех участников мероприятия.

  Презентация

  Подробно ознакомиться с темой можно в статье: Иванова С.В. Постгуманизм vs гуманизация образования // Ценности и смыслы. 2021. № 5 (75). С. 6-23.

  Приглашаем молодых исследователей на занятия Школы!


 
Расписание Школы молодого ученого - Второй семестр 2020-2021 учебного года
 
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
2021 ГОД
ИЮНЬ

24 июня 2021 года в 16 часов в рамках деятельности Школы молодого ученого состоялся мастер-класс по теме «“Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения” (А.П. Чехов)» (лектор: Елкина Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, начальник управления научно-организационной деятельности и международного сотрудничества, заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию).

  На мастер-классе Ириной Михайловной Елкиной были освещены вопросы, раскрывающие основные черты развития педагогической науки и образования в контексте глобализации.

  И.М. Елкина охарактеризовала особенности современного международного научного сотрудничества, показав важнейшее значение языка и культуры для развития международных отношений и мировой политики. Особое внимание было уделено разноплановой международной деятельности Института стратегии развития образования Российский академии образования и ведущей роли кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию в сближении позиций различных международных научных школ и образовательных центров по вопросам педагогики и образования.

  Ириной Михайловной был сделан обзор основных международных наукометрических баз данных и раскрыта специфика публикаций в международных изданиях, что имеет большое значение для распространения научных идей ученого и обмена профессиональным опытом с зарубежными коллегами.

  В заключительной части И.М. Елкина на конкретном примере показала структурно-содержательные особенности сопроводительного письма на английском языке, составленного в соответствии с нормами международного академического сообщества.

  Мастер-класс Ирины Михайловны Елкиной, имеющий несомненную практическую ценность для молодого исследователя, научное становление которого происходит в условиях глобального мира и активного международного взаимодействия, вызвал большой интерес и признательность со стороны слушателей.

  Презентация

 

15 июня 2021 года в 16 часов состоялась лекция в рамках деятельности Школы молодого ученого по теме «Гипотеза, концепция и модель в педагогическом исследовании» (лектор: Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, советник директора по подготовке научных кадров, руководитель научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова»).

На лекции Владислав Владиславович Сериков в системной последовательности представил три значимых для педагогического исследования понятия: гипотезу, концепцию и модель.

В.В. Сериков раскрыл сущность понятия «гипотеза», описал требования, предъявляемые к ней, на ярких примерах осветил как ошибки при построении гипотезы, так и удачно сформулированные научные предположения, отвечающие всем требованиям научного дискурса.

Отдельное внимание на лекции В.В. Сериков уделил рассмотрению темы «Концепция», показав широкую палитру толкований данного понятия, представив источники возникновения идеи (концепции) и особенности построения концепции.

В третьей – завершающей – части лекции Владислав Владиславович обратился к понятию «модель», которая была рассмотрена всесторонне. Владислав Владиславович представил различные дефиниции данного понятия, раскрыл назначение модели, подчеркнув при этом, что «модель в исследовании не цель, а средство, она строится для решения какой-то задачи». Несомненно, важным аспектом изучения данной темы стало рассмотрение В.В. Сериковым эвристических возможностей метода моделирования и типов моделей, используемых в педагогическом исследовании. При этом В.В. Сериков отметил, что «логика педагогического исследования – восхождение от гипотетической к теоретической и далее к нормативной модели». Безусловную важность для ученого представляет процесс построения модели, прекрасно изложенный Владиславом Владиславовичем Сериковым. В заключении В.В. Сериков раскрыл типичные ошибки при использовании метода моделирования, знание которых помогает более глубоко постичь суть и закономерности педагогического исследования.

Лекция прошла в атмосфере живого научного диалога, вызвала большой интерес и искреннюю благодарность со стороны молодых исследователей.

