Руководитель проекта: Лукацкий Михаил Абрамович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования.
В последние два года в рамках ВНИК в институте разрабатывалась проблема междисциплинарных исследований в области образования, которая являлась предметом изучении как зарубежных, так и отечественных ученых. Сегодня в области образования развиваются новые формы организации научных исследований, появляются новые научные направления, привычными для сферы образования становятся междисциплинарные исследования, которые объединяют ученых, представляющих разные научные дисциплины, как-то: педагогику, философию, культурологию, социологию, историю, психологию, биологию, нейрофизиологию, лингвистику, медицину и ряд других. В результате, в отечественной науке появились такие междисциплинарные области знания как психодидактика, нейродидактика, социодидактика, онтодидактика, кибердидактика, лингводидактика, когнитивная дидактика и эволюционная дидактика.
В настоящее время разработки педагогической науки становятся основанием процедур построения и изменения конкретных образовательных сред, пространств и процессов.
Поскольку педагогика лежит в основе перемен образовательной реальности, а её научные разработки в настоящее время базируются на междисциплинарном подходе, то особое значение начинает приобретать достоверность полученных ею результатов. Установлено, что сложный характер междисциплинарных исследований в сфере образования и разная методологическая база дисциплин, участвующих в них, создают большие проблемы для подтверждения объективности результатов этих исследований. В этой связи сотрудниками ВНИКА было уделено особое внимание осмыслению способов подтверждения объективности положений и результатов междисциплинарных исследований в отечественной и зарубежной педагогике. Анализ мирового опыта в этой области, осуществленный Центром педагогической компаративистики под руководством д.п.н. И.А.Тагуновой, позволяет утверждать, что в мировой науке до сих пор не разработан такой общепризнанный единый механизм. В настоящее время специалисты во всем мире используют три основных подхода в решении проблемы. Лидирующим из них по-прежнему выступает дисциплинарный подход, заключающийся в концептуализации междисциплинарного исследования в виде комбинации нескольких дисциплин. При таком подходе междисциплинарные исследования рассматриваются как одна из форм общего разделения труда при производстве знаний. В рамках такой установки экспертизе подвергаются не междисциплинарные положения, а дисциплинарные, каждое в отдельности. В таком случае научная деятельность по пересечению границ практически не оценивается.
Другим подходом к проверке объективности результатов междисциплинарных исследований в области образования выступает интегрированный подход. Он включает в себя как установки традиционного подхода, так и утверждение, что оценка интеграции знаний в нескольких областях – чрезвычайно сложное мероприятие и обязательно требующее новой концептуальной структуры с использованием различных методологических инструментов. При таком подходе для каждого исследования разрабатывается собственная конкретная методология.
Третий подход – междисциплинарный. Его идеологи утверждают, что если дисциплинарный опыт понимать как ключевую характеристику качества исследования, то это приведет к фрагментации исследования. Установлено, что в рамках междисциплинарного подхода подтверждение объективности положений и результатов исследований в области образования осуществляется на основе экспертизы понятий, теорий и гипотез, сформированных на основе интеграции данных и методов разных наук.
На основе последующего анализа методологии, теории и практики уже существующих в отечественном и зарубежном образовании междисциплинарных исследований и проектов сотрудниками ВНИКА были скорректированы и уточнены находящиеся у нас в разработке три оригинальные версии междисциплинарных направлений. Одна из них - «биодидактика» (руководитель Е.Н. Дзятковская). Сегодня, когда размышления об искусственном интеллекте и обучении машин уже давно не являются фантастическими, назрела необходимость говорить и о дидактике применительно к техническим конструкциям, и о дидактике, связанной с обучением и воспитанием живого.
Вторая версия междисциплинарных исследований - это «педагогическое прогнозирование», которую осуществляет научная группа под руководством д.п.н. Я.С. Турбовского. Особенность этих разработок заключается в попытке связать прогнозирование в сфере образования с управлением. Доминантной идеей выступает тезис о том, что каждое управленческое решение несет в себе прогностическую составляющую. Из совокупности этих прогностических составляющих и должен формироваться прогноз будущего сферы образования.
Третья версия междисциплинарных исследований – «педагогическая семиология», разрабатываемая под руководством чл.-корр. РАО, д.п.н. М.А. Лукацкого. В основе этой разработки лежит базовая идея, согласно которой образовательный процесс – это место встречи и диалога учителя и ученика, место их взаимного влияния, приводящего ученика к сущностному изменению взглядов на мир и самого себя, а учителя к более глубокому пониманию закономерностей становления человека как личности, умеющей самостоятельно принимать решения и быть ответственным за свое поведение. Результатом данного направления исследования явилась также разработка и апробация диагностической матрицы «Концептосфера учебника», позволяющая выявлять и рассматривать в аналитическом ключе картину мира в современных школьных учебниках и способы изучения образа человека, имплицитно содержащихся в них, осуществлять экспертизу их смыслового строя, создавать методические рекомендации по написания учебников для школьников.
Апробация и внедрение результатов исследований.
В рамках государственного задания защищены пять докторских и две кандидатские диссертации. Подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия по академическому письму в отечественных вузах.
Результаты исследований докладывались на 16 международных конференциях, в том числе на двух международных конференциях, организованных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (Москва), на международной конференции в г. Колимбари, ( Греция), , на IV Съезде русистов Республики Крым (Ялта), соорганизатор – Институт стратегии развития образования РАО, на международном научно-практическом форуме, посвященном 425 годовщине со дня рождения Яна Амоса Коменского (Санкт-Петербург), на заседаниях Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО с участием ученых из США, Греции, Франции, Гонконга, Болгарии, Казахстана, Белоруссии.
Коллектив принял участие в 16 международных научных мероприятиях.
Защищены 1 докторская и 2 кандидатские диссертации.
Опубликовано 69 научных статей, из которых: Web of Science - 9, Scopus – 3, ERIH – 1, ВАК – 23.
Исследования прикладного характера
Материалы адресованы представителям органов управления образованием, руководителям и учителям общеобразовательных организаций, профессорско-преподавательскому составу и обучающимся организаций профессионального педагогического образования, научным работникам, разработчикам (ФГОС, образовательных программ общего образования, контрольно-измерительных материалов), слушателям курсов повышения квалификации работников образования.