Лаборатория профессионального образования

  Контакты:

  кабинет 113, 7 (495) 625-58-51

  e-mail: lll@instrao.ru 

  Информация о руководителе:

  Ломакина Татьяна Юрьевна, заведующий Лабораторией профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор,  директор Национального центра ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в Российской Федерации.

Информация о Лаборатории:

История создания Центра теории непрерывного образования:

  В ноябре 1995г. Отделение профессионального  образования решением Президиума РАО было разделено на два: Отделение базового профессионального образования и Отделение высшего образования. А. М. Новиков стал академиком-секретарем Отделения базового профессионального образования. Практически в это же время на базе ликвидированного академического Института трудового обучения и профессиональной ориентации был создан Исследовательский центр проблем непрерывного образования (на правах Института РАО с численностью 44 шт. единицы) и А. М. Новиков стал директором-организатором этого Центра.

  Устав Центра был утвержден Президентом Российской Академии образования А.В.Петровским 14 мая 1996года и зарегистрирован в Московской регистрационной палате 19 июня 1996года, реестр № 1175-у-ш. Центр являлся правопреемником Института профессионального самоопределения молодежи РАО и располагался в здании Президиума РАО.

  Руководил Центром со дня его основания и до сентября 2013г. видный российский ученый Александр Михайлович Новиков, д.п.н., профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки России, член Союза журналистов РФ, лауреат Государственной премии РФ, член Академии педагогических наук Украины, автор более 300 научных работ по методологии и теории педагогики, теории и методике трудового обучения и профессионального образования, психологии и физиологии труда, теории построения системы непрерывного образования. 

  Центр создавался с целью разработки научных основ развития системы непрерывного профессионального образования в России.

  1 апреля 1998г. на основании Приказа Президента Российской Академии образования от 24.02.98г. №9 Центр стал подразделением Института теории и истории педагогики РАО, расширив свои задачи в части разработки моделей и концепций построения и функционирования системы непрерывного образования.
  После реорганизации РАО Лаборатория профессионального образования стала входить в структуру Института стратегии развития образования РАО, им руководит ученица А.М.Новикова, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Юрьевна Ломакина.

Направления исследования:

Методологические и теоретические основания прогнозирования развития системы непрерывного образования в современных условиях:
- Теоретические основы развития современной системы непрерывного образования
01201353729;
- Теоретические основания единого понятийного поля непрерывного профессионального образования 01201353730

Упоминание о научной школе:

Сотрудники лаборатории продолжают традиции Международной научной школы академиков РАО С.Я.Батышева-А.М.Новикова «Профессиональная педагогика – теория непрерывного образования».

Основные направления научных исследований коллектива научной школы:
• непрерывное образование (разработка теоретико-методологических основ непрерывного образования, развитие многоуровневых образовательных (научно-образовательных, научно-учебно-производственных) комплексов, проблемы построения содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания обучающихся в системе непрерывного образования);
• послевузовское образование (общая методология, методология научного исследования, технологии работы над кандидатскими и докторскими диссертациями, педагогика научных школ);
• последипломное образование в течение всей жизни (образование взрослых, развитие профессиональной карьеры, корпоративное обучение и корпоративные университеты, профессиональное обучение незанятого населения, в том числе лиц с ОВЗ, развитие бизнес-образования );
• развитие инновационных форм образовательного процесса в системе непрерывного образования (концентрированное обучение; открытое обучение; сетевое обучение; дистанционное образование; инновационная деятельность многоуровневых образовательных учреждений и региональных образовательных систем, обеспечение их устойчивого развития; развитие ремесленного образования, высшего рабочего образования);
• развитие региональных систем непрерывного образования, развитие социального партнерства, теория управления образовательными системами, оценка качества образования; подготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров для профессионального образования (среднего профессионального, высшего и послевузовского образования).

Основные научные результаты коллектива:
• создание и развитие профессиональной педагогики как новой отрасли научного знания: определены понятийный аппарат, законы профессиональной педагогики, созданы теоретические основы содержания профессионального образования, технологий обучения, форм и методов обучения и воспитания обучающихся, комплексного применения средств обучения в учебном процессе, управления многоуровневым профессиональным образовательным учреждением и др.;
• исследование истории профессионального (профессионально-технического) образования;
• создание теории развития профессионального образования России на основе иерархической системы классификаций ведущих идей, вытекающих из них принципов развития образования и условий их реализации.
• создание теории непрерывного образования: принципов и условий реализации идеи непрерывного образования как одной из ведущих идей развития образовательных систем в мире; теоретических основ диверсификации образовательных систем, построение преемственного содержания профессионального образования, создание методологических основ преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования, создание теории управления образовательными системами; выявление особенностей развития профессионального образования в условиях постиндустриального общества;
• проведение сопоставительного анализа подходов к реализации идеи непрерывного образования в России и за рубежом;
• создание современной методологии как учения об организации деятельности (оснований общей методологии, методологии научной, практической, художественной, учебной и игровой деятельности) с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры;
• создание оснований современной общей возрастной педагогики как теоретического базиса развития системы непрерывного образования, построение понятийно-категориального аппарата и логической структуры педагогики постиндустриального общества.
• создание новой научной области – профессиональной лингводидактики

Научные достижения:

  Результаты исследований сотрудников Центра, построенные на глубоком анализе теоретического и фактического зарубежного и российского материалов, нашли отражение при разработки: концепции общероссийской системы оценки качества образования, концепции диверсификации непрерывного образования; методологии выбора обучающимися образовательных траекторий, системы совершенствования педагогического мастерства преподавателя и мастера профессионального образования; методологии отбора содержания непрерывных образовательных программ и соответствующих им технологий обучения с учетом разработанных технологий оценки качества общего и профессионального образования.
  Теоретические разработки сотрудников положены в основу ряда государственных документов по реформированию образовательной системы: Федеральная программа развития образования; Концепция общероссийской системы оценки качества образования; программа развития образования г. Москвы; образовательные стандарты и концепции развития лицеев, техникумов и колледжей; концепции и программы развития регионов в условиях реструктуризации сети образовательных учреждений и др.
  Под руководством Т.Ю.Ломакиной проведены фундаментальные исследования: особенности процесса интеграции непрерывного образования при ступенчатой подготовке кадров, научные основы диверсификации непрерывного образования, управление региональными образовательными системами в условиях передачи их в ведение субъектов РФ, формирование системы качества образования на федеральном и региональном уровнях, взаимодействие государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров и др. Под ее научным руководством защищены 2 диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук и 6 - ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01.
Под научным руководством М.В.Никитина успешно защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08. - 15 соискателей.

Список сотрудников:

Ломакина Татьяна Юрьевна, зав. Лабораторией, доктор педагогических наук по специальности -13.00.01 (2001г.), профессор по кафедре педагогики и психологии (2008г.), профессор по специальности 13.00.01 (2010г.) кандидат педагогических наук по специальности 13.00.02 - методика преподавания физики (1986 г.). 

Никитин Михаил Валентинович, ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук по специальности - 13.00.08 - теория и методика профессионального образования, профессор по специальности (с 2011 г.), кандидат педагогических наук по специальности – 13.00.01 (1995 г.), академик, вице-президент Академии профессионального образования (АПО).

