РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА: НАУЧНАЯ ШКОЛА В.А. ГОРСКОГО (Руководитель: В.А. ГОРСКИЙ)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
gorskiy_va@mail.ru

Основатель и руководитель научной школы:

Основателем и руководителем научной школы является доктор педагогических наук, профессор Владимир Ахкамович Горский.

Первым шагом в развитии явления, ставшего впоследствии научной школой, было создание по инициативе В.А. Горского в г. Челябинске Межведомственного совета по развитию технического творчества учащейся молодежи в 60-х г.г. ХХ в и проведение совместно с Челябинским педагогическим институтом региональной научно-практической конференции «Техническое творчество школьников: содержание, формы и методы развития».

Современные проблемы, решаемые в рамках школы – разработка системы педагогических идей и технологий, обеспечивающих ориентировку молодых людей в современном техногенном мире, готовность к эффективному использованию и совершенствованию техники в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников во взаимосвязи и преемственности общего (формального) и дополнительного (неформального) образования в рамках требований.

Основные идеи научной школы: техника — это постоянно развивающееся средство общественного производства, фактор усиления творческих возможностей человека, главный источник новообразований в производительных силах, организации человеческого общества природы самого человека. Техническое творчество — это опережающее отражение окружающей техносферы на основе единства законов развития природы и общества и своеобразная образовательная технология обеспечения преемственности содержания общего, дополнительного и профессионального образования в интересах личности, общества и государства.

Развитие школы.

Ученики и результаты исследований.

Под руководством В.А. Горского и члена-корреспондента АПН СССР Е.С. Матушкина была разработана региональная программа развития технического творчества молодежи, подготовлены образовательные программы по различным направлениям технического творчества: макетирование промышленных объектов горно-металлургического производства, моделирование самолетов, кораблей, автомобилей, отражающих историю развития техники, средств малой механизации сельскохозяйственного труда, оборудования для школьных учебных кабинетов и школьных учебных мастерских.

В Челябинской области было создано 32 клуба юных техников при промышленных предприятиях с охватом детей от 500 до 4,5 тысяч человек в каждом. На базе клубов была развернута экспериментальная апробация образовательных программ развития технического творчества школьников. В 1966 г. в Челябинске прошел первый в России слет юных рационализаторов и конструкторов и форум педагогов – рационализаторов и изобретателей.

При поддержке академиков АПН СССР П.Р. Атутова и В.А. Полякова в НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР в 1975 г. была создана лаборатория технического творчества под руководством В.А. Горского. В созданной лаборатории технического творчества были выполнены и защищены диссертационные исследования по различным аспектам дополнительного образования школьников: Л.Ю. Ляшко, Ю.С. Инякин, Т.В. Петракова, Л.А. Соколова, Ю.В. Сорокин, И.Г. Чурилова, Р.Е. Минасян (Армения), В.В. Ени (Приднестровская Молдавская Республика), Г.Милчева (Болгария), Б. Ковачевич (Югославия).

К началу 80-х годов ХХ в. были обоснованы цели, методологические основания, задачи, содержание технического творчества, модель его реализации и общественной презентации в форме Всесоюзных смотров НТТМ, Всесоюзных и международных конкурсов «Космос» и «Интеркосмос», Всесоюзных и Всероссийских слетов юных конструкторов и исследователей, соревнований по спортивному моделированию и техническим видам спорта среди школьников.

Была создана сеть опорных образовательных учреждений, на базе которых проходили городские, областные и республиканские школы технического творчества для педагогов – организаторов различных видов технического творчества учащейся молодежи.

Для распространения теоретических положений научной школы в конце 80-х годов В.А. Горский учредил журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Теория и практика дополнительного образования» и стал их главным редактором, выезжал с лекциями в Болгарию, Германию, США, Францию и Югославию.

Разработки научной школы нашли отражение в трех монографиях, в сборниках программ изданных под редакцией В.А. Горского, изд. «Просвещение» в 1978, 1983, 1985, 1993 и 2000 годы, более 20 методических пособиях, и около 300 публикациях в различных научно-методических журналах.