Презентация

 

2 июня 2021 года в 16 часов состоялась лекция в рамках деятельности Школы молодого ученого по теме «Образовательное пространство и образовательная среда как педагогические категории» (лектор: Иванова Светлана Вениаминовна, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, руководитель Школы молодого ученого, научный руководитель Института, заведующий кафедрой по глобальному образованию, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию).

  В ходе авторской лекции Светлана Вениаминовна Иванова блестяще представила образовательное пространство и образовательную среду, рассмотрев эти педагогические категории с разных сторон. Образовательное пространство С.В. Ивановой было мастерски раскрыто в нормативном аспекте, подробно описано с дихотомической позиции, всесторонне охарактеризовано в его взаимосвязи с категорией времени.

  Особое внимание Светлана Вениаминовна уделила теме образовательная среда: были раскрыты многозначность термина «среда» и история развития понятия «образовательная среда», наглядно представлены основные характеристики, внешние и внутренние факторы и многоуровневая структура образовательной среды. Рассматривая данную категорию, профессор С.В. Иванова отметила: «Образовательная среда, выступая как нарративный, коммуникативный феномен, проясняет суть и значение современного образования, подчеркивает необходимость проектирования образовательного пространства будущего».

  На лекции Светланой Вениаминовной Ивановой были системно представлены трудности и противоречия, осложняющие формирование среды и пространства в образовании, и четко показаны пути их преодоления.

  В заключительной части занятия С.В. Иванова всесторонне раскрыла перспективы формирования единого образовательного пространства, подчеркнув, что «проектирование образовательного пространства – управленческая, в масштабах государства, а не методическая или даже стратегическая задача системы образования».

  Авторская лекция Светланы Вениаминовны Ивановой, посвященная категориям «образовательное пространство» и «образовательная среда», имеющим важнейшее значение для педагогической науки и образования, была воспринята слушателями с большим интересом и глубокой признательностью.

  Презентация

  Подробно ознакомиться с темой можно в книге: Иванова С.В., Иванов О.Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: «Русское слово – учебник», 2020. 160 с.

  Ознакомиться с монографией.

 


МАЙ

  19 мая 2021 года в 16 часов состоялась лекция в рамках деятельности Школы молодого ученого по теме «Воспитание: от специфики феномена к специфике понятий» (лектор: Степанов Павел Валентинович, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности).

  На лекции, которая проходила в интерактивном формате, Павел Валентинович Степанов всесторонне раскрыл специфику воспитания, охарактеризовал особенности результата воспитательного процесса, наглядно представил причины успеха и неудач в воспитании. Основной идеей лекции стали слова П.В. Степанова о том, что воспитание представляет собой управление процессом развития личности через создание для этого благоприятных условий.

  Интерактивное занятие П.В. Степанова, посвященное одному из важнейших разделов педагогической науки – воспитанию, встретило живой отклик и искреннюю благодарность со стороны участников мероприятия.

  Презентация

 

  В рамках деятельности Школы молодого ученого 17 мая 2021 года главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности Н. Л. Селиванова провела открытую лекцию по теме «Исследовательские методы в сфере воспитания».

  Наталия Леонидовна в ходе лекции мастерски представила особенности применения методов при осуществлении педагогического исследования. Она подробно охарактеризовала проблемы в использовании методов, связанные со спецификой воспитания, с отсутствием / размытостью целей использования методов, отсутствием / слабым представлением исследователя об использовании полученных результатов, отсутствием методологии использования методов, необходимостью оптимального соотношения количественных и качественных методов, представлением результатов.

  Н.Л. Селиванова всесторонне описала принципы использования методов, следование которым необходимо для успешного проведения исследования. Особое внимание на занятии лектор уделила таким исследовательским методам в сфере воспитания, как: наблюдение, изучение массового и передового опыта, анализ педагогических ситуаций, монографическое изучение, анкетирование, описание, констатирующий и формирующий эксперимент, независимые характеристики, изучение школьной документации, творческих работ школьника.

  Несомненную ценность представляет программа эмпирического исследования, структуру и содержание которой профессор Н.Л. Селиванова системно раскрыла и проиллюстрировала на занятии.

  Лекция Н.Л. Селивановой, посвященная важнейшим вопросам проведения педагогического исследования, вызвала большой интерес и глубокую признательность участников мероприятия.

  Презентация


АПРЕЛЬ

21 апреля 2021 года в 16 часов состоялась лекция «Обеспечение информационной безопасности личности в информационно-образовательной среде», которая проводилась в рамках Школы молодого ученого Института.

  Лектор: Поляков Виктор Павлович, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории математического общего образования и информатизации.

  В ходе лекции Виктор Павлович Поляков осветил вопрос обеспечения информационной безопасности личности в информационно-образовательной среде: определил и охарактеризовал актуальные задачи обеспечения информационной безопасности личности в системе образования, раскрыл основные требования к педагогическому сопровождению информационной безопасности личности.

  Лекция была воспринята с большим интересом и благодарностью со стороны участников Школы молодого ученого.

  Презентация


14 апреля 2021 г. в рамках деятельности Школы молодого ученого состоялась лекция главного научного сотрудника лаборатории математического общего образования и информатизации Ирэны Веньяминовны Роберт, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, руководителя Научной школы «Информатизация образования» по теме «Развитие методологии научно-педагогического исследования в условиях информатизации образования».

Ирэной Веньяминовной в ходе лекции были освещены основные направления развития методологии научно-педагогического исследования в условиях информатизации образования:

  • представлены сущность и ключевые характеристики информатизации образования;
  • показана цифровая трансформация образования как особенность современного периода развития информатизации образования;
  • выявлены сферы влияния цифровой трансформации;
  • охарактеризованы методы исследования в педагогике, научный инструментарий методологии, методологические принципы научно-педагогического исследования.

В результате была представлена и описана структурная схема методологии научно-педагогического исследования и дано описание содержательных характеристик каждого компонента структуры.

Лекция была воспринята слушателями с большим интересом и благодарностью.

Видеозапись лекции


7 апреля 2021 года в рамках деятельности Школы молодого ученого Института состоялась открытая лекция «Дидактика в условиях цифровой трансформации образования».

  Лектор: Роберт Ирэна Веньяминовна, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории математического общего образования и информатизации, руководитель научной школы «Информатизация образования: научная школа И.В. Роберт».

  На лекции Ирэна Веньяминовна представила характерные особенности современной дидактики, связанные с цифровой трансформацией образования: были описаны изменения в образовании, произошедшие в условиях цифровизации; раскрыта сущность цифровой трансформации и цифровой парадигмы образования; определены и охарактеризованы теоретико-методологические, гуманитарно-прикладные и технологические основания развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования; охарактеризована дидактика периода цифровой трансформации образования и ее обновленный терминологический аппарат; а также было показано развитие аксиологического подхода к образованию периода цифровой трансформации.

  В завершении лекции в виде структуры были представлены взаимосвязь и взаимовлияние методологических, теоретических, методических и организационных компонентов, определяющих становление и развитие дидактики в условиях цифровой трансформации образования. В заключительной части занятия И.В. Роберт ответила на вопросы слушателей.

  Лекция вызвала живой интерес и благодарность со стороны участников Школы молодого ученого.

  Запись лекции
  Материалы лекции


МАРТ

16 марта 2021 года в рамках деятельности Школы молодого ученого Института состоялся мастер-класс «Функциональная грамотность младшего школьника: проблемы, трудности формирования и пути их устранения».

  Лекторы: Виноградова Наталья Федоровна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией начального общего образования, руководитель научной школы «Начальная школа XXI века: научная школа Н.Ф. Виноградовой»; Кузнецова Марина Ивановна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования; Рыдзе Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования.

