Руководитель проекта: Богуславский Михаил Викторович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром истории педагогики и образования. Это центр, объединяющий практически всех историков педагогики в стране, ряд зарубежных ученых.
Создание Антологии мирового и отечественного педагогического наследия.
В 2018 гг. сотрудники центра истории педагогики и образования продолжили работу над созданием уникального научно-учебного издания нового типа. Именно такого рода изданий не предпринималось ни ранее в Советском Союзе, ни в Российской Федерации. В общей сложности планируется подготовка 8-ми томов. Осуществление этой задачи позволяет показать во всей полноте эволюцию идей о воспитании и обучении в контексте развития мировой и отечественной педагогической мысли. На фундаментальной научной основе целостно и в лицах реконструируется всемирная и отечественная история педагогики. Такое издание формирует профессиональную культуру ученого и учителя, развивает творческое педагогическое мышление, повышает квалификацию педагога, способного на основе лучших педагогических традиций решать поставленные перед ним задачи.
В 2018 г. полностью завершена начатая в 2017 году работа над первым томом в разделе «Антология зарубежного педагогического наследия», подписан к печати в издательстве том по истории педагогического наследия античной цивилизации - «Антология педагогического наследия Древнего мира, Древней Греции и Древнего Рима» (43,0 п.л.).
В нем, как и в других томах серии, найдено важное сочетание академического уровня подборки и комментирования уникальных памятников педагогической мысли и повседневной практики. Осуществлено историко-педагогическое изучение и научное уточнение, комментирование античных текстов, ранее не доступных научно-педагогической общественности, существенно дополняющих прежние хрестоматии более чем тридцатилетней давности.
В следующем томе, посвященном истории зарубежной педагогики, работа над которым сейчас завершается, содержатся результаты разработки и реализации концепции качественно новой трактовки развития педагогической мысли Средневековья, Возрождения и Нового времени - «Антология педагогического наследия Средних веков, Возрождения и Реформации» (37,0 п.л.) (подготовлено к изданию).
Исторические тексты, многие из которых введены в отечественную науку впервые, даны не в простой хронологической последовательности, а в соответствии с образовательным контекстом среды, в которой они возникали и педагогический опыт которой отражали и воплощали.
Безусловным достоинством двух томов издания зарубежной Антологии является то, что в него включены переводы текстов, выполненные на высокопрофессиональном уровне, ранее недоступные читателю. На них получены все необходимые права (оформлена лицензия на публикацию).
В разделе «Антология отечественного педагогического наследия» также подготовлено два тома в течение двух лет. «Историко-культурная антология педагогической мысли России первой половины ХIХ века» (50,0 п.л.) (принято к печати). Завершается работа и подготовка к передаче в издательство тома «Историко-культурная антология педагогической мысли России второй половины ХIХ века» (40,0 п.л.) (подготовлено к изданию).
В двух томах Антологии, отражающих развитие педагогической мысли России в ХIХ в., сконцентрированы наиболее яркие фрагменты произведений видных представителей той эпохи - педагогов, ученых, богословов, просветителей, писателей – всех тех, чьи образы выступают сейчас примером для всех нас, являются идеалом педагогического служения.
Поэтому главным отличием антологии отечественной педагогической мысли является широта и глубина материала, который включает в себя и не совсем привычные для историко-педагогической науки фрагменты – литературные, публицистические, художественные, богословские. Содержание созданного труда ярко иллюстрирует то положение, что, несмотря на разнообразную палитру мнений всех представленных авторов, их объединяют общие идеи – идеи просвещения российского народа, беззаветного ему служения. Публикацию текстов в Антологии дополняет их научный комментарий, ориентированный, прежде всего, на подготовку и формирование современного российского педагога.
В результате проведенной работы подготовлены четыре тома зарубежных и отечественных педагогических трудов, снабженных содержательным научно-справочным аппаратом, способствующим их глубокому пониманию.
Важным дополнением к четырем томам Антологии являются подготовленные авторами научно-методические рекомендации, предназначенные для студентов педагогических вузов в помощь изучения ими мирового и отечественного наследия. Читатель имеет возможность глубоко ознакомиться не только с творчеством великих педагогов прошлого, но и многих ученых, общественных деятелей, произведения которых, по ряду причин, долгое время продолжали оставаться малоизученными, а, иногда вовсе забытыми, но при этом не потерявшими своей актуальности. Антологии адресованы самому широкому кругу представителей педагогического сообщества: от студента педагогического вуза и школьного учителя до академика.
В планах продолжение и завершение начатой работы, издание в ближайшие два года еще четырех томов Антологии и, таким образом, создание полной и завершенной картины истории отечественной и зарубежной педагогической мысли в трудах ее лучших представителей.
Научные мероприятия центра истории педагогики и образования.
Большое значение придается проведению масштабных мероприятий, получивших как всероссийское, так и международное звучание. Одним из них, нашедшим позитивный отклик в отечественных и зарубежных научно-педагогических кругах, можно назвать состоявшуюся в июне 2018 г. Международную научно-практическую конференцию, посвященную 130-летию великого отечественного педагога Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.) «Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования».
В течение двух дней на пленарном заседании и заседаниях секций были заслушаны 127 докладов, сообщений, презентаций и приветствий, с которыми выступили ведущие российские ученые, руководители образования, преподаватели вузов, педагоги общеобразовательных организаций, студенты из Москвы и 25 регионов Российской Федерации. В ней также приняли участие члены Международной Макаренковской ассоциации, ученые и педагоги-практики из Белоруссии, Болгарии, Германии, Италии, Казахстана, Норвегии и Франции. К открытию конференции был приурочен выпуск содержательного сборника докладов и выступлений участников конференций. На ней были аккредитованы средства массовой информации: ведущие педагогические издания и телевизионные каналы.
Также среди мероприятий можно отметить проведенную на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина Международную научно-практическую конференцию – XXХII сессию Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. В ее работе приняло участие более 200 ученых и деятелей образования из 30 субъектов Российской Федерации, а также из Белоруссии, Италии и Китая. К началу работы сессии был подготовлен содержательный сборник, в который вошли статьи 107 авторов.
11 октября 2018 г. в рамках проведения Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвященного 100-летию В.А. Сухомлинского, Институтом совместно с Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» было проведено заседание круглого стола на тему: «Воспитание детей и родителей в образовательной парадигме В.А. Сухомлинского и гуманной педагогике», посвященного 100-летию В.А. Сухомлинского. В работе круглого стола приняли участие ученые, педагоги-практики, представители родительской общественности из 20 российских регионов: от Приморского края до Калининграда.
Коллектив принял участие в 58 научных мероприятиях, из них 30 – международных.
Защищены 1 докторская, 1 кандидатская диссертации.
Опубликовано 94 научные работы: 2 монографии, 92 научные статьи, из них: Web of Science -7, Scopus – 5, ВАК – 25.