Бычков Анатолий Васильевич, ведущий научный сотрудник, диссертация доктора педагогических наук «Созидательная деятельность учащихся в контексте изобретательской культуры: теория и практика развития» по специальности - 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (2002). Диссертация кандидата психологических наук «Знаковое опосредствование учебной трудовой деятельности (на примере художественно-прикладных видов труда)» по специальности - 19.00.01 – общая психология (1985).

Аксенова Марина Анатольевна, старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук. Кандидатская диссертация по теме «Описание новизны результатов научно-педагогических исследований с позиции объектно-компонентного метода» (2007) по специальности - 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Гудилина Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Тема кандидатской диссертации: «Создание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся: на примере курса "Техническая графика и основы дизайна"» (1995). Специальность ВАК РФ 13.00.02 - теория и методика обучения (создание и использование средств обучения). 

Алексеенкова Елена Геннадьевна - Старший научный сотрудник, кандидат психологических наук.

Новикова Галина Павловна - Ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор.

Тюнников Юрий Станиславович - Ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор.

Харисова Людмила Алексеевна - Ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор.

Шукаева Тезата Магометовна - Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук.


Ломакина Т.Ю.: 
Медаль – «В память 850-летия Москвы»,
Значок «Отличник профессионально-технического образования», 
Медаль - К. Д. Ушинского.
«Ветеран труда»,
Лауреат по номинации: «Лучшая монография «Инновационная деятельность в профессиональном образовании» (2014),
Диплом Правительства Москвы,
Медаль имени С.Я. Батышева Российской академии образования (2015),
Почетная грамота Министерства образования РФ,
Почетная грамота Российской академии образования, 
Почетная грамота Национальной академии образования Украины, 
Diplov of the winner of competition «System of support of career of various categories of the population in the context of continuous development of the personality» (2014)

Никитин М.В.: 
Медаль «800-летие Москвы»,
Заслуженный работник «Начального профессионального образования»,
«Ветеран труда»,
Серебряная медаль ВДНХ (1989),
Почетная грамота Министерства образования РФ (1986),
Почетная грамота Правительства города Москвы (2011).

Бычков А.В.
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1996 г.).
Ветеран труда (2001 г.)
Почетный работник общего образования Российской Федерации (2009 г.).
Почетная грамота ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО «За безупречную и эффективную работу в области науки и образования и в связи с 95-летием Института».(2018 г.)

Яковлева М.Б.:
Медаль имени С.Я. Батышева Российской академии образования (2015)

Гудилина С.И.:
Медаль «Лауреат ВВЦ» (2006)
Медаль «Лауреат ВВЦ» (2008)
Лауреат конкурса публикаций в номинации «компьютерные, информационные, медийные технологии как средство воспитания в дошкольном образовательном учреждении» (Алтайский государственной академии образования им. В.М.Шукшина. 2012)

Партнеры:

Журнал ВАК «Профессиональное образование и рынок труда», г.Екатеринбург;
Журнал «Качество образования», г.Москва;
Журнал ВАК «Профессиональное образование. Столица», г.Москва;
Журнал «Инновационные образовательные технологии», Республика Беларусь, г. Минск;
Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина;
Минский инновационный университет, Республика Беларусь, г. Минск, 
Академия профессионального образования (АПО),
Центр современной педагогики, Канада, г. Монреаль


Экспериментальные площадки:

Научный руководитель: Ломакина Т.Ю.:

«Личностно-ориентированное образование на базе многопрофильной гимназии» - Многопрофильное муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 7, Республика Татарстан, г. Казань, директор Кочнева Л.П.

Отчет за 2016. Отчет 2017

Отчет 2018


ГБПОУ СПО Первый Московский Образовательный Комплекс факультет Прикладная эстетика

Экспериментальная площадка Российской Академии Образования на 2014-2019 гг.

Председатель Совета: Семенов Алексей Львович

Отчет по ЭП 2017 

План ЭП 2018-2019

Сборник-2018 с обл МОК 1

Свидетельство об аккр ЭП 1 МОК

Проекты:

Т.Ю.Ломакина руководит крупными проектами по развитию образовательных систем от Минобрнауки России, участвует в научных и издательских проектах Российского государственного национального фонда, проектах Национального фонда подготовки кадров по обеспечению устойчивого развития системы образования.
Проекты РГНФ:
-Система развития метапредметных умений учащихся при работе в медиа среде (2016 – 2018). 
- Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования (2014-2015)
- Структурные изменения в системе профессионального образования» (2014)
- Дидактические особенности развития и совершенствования непрерывного экономического образования (2012-2014)
-Теория и практика реструктуризации профессиональных образовательных учреждений (2011-2013)
- Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях (2008)
- «Методы определения новизны результатов научно-педагогических исследований» (2007-2011)

Экспертная деятельность:

Ломакина Т.Ю.:
- член Диссертационного совета ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", 
- член редколлегии журнала ВАК «Отечественная и зарубежная педагогика», 
- член редколлегии журнала «Инновационные образовательные технологии» (г. Минск, Республика Беларусь),
- член Экспертного совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО

Никитин М.В.:
- член Диссертационного совета ФИРО МОН РФ, 
- член редколлегии журнала ВАК «Профессиональное образование. Столица»,
- Подготовка Экспертного заключения по региональной государственной программы развития среднего профессионального образования ЯНАО (2014):
- «Формирование Концепции, Программы развития «умного колледжа» - крупного регионального образовательного комплекса» (г. Новый Уренгой, ЯНАО, Новоуренгойский многопрофильный колледж. - Директор колледжа - Клочков А. Н.).
- «Формирование институциональной модели Учебного центра профессиональных квалификаций колледжа-образовательного комплекса как системы персонифицированного непрерывного образования на локальном уровне» (г. Гусь-Хрустальный, Владимирской области, технологический техникум. – Директор техникума – Фильчаков Ю. А.).
- «Апробация институциональной модели Учебного центра профессиональных квалификаций колледжа-образовательного комплекса как системы персонифицированного непрерывного образования на локальном уровне» (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, колледж туризма и сервиса. - Директор колледжа - Сергеев В. В.).

Бычков А.В.
- эксперт Российской академии образования по научной экспертизе учебных изданий. Сертификат эксперта на основании Распорядительного акта РАО. Приказ № 146 от 25 декабря 2017 г.

