Всероссийский форум "Тенденции и векторы развития общего образования"
Уважаемые коллеги!
16-17 декабря 2021 года ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по поручению Министерства просвещения Российской Федерации провело Всероссийский форум «Тенденции и векторы развития общего образования».
В программе Форума:
16.12.2021 г. с 11.00 до 15.00
Ссылка на видеозапись пленарного заседания 16.12.2021: https://youtu.be/OA2RCLc3EbU
Дата и время проведения: 16 декабря 2021 года, 11:00-15:00 (мск) Режим проведения: дистанционно. Целевая аудитория: руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления, руководители и специалисты региональных центров оценки качества образования, руководители и члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты, преподаватели педагогических университетов, колледжей, институтов развития образования, директора школ, учителя. Координатор: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО») Цель: обсуждение ключевых вопросов, связанных с введением обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования. Приветствия: Министерство Просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Основные доклады:Пленарная сессия «Научно-методическое обеспечение введения обновленных ФГОС общего образования»(ПРОГРАММА)
1. Метелкин Дмитрий Александрович, заместитель директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.соц.н. «Научно-методическое обеспечение введения обновленных ФГОС общего образования»
2. Ирина Михайловна Логвинова, начальник управления научно-образовательной деятельности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н., доцент «Основные результаты исследований по вопросам содержания общего образования»
3. Анна Юрьевна Лазебникова, зав. лабораторией социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор «Примерная рабочая программа по предмету — новый методический инструмент в работе учителя»
4. Наталья Федоровна Виноградова, зав. лабораторией начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор «Индивидуально-дифференцированный подход как условие успешной реализации ФГОС начального общего образования»
5. Галина Сергеевна Ковалева, зав центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. «Направления развития системы оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования»
6. Ирина Михайловна Осмоловская, зав. лабораторией теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО, д.п.н. «Научно-методическая поддержка введения обновленных ФГОС и рабочих программ по учебным предметам»
7. Юлия Юрьевна Пустыльник, зав. лабораторией управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. «Первая Всероссийская олимпиада школьников по искусственному интеллекту: миссия, цель, результаты»
8. Тагунова Ирина Августовна, зав. лабораторией педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», д.п.н. «Основные векторы развития педагогического образования за рубежом»
17.12.2021 г. с 10.00 до 16.00
ПРОГРАММА VI ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ Дата и время проведения: 17 декабря 2021 года; 10.00. Цель : обсуждение ключевых вопросов качества методического обеспечения реализации основных образовательных программ общего образования в условиях введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования. Координатор : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО») Целевая аудитория : руководители и члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты, представители органов исполнительной государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, сотрудники и организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации и обеспечивающих реализацию направлений государственной политики в сфере общего образования, сотрудники региональных институтов развития образования и повышения квалификации, административные и педагогические работники образовательных организаций. 17 декабря 2021 годаVI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию (ПРОГРАММА)
Ссылка на видеозапись 17 декабря 2021 года "VI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию" https://youtu.be/x2EXteSzjqE
ПРОГРАММА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Востребованность научных исследований в образовании» 17 декабря 2021 г., 10.00 – 16.30 Модератор – С.В. Иванова Сомодератор – И.М. Елкина Иванова Светлана Вениаминовна , научный руководитель Института стратегии развития образования Российской академии образования, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, заведующий кафедрой по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент РАО, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор Дорена Кароли, профессор истории образования Университета Болоньи, Италия, доктор наук; Елкина Ирина Михайловна, начальник управления научно-организационной деятельности и международного сотрудничества, заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук Бебенина Екатерина Вячеславовна , заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор РАО Богуславский Михаил Викторович , главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, почётный работник науки и высоких технологий Российской Федерации Дзятковская Елена Николаевна , ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор биологических наук, профессор Долгая Оксана Игоревна , старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики и международного сотрудничества ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук Куровская Юлия Геннадьевна , профессор кафедры по глобальному образованию ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, доцент; Щетинская Вера Алексеевна, научный сотрудник начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Сорина Галина Вениаминовна , профессор кафедры философии языка и коммуникации, научный руководитель Научно-образовательного центра (НОЦ) философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова «Философско-методологическое проектирование и принятие решений», доктор философских наук, профессор Аксенова Татьяна Геннадьевна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Андреева Диана Дмитриевна , аспирант 3 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Вашукова Ирина Сергеевна , соискатель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Волобуева Елена Васильевна , аспирант 4 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Воронцова Екатерина Александровна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Елкин Олег Максимович , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Ефимова Любовь Ивановна , аспирант 3 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Колина