СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: НАУЧНАЯ ШКОЛА З.А. МАЛЬКОВОЙ–Б.Л. ВУЛЬФСОНА (Руководители: С.В. ИВАНОВА, И.А. ТАГУНОВА)
Адреса электронных почт для связи
с представителями научной школы:
info@instrao.ru, cpc@instrao.ru
Руководители научной школы:
Председатель Совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО С.В. Иванова и заведующий центром педагогической компаративистики И.А. Тагунова.
Научная школа находит продолжение в двух формах:
– в деятельности Научного совета по сравнительной педагогике Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (председатель – член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор С.В.Иванова).
– в рамках ряда исследований центра педагогической компаративистики (заведующий центром педагогической компаративистики – доктор педагогических наук И.А.Тагунова).
Основатели школы
Появление и становление Научной школы сравнительной педагогики в Академии педагогических наук (позже – Российской академии образования) связано с именами известных ученых-компаративистов: академика РАО Зои Алексеевны Мальковой, члена-корреспондента РАО Бориса Львовича Вульфсона.
Б.Л. Вульфсон и З.А. Малькова создали отдельное научное направление в отечественной педагогике, обеспечили развитие новой в СССР области знаний.
Основные этапы развития Научной школы
Отечественная школа сравнительной педагогики развивалась в советское время, наполненное идеологическими смыслами, со строго определенными целями и ожидаемыми результатами. Заслугой советских ученых-компаративистов было то, что им удавалось в сложных идеологических условиях предоставить соотечественникам информацию о системах образования зарубежных стран. Большой вклад в развитие сравнительной педагогики внесли В.П. Борисенков, Н.А. Воскресенская, А.Н. Джуринский, В.З. Клепиков, В.П. Лапчинская, Г.В. Микаберидзе, Н.Д. Никандров, В.Я. Пилиповский, А.К. Савина, О.И. Долгая, Т.Ф. Яркина и др.
Политические и экономические изменения в стране, глобализация внесли коррективы в направленность исследований в сравнительной педагогике. Отдельной задачей в новых условиях компаративисты видят изучение мирового образовательного пространства, условий и тенденций его формирования с учетом геополитических реалий. Этот этап развития связан с именами И.Ю. Алексашиной, Н.Е. Боревской, И.Г. Владимировой, Б.Л.Вульфсона, С.А. Дудко, С.В. Ивановой, И.М. Курдюмовой, К.А.Краснянской, М.В. Ларионовой, О.М. Леонтьевой, О.Т. Лойко, И.Р. Луговской, Д.С.Молокова, В.А. Мясникова, Н.Н. Найденовой, М. П. Пальянова, М.Н. Певзнера, Л.И.Писаревой, Л.Л. Супруновой, И.Г. Сухина, И.А. Тагуновой, М.С. Ткаченко, Т.Д.Шапошниковой.
В последнее время область педагогической компаративистики обогащается новым поколением исследователей: Е.В. Бебениной, О.Н. Боковой, А.И. Варламовой, О.Б.Воскресенским, Л.Н. Даниловой, М.В. Дюжаковой, И.М. Елкиной, О.С. Корнеевой, Ю.Г.Куровской, Д.И. Латышиной, О.К. Логвиновой, О.Н. Мачехиной, И.С. Найденовой, Е.В.Неборским, М.Ю. Романовой, В.В. Седых, Д.А. Тороховой и др.
Основные научные результаты школы:
– сформулированы теоретические положения: о статусе сравнительной педагогики как самостоятельной дисциплины; о специфике педагогической компаративистики, сочетающей в себе региональный и глобальный аспекты в трансдисциплинарном контексте; об исследованиях мирового образовательного пространства и образовательного пространства разных стран в современных геополитических условиях, с учетом современных фундаментальных теорий;
– осмыслено развитие методологического обеспечения сравнительной педагогики в области формирования понятийно-категориального аппарата;
– определены основные подходы к анализу информации в сравнительной педагогике: геополитический, страноведческий; наднациональный; мультиплексный; трансдисциплинарный; структурно-иерархический; кластерный; экстраполярный, рейтинговый и др., принятые в мировом научном сообществе;
– осуществлено выявление проблем образования в мировом образовательном пространстве и путей их решения.
Научные исследования в области сравнительной педагогики ведутся в рамках нескольких тем государственного задания, других научных проектов, подготовки кандидатских и докторских диссертаций.
Естественным развитием Научной школы сравнительной педагогики является создание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (академик-секретарь М.Л. Левицкий). Основные направления деятельности этого Совета: координация научных компаративистских исследований; поиск путей сотрудничества исследователей-компаративистов из регионов России и других стран; взаимодействие с международными организациями; сравнительный анализ национальных образовательных пространств на основе результатов международных исследований качества образования; сопоставительный анализ по наукометрическим показателям.
Научный совет объединил компаративистов страны и мира: в него вошли известные ученые из России и Казахстана, Болгарии, Франции, США, Италии, Белоруссии и др.
Основные мероприятия научной школы:
28 апреля научные сотрудники лаборатории педагогической компаративистики и лаборатории дидактики и философии образования Института организовали и провели в рамках Московского международного салона образования (ММСО-2020) онлайн-дискуссию "Домашняя работа школьников: уроки дистанционного обучения".
Сотрудники лаборатории Ирина Августовна Тагунова, доктор педагогических наук (заведующий), Оксана Игоревна Долгая, кандидат педагогических наук (старший научный сотрудник), Игорь Георгиевич Сухин, кандидат педагогических наук (старший научный сотрудник), приняли участие в онлайн панельной дискуссии «Домашняя работа школьников: уроки дистанционного обучения» в рамках Московского международного салона образования (ММСО).
В качестве спикера Оксана Игоревна Долгая рассказала о статусе домашних заданий за рубежом, основных проблемах домашней работы, о доминантах современного процесса обучения, которые должны учитываться разработчиками домашних заданий, о дискуссиях об отмене домашних заданий за рубежом и опыте разных стран, уже не использующих домашние задания в учебном процессе. Мероприятие состоялось в рамках государственного задания «Научно-педагогическое обеспечение домашней учебной работы школьников».
Подробнее о мероприятии на сайте организатора
В Москве 13-15 февраля 2020 г. в Московской высшей школе социальных и экономических наук состоялась XVII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы», на малом пленуме которой «Кто и как оценивает результаты образовательных реформ» с докладами, выполненными в рамках исследований научной школы, выступили Найденова Н.Н. «Объективность оценивания результатов обучающихся при экспертных оценках совместного выполнения практических и кейсовых задач»
Краткая аннотация:
Качество образования стоит определять не только через знания обучающиеся, но и через их умения и навыки при решении практических и кейсовых задач. Однако объективность в этих случаях обычно нарушена из-за тенденциозности экспертных оценок и скачущей шкалы. По результатам таких оценок принимаются решения об эффективности в конкретной образовательной организации. Поэтому в таких случаях требуется проведение экспертизы образовательных достижений с целью перепроверки результатов и вынесения сертификата справедливости.
Исследование проводилось на репрезентативной выборке среди выпускников школ и вузов в нескольких регионах РФ. Априорное суждение о параллельности вариантов практических и кейсовых задач дополнительно анализировалось в связи с тенденциозностью экспертов. Нарушение справедливости оценивания по отношению к обучающимся из-за нарушений разработанных задач, предлагаемых схем оценивания, выравнивания экспертных оценок и др. не приемлемо в режиме мониторинга качества образования.
Найденова И.С. «Экспертиза образовательных достижений 21 века: глобальные и локальные тренды».
Краткая аннотация:
В исследовании рассмотрены компоненты модели формирования экспертизы образовательных достижений с целью оценки эффективности образовательной организации ряда стран. Навыки 21 века требуют трансформации подходов к экспертизе образовательных достижений: экспертиза должна выполнять развивающую функцию, а не карательную. Она будет вызывать доверие для образовывающегося человека в том случае, если будет представлять его личные достижения на глобальном и федеральном уровнях.
Междисциплинарное и международное исследование проводилось на репрезентативной выборке среди наиболее активной части молодёжи Казахстана, участников волонтерского движения. В основном выборка состояла из старшеклассников и студентов ВУЗов. По мнению молодых людей, отсутствие опоры на портфолио и индивидуальную образовательную траекторию искажает уровень сформированности навыков 21 века. В оценке эффективности школы заложены эффекты от разных видов образования, не имеющих отношения к школе: репетиторы, СМИ и др. Актуальная повестка сегодняшнего дня – перепроверка сформулированных заключений об эффективности образовательной организации на основе междисциплинарного конструирования образовательных достижений в формируемой экспертизе.
Институт стратегии развития образования РАО выступил соорганизатором Международного Научно-образовательного Форума «Россия–Китай: новые грани и перспективы гуманитарного сотрудничества»
17-18 октября 2019 г. в целях развития национальных проектов «Образование» и «Экспорт образования» Российская академия образования при поддержке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Института стратегии развития образования РАО провела Международный научно-образовательный Форум «Россия – Китай: новые грани и перспективы гуманитарного сотрудничества», посвященный 70-летию образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между Россией и Китаем, а также 20-летию Комитета гуманитарного сотрудничества между двумя странами.
В ходе Форума были раскрыты тенденции и позитивные практики развития систем образования и науки России и Китая на современном этапе. В пленарном заседании выступили с докладами представители исполнительных и законодательных органов власти России и Китая; академики и члены Президиума РАО.
Коллективная монографии российских и китайских ученых «Россия – Китай: тенденции развития образования в XXI веке» была представлена В.П. Борисенковым, д.п.н., проф., академиком РАО. В монографии опубликована статья С.В. Ивановой, директора Института стратегии развития образования РАО, д.философ.н., проф., член-корреспондента РАО.
В рамках пленарного заседания было подписано соглашение о сотрудничестве между Институтом стратегии развития образования РАО и Институтом модернизации образования КНР.
Одна из секций была представлена расширенным заседанием Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО «Тенденции и перспективы развития исследований в области экспорта образования и рейтинга университетов двух стран». Модератором секции выступила И.М. Елкина – заместитель директора по организационно-издательской деятельности и международному сотрудничеству.
Сотрудники Института стратегии развития образования РАО представили следующие доклады:
Выступление Е.В. Бебениной, д.пед.н., проф. РАО, заместителя директора, было посвящено эффекту Матфея университетских рейтингов.
О.А. Фиофанова, д.п.н., заведующий центром научных программ и научной информации, провела анализ инвестиционных образовательных программ, реализуемых в проектах российско-китайского сотрудничества «Один пояс - один путь».
В рамках секции также выступили: А.Н. Джуринский, д.п.н., проф., академик РАО, заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета с докладом об интернационализации университетов;
В.В. Аршинова, д.психол.н., проф., начальник отдела информации и статистики Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ имени М.В. Ломоносова и Лю Чжиминь, профессор Нанкинского аграрного университета с докладом о новых трендах в формировании рейтингов университетов;
А.Г. Бермус, д.п.н., проф., ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Академия психологии и педагогики, кафедра образования и педагогических наук проанализировал полевую модель совместных и сравнительных исследований сфер образования России и Китая.
Д.В. Петросянц – к.эконом.н., эксперт Исследовательской группы Национального рейтинга университетов Международной информационной группы "Интерфакс" – Россия, представил национальный рейтинг университетов;
Н.И. Калаков, д.п.н., проф., ФГБОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого» представил концепцию комплексного прогностического исследования социальной системы в целях обеспечения безопасности страны;
Нин Хуайин, магистр пед. н., доцент, директор Института Конфуция ВГСПУ рассмотрела рейтинг эффективности работы университетов в Китае как показатель их конкурентоспособности.
Выступление Т.И. Шукшиной, д.п.н., проф. Мордовского научного центра РАО, проректора МГПИ было посвящено перспективным направлениям сетевого взаимодействия российских и китайских педагогических вузов в области научно- исследовательской деятельности; М.В. Слепцова, аспирант ДВГУПС, г. Хабаровск, выступила с докладом о приобщении будущего учителя изобразительного искусства к ценностям национальной культуры.
Также в рамках работы Форума состоялись: рабочая встреча в Комитете ГД РФ по образованию и науке «Российско-китайское сотрудничество в сферах образования и науки: возможности и перспективы»; расширенное заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО «Тенденции и перспективы развития исследований в области экспорта образования и рейтинг университетов двух стран»; круглый стол в МГУ им. М.В. Ломоносова «Подготовка педагогов в условиях информационного общества: опыт России и Китая»; стратегическая проектная сессия: «Современные методология и технологии подготовки педагогических кадров в условиях информационного общества» в МПГУ; научно-практический семинар «Изучение и обмен опытом развития систем педагогического образования России и Китая». Кроме того, были проведены научно-технологические секции по темам «Модернизация современного образования: тенденции и перспективы развития» и «Развитие личности в условиях информационного общества». В Форуме приняли участие представители исполнительных и законодательных органов, члены Российской академии образования и ее Президиума, представители научно-педагогического сообщества и деловых кругов, представители СМИ.
Форум продлился три дня. Его мероприятия прошли на площадках Российской академии образования, Государственной Думы РФ, МГУ имени М.В. Ломоносова, МПГУ и РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).
На различных площадках Форума приняло участие более 500 человек.
В ходе работы Форума в результате обсуждения представленных докладов, проектов, технологий были выработаны ценные практико-ориентированные направления модернизации систем образования и науки как в России, так и в Китае; предложены концептуальные идеи в направлении междисциплинарных сравнительных исследований учёными двух стран; заключены соглашения о сотрудничестве между Институтами из КНР и вузами партнёрами РАО.
Разнообразные мероприятия, проведённые в рамках Форума, выработанные практические рекомендации подтверждают, что настоящий Форум, как и деятельность Российской академии образования в целом, направлены на решение задач национального проекта «Образование», а также способствуют гуманитарному международному сотрудничеству и подготовке кадров для экономики в информационную эпоху.
По итогам работы Форума принята Резолюция, анонсированы новые совместные научно-образовательные проекты, направленные на расширение сотрудничества в сфере науки и образования между Россией и Китаем.
18 апреля 2019 года состоялось совместное заседание Кафедры ЮНЕСКО и Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО по теме "Тенденции развития современного начального образования в Российской Федерации и за рубежом".
С вступительным словом выступила Светлана Вениаминовна Иванова, заведующий Кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, председатель Научного совета, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор.
Приветственные слова произнес Михаил Львович Левицкий, академик РАО, академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО и Отделения общего среднего образования. Высоко оценив работу научного совета по сравнительной педагогике, он внес предложение публиковать результаты таких заседаний в педагогической прессе и предоставлять по итогам заседаний информацию в Министерство просвещения РФ.
Представитель Министерства просвещения Российской Федерации Ирина Николаевна Зиновьева, заместитель начальника отдела национальных и международных исследований качества общего образования Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования подчеркнула важность такого рода мероприятий для повышения качества образования и достижения высоких результатов в международных сравнительных исследованиях.
Большой интерес вызвал доклад(видеозапись доклада) Чарльза Обьеро, старшего специалиста по проектам в области образования, руководителя отдела разработки политики и исследований Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании по теме "Равенство, качество и содержание начального образования в некоторых странах Африки". Чарльз Обьеро осветил проблемы, существующие в южноафриканских странах, прежде всего, необходимость расширения охвата детей массовым начальным образованием, обеспечение равенства доступа к начальному образованию всем детям, ликвидация чрезмерной наполняемости классов и другие проблемы.
Информативным и интересным было онлайн выступление(видеозапись доклада) Грега Кулоса, президента и директора международной школы Cross Education (Япония) по теме "Наблюдения и размышления об образовании в Японии". Грег Кулос рассказал о состоянии образования в Японии, во многом опирающегося на национальные традиции. Рассказал о существовании в этой стране, уделяющей большое внимание воспитанию подрастающего поколения, кодекса ученика, в котором подробно охарактеризованы не только черты, которыми должен обладать японский ученик, но даже особенности в поведении и языковая стилистика по отношению к другим ученикам, к старшему поколению, родителям и т.д. В выступлении Грега Кулоса прозвучали его философские взгляды на образование и воспитание, которые также вызвали интерес среди участников заседания.
Доклад(видеозапись доклада) сотрудников лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования Натальи Федоровны Виноградовой, члена-корресспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией,
Марины Ивановны Кузнецовой, доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории,
Оксаны Анатольевны Рыдзе, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника лаборатории
был посвящен теме "Тенденции развития современного начального образования в РФ". Коллеги ярко и содержательно рассказали о начальной школе в России, показав её новые черты, сильные и проблемные стороны. В презентации было отражено современное понимание направлений работы в начальной школе по формированию как умственного, так и эмоционального интеллекта детей.
В выступлении(видеозапись доклада) Ирины Сергеевны Найденовой, научного сотрудника лаборатории педагогической компаративистики,
об основных тенденциях развития начального образования за рубежом охарактеризовано состояние и перспективы развития начального образования в европейских странах, Южной Корее, Сингапуре и некоторых других: переход на стимулирующий и поощряющий характер обучения в начальной школе; введение проектного обучения, способствующего развитию у детей аналитического и критического мышления; изменения в школьном пространстве и др.
На заседании были рассмотрены некоторые организационные вопросы работы кафедры ЮНЕСКО в Институте.
26 марта 2019г. сотрудник центра педагогической компаративистики Дудко Светлана Анатольевна приняла участие в конференции «Французский язык и франкоязычные культуры сегодня и завтра», проходившей в рамках «Дней франкофонии» в Москве. Конференция была организована в сотрудничестве с посольством и консульством Франции в Москве и Французским институтом в России. На конференции выступили франкоязычные писатели: Патрик Эссоно из Габона и Дани Лаферьера из Канады. Лаферьера - член Французской Академии и лауреат нескольких престижных премий. Его книга «Почти забытое искусство праздности» вышла на русском языке в 2018 году в издательстве «Текст». На конференции писатели рассказали о своём творчестве, поделились своими мыслями о месте французского языка и культуры в современном мире, о современной литературе, её роли для молодёжи и месте в завтрашнем мире.
Н.Н. Найденова выступила 14.02. 2019 г. на 16-той ежегодной конференции "Тенденции развития образования: Как оценить эффективность образовательных институций: детских садов, школ и вузов" в рамках малого пленума по теме: "Могут ли национальные и международные мониторинги оценивать работу образовательных организаций?" (ведущий В.А. Болотов).
Тема выступления Н.Н. Найденовой была "Оценка деятельности образовательных организаций через аккредитацию их выпускников в режиме междисциплинарного мониторинга"
Краткая аннотация представленного доклада:
В исследовании рассмотрены разные модели оценки деятельности образовательных организаций с учётом национальных (федеральных) и международных инструментов оценивания. Измерение качества образования в конкретных организациях проводилось через аккредитацию их выпускников к деятельности на следующей ступени их образования или профессиональной деятельности в междисциплинарной реальности оценивания в режиме становления аккредитационного мониторинга. Пилотное многоуровневое исследование проводилось на репрезентативной выборке. Междисциплинарный инструментарий был разработан для разных уровней оценивания в режиме онлайн: фактологическое оценивание усвоения полученных знаний тестом с закрытыми заданиями и инструментом кейс-оценивания выполнения ситуационных задач.
Мониторинг представлял двухлетний срез на репрезентативе. В результате анализа результатов тестирования рассчитывалась корреляция оценки качества образования образовательной организации через аккредитационное оценивание их выпускников на международной шкале в 1000 баллов. Тестирование проводилось среди выпускников высшей школы на репрезентативе и выпускников начальной и средней школы на доступной выборке методом мультиплексного измерения качества образования.
На базе полученных результатов формировался прогностический профиль аккредитационного мониторингового оценивания всей организации для групповой кластеризации по степени усвоения знаний и компетенций и для приоритетной ориентации по дисциплинам междисциплинарной оценки.
С 5 по 10 февраля 2019г. в ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" выступили предствавители ученых из Казахского национального университета им. Аль-Фараби в Алмате: профессор, доктор пед. наук Шаркуль Таубаевна Таубаева со своей докторанткой Дианой Кабдулловной Упсановой.
В свое время Ш.Т. Таубаева защищала свою кандидатскую степень в нашем Институте под руководством Я.С. Турбовского и проходила стажировку в лаборатории методологии педагогических измерений под руководством Н.Н. Найденовой.
6 февраля состоялась очень содержательная и длительная беседа по методологии педагогических исследований в наших странах с директором Института чл.- корр. РАО, д.философ.н, проф. Светлана Вениаминовна Ивановой. В беседе также принимали участие Н.Н. Найденова и О.П. Чигишина.
В эти дни Ш.Т. Таубаева, лучший преподаватель Казахстана 2017 г., выступила с двумя докладами по кафедре ЮНЕСКО «Глобальное образование»:
1) Проблемы реализации глобальных трендов высшего образования в Казахстане» (на примере КазНУ имени аль-Фараби);
2) Философия и методология педагогики как базовая учебная дисциплина и средство развития инновационного мышления у докторантов и магистрантов (аспирантов).Посещение Института также останется на сайте через лекции профессора Таубаевой Ш.Т., записанные и доступные на сайте http://www.instrao.ru.
Шаркуль Таубаевну попросили провести круглый стол с аспирантами и докторантами нашего Института по теме «Методологическая культура исследователя в сфере образования». На круглом столе также присутствовали В.В. Сериков (модератор), Н.Н. Найденова (зам. зав. ЦПК), Ю.Г. Куровская (зам. зав. кафедры).
Диана Упсанова ответила на ряд вопросов наших аспирантов об условиях работы над диссертационным исследованием и его защитой в современном Казахстане. В.В.Сериков отметил, что опыт Казахстана в развитии методологии общей и социальной педагогики имеет огромное значение для нашего Института, а подаренные книги Ш.Т. Таубаевой станут полезным методическим путеводителем для аспирантов Института.
Кроме того. состоялся семинар в рамках Государственного проекта «Мониторинг 2019» с обсуждением показателей мониторинга школьного образования в Казахстане.
Также состоялась встреча с Я.С. Турбовским и другими сотрудниками Института по философии, методологии и дидактики образования.
По итогам плодотворного общения между учеными Института и учеными и специалистами из Алматы намечены совместные исследования и совместные публикации, а также взаимное сотрудничество по подготовке аспирантов и дикторантов.
Подробная информация представлена на сайте: www.kazhu.kz
06.12.2018г. В ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" прошло заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогике Российской академии образования.
Со вступительным словом выступила Председатель Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогике РАО член-корр. РАО, д.филос.н., проф. Светлана Вениаминовна Иванова.
Посредством видеозаписи было организовано выступление Дарьи Лойолы, преподавателя университета Сорбонна (Франция) по теме: «Эволюция постсоветского высшего образования через призму системного подхода».
Дискуссантом выступил:
Александр Наумович Джуринский, д.пед.н., академик РАО, профессор кафедры теории и практики начального образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Выступление Иоанниса Вандулакиса, профессора кафедры истории и философии науки, Греческий Открытый университет, с темой «Proof-Events as Fundamental Methodological Concept Integrating History of Mathematics in to Intercultural Mathematics Education» было организовано посредством интернет-конференц связи.
Дискуссант:
Ирина Августовна Тагунова, д.пед.н., руководитель центра педагогической компаративистики ФГБНУ«Институт стратегии развития образования РАО»
Выступление с докладом Алины Евгеньевны Ивановой, аспирантки 3-го курса Института образования Высшей школы экономики, по теме «Разработка и валидизация инструмента международного исследования навыков учащихся на входе в школу и их прогресса за первый учебный год: проблемы адаптации и локализации национальных версий».
Дискуссант:
Владислав Владиславович Сериков, д.пед.н., член-корр. РАО, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
25 июня 2018 г. В ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" состоялось заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО.
С докладом по теме «Развитие образования в мире: междисциплинарный тренд 2030» выступила Наталья Николаевна Найдёнова, к.п.н., заместителя заведующего центром педагогической компаративистики. Ею были охарактеризованы основные черты современного образования, определяемые междисциплинарной реальностью в информационную эпоху.
С докладом по теме «Междисциплинарная реальность при оценивании учебных достижений в основной школе Чехии» выступила Оксана Игоревна Долгая, к.п.н., старший научный сотрудник центра педагогической компаративистики. Докладчик представил развивающее оценивание как современный тип оценивания, являющийся основным компонентом конструктивистского подхода к обучению; также в докладе комплексно представлены методы и инструменты развивающего оценивания.
На заседании были представлены видео выступления: доктора политических наук Дарьи Лойолы (Франция) на тему «Что европейским коллегам стоит знать об эволюции российской университетской политики»; доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и менеджмента образования Казахского Национального университета им. Аль-Фараби Шаркуль Таубаевны Таубаевой «Методологическая рефлексия как механизм формирования профессионального мышления исследователей» и доктора педагогических наук, заведующего кафедрой общей педагогики Казахского государственного женского педагогического университета Гулнар Абылкасымовна Муратбаевой «Компетентностный подход к проектированию образовательной программы по специальности "Педагогические измерения».
На заседании были приняты в члены научного совета по сравнительной педагогики пять ученых-исследователей из Казахского Национального университета им. Аль-Фараби Казахского государственного женского педагогического университета.
Презентация Ш.Т.Таубаева
Презентация Г.А.Муратбаева
Более подробная информация по ссылке
22 мая 2018г. сотрудники центра педагогической компаративистики (Долгая О.И., Шапошникова Т.Д.) приняли участие во II Всероссийской научной конференции с международным участием «Когнитивистика и образование».
В рамках конференции рассматривались когнитивные модели познания, феноменология познания, духовно-нравственная культура, семиология ценностей и лингвистика для образования и др. Долгая О.И.и Шапошникова Т.Д. работали в секции «Трансдисциплинарные исследования образовательной деятельности, в том числе средствами нейронаук».
На заседании были рассмотрены современное состояние и перспективы междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований образовательной деятельности, их актуальность в новых условиях информационного общества, организационная и содержательная стороны.
Долгая О.И. и Шапошникова Т.Д. рассказали о междисциплинарных исследованиях за рубежом, в том числе на постсоветском пространстве.
16 мая 2018 г. в центре педагогической компаративистики (приняли участие сотрудники центра Тагунова И.А., Найденова Н.Н., Сухин И.Г., Долгая О.И., Дудко С.А., Найденова И.С., Курдюмова И.М., Писарева Л.И.) был проведен круглый стол на тему «Сравнение американских и российских подходов к теологическому воспитанию в России и Америке». С докладом выступил к.п.н. Воскресенский О. В., преподаватель «Духовно-просветительского центра» (г.Сент-Пол, штат Миннесота, США). Были обсуждены вопросы воспитания духовных и нравственных ценностей в американских школах, подходы к теологическому воспитанию в России и США, обсужден практический опыт проведения уроков религии в данных странах.
С 20.03 по 06.04.2018 г. в Москве сотрудники центра педагогической компаративистики (С.А. Дудко, О.И. Долгая) приняли участие в Днях франкофонии. «Дни франкофонии» уже давно стали неотъемлемой частью российской культурной жизни. Различные мероприятия проводятся Посольством, Консульством Франции, Французским институтом и Франкотекой в Москве и Санкт-Петербурге, а также на всей территории России в сотрудничестве с 13 центрами «Альянс Франсез», сотней франкоязычных ресурсных центров в российских университетах, а также со средними школам и высшими учебными учреждениями, в которых преподают французский язык.
В рамках программы 2018 года прошли значимые мероприятия, например, Кинофестиваль франкофонии, на котором режиссер Стефан Фонкинос представил свой фильм «Ревнивая» с Карин Вьяр. Были организованы встречи читателей с такими авторами, как Салим Баши, Камилла Лоранс, Эрик Рейнхардт и Мишель Лайа. Канадский поэт и рэп и слам-исполнитель MC June провёл мастер-классы и дал концерт. В эти дни школьники и студенты проверяют свои знания во время Федерального диктанта или в рамках различных конкурсов и викторин.
Февраль – март - апрель 2018 года – сотрудники центра педагогической компаративистики (И.А. Тагунова, Н.Н. Найденова, О.И. Долгая, С.А. Дудко, И.Г. Сухин, Л.И. Писарева, И.М. Курдюмова, Т.Д. Шапошникова) принимали активное участие в цикле методологических семинаров д.п.н., профессора М.А. Лукацкого. Рассматривались методологические проблемы междисциплинарных исследований, их классификация, методы и способы верификации результатов исследований, обсуждались междисциплинарные исследования в разных странах мира (Германия, Франция, Великобритания, Чехия), международные междисциплинарные исследования в гуманитарных науках.
15-17 февраля 2018 г. сотрудник центра Найденова Наталья Николаевна приняла участие в работе XV международной научно-практической конференции:
«Тенденции развития образования: качество образовательных результатов и образовательные реформы, способствующие его росту» (Москва), организованной Московской ВШ социальных и экономических наук, РАНХиГС при Президенте РФ, при участии ФГБУ «Федеральный институт развития образования», НИУ «Высшая школа экономики», Московского городского педагогического университета, РЫБАКОВ Фонда
Она выступила с докладом : Междисциплинарная реальность измерения качества образования: прогностическая корреляция разных моделей оценивания.
Краткая аннотация: Разные модели оценивания рассматриваются на разных управленческих уровнях: официальном и внешнем (независимом от органов управления). Причем измерение качества образования в междисциплинарной реальности образовательной организации проводилось в препилотном режиме на доступной выборке. Инструментарий был разработан по тринитарной модели измерения с учетом анализа когнитивного и социально-эмоционального развития личности. Кроме того при измерении учитывались актуальные тренды развития общества. В результате анализа результатов тестирования, анкетирования и интервьюрирования рассчитывалась корреляция оценки качества образования на официальном уровне оценки обучения, международном уровне оценки компетенции, метапредметном уровне оценки грамотности и др. Тестирование проводилось среди учеников V и VIII классов. На базе полученных результатов давался прогноз профильного предпочтения с учетом влияния семейных и внешне-средовых факторов на результат в ЕГЭ, на международный уровень, на самостоятельность при решении проблем, на реакцию на общественные изменения в стране и мире, на уровень информационной грамотности и др.
Презентация ТРО18 ( pdf )
15 января 2018 года старший научный сотрудник центра педагогической компаративистики Дудко С.А. посетила французский университет Paris II Panthéon-Assas, где присутствовала на защите докторской диссертации нашей соотечественницы Дарьи Лойола-Тютеревой «Преемственность и перемены: эволюция российской университетской политики с 1917 по 2017 гг.». Дарья является членом Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. Защита прошла успешно, на высоком научном уровне. В качестве оппонентов выступили: пожизненный секретарь Французской Академии, заслуженный профессор Элен Каррер д’Aнкос; ректор Российского университета дружбы народов, академик РАО, профессор В.М. Филиппов; профессор Университета Париж I Кристоф Шарль; исследователь CNRS (Национальный центр научных исследований Франции) профессор Франсуа Фризон-Рош. По итогам защиты г-же Лойола-Тютеревой было присвоено звание Доктора наук с отличием. Подробнее..
21 декабря 2017 года состоялось очередное заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. С докладом «Проблема дву- и многоязычия в современном мире: различные подходы и способы решения в разных странах» выступила Светлана Сеген, преподаватель немецкого и французского языков в коллеже им. Жана-Клода Буке (Франция). Выступление вызвало оживлённую дискуссию. Теперь Светлана Сеген является членом нашего Научного совета по сравнительной педагогике. Подробнее..
5 сентября 2017 года в Новосибирском государственном университете прошел Симпозиум «Школьные традиции: специфика преемственности и передачи знания в античности». Мероприятие проходило в рамках международной школы «Перипатетическая традиция. Аристотелевские идеи в философии, науке и литературе» (4-8 сентября) и было приурочено к десятилетию журнала «ΣΧΟΛΗ». В работе симпозиума приняла участие ведущий сотрудник Центра педагогической компаративистики В.К. Пичугина. Симпозиум был посвящен изучению путей накопления и передачи знаний в Античности, а также рецепции античной педагогической культуры в западноевропейской педагогике.
29-31 августа 2017 года Иванова С.В., директор Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор и Осмоловская И.М., заведующая лабораторией общих проблем дидактики, доктор педагогических наук приняли участие в конференции руководящих и педагогических работников «Профессиональное педагогическое сообщество как субъект развития системы образования города Владивостока». Подробнее...
20 марта 2017 года в Институте стратегии развития образования РАО состоялось совместное заседание редколлегии научного журнала «Ценности и смыслы» при участии Научного Совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО на тему «Формирование гражданской идентичности: теория и практика». Подробнее...
24 января 2017 года состоялось расширенное заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Подробнее...
Основные публикации научной школы:
ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ З.А. МАЛЬКОВОЙ–Б.Л. ВУЛЬФСОНА по ссылке(pdf)