  На мастер-классе были представлены основы функциональной грамотности младшего школьника: охарактеризованы трудности, возникающие в начальном обучении, определена сущность функциональной грамотности, выявлены и на ярких примерах раскрыты ее компоненты (интегративные и предметные).

  Мастер-класс вызвал большой профессиональный интерес и признательность со стороны участников.

  Презентация
  Запись лекции

 

В рамках Школы молодого ученого Института 12 марта 2021 года состоялась онлайн-лекция «Педагогический эксперимент и особенности его проведения в современных условиях».

  Лекцию провели Амбарцумова Элеонора Мкртычевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института, и Лобанов Илья Анатольевич, научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования.

  В ходе лекции были представлены основные положения опытно-экспериментальной деятельности: была раскрыта сущность педагогического эксперимента, установлены его цели и задачи, описаны требования к эксперименту, определены критерии оценки качества планирования и организации опытно-экспериментальной работы. На конкретных примерах лекторы проиллюстрировали особенности проведения опытно-экспериментальной работы в контексте педагогического исследования.

  Лекция была воспринята слушателями с интересом и благодарностью.

Презентация


ФЕВРАЛЬ 
В рамках деятельности Школы молодого ученого Института 16 февраля 2021 года состоялась лекция «Опыт как философская категория, роль изучения опыта и практики для проведения научного исследования». Лектор — Иванова Светлана Вениаминовна, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор, руководитель Школы молодого ученого, научный руководитель Института, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию. В ходе лекции Светлана Вениаминовна системно рассмотрела философскую категорию опыта, представив широкую палитру научных позиций представителей разных философских направлений, раскрыла положения, которые могут быть полезны для педагогического исследования. Лекция вызвала большой интерес и признательность со стороны участников Школы молодого ученого. 
Подробнее
 
26 февраля 2021 года в рамках деятельности Школы молодого ученого Института состоялась открытая лекция «Перспективные направления дидактических исследований». Лектор: Осмоловская Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией дидактики и философии образования, руководитель научной школы «Дидактика общего образования: научная школа М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева». На занятии Ириной Михайловной Осмоловской были освещены основные положения дидактики: рассмотрен состав дидактического знания, охарактеризованы изменения в процессе обучения, показано расширение исследовательского поля дидактики, описано изменение методологических подходов к изучению образования, представлены междисциплинарные исследования обучения. Лекция Осмоловской Ирины Михайловны была воспринята с интересом и благодарностью со стороны слушателей Школы молодого ученого.
Подробнее

ЯНВАРЬ

 29 января 2021 года в рамках деятельности Школы молодого ученого Института состоялась лекция «Формирование измерительной квалификации педагога в информационную эпоху», лектор – Найденова Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией педагогической компаративистики.

  В ходе лекции Наталья Николаевна представила обзор проблем современной педагогической компаративистики, связанных с особенностями изменений в оценочной деятельности учителей и ролью сравнительной деятельности в повседневной практике педагога. Н.Н. Найденова раскрыла роль педагога в образовательном процессе, соответствие профессиональных видов деятельности с компонентами измерительной квалификации педагога, трансформации деятельности педагога в информационную эпоху, конструкты культуры обучения, структуру образования 4.0. Также были приведены: измеряемые элементы качества образования в XXI веке, парадигмы развития качества образования, куб Брея и Томаса для сравнительных исследований внутри школы, между школ, регионов и стран. На лекции было уделено внимание определению ключевых элементов измерительной квалификации, особенно различиям между оцениванием и экспертизой образовательных достижений. Кроме того, были представлены: ретроспектива ключевых работ зарубежных авторов ведущих стран; принципы оценивания, характеристики и стандарты оценивания; результаты оценивания в двух таксономиях, инструментальные виды измерений, виды заданий, тестов и шкал; фазы оценивания; примеры авторского оценивания по мультиплексу.