Гудилина С.И.:
-Член редакционной коллегии журнала «Медиаобразование», с 2016 года включен в международную базу данных WebofScience – EmergingSourcesCitationIndex (ESCI): ThomsonReutersMasterJournalList: MEDIAOBRAZOVANIE-MEDIAEDUCATION
- член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России,
- член Экспертного совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО

Аксенова М.А.:
- Проведение экспертизы: результаты образовательного проекта «Медиафестиваля для студентов- 2016». Руководитель экспертной комиссии - Гудилина С.И. кандидат педагогических наук, с.н.с. ФГБНУ «ИСРО РАО». Член экспертной комиссии: Аксенова Марина Анатольевна, старший научный сотрудник ФГБНУ «ИСРО РАО»
-Отзывы на авторефераты диссертаций по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Повышение квалификации:

Никитин М.В.:
- Опыт работы в научных проектах НФПК, включая международные проекты. С 2000 – 2006 гг. - эксперт проекта Мирбанка «Реформирование образования РФ. Компонент - модернизация финансирования профессионального образования». Эксперт НФПК по проекту: «Реструктуризация сети НПО/СПО».
- Опыт работы в совместном научном проекте с Токийским столичным педагогическим университетом (Tokyo Metropolitan University) по проблеме: «Методология управления профессиональной карьерой: проблемы, российский опыт, оценка эффективности». (Стажировка. Октябрь 2007 г. Япония, г. Токио).
- Опыт работы в совместном научном проекте с Министерством образования Монголии по проблеме: «Разработка теоретических оснований обучения монгольских студентов в образовательных учреждениях СПО Республики Бурятия» (июнь 2008 г., г. Улан-Батор, Монголия).
- Координатор включения учреждений СПО г. Москвы в Туринский процесс: - участие в международной конференции ЕФО (Брюссель, декабрь 2010 г.). Выступление с докладом «Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт колледжей города Москвы».

Бычков А.В.
- Курс повышения квалификации «Современное технологическое образование». Сертификат МПГУ. (2018 г.)

Гудилина С.И.: 
- "Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения" (2014)
- "Профессионалы IT и AV рынка – образованию XXI века" (Лига образования. 2013)
- "Интернет-технологии в образовании" по программе «Обучение и доступ к Интернет» Управления Образовательных и Культурных Программ Государственного Департамента США
- Сертификат МООК «Медиаобразование через медиатворчество» (2019 г.) по проекту «RUSERE - Русскоязычные электронные ресурсы 
в образовании»»

Аксенова М.А.:
Обучение на курсах повышение квалификации в ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по программе «Совершенствование работы с обучающимися и их семьями по профилактике экстремизма и агрессии в подростковой и молодежной среде» - 72 ч. 14.04 по 29.04.2016


Научные отчеты  Лаборатории

Отчет за 2016 год:

Теоретические основы развития современной системы непрерывного образования(pdf)

Теоретические основания единого понятийного поля непрерывного профессионального образования(pdf)


Мероприятия Лаборатории

Новости Лаборатории

 

Декабрь 2020 г. Гудилина С.И., старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования, прошла курсы повышения квалификации «Дистанционное сопровождение образовательного процесса в вузе с использованием LMSMoodle»

Гудилина LMS Moodle page 0001


15 декабря 2020 года Бычков А.В., ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования,  в онлайн-режиме участвовал в работе  Форсайт-сессии «Детский технопарк как системный элемент дополнительного образования детей в контексте Национальной технологической инициативы»,  организованной Детским технопарком «Наукоград» и Российской академией образования.

Бычков А.В. Сертификат. Техно парк. 15.12


14-15 декабря 2020 г.  Гудилина С.И., старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования , приняла участие в VII Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей (с международным участием). https://congress.dod.vcht.center/ Организатор – Минпросвещения России.

сертификат14 15декабря


11 декабря 2020 г. Гудилина С.И., старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования, кандидат педагогических наук, приняла участие в международной научно-практической онлайн-конференции, посвященной дню рождения художественно-графического факультета Института изящных искусств. Тема: «Медиаобразовательный подход в подготовке студентов педагогических вузов».

Гудилиной Светланы Ивановны Художественное образование 11122020


10 декабря 2020 года Бычков А.В., ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования, участвовал в работе Всероссийской научно-практической он-лайн конференции «Формирование у молодежи гражданской позиции в целях противодействия идеологии терроризма и экстремизма», организованной Российской академией образования и Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ»


23-24 ноября 2020 года Бычков А.В., ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования,  участвовал в работе  XXVI Международной научно-практической он-лайн конференции «Современное технологическое образование», организованной Московским педагогическим государственным университетом, и прошел курс повышения квалификации.

Бычков А.В. Сертификат

 

 


20 ноября 2020 года состоялся дистанционный Международный форум "Самопознание: миссия во имя ребёнка", посвящённый международному дню ребёнка (Казахстан. Алматы. Национальный научно-практический образовательный и оздоровительный центр "Бобек").

 

Ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования, доктор педагогических наук Галина Павловна Новикова выступила с Приветствием к участникам форума и сделала доклад на пленарном заседании: "Развитие духовно-нравственной культуры будущих педагогов в системе высшего профессионального образования". Доклад публикуется в журнале "Самопознание" (Казахстан).
20112020 Новикова скрин


17-18 ноября 2020 г. Новикова Галина Павловна, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования приняла участие в работе VI Всероссийского съезда работников дошкольного образования и обсуждении резолюции съезда.
Новикова сертификат 17 18 ноября page 0001


29-30 октября 2020 г. Новикова Галина Павловна, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования приняла участие в VII международной научно-практической конференции «Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы» и выступила с докладом по теме госзадания (г. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет), Статья опубликована: Новикова Г.П. Психолого-педагогические условия эффективности подготовки и переподготовки педагогических кадров в системе СПО и ВО, в контексте ФГОС ДО, повышение их научного потенциала с учетом координации междисциплинарного взаимодействия специалистов разного профиля. //«Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы»: Сборник научных статей и материалов VII международной научно-практической конференции (29-30 октября2020) / под общ ред. О.Б.Широких, И.В.Зеленковой – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2020. С. 389-399. ISBN 978-5-6044546-1-9. РИНЦ. Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Проект :«Исследование научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций и механизм его повышения» 2020-2022 г. г.)


Октябрь 2020 года. Ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор Никитин Михаил Валентинович получил БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО от журнала «Среднее профессиональное образование»

13.10.2020.Благодарственное письмо Никитин


Сентябрь 2020 года. Старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования Светлана Ивановна Гудилина прошла онлайн курсы медиашколы «Практическое кино и медиаобразование»

13102020.Гудилина


Июнь 2020 года. Старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования, кандидат педагогических наук  Светлана Ивановна Гудилина  получила Свидетельство эксперта  Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»

Гудилина С.И. сертификат page 0001


Май 2020 года 

21.05.2020 года. Ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования, доктор педагогических наук  Г.П.Новикова приняла участие в работе Всероссийского круглого стола  с международным участием памяти С.А. Козловой в рамках конференции  «Современные научные школы и образовательные практики социального развития ребенка».

Новикова page 0001


15.05.2020. В Общественной палате прошла  Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. XXIII социально-педагогические чтения, посвященные 75-летию победы в Великой Отечественной войне «Педагогика патриотизма в Великой  Отечественной  Войне». На конференции выступила ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования, доктор педагогических наук  Г.П.Новикова. Тема выступления:  «Научный потенциал патриотического воспитания обучающихся среднего профессионального образования»

Новикова Г.П. Научный потенциал патриотического воспитания обучающихся среднего профессионального образования // Педагогика патриотизма  в Великой отечественной войне: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, ХХ111 социальино-педагогические чтения, посвящённая 75 –летию победы в Великой Отечественной войне, Москва, 15 мая 2020 года. / под общей редакцией Л.В. Мардахаева, В.В. Зарецкого, А.М. Егорычева – М.: Профилактика зависимостей, , 2020. -  № 1. - 285 с.    С. 175 – 180

Сертификат Новикова page 0001


Ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования, доктор педагогических наук М.В.Никитин награжден Дипломом 1 степени в номинации «Научно-методические  и теоретические статьи для журнала «Среднее профессиональное образование» по направлению «Педагогические кадры профессионального образования: проблемы подготовки и повышения квалификации» в рамках конкурса  «Профессиональное образование от школы до вуза: практика и управление», посвященного 25-летию журнала «Среднее профессиональное образование»

1 Диплом Никитин page 0001


 

Апрель 2020 года

Вышел сборник XII Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами "Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации"», в котором представлена статья ведущего научного сотрудника лаборатории профессионального образования, доктора педагогических наук Г.П. Новиковой.


