Концепции преподавания учебных предметов (предметных областей)
ГЛАВНАЯ | ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ | УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Институт стратегии развития образования РАО провел с 15 по 21 декабря 2020 г. Всероссийскую модульную онлайн-конференцию «Актуальные проблемы обновления содержания и технологий обучения в свете реализации концепций преподавания учебных предметов в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы».
Модульная конференция, в которую вошли 4 конференции по различным предметным областям, 8 модулей по предметам, была организована с целью оказания помощи и поддержки учителям-предметникам, методистам, педагогам дополнительного образования, специалистам дополнительного профессионального образования в реализации предметных концепций.
Конференция проводилась в рамках выполнения проекта «Информационно-аналитическое, научно-методическое и экспертное сопровождение реализации концепций по учебным предметам и образовательным областям общего образования» (государственное задание ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01 на 2020 год).
В течение четырех дней работы модульной конференции на платформе и официальном канале Института приняли участие более 600 педагогов из 50 субъектов Российской Федерации:
15 декабря состоялась конференция «Реализация концепций преподавания учебных предметов как условие повышения качества российского образования»;
16 декабря прошла конференция «Актуальные проблемы преподавания учебных предметов предметных областей "Русский язык и литература" и "Иностранные языки"»;
17 декабря была проведена конференция «Актуальные проблемы преподавания учебных предметов предметных областей "Естественные науки" и "Технология"»;
21 декабря состоялась завершающая конференция «Актуальные проблемы преподавания учебных предметов предметной области "Математика и информатика"».
Видеозаписи всех дней конференции выложены на канале Института в специально созданном плейлисте для данной конференции.
В рамках первого пленарного модуля конференции «Реализация концепций преподавания учебных предметов как условие повышения качества российского образования» с приветственным словом к слушателям обратился Е.Е. Семченко, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, который обозначил стратегические направления деятельности Министерства в области общего образования.
«В рамках проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» предусмотрена работа по обновлению содержания общего образования, в том числе нормативных и методических документов. В Министерстве просвещения сейчас ведется активная работа с предметными ассоциациями учителей, и в этом году значительные ресурсы затрачены для организации в дистанционном режиме повышения квалификации более 70 тысяч педагогов», – отметил Евгений Евгеньевич.
Отдельно он остановился на вопросах, связанных с проведением оценочных процедур.
«В настоящее время особое внимание уделяется повышению объективности оценочных процедур и использованию их результатов для повышения качества образования. Впервые на федеральном уровне были проанализированы все результаты оценочных процедур за последние годы по всем общеобразовательным организациям страны, и на этой основе был составлен список школ с низкими образовательными результатами (в него вошли 9234 школы, в которых от трети детей не осваивают образовательные стандарты). К сегодняшнему дню проведен ряд встреч и совещаний по выявлению того, какая помощь оказывается этим школам», – сообщил Евгений Семченко.
В завершении своего выступления Евгений Евгеньевич выразил надежду и на дальнейшее плотное и содержательное сотрудничество с Институтом.
К приветствию участников конференции присоединился Т.Э. Мариносян, и.о. директора Института стратегии развития образования РАО, который в своем выступлении остановился на вопросах философии современного образования, производной которой и является стратегия современного образования.
«Новая образовательная парадигма должна обеспечить основные качества современного образовательного пространства – открытость, мультимедийность, интерактивность, географическую и временную неограниченность, доступность, массовость. Именно Концепция, как система связанных между собой взглядов на то или иное явление определяет стратегию действий. Совокупность совместных действий всех участников в процессе обновления содержания и технологий обучения должна быть ориентирована на решение сложнейшей задачи по формированию нового субъекта образовательного процесса – современного человека», – отметил Тигран Эмилович.
За четыре дня работы конференции были проведены модульные секционные заседания:
- Секция «Актуальные проблемы реализации Концепций преподавания учебных предметов предметной области "Общественные науки"». Модератором секции выступил И.А. Лобанов, научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования.
- Секция «Актуальные вопросы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы». Модераторами секции были И.Н. Добротина, заведующий лабораторией филологического общего образования, кандидат педагогических наук и В.М. Шамчикова, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, кандидат педагогических наук.
- Секция «Предметная область "Иностранные языки" в российской школе: современные вызовы и возможные решения». Модераторами заседания выступили М.З. Биболетова, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, кандидат педагогических наук и Н.Н. Трубанева, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, кандидат педагогических наук.
- Секция «Актуальные вопросы реализации Концепций преподавания учебных предметов предметной области "Естественные науки"». Модератором секции был А.Ю. Пентин, заведующий лабораторией естественнонаучного общего образования, кандидат физико-математических наук.
- Секция «Обновление содержания, форм и методов обучения в свете реализации Концепции преподавания предметной области "Технология"». Модераторами выступили В.М. Казакевич, ведущий научный сотрудник лаборатории естественнонаучного общего образования, доктор педагогических наук и Г.В. Пичугина, ведущий научный сотрудник лаборатории естественнонаучного общего образования, доктор педагогических наук.
- Секция «Актуальные проблемы реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации». Модераторами выступили Л.О. Рослова, заведующий лабораторией математического общего образования и информатизации, кандидат педагогических наук, и О.А. Рыдзе, старший научный сотрудник центра начального общего образования, кандидат педагогических наук.
- Секция «Актуализация содержания и методики преподавания учебного предмета "Информатика"». Модераторами выступили И.В. Роберт, главный научный сотрудник лаборатории математического общего образования и информатизации, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, и В.А. Касторнова, старший научный сотрудник лаборатории математического общего образования и информатизации, кандидат педагогических наук.
Участники модульной конференции обсудили широкий круг вопросов по каждой из представленных Концепций, конкретные направления реализации положений утвержденных предметных Концепций, актуальные проблемы преподавания, в частности, связанные с цифровой трансформацией образования, дистанционным обучением и межпредметным взаимодействием; высказали соображения о целесообразности разработки Концепции по учебному предмету «Информатика» и актуализации подготовленного проекта Концепции преподавания предметной области «Иностранные языки», обсудили конкретные положения, которые должны найти отражение в названных Концепциях; отметили актуальность и целесообразность проведенной работы и высказали соображения о необходимости продолжения обсуждения насущных научных и практических вопросов общего образования по учебным предметам, выработки новых методических решений, знакомства с новыми идеями и практиками обучения и их распространения на площадке Института стратегии развития образования РАО, в рамках модульной онлайн-конференции и онлайн-семинаров, действующих на регулярной основе
Презентации:
Модуль 1
Ковалева Г.С. Использование результатов международных мониторинговых исследований для повышения качества и конкурентоспособности российского образования.
Коваль Т.В. Результаты в области глобальных компетенций 15-летних учащихся в исследовании pisa-2018.
Логвинова И.М. Разработка системы методической работы, позволяющей обеспечить единое образовательное пространство и повысить качество общего образования в Российской Федерации.
Рослова Л.О. Концепция как система взглядов на базовые принципы и основные направления развития учебного предмета.
Французова О.А. Воспитательная работа со школьниками в рамках предметов социальногуманитарного цикла.
Модуль 3
Архипова Е.В. Тренинг нормативной грамотности устной и письменной речи в условиях дистанционной формы обучения.
Дорофеев Ю.В. Читательская грамотность как компонент преподавания русского языка и литературы.
Киселева Н.В. День единого текста»: технология формирования читательской грамотности.
Лагунова Л.В. Повышение компетенций учителей русского языка и литературы на основе диагностики их профессиональных дефицитов (из опыта Рязанской области).
Нарушевич А.Г. Вопросы культуры речи в курсе родного русского языка.
Пономарёва Н.В. Деятельность учителя в условиях интеграции языковой и цифровой грамотности: по следам межрегиональной конференции.
Романичева Е.С. Литературное образование: от «цифровизации поневоле» к новой парадигме?.
Модуль 4
Биболетова М.З. Расширение целей обучения иностранным языкам как осознанная необходимость.
Бокова Т.Н. Роль учителя иностранного языка в эпоху постмодерна.
Габеева К.А. Онлайн обучение иностранному языку глазами участников образовательного процесса.
Морозова А.Н. Модернизация технологий и содержания подготовки студента педагогического вуза к профессиональной деятельности в предметной области «Иностранный язык».
Райдер Н.А. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка как инструменты адаптации к современным образовательным средам.
Трубанева Н.Н. Вариативность образования по иностранному языку как возможность обеспечения личностного выбора участников образовательного процесса.
Модуль 5
Волкова С.А. Актуализация содержательной и технологической составляющих преподавания школьной химии в условиях диджитализации общества.
Заграничная Н.А. Проблемы развития школьного химического образования и возможные пути их решения, намеченные в концепции.
Каирова М.А. Роль учебного предмета «Астрономия» в формировании у учащихся естественнонаучного мышления.
Паршутина Л.А. Научный метод познания на уроках биологии как качественно новый инструмент организации учебной деятельности.
Пентин А.Ю. Необходимость единой концепции школьного естественнонаучного образования. Основные идеи концепции преподавания физики.
Модуль 6
Казакевич В.М. Методология и методика обновления содержания общего технологического образования в соответствии с концепцией преподавания предметной области «технология».
Коликова Е.Г. Модели реализации концепции преподавания предметной области «технология»: опыт разработки и функционирования.
Корецкий М.Г. Проблемы изучения в школьном курсе технологии основ робототехники и 3D-моделирования при реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в основном общем образовании.
Логвинова О.Н. Сетевая форма реализации образовательных программ предметной области «Технология»: опыт Московской области.
Лымарева Ю.В. Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» - точка опоры в реализации обновленного содержания предметной области «Технология» в Краснодарском крае.
Першина О.П. Опыт реализации предметной области «Технология» в детском технопарке «Кванториум» г. Калининграда.
Седов С.А. Проблемы реализации концепциипреподавания учебного предмета «Технология» и их решения в образовательных организациях Республики Татарстан.
Хангуев К.Б. Современное учебно-методическое обеспечение предметной области «Технология».
Модуль 7
Алексеева Е.Е. Формирование математической грамотности на уроках математики.
Денищева Л.О. Модели инновационных заданий по математике для 8 класса на основе подходов TIMSS-2019.
Рослова М.Г. Исследование PISA-2022: как формировать и как оценивать математическую грамотность.
Рыдзе О.А. Как использовать в основной школе высокие результаты младших школьников в выполнении теста TIMSS?
Модуль 8
Босова Л.Л. О современном школьном курсе информатики и направлениях его развития.
Мухаметзянов И.Ш. Гигиенические, психологические и социальные аспекты в преподавании информатики. Опыт пандемии 2020.
Поляков В.П. Цифровая трансформация образования и обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.
Роберт Э.В. Актуализация содержательной и технологической составляющих преподавания школьной информатики в условиях цифровой трансформации образования.
Шихнабиева Т.Ш. Совершенствование методики преподавания школьного курса информатики в условиях цифровой трансформации образования и интеллектуализации информационных систем образовательного назначения.
Контактное лицо: Лариса Олеговна Рослова, заведующий лабораторией математического общего образования и информатизации, адрес электронной почты: tim@instrao.ru.
Модули:
Модуль 2. Секция «Актуальные проблемы реализации Концепций преподавания учебных предметов предметной области «Общественные науки»»
Дата и время проведения: 15.12.2020; 14.00 – 16.00
Модератор: И.А. Лобанов, научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования.
Программа модуля
Модуль 3. Секция «Актуальные вопросы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы»
Дата и время проведения: 16.12.2020; 10.00 – 13.00
Модераторы:
И.Н. Добротина, заведующий лабораторией филологического общего образования, кандидат педагогических наук;
В.М. Шамчикова, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, кандидат педагогических наук.
Программа модуля
Модуль 4. Секция «Предметная область «Иностранные языки» в российской школе: современные вызовы и возможные решения»
Дата и время проведения: 16.12.2020; 14.00 – 16.00
Модераторы:
М.З. Биболетова, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, кандидат педагогических наук;
Н.Н. Трубанева, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, кандидат педагогических наук.
Программа модуля
Модуль 5. Секция «Актуальные вопросы реализации Концепций преподавания учебных предметов предметной области «Естественные науки»»
Дата и время проведения: 17.12.2020; 11.00 – 13.00
Модератор: А.Ю. Пентин, заведующий лабораторией естественнонаучного общего образования, кандидат физико-математических наук.
Программа модуля
Модуль 6. Секция «Обновление содержания, форм и методов обучения в свете реализации Концепции преподавания предметной области «Технология»»
Дата и время проведения: 17.12.2020; 14.00 – 16.00
Модераторы:
В.М. Казакевич, ведущий научный сотрудник лаборатории естественнонаучного общего образования, доктор педагогических наук;
Г.В. Пичугина, ведущий научный сотрудник лаборатории естественнонаучного общего образования, доктор педагогических наук.
Программа модуля
Модуль 7. Секция «Актуальные проблемы реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации»
Дата и время проведения: 21.12.2020; 11.00 – 13.00
Модераторы:
Л.О. Рослова, заведующий лабораторией математического общего образования и информатизации, кандидат педагогических наук;
О.А. Рыдзе, старший научный сотрудник центра начального общего образования, кандидат педагогических наук.
Программа модуля
Модуль 8. Секция «Актуализация содержания и методики преподавания учебного предмета «Информатика»»
Дата и время проведения: 21.12.2020; 14.00 – 16.00
Модератор: И.В. Роберт, главный научный сотрудник лаборатории математического общего образования и информатизации, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования.
Программа модуля
26 ноября в Новосибирской области прошла Межрегиональная конференция «Эффективные практики реализации основных образовательных программ с учетом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов». Были представлены лучшие педагогические практики общего и дополнительного образования, повышения квалификации управленческих и педагогических работников. Конференция была проведена в онлайн-формате. Видеозаписи выступлений и презентаций спикеров размещены для ознакомления на официальном сайте Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Опубликован для общественного обсуждения обновленный Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2020/21 учебный год:
https://regulation.gov.ru/projects#npa=110788.
Перечень существенно расширен: в него включено более 650 конкурсов и олимпиад, в предыдущем варианте их было 250.
25 ноября в г. Москве состоялась VI Международная конференция по оценке качества образования «Мировые образовательные системы против сбоев в образовательном процессе».
В задачи конференции вошло обсуждение вопросов:
Какие вызовы влечет за собой пандемия, как они отразятся на подходах к оценке качества образования?
Как оценить эффект, возникающий при временном разрыве между моментом вступления образовательных реформ в активную фазу реализации и текущими потребностями системы образования?
Как сказывается наполнение учебных планов новыми компетенциями на результатах образования? Как избежать перегрузки и достичь сбалансированности при программировании содержания образования?
На панельной сессии выступили эксперты ОЭСР по вопросам проекта «Образование 2030», а также прошла презентация первой части международного отчета.
Спикерами конференции стали: Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов, Руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) А. Шляйхер, Председатель проекта «Образование 2030» С. Делион.