Екатерина Сергеевна , аспирант 3 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Михалева Марина Владимировна , аспирант 3 курса заочной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Питько Елена Вадимовна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Поворотова Елена Вячеславовна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Тимофеева София Валерьевна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Шмелькова Наталья Алексеевна , аспирант 3 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Яралиева Эвелина Руслановна , учитель иностранного языка ГБОУ г. Москвы «Школа № 2065» Каверкина Александра Максимовна , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Комаровский Юрий Павлович , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Назарова Виктория Витальевна , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Оборотов Александр Александрович , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Шевченко Анна Ярославовна , аспирант 2 курса очной формы обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»Научно–практическая конференция «Востребованность научных исследований в образовании»(ПРОГРАММА)
Ссылка на видеозапись 17 декабря 2021 года "Научно–практическая конференция «Востребованность научных исследований в образовании»" https://youtu.be/busNLOR6-2Y
Аннотация к конференции «Развитие образования в условиях цифровой трансформации» ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА «ТЕНДЕЦИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (содержательный аспект) Цели конференции: Предполагаемые вопросы для обсуждения в на конференции: Темы докладов: Роберт Ирэна Веньяминовна, академик РАО, д-р пед. наук, профессор, зав. лаб. научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководитель научной школы «Информатизация образования», E-mail: rena_robert@mail.ru; http://robert@shcool.ru Шихнабиева Тамара Шихгасановна, д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», shetoma@mail.ru Мухаметзянов Искандар Шамильевич, д-р мед. наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», E-mail: ishm@inbox.ru Поляков Виктор Павлович, д-р пед. наук, канд. технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва, E-mail: polvikpal@mail.ru Пустыльник Юлия Юрьевна, кандидат пед. наук, зав. лаб. управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», e-mail: innovator@instrao.ru Козлов Олег Александрович, д-р пед. наук, канд. технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва,е-mail: ole-kozlov@yandex.ru Шихнабиева Тамара Шихгасановна, д-р пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва, e-mail: shetoma@mail.ruНаучно-практическая конференция «Развитие образования в условиях цифровой трансформации»(ПРОГРАММА)
Ссылка на видеозапись 17 декабря 2021 года "Научно-практическая конференция «Развитие образования в условиях цифровой трансформации»" https://youtu.be/mPvRelx8Qh4
ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА «Система оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования: направления развития» Дата и время проведения: 17 декабря 2021 года, 11:00-16:30 (мск) Целевая аудитория: руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления, руководители и специалисты региональных центров оценки качества образования, руководители и члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты, преподаватели педагогических университетов, колледжей, институтов развития образования, директора школ, учителя. Координатор: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО») Цель : обсуждение ключевых вопросов, связанных с оценкой образовательных достижений учащихся, в условиях введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования. Методический семинар включает три секции, которые будут работать последовательно одна за другой: Секция 1. 11:00-13:00 Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности". Секция 2. 13:15-14:45 Круглый стол «Трудности российских младших школьников при выполнении компьютерного варианта заданий международных исследований TIMSS и PIRLS». Секция 3. 15:00-16:30 Круглый стол «Формирование единой критериальной системы оценки освоения обучающимися ФГОС основного общего образования». Краткая информация о работе секций. Секция 1. 11:00-13:00 Всероссийский методического семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности". На заседании Всероссийского семинара будет представлен обновленный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по шести направлениям: математической, читательской, естественно-научной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям и креативному мышлению. По каждому из направлений будут описаны особенности новой апробированной системы заданий и проиллюстрированы возможности их использования в учебном процессе, для проведения внутришкольного мониторинга и в системе повышения квалификации. В качестве экспертов, которые смогут оценить разработанные материалы, будут выступать представители регионов, продемонстрировавшие на заседаниях методического семинара опыт своей деятельности в данной области. Программа работы секции Время Содержание 11:00-11:05 Открытие заседания 11:05-11:25 Представление обновленного банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности. Особенности использования в учебном процессе, для внутришкольного мониторинга и в системе повышения квалификации педагогических кадров. Ковалёва Галина Сергеевна, заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 11:25-11:40 Математическая грамотность Рослова Лариса Олеговна, заведующий лабораторией математического общего образования и информатизации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 11:40-11:55 Естественнонаучная грамотность Пентин Александр Юрьевич, заведующий лабораторией естественнонаучного общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.ф.-м.н. Клинова Мария Николаевна, научный сотрудник отдела НМС ОО ЦНППМПР ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края" 11:55-12:10 Читательская грамотность Сидорова Галина Александровна, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. Выступающий эксперт: Долгодворова Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин и технологий воспитания Красноярского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КК ИПК РО) 12:10-12:25 Финансовая грамотность Рутковская Елена Лазаревна, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. Блок Мария Евгеньевна, руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, доцент лаборатории экономической педагогики КАУ ДПО АИРО имени А.М. Топорова 12:25-12:40 Глобальные компетенции Коваль Татьяна Викторовна , старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. Максимова Надежда Дмитриевна , ст.методист ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования", Заслуженный работник образования Республики Карелия 12:40-12:55 Креативное мышление Логинова Ольга Борисовна , эксперт Экспертного центра издательства «Просвещение», старший научный сотрудник Центра оценки качества образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. Абдулаева Оксана Абдукаримовна , доцент кафедры основного и среднего образования СПб АППО , к.п.н. 12:55-13:00 Подведение итогов Ковалёва Галина Сергеевна, заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. Секция 2. 13:15-14:45 Круглый стол «Трудности российских младших школьников при выполнении компьютерного варианта заданий международных исследований TIMSS и PIRLS ». На круглом столе будут рассмотрены изменения в последних циклах международных сравнительных исследований качества образования TIMSS и PIRLS в связи с переходом на компьютерное ьестирование, выявленные затруднения российских младших школьников в использовании компьютеров при выполнении заданий этих исследований. Участникам круглого стола будет предложено обсудить возможные пути преодоления этих трудностей. Программа работы секции Модератор : Кузнецова Марина Ивановна, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 13:15 – 13:30 Значение международных сравнительных исследований TIMSS и PIRLS для повышения качества начального общего образования Ковалёва Галина Сергеевна, заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 13:30 – 13:40 Трудности младших школьников в выполнении математических заданий TIMSS-2019 в электронном и бумажном формате Рыдзе Оксана Анатольевна, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 13:40 – 13:50 Особенности анализа результатов процесса выполнения заданий теста TIMSS-2019 в электронном формате Садовщикова Ольга Ивановна, научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» 13:50 – 14:00 Что осталось неизменным и что изменилось в международном сравнительном исследовании качества образования PIRLS-2021 Кузнецова Марина Ивановна, д.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. Бачурина Мария Александровна, методист Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» 14:00 – 14:10 Какие трудности испытывают учащиеся при выполнении заданий на компьютерах в международном исследовании PIRLS-2021 Сидорова Галина Александровна, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 14:10 – 14:25 Читают или делают вид: анализ времени ответов младших школьников при выполнении заданий на компьютере Антипкина Инна Вениаминовна, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики», к. п. н. Бакай Е.А., стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики» 14:25-14:35 «Простые сложности» или подготовка и участие современного ученика начальной школы в исследовании PIRLS-2021 Турусова А. Р., учитель школы 1208, г. Москва 14:35 – 14:45 Общая дискуссия о путях преодоления затруднений российских учащихся при выполнении заданий с использованием компьютеров Все участники круглого стола Секция 3. 15:00-16:30 Круглый стол «Формирование единой критериальной системы оценки освоения обучающимися ФГОС основного общего образования». На круглом столе будет представлена обновленная система оценки освоения ФГОС начального и основного общего образования, подведен итог профессионального обсуждения основных подходов к разработке единой критериальной системы оценки освоения обучающимися ФГОС основного общего образования, представлена обобщенная система показателей и критериев оценки освоения предметных и метапредметных результатов. На примере отдельных предметов будет показано, как предложенная система может быть реализована в учебном процессе. Модератор : Логвинова Ирина Михайловна, начальник управления научно-образовательной деятельности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 15:00 – 15:15 Проблемы формирования единой критериальной системы оценки в общем образовании. Результаты апробации Ковалёва Галина Сергеевна, заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 15:15 – 15:25 Использование критериального подхода для оценки метапредметных результатов в учебном процессе Логинова Ольга Борисовна, эксперт Экспертного центра издательства «Просвещение», старший научный сотрудник Центра оценки качества образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 15:25 – 15:35 Критериальное оценивание качества математической подготовки учащихся основной школы Рослова Лариса Олеговна, заведующий лабораторией математического общего образования и информатизации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 15:35 – 15:45 Оценка сформированности образовательных результатов по истории на основе критериально-уровневой шкалы Коваль Татьяна Викторовна, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 15:45 – 15:55 Оценка учебных достижений по физике на основе критериев естественно-научной грамотности Пентин Александр Юрьевич, заведующий лабораторией естественнонаучного общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.ф.-м.н. 15:55 – 16:05 Подходы к определению критериев и уровней учебных достижений по географии Дюкова Светлана Евгеньевна, научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» 16:05 – 16:15 Примеры применения общих подходов к критериально-уровневому оцениванию результатов обществоведческого образования Рутковская Елена Лазаревна, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. Королькова Евгения Сергеевна , старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 16:15 – 16:30 Общая дискуссия о Все участники круглого столаМетодический семинар «Система оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования: направления развития»(ПРОГРАММА)
Режим проведения: дистанционно онлайн, трансляция доступна по ссылке:
Ссылка на видеозапись 17 декабря 2021 года Секция 1. Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности"https://youtu.be/YS5MRZ_mxE8
Ссылка на видеозапись 17 декабря 2021 года Секция 2. Круглый стол «Трудности российских младших школьников при выполнении компьютерного варианта заданий международных исследований TIMSS и PIRLS» https://youtu.be/EJ2s6f0E7Lc
Ссылка на видеозапись 17 декабря 2021 года Секция 3. Круглый стол «Формирование единой критериальной системы оценки освоения обучающимися ФГОС основного общего образования" https://youtu.be/8mpJYxteiWI
Всероссийский форум «Тенденции и векторы развития общего образования» прошел в дистанционном режиме.