28 февраля 2020 года старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования Института стратегии развития образования РАО Светлана Ивановна Гудилина, член Программного комитета IV Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность и дети», подняла вопрос о медиаграмотности студентов. (РАНХиГС, Москва, Пречистенская наб., 11).

Программа IV Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность и дети»

Благодарность


Январь 2020 года 

- Вышел сборник XII Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами "Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации"», в котором представлена статья ведущего научного сотрудника лаборатории профессионального образования, доктор педагогических наук Г.П.Новиковой.

-Новикова Г.П. Формирование профессионально-педагогического и научного потенциала педагогов педагогического колледжа// Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами»,  25 января  2020 г. В  2 ч. Ч.  1.  – М.: МАН-ПО, 5 за знания, 2020. – С. 117-120


22.12.2019г. Ведущий научный сотрудник Л.А.Харисова получила Благодарственное письмо от Министерства просвещения РФ за значительный вклад в развитие Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России» и воспитание культуры здоровья обучающихся.

15 ноября в Госдуме 20191115 150611

Благодарственное письмо Минпроса сканирование0009 page 0001


Доктор педагогических наук Никитин М.В. и доктор педагогических наук Бычков А.В. ведущие научные сотрудники лаборатории профессионального образования Института стратегии развития образования РАО 27 ноября 2019 года участвовали в работе экспертного семинара "Система профессионального образования: пространство выбора образовательного маршрута", проведенного Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. М.В.Никитин и А.В.Бычков высказали свое мнение по обсуждавшейся проблеме "Разработка моделей развития профессионального образования".

Никитин.М.В 20191202 142757
Бычков.А.В 20191127 145749


 

27.11.2019г. В Президентской академии в рамках направления «Разработка моделей развития профессионального образования» прошел экспертный семинар «Система профессионального образования: пространство выбора образовательного маршрута», организованный Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

Мероприятие состоялось в преддверии III Всероссийской научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление». Модератором семинара выступила директор ЦЭНО РАНХиГС, директор по стратегии и методологии Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, член экспертной группы по национальному проекту «Образование» и рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука» Татьяна Клячко.

Открыл мероприятие доклад «Выбор образовательных траекторий в профессиональном образовании» старшего научного сотрудника ЦЭНО, члена редакционной коллегии журнала «Методология профессионального образования» Елены Ломтевой и научного сотрудника Центра Ларисы Бедаревой.

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО Валерий Григорьев продолжил раскрытие темы своей презентацией «Системные риски профессионального образования в регионах». В презентации автором предложена единая (последовательная) модель анализ и оценки рассматриваемого сегмента профессионального образования, основные потенциальные группы риска функционирования системы СПО региона, итоги первого экспертного анализа и расчетные показатели для дальнейшего анализа, представлен интегральный показатель и были сделаны выводы.

Задали вопросы по представленным докладам, а также приняли участие в прениях Татьяна Клячко, заместитель директора ЦЭНО Елена Полушкина, председатель Методического совета Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, директор Колледжа водных ресурсов из Санкт-Петербурга Валерий Андреев, директор Центра повышения квалификации «Становление» из Перми Вера Селянинова, президент Академии профессионального образования, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов, руководитель Центра дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов библиотечно-информационной деятельности Российской государственной библиотеки, член Постоянного комитета РБА Екатерина Дударева, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Михаил Никитин и другие эксперты.

В ходе обсуждения были подняты вопросы участия работодателей в формировании спроса на рынке труда и профессиональной ориентации обучающихся. Отмечено не полное соответствие структуры и объема контрольных цифр приема в структуре СПО, обусловленное недостатками мониторинга рынка труда, в особенности в среднесрочной перспективе и в высокотехнологичных сегментах. На данные факторы обратил внимание принявший участие в работе семинара член Комитета ТПП России по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства Артем Киселев.

Председатель Методического совета Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, директор Санкт Петербургского Колледжа водных ресурсов Валерий Андреев обратил внимание на качественное изменение состава студентов учреждений среднего профессионального образования за последние два года. Высокие конкурсы в колледжи и как следствие высокие проходные баллы позволили набирать студентов, способных осваивать образовательные программы на более высоком уровне, что отразилось на результатах образования и в частности в, средних баллах демонстрационных экзаменов. Так же им был отмечен увеличивающий, за последний год, уровень учебной миграции в колледжи Санкт-Петербурга из других регионов, а также большое количество иностранных абитуриентов из стран ближнего зарубежья, что подтверждает положения, изложенные в презентации Валерия Григорьева и в других представленных ЦЭНО материалах.

Представляющая главную библиотеку России Екатерина Дударева сказала, что у неё двойственное отношение к рассматриваемой тематике. С одной стороны, как у матери 16-летнего сына, который стоит на распутье в определении своей образовательной и профессиональной траектории в условиях непростой финансовой ситуации семьи. С другой – как у представителя структуры управления в области профессионального образования и систем квалификации РГБ и РБА. Возникает целый ряд вопросов, главный из которых, кто, как и на какие средства будет готовить тех самых специалистов среднего уровня для муниципальных и региональных библиотек, культурно-образовательных и научных центров и кластеров, а также для библиотек системы образования, для которых дуальная система образования сегодня не менее актуальна, чем для секторов реальной цифровой экономики. Сегодня в библиотеки также пришли представители нацпроектов с просьбой – обеспечить навигацию и доступ к информационным ресурсам по тематикам практически всех национальных проектов. Это также тема для задачи подготовки кадров в межведомственном и межсекторном формате.

По мнению профессора Никитина из "ИСРО РАО" сегодня слишком много имеет место несовпадений в понятийном аппарате, сущностях, статистике и социологии рассматриваемого вопроса. Данные Института социологии РАН не совпадают с показателями проведенных исследований и официальной статистикой секторов труда и образования. Михаил Никитин предложил в связи с этим нашим управленцам изучить книгу Джерри Мюллера «Тирания показателей. Как одержимость цифрами угрожает образованию, здравоохранению, бизнесу и власти» и уже отталкиваясь от международного опыта и изучения ситуации на местах формировать новую философию и политику управления в секторе СПО. Тем более, что новая концепция пост-труда и развитие цифровой экономики детерминируют и сокращение длительности обучения, и создание механизмов подстройки под новую философию труда молодежи, для которой сегодня рабочее место – это хобби и достойная зарплата. По его мнению, результаты работы руководимого Татьяной Клячко Центра, отражают в новом свете многие вопросы в части совершенствования механизмов экономики и управления не только в СПО, но и во всей системе непрерывного образования, в первую очередь – в общем образовании.

