Руководитель проекта: Виноградова Наталья Федоровна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром начального общего образования).
Хорошо известно, что овладение школьниками функциональной грамотностью было приоритетной задачей системы народного образования. Но многие годы функциональная грамотность понималась как удовлетворительный уровень овладения навыками письма, речи, счета, которые позволяли детям адаптироваться в окружающем мире, вступать в коммуникацию, участвовать в разнообразной деятельности.
Коллектив, который занимался в 2018 году исследованием дидактического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности, выявил типичные трудности и ошибки, которые встречают учащиеся и учителя. Трудности обучающихся выражены в следующем: отсутствует навык переноса сформированного учебного действия на другие учебные ситуации; недостаточен опыт самостоятельного конструирования алгоритма действия по решению учебной задачи. У младших школьников, учащихся основной школы все еще превалируют действия по заданному образцу, наблюдается дефицит опыта поисково-исследовательской деятельности, проявляется недостаточная готовность работать с понятиями и терминами. Выявлены также недостатки учебников как основного средства формирования грамотности учащихся. Среди недостатков: малое число заданий, которые развивают способность школьника самостоятельно определять алгоритм учебных действий; средство обучения недостаточно внимания уделяет интеллектуальной деятельности: развитию логического мышления, умению сравнивать, классифицировать, обобщать, строить умозаключения и выводы, конструировать суждения, участвовать в диалоге.
Трудности учителей проявляются в непонимании существенных различий между предметным и метапредметным результатом учебной деятельности, в использовании преимущественно упражнений формально-тренингового характера и заданий контрольного типа. В планировании учебного процесса преобладает работа с готовыми образцами и моделями, недостаточно упражнений на самостоятельное конструирование и преобразование способа действия. Большие трудности возникают в овладении смысловым чтением, особенно научно-познавательных, математических, справочных, инструктивных текстов.
Исследовательский коллектив доказал, что возможно достичь принципиально другого уровня сформированности функциональной грамотности, если рассматривать ее характеристику как совокупность двух групп умений и способов действий: предметных, которые являются результатом изучения учебных предметов (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная и др. грамотность) и интегративных, которые являются продуктом вклада всех учебных курсов (коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность). Такой подход обеспечивает возможность повышения уровня функциональной грамотности с учетом современных требований государства, общества, психолого-педагогической науки, а также потребностей, возможностей и интересов современных школьников.
В ходе исследования разработана дидактическая модель формирования функциональной грамотности, которая включает: систему заданий, направленных на формирование разных составляющих предметной и интегративной функциональной грамотности младших школьников и подростков, а также методическое сопровождение разных форм организации обучения, прежде всего парной и групповой форм поисково-исследовательской деятельности учащихся начальной и основной школы.
Книги по теме государственного задания ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО» за 2017-2018 гг.
1. Серия методических пособий, формирующих готовность учителя начальной школы к организации процесса формирования универсальных учебных действий младшего школьника. В серии три книги:
1.1. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Формирование познавательных универсальных действий. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Методическое пособие. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение. Учебная литература, 2018, 107 с.
1.2. Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Хомякова И.С. Формирование коммуникативных универсальных действий. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Методическое пособие. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение. Учебная литература, 2018, 112 с.
1.3. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Формирование регулятивных универсальных действий. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Методическое пособие. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение. Учебная литература, 2018, 105 с.
2. Функциональная грамотность младшего школьника. Книга для учителя. Авторский коллектив: Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. Книга для учителя. – М.: Российский учебник, 2018, 280 с.
В книге рассматривается актуальная современная проблема содержания и методики формирования функциональной грамотности младшего школьника. Выдвигается и методически обосновывается идея возможного формирования в первом звене школы нового уровня функциональной грамотности. Дается характеристика ее компонентов – предметных (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная, общекультурная грамотность) и интегративных (читательская, коммуникативная, информационная, социальная). Прослеживается вклад каждого предмета в становление и развитие интегративных составляющих функциональной грамотности. Особое внимание уделяется организации совместных форм учебной деятельности младшего школьника. Книга предназначена для широкого круга практических работников.
3. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Авторский коллектив: Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. Книга для учителя. - М, 2016, 219 с.
Книга обращена к широкому кругу практических работников начальной школы раскрывает особенности образовательного процесса с целью формирования универсальных учебных действий как планируемого результата обучения младших школьников в соответствии с ФГОС. Характеризуется динамика становления познавательных, коммуникативных и регулятивных действий у младших школьников и вклад каждого учебного предмета в этот процесс.
4. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования. – М.: Вентана-Граф, 2017, 63 с.
На основе анализа особенностей традиционной российской дидактики, а также тенденций, типичных для начального образования последних десятилетий выдвигаются концептуальные идеи совершенствования процесса обучения в первом звене школы. Раскрываются аксиологические, психологические основания конструирования начального образования на современном уровне развития общества, психолого-педагогической науки и системы российского образования. Характеризуется содержание и дидактическое сопровождение современного начального обучения.
5. Рыдзе О.А. Учебно-познавательная самостоятельность младшего школьника: научно-методическое сопровождение процесса формирования. Монография. – М.: Вентана-Граф, 2017, 143 с.
В монографии представлены результаты многолетнего исследования проблемы развития учебной самостоятельности младшего школьника как условие и качественная характеристика личности ученика начальной школы, как планируемый результат качественного образования младшего школьника. Особое внимание в книге уделяется средствам поэтапного формирования учебной самостоятельности: групповым формам организации учебной деятельности, контролю и оценке деятельности школьника.
В этих трех пособиях раскрывается содержание и методика формирования универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) как планируемого результата обучения в соответствии со стандартом начального общего образования. Дается характеристика учебных операций, формирование которых определяет успешность развития универсальности действия, на конкретных примерах раскрывается методика развития универсальных действий на основе предметных учебных действия разных учебных курсов. Пособия адресованы широкому кругу практических работников.
Коллектив принял участие в 63 научных мероприятиях.
Опубликовано 63 научных статьи, из которых: Web of Science - 7, Scopus – 2, ВАК – 27.