  В заключительной части занятия обсуждался вопрос об успешной шкале по базовой оценке мультиплекса. Также по электронной почте от слушателей пришел запрос о ссылке на источники по проблемам сравнительной педагогики (Comparative Education Research: Approaches and Methods. Second edition (edited by Mark Bray, Bob Adamson, Mark Mason). Перевод М.Л. Ваховского и И.Л. Разнатовского).

  Лекция была воспринята слушателями с интересом и благодарностью.

  Презентация
  Запись лекции

В рамках деятельности Школы молодого ученого Института 22 января 2021 года в 16 часов состоялась лекция «Изменения в системах образования (общего и профессионального) в странах Европы».

Лектор: Курдюмова Ирина Михайловна, доктор педагогических наук,ведущий научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики.

В ходе лекции Ирина Михайловна осветила вопросы педагогической компаративистики, связанные с особенностями подхода ЕС к проблемам образования, с приоритетными областями в образовании стран ЕС, с ключевыми компетенциями и базовыми умениями. И.М. Курдюмова раскрыла сущность образовательных инноваций (ОБСЕ), их типы и источники, инновационные педагогики и технологии, а также требования, выдвигаемые к инновациям (ОБСЕ). На лекции было уделено внимание вопросу поддержки развития ключевых компетенций и инноваций и реформам как способу изменения образования. В заключительной части занятия И.М. Курдюмова обозначила будущее образовательной политики в ЕС.

Лекция Ирины Михайловны Курдюмовой была принята с благодарностью со стороны участников Школы молодого ученого. Расписание занятий представлено на сайте Института.

Запись лекции

15 января 2021 года состоялась лекция «Религиозный компонент в светском образовании: сравнительный опыт отечественного и зарубежного образования в решении проблемы нравственного становления личности».

Лектор: Шапошникова Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики.

Презентация


ПРЕДСТОИТ в МАЕ

⦁ Лекция «Исследовательские методы в сфере воспитания». Лектор: Селиванова Наталия Леонидовна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, руководитель научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи: научная школа Л.И. Новиковой».
⦁ Лекция «Воспитание: от специфики феномена к специфике понятий». Лектор: Степанов Павел Валентинович, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности.

 
ПРЕДСТОИТ в ИЮНЕ

⦁ Лекция «Образовательное пространство и образовательная среда как педагогические категории». Лектор: Иванова Светлана Вениаминовна, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, руководитель Школы молодого ученого, научный руководитель Института, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию.
⦁ Лекция «Гипотеза и концепция в научно-педагогическом исследовании и их опытно-экспериментальная апробация». Лектор: Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, советник директора по подготовке научных кадров, руководитель научной школы «Личностно-развивающее образование: научная школа В.В. Серикова»
⦁ Мастер-класс «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения» (А.П. Чехов). Лектор: Елкина Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по организационно-издательской деятельности и международному сотрудничеству, заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию.

 

 
2020 ГОД
ДЕКАБРЬ

 В рамках деятельности Школы молодого ученого Института 22 декабря 2020 года в 16 часов состоялась лекция «Современная методология и методика историко-педагогического исследования (исторической части диссертации)».

 Лектор: Богуславский Михаил Викторович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией истории педагогики и образования, руководитель научной школы «История педагогики и образования: научная школа Н.А. Константинова - З.И. Равкина».

 В ходе лекции М.В. Богуславский осветил важные вопросы методологии и методики историко-педагогического исследования: раскрыл структуру современного историко-педагогического знания, охарактеризовал основные методологические подходы к исследованию истории педагогики, описал методы исследования конкретных историко-педагогических феноменов, представил современные методологические подходы в историко-педагогических исследованиях.

 Лекция Михаила Викторовича Богуславского вызвала большой интерес и благодарность со стороны участников мероприятия.

 Презентация
 Запись лекции

 В рамках деятельности Школы молодого ученого Института 11 декабря 2020 года в 16 часов состоялся мастер-класс «Наука в цифровую эпоху, или что нужно исследователю?».

 Мастер-класс провела Пичугина Виктория Константиновна, доктор педагогических наук, профессор РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью Института.

 На занятии Виктория Константиновна описала особенности профиля ученого, представила инструменты поиска научных работ, раскрыла специфику подготовки публикаций.

 Мастер-класс был воспринят всеми участниками с большим интересом и признательностью.

Пичугина 11202020 мастерклас

Презентация
Запись лекции

4 декабря 2020 года в рамках деятельности Школы молодого ученого Института состоялся интерактивный семинар «Как выбрать тему исследования», на котором лектором выступила Н.Л. Селиванова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности.

 На семинаре Наталия Леонидовна Селиванова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, руководитель научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи: научная школа Л.И. Новиковой», представила этапы выбора темы научного исследования и требования к ней. Изложенные требования включают: выбор направления исследования, анализ научной литературы, изучение существующих исследований по проблеме, обсуждение темы диссертации с учеными-экспертами в выбранной области исследования и т.д.

 Также в интерактивном режиме было показано, какие требования предъявляются к формулировке темы исследования.

 Семинар вызвал живой интерес со стороны слушателей.

ШМУ 04122020.Семинар

Презентация 


НОЯБРЬ

17 ноября 2020 года в 16 часов научно-общественная организация Школа молодого ученого начала новый учебный год. Лекции, мастер-классы Школы могут в онлайн формате посещать все желающие!

Ученые, организовавшие Школу, видят свою задачу в том, чтобы повышалось качество научно-педагогических исследований, чтобы молодые ученые со всей страны могли услышать голос опытных коллег из старейшего научного педагогического Института, который гордится своей историей и своими научными школами.

После приветственного слова участникам занятия руководитель Школы молодого ученого Светлана Вениаминовна Иванова, член-корр. РАО, проф., провела онлайн-лекцию по теме «Методология педагогического исследования» (Лекция I, часть 1).

В ходе лекции С.В. Иванова представила: особенности педагогического исследования, сравнение естественнонаучного и гуманитарного познания, проблему терминологии в педагогике, специфику актуальности в педагогике, некоторые вехи развития методологии научного познания, компоненты методологической структуры. Подробно были раскрыты вопросы определения темы и цели научного исследования, методологических основ, а также методы работы с источниками.

Лекция вызвала много положительных откликов и желание продолжить занятия. Расписание занятий размещено на сайте Института. Добро пожаловать!

Школа М Уч.1

Презентация
Запись лекции


ИЮНЬ

8 июня 2020 года в рамках деятельности Школы молодого ученого Института состоялась онлайн-лекция по теме «Теоретические аспекты педагогического исследования: проблемы моделирования».

Лектор: Сериков Владислав Владиславович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, советник директора по подготовке научных кадров, профессор кафедры по глобальному образованию.

Презентация
Видеозапись


МАЙ
26 мая 2020 года в рамках деятельности Школы молодого ученого состоялась онлайн-лекция по теме «Методология педагогического исследования».
Лектор: Иванова Светлана Вениаминовна - член-корреспондент РАО, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор, научный руководитель Института, заведующий кафедрой по глобальному образованию.

Светлана Вениаминовна Иванова осветила вопросы, связанные с планированием, ходом и оформлением результатов диссертационного исследования, со спецификой осуществления теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы. Мероприятие вызвало живой интерес и признательность со стороны слушателей.

 
 
ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА ЗАНЯТИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧЕНОГО!
ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ БЕСПЛАТНО ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

 

Элементы не найдены
Пожалуйста нажмите здесь чтобы вернуться на предыдущую страницу

Обратная связь
Об Институте
Найти нас на карте
Copyright © 2023 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования". Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только при условии активной ссылки на первоисточник - сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Tue, Feb 07, 2023
Наверх

Сообщить об ошибке

Фрагмент текста с ошибкой