Директор пермского Центра повышения квалификации «Становление» Вера Селянинова считает, что процесс подготовки кадров остро нуждается в интеграции ресурсов, причём, не только материальных. Профессиональное образование и бизнес должны находиться в очень продуктивном взаимодействии, но на сегодняшний день очень заметно разделение на «они» и «мы», что и подтверждается всем ходом проведения экспертного семинара. Возможно, стоит продолжить формирование содержания и его обеспечения по отраслевому принципу, а функцию методической поддержки оставить за министерством образования. По мнению эксперта из Перми важной является проблема аккредитации частного образования и как вариант – аккредитация отдельных модулей. Небольшие, но доказавшие свою востребованность на региональных и муниципальных уровнях рынка профобразования, структуры повышения квалификации наверняка никогда не возьмутся за полный цикл обеспечения профессионального стандарта, т.к. не смогут обеспечить его финансово. «А вот определённые модули мы готовы давать на очень высоком уровне и те 28% выпускников школ с «неторопливым развитием», которые не хотят или не могут долго осваивать профессию, смогут при поддержке государства получить в частном образовании определённые компетенции для своего дальнейшего жизнеобеспечения». При этом Вера Селянинова считает, что необходимо вернуть в образовательные организации принцип «Обучая – воспитываем»! Принципы морали и этики необходимо формировать, т.к. воспитание более длительный процесс, чем обучение. Многие народы сохраняют эти традиции, а мы опять всё разрушаем «до основания…», а «затем..»? Также, по её мнению, подушевое финансирование должно касаться в основном расходных материалов на проведение практических работ. При это часы учебного плана и коммунальные платежи не должны быть жестко привязаны к количеству обучаемых в аудитории т.к. урок всё равно должен быть оплачен педагогу и тепло в помещении должно быть!

По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории профессионального образования "ИСРО РАО" Анатолия Бычкова, научными сотрудниками ЦЭНО РАНХиГС на экспертном семинаре были представлены научно обоснованные сведения об экономической и управленческой составляющей современного состояния системы СПО. Выявлены социально-экономические факторы, влияющие на процессы формирования контингента обучающихся в колледжах в различных регионах Российской Федерации, также убедительно представлено влияние зарплатного фактора на укомплектованность преподавательского состава СПО. Особое внимании было обращено на проблему возрастного состава преподавателей и мастеров колледжей. Представлены научно обоснованные вариативные модели преодоления выявленных противоречий. Убедительная и доказательная система представления в графической форме наработанного материала позволяет сделать вывод, что выполненное научными сотрудниками Центра в 2019 году государственное задание «Разработка моделей развития профессионального образования» заслуживает положительной оценки и характеризуется высоким уровнем профессионального подхода к исследованию предельно актуальной проблемы. По мнению эксперта ведущего института РАО, в дополнение убедительных с научной точки зрения докладов можно и нужно в дискуссионном плане обсуждать дополнение модели развития среднего профессионального образования не только с точки зрения геополитических и экономических реалий, но и с позиции учета личностных мотивов, потребностей и возможностей современных выпускников общеобразовательных школ и их семей, а также интересов преподавателей и мастеров производственного обучения. При этом личностные особенности школьников, возможности их родителей и особенности регионов являются сегодня определяющим фактором при выборе образовательных траекторий в профессиональном образовании, и на них необходимо ориентироваться при выработке национальной политики в рассматриваемой области в первую очередь.

Участники семинара отметили высокий научный уровень дискуссии в рамках экспертного семинара «Система профессионального образования: пространство выбора образовательного маршрута».

Дополнительные материалы к семинару:

1. Бюллетень ЦЭНО РАНХиГС. Среднее профессиональное образование: краткий путь на рынок труда или ступенька к высшему образованию

2. https://www.ranepa.ru/images/News/2019-04/15-04-2019-bulleten-itogoviy.pdf

3. Мониторинг механизмов трудоустройства выпускников образовательных организаций разного уровня ЦЭНО РАНХиГС https://www.ranepa.ru/nauka-i-konsalting/strategii-i-doklady/monitoring-effektivnosti-shkoly

4. Никитин М.В. Миссия и отраслевая стратегия проектирования механизмов государственно-частного партнерства в СПО. Первый аналитический модуль // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/missiya-i-otraslevaya-strategiya-proektirovaniya-mehanizmov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-spo-pervyy-analiticheskiy-modul


В ноябре 2019 года опубликована научная статья доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории профессионального образования Г.П.Новиковой:

-Новикова Г.П., Лазарева М.В. Проблемы    внедрения    инновационных образовательных  технологий  в  педагогический процесс   дошкольных   образовательных организаций   в   условиях   вариативности образования// Гуманитарные исследования Центральной России No 3 (12), 2019 С.66-73 (РИНЦ).


  6 ноября 2019 года Светлана Ивановна Гудилина, старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования, приняла участие в Международной научной конференции «Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций (к 65-летию почетного президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогикиРоссии, профессора А.В. Федорова)».

сертификат Гудилина СИ конфФедорова20191106

-Гудилина С.И. Некоторые подходы интегрированного медиаобразования в подготовке будущих учителей// Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций» (к 65-летию почетного президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, профессора А.В. Федорова): мат. международ. науч. конф. – Ростов н/Д. – Таганрог: Издательскополиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – электрон., сетевое изд. – Систем. требования: MS Windows XP/Vista/7; VideoCard; SoundCard; DVD R/RW 4x; Mozilla Firefox 8, MS Internet Explorer 8 или более поздние версии, разрешены Java Script, ActiveX; память 512 Мб. –С.129-133.


Бычков А.В., ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования ИСРО РАО, доктор педагогических наук 15 октября 2019 года выступил в Московском педагогическом государственном университете на XXV Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование» с докладом «Личность в школьном технологическом и среднем профессиональном образовании: проблемы и перспективы».

Были раскрыты проблемы преемственности технологического образования в основной школе и в колледжах в контексте личностно-развивающего подхода, обеспечивающего формирование мотивированности школьников к продолжению обучения в системе среднего профессионального образования.


  26-28 сентября 2019 года Санкт-Петербургский государственный экономический университет совместно с общественной организацией «Непрерывное образование для всех» при поддержке Института непрерывного образования ЮНЕСКО, Всемирного комитета по непрерывному образованию, Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Российской ассоциации бизнес-образования и Торгово-промышленной палаты РФ провел XVII международную конференцию «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития». В конференции приняли участие профессор, зав.лаб. профессионального образования Т.Ю.Ломакина и сотрудники лаборатории д.п.н., А.В.Бычков, д.п.н., Л.А., Харисова, к.п.н., С.И.Гудилина.

Ломакина Татьяна Юрьевна сертификат Петербург20191028

Бычков Анатолий Васильевич сертификат Петербург20191028Харисова Людмила Алексеевна сертификат Петербург20191028

Гудилина Светлана Ивановна сертификат Петербург20191028

Ломакина Т.Ю., Бычков А.В., Харисова Л.А., Гудилина С.И. Региональное образование: стратегии непрерывного роста// Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : Материалы XVII международной конференции 26–28 сентября 2019 г. – СПб. : Издво СПБГЭУ, 2019. – С.597-604


В июле-сентябре 2019 года в лаборатории профессионального образования вышли научные статьи:

- Алексеенкова Е.Г. Совершенствование системы среднего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2019. № 2 (81). С. 38-43. (ВАК)

- Алексеенкова Е.Г., Аксенова М.А., Харисова Л.А.,. Шукаева Т.М. Механизмы развития системы среднего профессионального образования / Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (Internationalconference “EducationEnvironmentfortheInformationAge - 2019”) (EEIA – 2019)/ Под ред. С.В. Ивановой. 2019. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 149-160 (ВАК)

- Афанасьева Т.П., Новикова Г.П., Тюнников Ю.С. Стратегическое планирование и программирование развития региональных систем образования: взаимосвязь целей, задач и показателей развития. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2019 - №4 (67). – С.4-10. (ERIH; ВАК, РИНЦ

- Афанасьева Т.П., Безрогов В.Г., Логвинова И.М., Тюнников Ю.С., Шукаева Т.М., Юрченко Ю.А. Развитие образования в России: проблемы стратегирования и проектной реализации //Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019» (International conference “Education Environment for the Information Age - 2019”) (EEIA – 2019): сборник научных трудов / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019 С. 82 -94 (ВАК)

- Бычков А.В. Созидательный мониторинг стратегий развития российского регионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании, 2019, Т.7 №2. С. 25-29. DOI https://doi.org/10.12737/article_5ca4a6e9a24669.13508937 (РИНЦ, ВАК)

- Ломакина Т.Ю., Харисова Л.А., Гудилина С.И., Бычков А.В., Новикова Г.П. Анализ региональных документов стратегического планирования развития системы образования: методологический аспект// Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019» (International conference “Education Environment for the Information Age - 2019”) (EEIA – 2019): сборник научных трудов / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 95-109 (ВАК)

- Никитин М.В. Государственно-корпоративно-частное партнерство в системе СПО// Профессиональное образование и рынок труда. №3 (38), 2019, приложение к журналу ВАК. - 32 с. (ВАК)

- Никитин М.В. Проектирование сетевых образовательных программ в СПР// Профессиональное образование в России и за рубежом, №3, 2019. С.12 (ВАК)

- Никитин М.В. Сетевая образовательная программа СПО: понятийный аппарат, правовая база, мает и структура// Среднее профессиональное образование, №10, 2019, С.8 (ВАК)

- Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А., Афанасьева Т.П., Рожнова Е.Н. Мониторинг профессионального становления специалистов среднего звена в системе педагогического со-управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). с. 69-79. (ВАК, РИНЦ)


Июнь 2019

Старший научный сотрудник лаборатории профессионального образования, кандидат педагогических наук Светлана Ивановна Гудилина получила БЛАГОДАРНОСТЬ «За работу в жюри» Международного конкурса рецензий и эссе «По ту сторону экрана» (Приказ №75 от 30.05.2019 г. по ГБУ РК «Крымский киномедиацентр»)

Гудилина жюри

  09.06.2019г Опубликована статья научных сотрудников лаборатории профессионального образования Института стратегии развития образования РАО - заведующей лаборатории, доктора педагогических наук Ломакиной Т.Ю., ведущего научного сотрудника, доктора педагогических наук Никитина М.В., ведущего научного сотрудника, доктора педагогических наук Бычкова А.В., старшего научного сотрудника, кандидата педагогических наук Аксеновой М.А. в теоретическом научно-методическом журнале Среднее профессиональное образование №2 (2019г): Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты.

Получили дальнейшее обоснование принципы диверсификации и экономической компетенции, способствующие решению проблем перераспределения молодежи по ступеням профессионального образования, решению проблемы молодежной безработицы путем привлечения службы занятости населения и трудоустройства молодых специалистов.

Представлен один из вариантов развития партнерских отношений крупных педагогических колледжей – образовательных комплексов и сетевых сообществ. Современные ресурсы крупного педагогического колледжа позволяют ему выполнять функции сетевого посредника в инновационной практике неформального обучения.

Обоснованы организационно-педагогические условия реализации эффективной преемственности в образовательном комплексе «основная школа – колледж» на основе непрерывного личностно – развивающего технологического образования в контексте универсальных компетенций. Требуется переподготовка преподавателей школ и колледжей.

Подтверждено, что стартапы органично вписываются в стратегию развития профессионального образования, переводя его на инновационный путь развития, способствуют ориентированности образования на практику, приближению науки и образования к потребностям рынка, обеспечивают развитие бизнеса и создание новых рабочих мест.

Авторами сделан вывод, что представленные формы развития профессионального образования способствуют установлению современного взаимодействия профессионального образования и производства.

  Подробная инфрмация на сайте журнала 

  04 июня 2019 года  официальным  оппонентом  выступил  ведущий  научный  сотрудник  лаборатории профессионального  образования  "ИСРО  РАО"  д.п.н., проф.  Никитин  Михаил Валентинович  в  Диссертационном  совете  Тверского  государственного  университета,  успешно  была  защищена  диссертация   Артемьевым  И. А.  на соискание ученой  степени  кандидата педагогических наук  по  специальности - 13.00.01.  Тема  "Интеграция  среднего  общего  и среднего  профессионального  образования  в  условиях  социального партнерства". Результаты  голосования:  17 -  за;  против - нет.


Май 2019

  Никитин  Михаил Валентинович, ведущий  научный  сотрудник  лаборатории профессионального  образования, награжден дипломом  I  степени  в  конкурсе  «Научно-методических, учебно-методических, теоретических и информационных материалов «Национальный проект «Образование»: во имя нации, во имя будущего» в номинации «Среднее профессиональное образование - национальный интерес». Название работы «ПЕРСОНИФИКАЦИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОИ ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО КОЛЛЕДЖА-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА».

  В журнале ВАК «Отечественная и зарубежная педагогика» (№2 (59) том 1) опубликованы статьи:

Ломакина Т.Ю., Харисова Л.А., Гудилина С.И., Бычков А.В. РОССИЙСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, №2(59). С.118-127. DOI 10.24411/2224-0772-2019-10009

Тюнников Ю.С., Афанасьева Т.П. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ МОНИТОРИНГОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ// Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, №2(59). С.128-138. DOI 10.24411/2224-0772-2019-10010


Апрель 2019

  В журнале ВАК «Профессиональное образование и рынок труда» опубликована статья:

Никитин М.В. МИССИЯ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-КОРПОРАТИВНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СПО. ПЕРВЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ// Профессиональное образование и рынок труда. -2019. -№1. –С.40-46.


Февраль 2019

  Опубликована статья М.В.Никитина в коллективной монографии РАО:

Никитин М.В. ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА НА БАЗЕ КОЛЛЕДЖА /колл. Монография «Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка». Авт.-составитель С.Н.Чистякова, М.:РАО, 2019. – С.172-186.


  09.12.2018 г. С 2011г. экспериментальная площадка под руководством Т.Ю. Ломакиной на базе Гимназии №7 г. Казани является стажировочной площадкой Национального проекта Школьной Лиги РОСНАНО. 9 декабря 2018 г. гимназию посетил генеральный директор Школьной Лиги РОСНАНО А.А. Селянин и высоко оценил работу площадки, которая представлена в специальном выпуске гимназической газете Cool School.

IMG 20181208 WA0003 17 12 2018

В рамках этой встречи директору Гимназии № 7 Л.П. Кочневой было присвоено звание Почетный Наставник Республики Татарстан. Поздравляем!

Газета 3 стр 16 12 2018


  В Республике Татарстан на 38 площадках прошел региональный этап Чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia).

Ученица 8 класса гимназии №7 г. Казани (экспериментальной площадки ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО")  Ахмадуллина Элина заняла 3 место на региональном этапе чемпионатного цикла 2018-2019 гг., компетенции - Преподавание в младших классах – Юниоры.

2018molod proff 21 11

За право стать лучшими в 50 компетенциях боролись около двух тысяч студентов и школьников со всех районов Республики Татарстан.

Среди участников Чемпионата были: Детский технопарк «Кванториум», Набережные Челны - номинация «Лазерные технологии»; политехнический колледж, Набережные Челны – номинация «Командная работа на производстве»; Казанский медицинский колледж – номинация «Лабораторный медицинский анализ»; Казанский техникум информационных технологий и связи – номинация «Информационные кабельные сети Юниоры»; Лениногорский нефтяной техникум - номинация «Геодезия»; Казанский педагогический колледж, гимназия№7 г. Казани - номинации «Дошкольное образование» и «Начальное школьное образование» и другие.


27.06.2018 года Теоретический и научно-методический журнал "Среднее профессиональное образование" в рамках конкурса "Среднее профессиональное образование-2018" в лице главного редактора, доктора педагогических наук, профессора А.А. Скамницкого награждаются дипломом I степени Татьяна Юрьевна Ломакина, Марина Анатольевна Аксенова, Анатолий Васильевич Бычков, Михаил Валентинович Никитин в номинациях "Статья для журнала" Среднее профессиональное образование" по направлению "Непрерывное образование и интеграция образовательных ресурсов в системе "школа-колледж-вуз".

Ломакина Аксенова Бычков Никитин


20-21 июня 2018 года под патронажем посольства Швейцарской Конфедерации и Консорциума инновационных университетов состоялся симпозиум «Развитие гуманистических идей в российском и швейцарском образовании». Симпозиум проходил в онлайн формате с привлечением исследователей и практиков Москвы, Красноярска, Сочи. В работе симпозиума принял участие  ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор Ю.С.Тюнников. В своем докладе «Общие  тенденции в развитии гуманитарных идей в образовании  Швейцарии  и России»  Ю.С.Тюнников   остановился на проблеме систематизации гуманитарных идей образования и предложил  матричный способ для сопоставительного анализа и оценки перспектив гуманизации образования двух стран. 


В Казанском архитектурно-строительном университете прошла 12-ая Международная научно-практическая конференция «Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития», среди организаторов которой выступили также Институт стратегии развития образования РАО и Ташкентский педагогический университет. В конференции приняли участие 118 человек, которые представляли академические научные организации, а также 27 высших учебных заведений, 6 колледжей и техникумов. Это преподаватели вузов и колледжей, научные сотрудники НИИ, аспиранты, магистры и студенты из гг. Казани, Москвы, Ташкента, Минска, Курска, Воронежа, Оренбурга, Тюмени, Самары, Ижевска, Белгорода и других городов России, представители бизнеса и производства из Казани, Москвы, Краснодара.

Открыл конференцию проректор по учебной работе Университета И.Э. Вильданов. С приветствием к участникам конференции обратились ректор КГАСУ Р.К. Низамов, заместитель Министра министерства строительства, архитектуры и ЖКХ В.Н. Кудряшев , руководитель отдела маркетинга Южной сбытовой дирекции – филиала ООО «КНАУФ ГИПС» (г. Казань) Д. Ф. Рыженькина.

Высокий уровень научной дискуссии на конференции задал доклад Владимира Владимировича Кондратьева – д.п.н., профессора, директора центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующего кафедрой методологии инженерной деятельности КНИТУ. Им рассмотрены актуальные для технических вузов методологические проблемы междисциплинарной подготовки будущих инженеров к инновационной деятельности в условиях постиндустриальной экономики. Его разработки могут быть успешно внедрены и в нашем университете при разработке новых учебных планов и рабочих программ в соответствии с ФГОС 3++.

Сотрудники Института стратегии развития образования РАО представили свои доклады в сборник трудов конференции:

Т.Ю. Ломакина ,д.п.н., профессор - Преемственность в развитии исследований научной школы «профессиональная педагогика – теория непрерывного образования»;
М.В. Никитин , д.п.н., профессор, вед.н.с. - Эффекты сетевого сообучения с С.И. Гудилина , к.п.н., доцент, ст.н.с. - Медиаобразование – основа информационной безопасности подрастающего поколения студентов крупного колледжа-образовательного комплекса; М.А. Аксенова ,к.п.н., ст.н.с. - К вопросу интеграции формального, неформального и информального образования.

image001

Традиционно, с высоким интересом заслушан участниками конференции доклад Г.М. Загидуллиной – д.э.н., профессора, помощника ректора, заведующего кафедрой экономики и предпринимательства в строительстве КГАСУ о создании непрерывной опережающей системы образования в инвестиционно-строительной сфере республики Татарстан.

Интересные материалы и рекомендации для бакалавров – будущих магистрантов были представлены в докладе д.п.н., профессора кафедры Всемирного культурного наследия ФГАОУ ВО К(П)ФУ Ф.Г. Мухаметзяновой с соавторами. Они рассматривали феномен фасилитации в подготовке будущих магистров.
Не оставил равнодушными участников конференции яркое выступление к.пед.н., доктораната ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» В.А. Чистоусова .Он предлагает использовать принцип нелинейности как ведущий фактор проектирования образовательного процесса в вузе.

Оживленные дискуссии развернулись на секционных заседаниях, где активное участие приняли преподаватели СПО из Альметьевска, Нижнекамска, Бугульмы и др. городов. Успешно выступил аспирант КГАСУ Т.А. Халметов , который доложил о результатах теоретических исследований по теме диссертации. О методах формирования общекультурной компетентности специалистов высшего звена для обеспечения правоохранительной деятельности доложил С.А. Нефедов – заместитель заведующего кафедрой тактико-специальной и огневой подготовки ФГКОУ «Казанский юридический институт МВД РФ».

Большое количество выступлений посвящено применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе - доклады А.Ю. Шакировой и Т.Н. Никитиной (КФУ), Г.И. Смирновой (Поволжский ГТУ), Р.Н. Абитов (КГАСУ) и др. Были представлены преимущества, недостатки и риски применения указанных ресурсов. На заседаниях секций обсуждались проблемы формирования соответствующих компетенций в вузах и колледжах, необходимых сегодня на рынке труда. В выступлениях представителей производства и бизнеса отмечалось, что выпускники образовательных организаций недостаточно профессиональны и обладают ограниченным набором компетенций. В связи с этим были рассмотрены вопросы реформирования, повышения качества подготовки выпускников. В докладах освещались проблемы востребованности и трудоустройства выпускников профессиональной школы. Участники конференции отмечают, что актуальным является определение перспектив развития высшего и среднего профессионального образования России. Доклады участников конференции представлены в изданном сборнике.

sertifikat 2018

Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века; состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года)

Книга 1

Книга 2


18 апреля 2018 года в сборнике XII Международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовании» в рамках гос. задания опубликованы статьи сотрудников центра исследований непрерывного образования:

- Никитин М.В. Масштабирование как стратегический механизм обеспечения конкурентных преимуществ сетевого колледжа СПО;

- Гудилина С.И. Подготовка будущих педагогов в логике непрерывного образования.

image


3 апреля 2018 года в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7) состоялся круглый стол «Кинообразование и медиапедагогика в дополнительном образовании детей и молодежи». Организатор — Комиссия ОП РФ по развитию образования и науки.

В дискуссии принимали участие Дудова Л.В., первый зам. пред. Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки; Юматов Е.А., председатель Комиссии по арт-, медиа- и киноиндустрии «Опора России»; Каракчиева И.В., ведущий советник Аналитического центра при Правительстве РФ; Яновская А.Л., сценарист и режиссер документального и игрового кино; Грачевский Б.Ю., худ. рук. детского киножурнала «Ералаш»; Яременко В.В., актер; Бондаренко Е.А., председатель правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, С.И.Гудилина, ст.н.с. Института стратегии развития образования РАО и др.

image001

На заседании о возможностях продвижения медиаобразования в практику школы выступила С.И.Гудилина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО, В дискуссии Светлана Ивановна рассказала о результатах экспериментальной деятельности и исследовательской работы по развитию интегрированного медиаобразования, выполняемой в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации по проекту № 27. 8472.2017/БЧ «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений».


13 марта 2018 года Бычков А.В., доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник центра исследований непрерывного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» выступил с докладом «Гуманистический потенциал преемственности технологического образования в едином образовательном пространстве школа – колледж» в рамках IV Международной научно-методической конференции «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития», прошедшей в МПГУ. Аспирант первого года обучения Шмидт Т.А. представила доклад «От рукоделия к цифровому проектированию на уроках «Технологии» в основной школе» (научный руководитель Бычков А.В.).


Сотрудники центра исследований непрерывного образования опубликовали в журнале «Инновации в образовании» № 11 за 2017 г. две статьи: А.В. Бычков «Инновационная преемственность: школа – колледж», М.А. Аксенова «Стартапы как инновационное направление центра компетенций».


В журнале «Мир образования - образование в мире» №3 (67) за 2017 г. опубликована статья М.В. Никитина «Прикладные ценности как инструмент воспитания субъектов сетевых образовательных сообществ крупного колледжа – образовательного комплекса».


Вышла статья «Медиаобразовательная деятельность дошкольников по экологической тематике» в журнале «Детский сад: теория и практика» №3, 2017 г. Авторы статьи - С.И. Гудилина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, Н.В. Заусаева и М.Н. Майор, директор и педагог школы № 2000 г. Москвы.
В статье поднимаются вопросы медиаобразования и влияния медиапроектов на развитие детей дошкольного возраста. Представлен опыт экологического воспитания дошкольников с использованием медиаобразовательных приемов.


14 сентября 2017 года  происходила трансляция фильма о работе экспериментальной площадки института гимназии № 7 города Казани по телеканалу Россия-1,Татарстан. Научный руководитель площадки заведующий центром исследований непрерывного образования института, доктор педагогических наук Татьяна Юрьевна Ломакина.


В журнале «Социальная педагогика в России» опубликована статья старшего научного сотрудника М.А.Аксеновой «Проектирование образовательной деятельности центра компетенций». Рассматриваемые в данной статье вопросы посвящены обоснованию некоторых подходов к проектированию образовательной деятельности центров компетенций как инновационных ресурсов развития профессиональных компетенций специалистов социальной сферы, отвечающих современным, динамично изменяющимся требованиям производства и практики.


5 апреля 2017 года состоялось торжественное закрытие «Медиафестиваля для школьников – 2017» посвященное году экологии России. В телемосте участвовали ребята из Москвы, Севастополя, Симферополя, Ялты, Бахчисарая, Кирова, села Петровки Красногвардейского района республики Крым, Владивостока (программа).

В приветственном слове Светлана Вениаминовна Иванова, директор Института стратегии развития образования РАО, вспомнила слова выдающегося культуролога ХХ века Дмитрия Сергеевича Лихачева: «…в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная». Сохранение нравственных основ нашего общества является важным и значимым. В непростом современном мире предстоит отстаивать традиционные ценности, которые позволяют делать шаги в сторону оздоровления нашего общества, моральных норм и правил поведения.

Познакомившись с работами участников Медиафестиваля, известный ученый в области экологического образования Анатолий Никифорович Захлебный отметил, что единомышленников становится больше. Каждый, кто прикоснулся к миру экологии, становится настоящим творцом своей жизни. Умение конструировать будущее позволяет добиваться успеха в любой деятельности.

Елена Вильеновна Куценко, координатор развития медиаобразования в Республики Крым, представила всех участников телемоста. Она похвалила участников фестиваля за качество медиапроектов, которые были представлены, и рассказала о новых конкурсах, которые запланированы крымским киномедиацентром в рамках Года российского кино.

Наталья Васильевна Заусаева, директор школы №2000 г.Москвы, объявила призеров по результаты экспертной комиссии. Работы оценивались по нескольким критериям: актуальность выбранной темы/социальная значимость; аргументированность/ раскрытие темы; оригинальность; эмоциональность, целостность художественного восприятия; техническое исполнение работы. Эксперты отметили актуальность медиапроектов, интересное содержание работ, стремление авторов внести свой вклад в решение экологических проблем.

В рамках телемоста работали две дискуссионные площадки. Модератор Виктор Павлович Богданов предложил посмотреть видеоролик об экологии с рассуждениями школьников. Как известно, в спорах рождается истина. В нашем случае на дискуссионной площадке с двумя "включениями" и двумя ключевыми экологическими темами - "экология природы" и "экология культуры" - ставилась задача "разговорить" аудиторию, вывести ее на диалог по этим темам. Обмен мнениями среди участников фестиваля весьма важен, не менее, чем констатирующая часть с подведением итогов и награждением победителей, важен для утверждения значимости поднимаемых вопросов, детализации аргументов, приводимых в конкурсных работах. И, как следствие, выполнение главных функций фестиваля - развивающей и воспитательной. В этом году эти задачи в полной мере были выполнены.

Завершая телемост, Светлана Ивановна Гудилина, старший научный сотрудник Центра непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО отметила работу сотрудников института за активное участие в организации мерориятия и проведение экспертизы детских медиапроектов, Крымский киномедиацентр за организацию телемостов, школу № 2000 г. Москвы за поддержку сайта Медиафестиваля, а всех детей и педагогов за интересное общение и с помощью медиатворчества, и в прямом эфире.

Фоторепортаж с торжественного закрытия 7-ого «Медиафестиваля для школьников -2017».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter