МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ: НАУЧНАЯ ШКОЛА В.В. КРАЕВСКОГО – В.М. ПОЛОНСКОГО (Руководитель: В.М. ПОЛОНСКИЙ)
Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
polon7@yandex.ru
Основатель и руководитель научной школы:
Руководитель Научной школы – член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Валентин Михайлович Полонский. Им разработаны стандартизованные методы исследований, экспериментальной проверки и доказательности получаемых результатов. В рамках общей методологии ученый развивал нормативную методологию.
Основатель Научной школы – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Володар Викторович Краевский (1926–2010). Им заложен фундамент современной методологии педагогики как методологии научного познания, в результате чего методология выделилась в самостоятельную область педагогики.
Сформулированы теоретические положения о статусе педагогики как самостоятельной дисциплины, о специфике педагогической науки; о целостном подходе к практике как объекту изучения и объекту преобразования, эмпирических, теоретических, нормативных видов знания; о методологическом обеспечении научной работы в области педагогики; специфике научной деятельности в области образования.
Разработаны критерии оценки качества и эффективности фундаментальных, прикладных исследований и разработок, методы определения научной новизны и требования к ее описанию, теоретической и практической значимости, актуальности научно-педагогических исследований.
Разработан и введен в научный оборот объектно-компонентный метод описания результатов научно-педагогических исследований. Выделены структура и компоненты результата.
Создан ряд фундаментальных монографий, образующих фонд исследований по методологии: «Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ)» (1977); «Теоретические основы содержания общего сред- него образования» (1983); «Оценка качества научно-педагогических исследований» (1987); «Методология педагогического исследования» (1994); «Междисциплинарные исследования в педагогике» (1994); «Педагогическая наука и ее методология в контексте современности» (2001); «Методологические требования к описанию результатов научно-педагогических исследований» (2012) и др. Создан комплекс учебников и учебных пособий по методологии педагогики для студентов, аспирантов и научных сотрудников, преподавателей педагогических университетов и факультетов. Разработаны понятийно-терминологические словари и справочники: «Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании» (1995). «Научно-педагогическая информация: Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике» (2000); «Словарь по образованию и педагогике» (2004); «Словарь дидактических терминов» (2011) и др. Утверждены в Автоматизированной системе ведения информационных языков Рубрикатора Государственной автоматизированной системы научно-технической информации 24 нормативных документа, которые входят в государственную систему научно-технической информации (ГРНТИ), словари нормализованной лексики, информационно-поисковый тезаурус в области образования, рубрикатор «Народное образование. Педагогика» и др. Разработанные документы дают возможность эффективно планировать и реализовать единую образовательную политику, систематизировать отечественный и зарубежный инновационный опыт, формировать систему научно-педагогической информации, обеспечивать подготовку научно-педагогических кадров.
В рамках школы подготовлено 3 доктора и 24 кандидата наук.
Представители Научной школы активно сотрудничают с зарубежными учеными: КНР (Университет г. Чанчунь; Северо-Восточный университет, г. Шеньян), Японии (Университет Окаяма), Великобритании (Лондонский университет), Казахстана (Евразийский национальный университет, г. Астана; Костанайский государственный педагогический институт).
Стимулом для методологических исследований в стране являются организованные В.В.Краевским методологические семинары. С 2001г. проведено десять сессий в Москве, Волгограде, Краснодаре, Сочи, Туле, Челябинске, Уссурийске и др.
В 2007 г. от Московской школы отпочковался её дальневосточный филиал. Проведено пять сессий семинара, опубликованы три выпуска «Трудов Дальневосточной секции семинара» и два сборника материалов семинара.
В Уссурийске открыта лаборатория методологии педагогики им. В.В. Краевского (рук. Н.Л. Коршунова), которые продолжаются в рамках деятельности Научного Совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (председатель – доктор философских наук, профессор Б.И. Пружинин). Деятельность школы развивается усилиями последователей и учеников В.В. Краевского: Е.В. Бережновой, Л.М. Перминовой, Н.Л. Коршуновой, Е.В. Чалая, М.А. Алтуховой, О.В. Ишаевой, М.З. Мехдеевым, М.Н. Рыскуловой и др.
Дальнейшая работа школы будет направлена на методологическое обеспечение качества научно-исследовательских работ, повышение методологической культуры исследований. В рамках школы намечена подготовка докторских и кандидатских диссертаций, проведение Всероссийских методологических семинаров, интернет-конференций. Международная научно-теоретическая конференция «Методология педагогики в контексте современного научного знания», посвященная 90-летию со дня рождения В.В. Краевского, проведенная в сентябре 2016 г., издание Сборника трудов показывает значительный потенциал Научной школы.
Новости научной школы
В ФИРО 27.09.2017 состоялся теоретико-методологический семинар по проблеме формирования личности современного гражданского общества в полиэтничном российском социуме в контексте смены научных парадигм (от формационной теории общественно-исторического процесса к теории модернизации)». С основным докладом выступил член-корреспондент РАО М.Н. Кузьмин.
Обсуждение предложенной темы связано с переходом (европейского) общества в Новое время. По мнению М.Н. Кузьмина, антропологические (антропосоциокультурные) факторы дают ключ к пониманию вектора и динамики развития современного индустриального граждански организованного общества. Потенциал культуры всего общества и отдельного индивида приобретают большую теоретическую (объяснительную) и практическую (проективную) значимость для понимания социодинамики процесса формирования личности в полиэтничном российском социуме. Программа российской модернизации, выбор эффективной теории общественно-исторического процесса невозможен без учета состояния общественной науки в ее интерпретации перехода от традиционного общества к современному, в ее теоретическом обеспечении практической политики.
В дискуссии принимали участие философы, педагоги, практические работники В.И. Гараджа, А.Н. Джуринский, В.М. Полонский, А.П. Булкин, А.С.
В рамках школы нормативной методологии 1-5 октября 2017 г. состоялось обсуждение вопросов, связанных с оценкой эффективности научных исследований на основе данных РИНЦ, в частности, наукометрического показателя, определяющего распределение цитирований по публикациям (Индекса Хирша). С помощью этого показателя определяется условная «общая продуктивность» отдельного учёного или группы, научной организации. Для повышения валидности индекса Хирша и его веса предлагается добавить ещё 2 индекса: отношение общего числа ссылок на публикации автора к минимальному числу ссылок при данном индексе Хирша (h2), а также число статей, входящих в первый дециль по направлению за весь период. Условное название обновлённого показателя «Алпол». Например, при одинаковом индексе Хирша 10 это может быть разная картина: Хирш 10/1/0 (Хирш 10; 1 — 100 (число цитирований на все публикации автора); 0 — число статей автора, входящих в первый дециль). Другой вариант: Хирш 10/15/5, что соответствует Хирш 10; 15 — 1 500 (число цитирований на все публикации автора); 5 — число статей автора, входящих в первый дециль.
В рамках школы нормативной методологии 10-12 октября 2017 г. состоялось обсуждение вопросов, эффективностью поиска по ключевым словам в архивах памяти (сети Интернет, банках и базах данных, библиотеках). Известно, что цитирование является стандартной этической нормой в науке и инструментом общения между учеными. Поиск информации по ключевым словам ведется в большинстве случаев стихийно. Пользователи не могут просмотреть массив информации, включающий десятки и сотни тысяч документов. Нет навигатора, позволяющего выбрать работы в архивах памяти, сети Интернет. Особенно это видно в педагогике, где понятийно-терминологический аппарат недостаточно разработан. Для сравнения были отобраны документы, имеющие наибольший вес по ключевым словам и документы, на которые имеется наибольшее число цитирований. С этой целью была взята актуальная тема «Оценка знаний школьников». Было проанализировано 3000 документов, которые выдает поисковая система. В каждой сотне из тысячи мы отметили число цитирований в РИНЦ.
На основе анализа массива данных eLIBRARY.RU показана, что поиск документов по ключевым словам не обеспечивает выбор работ с наибольшей цитируемостью. Для повышения эффективности поиска предлагается выводить работы по децилям. С дсообщением на эту тему выступила старший преподаватель кафедры «Иностранные языки-5» Российского университета транспорта (МИИТ) О.В. Ишаева.
Основные публикации научной школы
Книги в электронном виде В.М. Полонского:
1. Народное образование. Педагогика. Рубрикатор. – 152 с.
ISBN-online: 978-5-16-105484-0. Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754404.
2. Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы. Рубрикатор. – 330 с.
ISBN-online: 978-5-16-105483-3. Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754403.
3. Научно-педагогическая информация 256 с.
ISBN-online: 978-5-15-105486-4.
Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754406.
4. Образовательные ресурсы в сети Интернет: методическое пособие. – 64 с..
ISBN-online: 978-5-16-105482-6. Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754401.
5. Тезаурус информационно-поисковый по народному образованию и педагогике - 344 с. .
ISBN-online: 978-5-16-105485-7. Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754405.
Словарь содержит более 6 000 словарных статей по образованию и педагогике, дидактике, теории воспитания, управлению и экономике образования, научно- педагогической информации, общей и нормативной методологии, специальной (коррекционной) педагогике и другим наукам. В композиционном отношении словарь отличается от своих предшественников: он построен по тематическому, а не по алфавитно-предметному принципу, с упорядоченным понятийно- терминологическим аппаратом. Книга содержит богатый информационный материал из смежных с педагогикой наук — психологии, социологии, культурологии, биологии, — дающий возможность полнее понимать суть образовательных процессов. Система внутренних гиперссылок позволяет видеть смысловые взаимосвязи между понятиями, используемыми для описания и объяснения образовательных явлений.
Предназначен для преподавателей и студентов вузов, научных работников, учителей и воспитателей образовательных учреждений, работников учреждений дополнительного образования, а также для менеджеров, занимающихся вопросами организации и управления образованием.
6. Полонский, В.М. Тезаурус информационно–поисковый по народному образованию и педагогике В печати. Инфра–М. 2016.[ Электронный ресурс]. – 20 п.л. образовании», посвященной 90–летию академика РАО В. В. Краевского (8–9 ноября 2016 года, Тула).
7. Полонский, В.М. Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы. Рубрикатор. Инфра–М. 2016. [Электронный ресурс] – 20 п.л.
8. Полонский, В.М. Образовательные ресурсы в сети Интернет: методическое пособие. Инфра–М. 2016. [Электронный ресурс]. – 33.п.л.
9. Полонский, В.М. Сетевой поиск научно–педагогической информации на основе рубрикатора «Народное образование. Педагогика». – Всероссийская научно–практическая конференция с международным участием «Методологические проблемы междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании», посвященной 90–летию академика РАО В. В. Краевского (8–9 ноября 2016 года, Тула) – С. 0,3п.л.
10. Полонский, В.М. Научные школы Института стратегии развития образования Российской академии образования»: информационный сборник / Под ред. Е.В. Ткаченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 180 с. – С. 5–22.
11. Полонский, В.М. К вопросу оценки качества диссертационных работ. Педагогика, 2016, №7. – С.35–41.
12. Полонский, В.М. Применение методов общественных и естественных наук в исследовании проблем образования. Образовательные технологии. 2016. – №1. С.5–21.
13. Полонский, В.М. Методика классификации педагогических исследований. Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016, № 2. – С.9–20.
14. Полонский, В.М. Критерии оценки качества фундаментальных, прикладных научно–педагогических исследований и разработок. Сборник научных трудов Международной научно–теоретической конференции, посвящённой 90–летию со дня рождения российского ученого–педагога, академика РАО В.В. Краевского. 22 сентября 2016 г. Электронный ресурс. – С.87–96.
15 Полонский, В.М. Е.В. Методологические требования к описанию результатов фундаментальных и прикладных научно–педагогических исследований. Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография / под ред. Р.С. Бозиева, В.К. Пичугиной, В.В. Серикова. – М.: Планета, 2016. С.50–56.
16.Полонский, В.М. Классификация перспективных обучающих технологий. Перспективные обучающие технологии: дидактические основания // Сборник научных трудов /Под ред. И.М. Осмоловской – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. 116 с. – С.6–18.
17. ISBN 978-5-87953-436-8 ББК 74.00я2
Журнал «Научный результат» 2017, Том 3. № 2: 54-60
Полонский В.М.
Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования. «Научный результат» 2017, Том 3. № 2, С. 54-60.
В статье раскрываются положительные и негативные изменения, которые произошли в педагогической науке и практике образования за последние годы. Показаны факторы, влияющие на включение новых понятий и терминов в сферу содержания образования, целей и методов обучения. журнал «Научный результат» 2017, Том 3. № 2: 54-60
DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-2-54-60
18.Полонский, В.М. Понятийно–терминологический аппарат педагогики и образования. «Научный результат», 2017, Том 3. № 2: – С. 54–60.
19.Полонский, В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. «Народное образование», 2017. – 840 с.
20.Полонский, В. М. Монодисциплинарные и междисциплинарные науки в сфере образования. Известия Российской академии образования. Научный журнал. №2 (46). – М., – 2018, – С. 17– 26.
21.Полонский, В.М. Оценка достижений школьников. Методическое пособие / В.М. Полонский. – М.: Вентана Граф, 2018. 96 с. – (Российский учебник: Успешный педагог XXI века).
22.Полонский, В. М. Методологические требования к междисциплинарным исследованиям в сфер образования. Педагогика, 2018. – № 11. – С.23–30.
23.Полонский, В.М. Методологические проблемы междисциплинарных исследований. Сборник научных трудов Всероссийской сетевой научной конференции «Методологические ориентиры развития современной научно–дидактической мысли» М.: – 2018. – С.16–28.
24.Полонский, В.М. Контроль и его функции в учебном процессе. Международная научная конференция «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе» 13–14 декабря 2018 г. факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. – С.254-256.
25.Полонский, В.М. Оценка качества научно–педагогических исследований: учеб. пособие / В.М. Полонский. — М.: ИНФРА–М, 2019. — 220 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/xxxxx
26.Полонский, В.М. Зачем нужен словарь? Наука и Школа. М.: 2019, № 1, – С.214–226.
27.Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] : коллективная монография / Урал. гос. пед. ун–т ; отв. ред. М.А. Галагузова, В.М. Полонский. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – Выпуск 11. – 388 с.
В 2018 г.
Книга «Оценка знаний школьников» была написана почти сорок лет назад. За прошедшие годы произошли значительные из¬менения в политике, экономике страны и в системе общего и про¬фессионального образования; вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в РФ», реализуются Федеральная целевая про¬грамма развития образования на 2016—2020 гг., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 гг.» — все это вызвало необходимость доработки содержания книги и изменение ее названия на более широкое — «Оценка достижений школьников».
Анализ практики показал, что традиционные методы провер¬ки и оценки достижений для повышения качества обучения ис¬пользуются далеко не полностью. Доминирует контроль знаний, ориентировка на уровень усвоения обучающимися предметных знаний, обучающие функции оценки уходят на второй план. Школь¬ники слабо мотивированы и не участвуют в организации своей учебной деятельности.
Особую важность приобретают процесс оценки достижений и его составляющие компоненты: способы формулировки целей образования; типы вопросов, с помощью которых диагностирует¬ся достижение этих целей; различные шкалы и методы оценки. Особое внимание уделяется сравнению контрольно-учетной и со¬поставительной системы оценки, накопительных методов измере¬ния знаний, методов гуманистической проверки, в которой уча¬ствуют сами обучающиеся.
Автор старался показать и раскрыть все неиспользованные ре¬зервы действующей системы оценки, предложить новые, экспери¬ментально проверенные методы, которые повысят качество обуче¬ния и воспитания на основе рационального их использования.
Пособие познакомит учителей и студентов, всех заинтересо¬ванных читателей с опытом предшественников и с современным инструментарием для разработки проверочных, обучающих, кон¬трольных заданий. Поможет разработчикам ЕГЭ, ВПР, ГИА в созда¬нии системы заданий на основе учета специфики различных видов деятельности и сравнения диагностической ценности вопросов.
2019 г.
Проблема оценки качества научно-педагогических исследований — одна из важнейших методологических проблем педагогической науки. Публикации на эту тему стали систематически появляться в журнале «Советская педагогика» в конце 1970-х гг., хотя отдельные аспекты этой проблемы рассматривались и раньше.
Проблема оценки качества научно-педагогических исследований, совершенствование требований к диссертациям по педагогическим и психологическим наукам остается актуальной и сегодня. В последние годы, согласно заключениям экспертных советов, в теории и практике образования появились сотни новых направлений, решены тысячи крупных и актуальных проблем. Теоретически при таких темпах на все вопросы в области образования можно было уже найти ответы. Вместе с тем, как отмечают эксперты, образовательная система не получила необходимого научного ориентирования, более того, отмечается снижение научного потенциала диссертационных работ. Количество исследований явно не соответствует их качеству. Тематика исследований обновляется медленно, одни и те же проблемы разрабатываются многие годы.
Причины такого положения разные. Одна из главных — недостаточный учет знаний, накопленных предшественниками. Отсутствует единый теоретический подход к описанию результатов исследований и методам их оценки. Оценка результатов труда научных сотрудников часто бывает формальной, т.е. не учитывается его специфика.
В первом издании данной книги (1987) была изложена дифференцированная система оценки качества фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Результаты исследований были оценены с помощью общенаучных, типовых и конкретно-научных критериев, преобразующих общенаучные требования в конкретно-специфические. Сформулированы методологические требования к критериям оценки качества, описаны виды и уровни новизны, актуальности, теоретической и практической значимости, предложены методы их определения. Разработаны фасетный метод классификации исследований, объектно-компонентный метод описания итогов работ, позволяющий излагать результаты исследований с единых методологических позиций. На основе рубрикатора «Народное образование. Педагогика» рассмотрены вопросы местоположения результатов исследований в общей системе знаний, дополнительные сведения, касающиеся оценки качества научных работ, примеры из диссертационных исследований, ориентированные на подготовку профессионалов для работы в аналитических и исследовательских центрах, будущую научную деятельность аспирантов и магистров. Во втором издании текст дополнен новыми данными, касающимися оценки качества научно-педагогических работ, авторскими комментариями и актуальными материалами с учетом изменений, произошедших в последние годы.
Регулярно проводятся видео и скайп консультации и конференции по вопросам методологического обеспечения научно-педагогических исследований.
Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: Научные публикации научной школы В.В. КРАЕВСКОГО – В.М. ПОЛОНСКОГО (в формате pdf)