Работы В.А. Горского изданы в Болгарии, Германии, Молдавии, Киргизии, Югославии.

Перспективы развития научной школы связаны с развитием сети экспериментальных и инновационных площадок, с вовлечением педагогов-практиков в освоение отечественного и зарубежного опыта развития проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в форме научных обществ и малых академий наук на основе современных когнитивных технологий и широкого использования ИКТ во взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

Новости научной школы

 22 декабря 2017 года состоялось обсуждение подготовленного мною проекта Положения о Центре НТТМ при Президиуме Научного центра РАН в Черноголовке. Результаты обсуждения будут опубликованы в Информационном бюллетене РАН.

Обсуждение проекта Положения о Всероссийском центре аэрокосмического образования (ВЦ АКО) для учащихся 5 – 11 классов в Звездном. Письмо с обоснованием проекта ВЦ АКО направлено в правительство РФ. Владимир Лосицкий директор Фонда поддержки ТТШ и доктор педагогических наук, профессор Владимир Горский в Звездном... Цель встречи – подать заявку на создание на базе Звёздного городка Федерального Центра.. Подробнее: https://vk.com/starcitymsu

Очередное заседание научной школы, планируемое в Ростове на Дону перенесено на время зимних каникул.

В Ростове на Дону вышла монография В.А. Горского «Преемственность формального и неформального образования» выполненная в рамках проекта «Взаимодействие и преемственность формального и неформального образования» Программы фундаментальных исследований РАО.

В весенние каникулы в Черноголовке состоится традиционная конференция юных исследователей Подмосковья и форум педагогов – организаторов научно-технического творчества школьников.

Наиболее важные мероприятия научной школы

Очередной сбор школы технического творчества состоится в ноябре 2017 года в Ростове на Дону в связи с 90 летием Ростовской областной станции юных техников. На станции недавно побывал Медведев Д.А. после чего директора удостоили званием Заслуженный учитель РФ. На встрече в ноябре определимся с планом нашей деятельности на 2018 год.

В апреле 2018 года в Черноголовке традиционная конференция юных исследователей Московской области.

Основные публикации научной школы:

Основные труды Горского В.А. в период 2012 – 2017 гг:

Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и внеформального образования. Монография. Под ред. М.В. Рыжакова. Москва-Уфа, изд. ИРО РБ, 2012.- 308 с.;
Опыт и проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Сб. статей из опыта работы экспериментальных площадок. / Под ред. В.А.Горского. Москва – Киров. Изд. ООО «Радуга-ПРЕСС, 2013 – 151 с.;
Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как форма интеграции содержания формального ии неформального образования. Сб. статей из опыта работы экспериментальных площадок. Москва – Уфа, изд. ИРО РБ, 2013.- 187 с.
Интеграция содержания формального и неформального образования. Монография. Saarbrucken, Deutschland.: Palmarium academic publishing, 2014/- 146 c.
Научно-техническое творчество школьников в России. Монография.—М.: «Сам Полиграфист», 2015—350 с.
Новое содержание технологического образования школьников. Отечественная и зарубежная педагогика.2016. № 3, С.144 – 149.
Развитие технического творчества школьников в традициях отечественной научно-технической школы. //Техническое творчество молодежи. 2016, №5. С.6-9.;
Обеспечение преемственности общего и дополнительного образования в содержании проектной и учебно-исследовательской деятельности детей. Сб. ст. из опыта работы экспериментальных площадок. /Под. ред В.А. Горского М.: ИСРО РАО;
Методические основы интеграции общего и дополнительного образования в организациях общего образования. / MODERN SCIENCE, 2017, № 2. С. 176-178 - ISSN 2414-9918,

Наиболее значимые труды учеников В.А. Горского

1. Ляшко Л.Ю. Обнинский полис. Творческие работы участников общероссийской конференции «Юность, наука, культура», /Под ред. Л.Ю.Ляшко. М.: Молодая гвардия. Выпуск 1. 2002. – 576 с.
По итогам ежегодной конференции выходят выпуски c работами представленными участниками конференций, объемом до 10 п.л. каждый. В 2017 вышел 14 выпуск. За эти годы опубликовано несколько тысяч работ школьников – лауреатов общероссийской конференции «Юность наука, культура».
Статьи:
Ляшко Л. Ю., Ляшко Т. В., Сорокин Ю. А., Федоровская Е. О., Смолянский А. С. Разработка критериев эффективности образовательных технологий на основе программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»// Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников».— 2010 — № 4 — С. 23—40.
Ляшко Л. Ю. Федоровская Е. О Детско-взрослые субъектные сообщества как культурные системы для раскрытия личностного потенциала интеллектуально одарённых детей // Одарённый ребёнок. — 2010 — № 1 — С. 19-36.
Ляшко Л.Ю. «Юность, наука, культура» // Дополнительное образование и воспитание. — 2010 — № 5 (127) — С. 33—36.
Ляшко Л. Ю., Ляшко Т. В. Малая академия наук «Интеллект будущего»: 25 лет пути // Воспитание школьников — 2011 — № 1 — С. 32—40.
2. Инякин Ю.С., Горский В.А. От информационной культуры к культуре личности // Дополнительное образование. 2000. № 10. С.6-10.
Инякин, Ю. С. Виртуальное краеведение как дидактическое средство в предметном обучении учащихся.// Краеведческий альманах. - 2009. - N 1. - С. 33-38 :
Инякин, Ю. С. Информационно-педагогическая компетентность краеведа. //Краеведческий альманах. - 2009. - N 2. - С. 57-61. –
Инякин, Ю. С. Формирование ИКТ-компетентности школьников в предметной области "краеведение".// Краеведческий альманах. - 2011. - № 3/4. - С. 26-30
Инякин, Ю. С. Инновации в краеведении: цифровые образовательные ресурсы // Краеведческий альманах. - 2010. - N 3. - С. 26-29 :
Инякин, Ю. С. Методика создания виртуально-интерактивного школьного музея // Юный краевед. - 2013. - № 3. - С. 36-41 :
Перспективы развития исследований связаны с освоением новых направлений в развитии научно-технического творчества молодежи: робототехника, ракетно-космическая техника, компьютерные методы виртуального моделирования, созданием психолого-дидактических средств педагогической поддержки участников научно-технического творчества молодежи, с освоением 3Д технологий в проектировании и техническом моделировании, с выявлением особенностей работы с одаренными детьми. Сегодня мало быть успешным надо стать уникальным. Это требует дальнейшего изучения природы и условий личностной самореализации молодежи в различных самодеятельных творческих объединениях в сфере науки, техники и производства, механизмов создания личностно-развивающих ситуаций в образовательном процессе, уточнения критериев и показателей оценки личностных достижений.

Список других кандидатских диссертаций защищенных под рук. Горского В.А.

1. Петракова Т.В. Экологическая подготовка менеджера туризма в процессе профессионального образования. 2000
2. Гаврилова Ю.В. Содержание и методы экономического образования в лицеях туристского профиля. 2001
4. Михайлов И.В. Профессиональная подготовка учителя к фенологической работе с учащимися средствами туристско-краеведческой деятельности. 2001
5. Апакова Ю.П. Учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого туристско- экскурсионного бюро. 2002
6. Соколова Л.А. Содержание профильной подготовки молодежи в учреждениях дополнительного образования. 2002.
7. .Расходчиков В.Г. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации специалистов туристской сферы деятельности. 2003.
8. Горбенко Л.И. Профессиональная подготовка студентов туристского вуза по теории и практике гостиничной анимации. 2003
9. Сорокин Ю.В. Педагогические условия организации профессиональной подготовки менеджеров сферы туризма средствами регионального природно-рекреационного потенциала. 2003
10. Чурилова И.Г. Подготовка студентов туристского вуза к эскурсионной и туристско-кравеведческой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2004
11. Борсегян А.В. Содержание регионального компонента дополнительного образования туристско-краеведческого профиля. 2004
12.Гудумак В.В. Использование образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля. 18.11.2004
13. Золотарева И.С. Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению в сфере туризма. 2005
Всего под руководством В.А. Горского защитили кандидатские диссертации по различным направлениям дополнительного образования 18 человек.

 

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter