ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА: НАУЧНАЯ ШКОЛА С.Г. ШАПОВАЛЕНКО (Руководитель: Т.С. НАЗАРОВА)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
nazarova06@mail.ru

Основатель и руководитель научной школы:

РуководительНазарова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, член – корреспондент РАО. Основатель Научной школы Сергей Григорьевич Шаповаленко, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, член образовательного совета ЮНЕСКО.

  Научная школа зародилась в 1965 году в структуре Научно-исследовательского института школьного оборудования и технических средств обучения (НИИШОТСО) АПН РСФСР. Ее целью стало развитие новой составляющей педагогики, сложившейся в самостоятельное направление – «инструментальная дидактика», дополняющая и развивающая теории обучения вновь открытыми закономерностями проявлениями инструментально-деятельностной функции средств и среды обучения и развития в условиях ее практической реализации.

Характеристика научной школы, идеи и проблемы.

  В рамках Научной школы: 

– разработаны научные основы разработки методологии и теории создания систем средств обучения по предметам,
– представлены проблемы материально-технического обеспечения образовательного процесса, велось обоснование становления и развития учебной индустрии образования;
– созданы нормативно-методические документы, в частности «Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ», разработка учебной мебели и приспособлений для классов, кабинетов и лабораторий;
– определены основы перехода новой школы на кабинетную систему организации занятий;
– разработана технологическая предметно-информационная среда учебных кабинетов и подразделений, инфраструктура новой школы; – разработан стандарт учебно-материальной базы общего среднего образования, педагогические метрики сертификации качества и педагогической эффективности средств обучения на основе требований педагогической эргономики.

  Идеи комплексности и системности, междисциплинарности реализованы на основе разработанной С.Г. Шаповаленко общей теории создания и комплексного использования школьного оборудования, технических средств обучения и воспитания. Введено понятие «учебно-методический комплекс», разработаны тематические комплексы средств обучения, представленные в технологических картах и включенные в предметные методики. Осуществлена разработка когнитивных педагогических технологий, интегрированного медиаобразования, теории и практики проектирования и использования образовательной среды общего среднего образования на основе архитектурно – педагогической концепции и технологии педагогического инжиниринга, предложена концепция проектирования материально-технического и инструментально – деятельностного компонента информационно – предметной среды новой школы. Разработана стратегия развития учебной книги в системе средств обучения и учебно-методических комплексов нового поколения.

 Введены в структуру стандартов образования требования к материально-техническим условиям обеспечения основных образовательных программ ФГОС.

  Подготовка кадров высшей квалификации. За годы существования научной школы защищено только сотрудниками института 70 кандидатских диссертаций и 11 докторских по проблемам теории и методики создания и использования средств обучения.

  Основополагающие результаты теоретических и практических научных исследований. Разработано более пяти тысяч средств обучения, 10 ГОСТов на школьную мебель, 11 ГОСТов на учебное оборудование, 5 методических документов, регламентирующих оценку качества на стадии разработки, изготовления и использования средств в учебном процессе. Разработанные стандарты на школьную мебель получили международное признание (ИСО 59-70) в 15 странах мира. Созданы методические пособия, книги, дидактические материалы серии «Библиотека учителя» по проблемам оборудования кабинетов, методик использования средств обучения, дидактики технических средств, компьютеризации и технологиям обучения по всем предметным областям.

  Результаты исследований представлены в виде пяти поколений «Перечней учебного оборудования для школ» (последние с аннотациями. Исследования обобщены в книге «Средства обучения. Технология создания и использования» (1998 – 11, 28 п.л. в соавторстве с Полат Е.С.) и коллективных монографиях «Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения» (2012 г. – 27,7 п.л.), и «Теоретические основы стандарта учебно-материальной базы общего среднего образовании» (2014 – 10 п.л.).

Ученики и последователи научной школы.

  Последователи представлены дочерними научными школами: Институтом информатизации образования РАО, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, а также компаниями и фирмами, ведущими разработку средств обучения, классов, кабинетов, иных подразделений школы и методик их использования совместно с сотрудниками научной школы (центр средств обучения Института стратегии развития образования).

Перспективы исследований научной школы.

  Дальнейшее развитие методологии, теории и практики создания перспективных систем средств по предметным и интегрированным образовательным областям; формирование культуротворческой технологической среды обучения и воспитания как источников содержания образования, способов его трансляции и усвоения с использованием когнитивных технологий на базе мультидисциплинарных комплексов; создание нормативно-методической документации как условия становления системы национальной стандартизации материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС.

Темами исследований последних лет стали:

«Концептуальные основы материально-технического обеспечения образовательных стандартов в контексте разработки перспективной системы средств, среды и технологии обучения» (2016 г.) и «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» (2017 г.).

Тематика обусловлена следующими документами: 

1. Федеральный государственный  образовательный  стандарт и  примерные образовательные программы,  введение во ФГОС специального раздела «Требования к условиям реализации основной образовательной программы общего среднего образования: материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса».

2. Федеральная целевая программа развития образования России на 2016-2020 гг. (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №479).

3. Материалы заседания Госсовета по вопросам общего образования. Перечень поручений президента РФ Путина В.В. по итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23.12.2015 (по информации kremlin.ru ранее принятой (2010 г.) президентской Инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

Целью работы 2016 г. - создание системы нормативно-методических документов по реализации ФГОС в области материально-технического обеспечения основных образовательных программ.

Анализ состояния материально-технического обеспечения основных образовательных программ указал на острую необходимость разработки системы нормативно-методической документации  для реализации  ФГОС. 

Основные направления НИР:

определение фундаментального ядра содержания образования, и проектирование систем средств обучения адекватных основным образовательным программам; разработка методического и технологического инструментария проектирования, создания методик и технологий  использования средств учебного назначения, создание требований к инфраструктуре новой школы, совершенствование подготовки учителей в плане владения основами инструментальной дидактики и эффективного управления  процессом обучения, воспитания и развития школьников.

Формирование систем учебного оборудования остро нуждается в усилении   фундаментальных научных исследований  и  внедрении результатов в практику проектирования и производства средств обучения в виде педагогико-эргономичесих регламентов и методических руководств.

В рамках проекта 2017 г. «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» разрабатывается тема «Стратегия проектирования и использования комплексов  средств обучения как источников, трансляторов и конструкторов технологического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности».

Научная деятельность Школы в 2017 году

Назарова Т.С.

Центр средств обучения

В 2017 году в рамках государственного задания «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях», проект 27.7948.2017/БЧ исследование было направлено на решение двух задач, результаты решения которых отражены в аналитическом докладе «Инструментально-дидактические основания формирования функциональной грамотности в предметных курсах начальной, основной школы: мировоззренческий, междисциплинарный, технологический аспекты» (5 п.л.) и методических рекомендациях «Комплексное использование средств обучения в курсах начальной и основной школы» (8 п.л.).

В процессе исследования были выявлены следующие трудности и противоречия,  требующие осмысления и разрешения:

а) Название тематики проекта: слова «дидактическое сопровождение» - не отвечают смыслу и глубине содержания функциональной грамотности, поскольку средства обучения являются акторами.

б) При рассмотрении категории функциональной грамотности некорректно говорить только о функциональной грамотности школьников, т.к. она формируется во взаимодействии с педагогом и средой.

в) Целевые приоритеты требуют четкого определения и характеристики, выстраивания иерархии, в которой четко обозначены такие аспекты, как воспитание менталитета личности и культуры выживания в быстро изменяющемся мире. Проблема адаптации, умение учиться, мыслить глобально, чтобы  действовать локально, т.е. выработка стереотипов поведения, как основы безопасности жизнедеятельности. 

г) Нельзя отрывать функциональную грамотность от специфики инструментально-деятельностного ее воплощения в учебный процесс. Нельзя игнорировать все большую экспансию технических и иных средств в учебный процесс и их влияние на молодежь. Предупреждением к этому является высказывание П.Л. Капицы: «Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения». 

д) Необходимо понимание, что выражение «школа и образование уходят от знаниевой парадигмы к информационному обществу» является ошибочным. Образование, как и наука, уходят от информационного общества к обществу, основанному на фундаментальном знании, и его конвергенция с новыми технологиями.

е) Акцент в науке сделан на гуманитарных технологиях, которые выражают отнесенность как к гуманитарному знанию, так и сфокусированность на человеке и направлены на изменение социальной и человеческой реальности.

ж) Результаты обучения (что должен знать и уметь учащийся) должны быть основаны не только на том, ЧТО  должен знать и уметь учащийся, но и на том КАК необходимо преобразовывать информацию в знания и пути и способы ее трансляции и особенности усвоения не только в предмете, но и над предметом. Это выдвигает на первый план задачу исследования учебной деятельности, особенностей ее организации и дидактически правильного инструментального обеспечения на основе вызовов науки. Теория самоорганизации, когнитивная наука, идея личностно-ориентированного обучения, категория наглядности, возведенная в принцип предметности развивающего обучения, понимание научного метода как метода универсального, вбирающего в себя не только естественнонаучный метод, но и эвристические подходы, религиозное знание, – все это составляет методологические опоры функциональной грамотности и требует введения их в концепции предметных курсов и методик.

В процессе проведенного исследования были получены следующие результаты:

1. Обосновано признание права рассмотрения проблемы функциональной грамотности как отдельной социально-педагогической категории, включающей компоненты содержания (грамотность) и инструментально-деятельностные структуры ее реализации (в качестве функции). Основаниями такого признания является переход от информационного общества к обществу Знания, интегрирующегося на новых принципах в систему науки, технологий и образования.

2. Дано определение функциональной грамотности. Функциональная грамотность есть овладение фундаментальным уровнем Знания, умениями, навыками (компетенциями), позволяющими человеку: адаптироваться в окружающей среде, поддерживая нормальное функционирование и гомеостаз (саморегуляцию) системы; успешно управлять своей деятельностью, обеспечивая ее безопасность и поддерживая нормальное сохранение здоровья при решении жизненно важных задач в различных ситуациях. Понятие  «образованность» можно определить как грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого и достаточного уровня Знания, способствующего адаптации и безопасности жизнедеятельности индивида.  

Выделены три ключевые проблемы педагогики и образования, лежащие в основе формирования функциональной грамотности: определение сущности фундаментального знания и конструирование инструментально-деятельностной технологии его трансформации в базовое ядро учебных предметов; исследование процесса познания (познание познания) в полидисциплинарном диалоге на основе когнитивных технологий и становление нового типа мышления, обусловливающего способность к пониманию знаний, их присвоению; создание нового поколения образовательной среды школы, обеспечивающей понимание стратегической цели антропоэкологии – развитие цивилизации (глобалистика) и системы образования (глобальное образование).

3. Целевой вектор освоения функциональной грамотности направлен на получение знаний об окружающем мире, объектах реальности, которые составляют основное содержание деятельности познания и реализуются через их отражение или воспроизведение с помощью дидактического инструментария. В основу формирования функциональной грамотности положена проективно-конструктивная модель познания, в которой знание предстает как результат ментальной активности субъекта познания, в целом – как жизнедеятельность, рождающая определенное поведение и адаптацию к среде.

4. Выявлено, что  функциональная грамотность формируется внутри системы взаимодействующего обучения, главными компонентами которой являются две триады: «учитель – средство – ученик» и «учитель – среда – ученик». Триады связаны общей целью, вектор достижения которой включает четыре взаимопронизывающих друг друга основания, составляющих стратегию реализации функциональной грамотности: предметно-содержательное, ориентационно-ценностное, инструментально-деятельностное и коммуникативное. Именно эта взаимосвязь указывает на недопустимость рассмотрения достижения функциональной грамотности только у школьников, без учета при этом особенности деятельности педагога.

5. Функциональная грамотность рассмотрена как уровневая организация с учетом конвергентной взаимосвязи, проявляющейся в трех ипостасях: науки, методологии и общей целостной картины мира. Выделены пять ступеней, условно названных: грамотность (начальный атомарный уровень), образованность (обучающий, адаптационный уровень), инкультурация (уровень освоения человеком норм поведения в культуре), уровень базовых компетенций для учителя или оперирование триадой «знание – умение – владение» учащимися, которые лежат в основе вертикали развития личности Л.С. Выготского, включающей экзистенциальный, рефлексивный и духовный уровни.

6. Показана и обоснована методология формирования функциональной грамотности, обусловленная взаимосвязкой триад, которые составлены на основе современного языка науки и указывают на основные направления обновления содержания образования, его представления в формах и способах деятельности, коммуникативных практиках разного уровня, направленных на развитие у учащихся способности к «искусству думать глобально, чтобы успешно решать локальные проблемы».

Пять взаимосвязанных триад: «мировосприятие (миропонимание) – мировоззрение – культура выживания», «контекстность - глобальность - сложность (многомерность)», «коммуникативность – междисциплинарность – инструментальность», «картина мира – методология – наука»,  «природосообразность – экологичность – самоорганизация», - показывают вектор обновления содержания образования и составляют своеобразную аксиоматику исследования. Как показал анализ, целесообразно отразить ее в концепциях содержания предметных областей и адаптировать в методиках и дидактических пособиях. Аксиоматика выстроена на основе категории деятельности в контексте теории самоорганизации; инструментально-деятельностных оснований дидактики, составляющих основу в овладении общей системой ориентации в океане информации; создании четких способов отбора информации; формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний.

7. Показано, что когнитивная наука раскрывает специфику познавательной деятельности в многообразии ее проявлений – моделировании, эксперименте, диагностике и оценке, планировании и прогнозе, в различных формах общения и коммуникаций, диалогах культур, в разработке технологий получения и применения знаний, способов их трансформации в умение хорошо думать.

8. Выявлена доминанта специфики познавательной деятельности и необходимость формирования когнитивных умений и навыков, основанных на понимании природы мышления и указывающих на необходимость их формирования «на предмете».  Это положение полностью созвучно с принципами развивающего обучения: включенностью понятия «мышление» в понятие «знание», соотношением поведения с «деятельностью», развитием наглядности в обучении сообразно принципу предметности (В.В. Давыдов).

9.   Обосновано, что идея личностно-ориентированного обучения должна быть направлена на понимание нелинейности учебно-воспитательного процесса и рассматриваться в качестве освоения междисциплинарного субъектного знания.

10. На основе аксиоматики показаны исследовательские стратегии формирования функциональной грамотности, через которые осуществляется ее реализация  от идеи до внедрения в практику. Такими стратегиями являются: достижение целевых приоритетов образования, воспитания, развития в контексте нового мировидения, законов коэволюции, экологического и нравственного императива; изучение познания (познание познания) в рамках многообразия функций синергетики, междисциплинарной коммуникации и нелинейного моделирования реальности; трансформация постнеклассического научного знания в учебные курсы, указывающие тенденции реального обновления содержания образования при его конструировании и определении особенностей информационно–содержательных компонентов предметного Знания; диалог между целями и средствами с учетом семиотики познания (природы знаков, их познавательной функции, соотношения с реальными предметами); выявление функциональной специфики средств и среды, сценариев действий в контексте инструментально-деятельностного педагогико-эргономического подхода; обучение как процесс самоорганизации и междисциплинарной кооперации деятельности (связи понятий, терминов языка с практической деятельностью). Сегодня каждая из этих стратегий нуждается в методологической корректировке в соответствие с изменяющейся ролью человека как объекта гуманитарных технологий. 

11. Обосновано проявление функциональной грамотности в виде новых гуманитарных технологий, которые обладают свойствами комплексности и целостности и выражают отнесенность как к гуманитарному знанию, так и сфокусированность на человеке. Гуманитарное знание все чаще выступает в технологических формах, будучи направленным не столько на объяснение, сколько на изменение социальной и человеческой реальности. Одна из особенностей гуманитарных технологий, отмечаемых современной наукой, это технологии коллективного взаимодействия или сетевые технологии.

12. Показано особое значение в обучении диалога целей и средств обучения как источников содержания, инструментов коммуникаций, принципа наглядности. В основе методики проектирования учебных комплексов и комплексного использования лежит образ-модель, соответственно которой разработаны методические рекомендации составления комплексов в практике обучения.

13. В настоящее время основным вектором преобразований в данной сфере признана  технологизация образования, которая в педагогических исследованиях сегодня не имеет однозначного толкования, но неизменно связана  с несколькими факторами. Три из них являются общепризнанными: наступление эры массового внедрения разнообразных технологий в образование, широкое использование научно-технических достижений, в частности, компьютерной техники,  предоставляющей новые возможности работы с информацией и требующей перестройки стереотипов традиционного обучения,   необходимость системного охвата проблемы.

14. Доказано, что разнообразные дидактические средства и технологии функционально являются непременными «участниками» образовательного процесса, вступая в своеобразный диалог с целями и средой взаимодействующего обучения. Именно этот фактор требует новых подходов к конструированию содержания учебных предметов, связанных с отбором базового знания, его источников и трансляторов в виде различных средств и среды обучения при их непосредственном активном участии и проявлении в этом процессе технологической. коммуникативной, инструментально-деятельностной функций, направленных на достижение интегрированного личностно-ориентированного субъектного знания в самоорганизующемся процессе обучения, для которого характерно сетевое взаимодействие между понятиями, терминами, практической деятельностью.

15. Основные положения теоретического исследования легли в основу создания методических рекомендаций «Комплексное использование средств обучения в курсах начальной и основной школы» (8 п.л.), которые предназначены для педагогов общеобразовательных организаций, методистов, студентов педагогических вузов, для организаций-разработчиков, проектантов, производителей средств обучения, предприятий-изготовителей средств обучения, а также для экспертов при оценке качества средств обучения. В пособии: 

- определены основные понятия, термины и определения; 

- дана классификация средств обучения и комплексов средств обучения; 

- рассмотрены общие приемы, правила и методы проектирования, создания и использования УМК: мировоззренческий, междисциплинарный и технологический аспекты; 

- определены особенности создания и использования УМК в предметных  курсах (начальной школы, гуманитарных и естественнонаучных предметах основной школы).

16. Основные направления исследования нашли свое отражение в статьях научных сотрудников по проблемам:

- развитие категории наглядности и принципы ее реализации в комплексах средств обучения:

Назарова Т.С. Восхождение к знанию по ступеням наглядности: от идеи наглядности Я.А. Коменского к принципу предметности развивающего обучения;

Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. Реализация принципа наглядности в инструментальной дидактике, средствах обучения и их комплексах;

Кожевников Д.Н. Создание средств модельной наглядности в постнеклассическом периоде развития знания;

- реализация деятельностного подхода при использовании комплексов средств обучения как условие формирования функциональной грамотности:

Назарова Т.С.  Инструментально-дидактические основания деятельностной педагогики в образовании  /  Деятельностная педагогика и педагогическое образование (ДППО-2016): Сборник докладов участников IV Международной конференции ДППО-2016: Воронеж, 9-13 сентября 2016 г. / Под ред. А.В. Боровских. М.: МАКС пресс, 2017. 152 с. С. 98-109;

Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. Средства обучения, их роль и значение в деятельностной педагогике / Деятельностная педагогика и педагогическое образование (ДППО-2016): Сборник докладов участников IV Международной конференции ДППО-2016: Воронеж, 9-13 сентября 2016 г. / Под ред. А.В. Боровских. М.: МАКС пресс, 2017. 152 с. С. 65-83.  

Кожевников Д.Н. Средства обучения на базе когнитивных технологий и проблема сложности / Деятельностная педагогика и педагогическое образование (ДППО-2016): Сборник докладов участников IV Международной конференции ДППО-2016: Воронеж, 9-13 сентября 2016 г. / Под ред. А.В. Боровских. М.: МАКС пресс, 2017. 152 с. С. 60-65. 

- методические подходы к созданию и использованию комплексов средств обучения:

 Назарова Т.С. Создание нормативно-методической системы  материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. № 1. 2017. С. 3-17.

Назарова Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании (ж. «Педагогика», 2017, № 10).

Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. От комбинаторных средств обучения к учебно-методическим комплексам с использованием мультимедийных технологий / Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Материалы Х1 Международной научно-практической конференции «Электронная Каазань-2017» (ИКТ в современном мире: технологические, организационные, методические и педагогические аспекты их использования). Выпуск №1(15), Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2017. С. 337-348.

Кожевников Д.Н. Проблемы создания и использования мультидисциплинарных комплексов средств обучения. / Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-19 октября 2017 г.) Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность» (г. Орел, 18-20 октября 2017 г.). - Ч.1 / Под ред. Е.Н. Пузанковой, А.И. Умана, Л.В. Алёшиной, М.А Фёдоровой. Орёл: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С.Тургенева», 2017. 292 с. С. 67-71.

Кожевников Д.Н. Современные модельные представления в условиях создания и использования мультидисциплинарных комплексов средств обучения (Школа Будущего) 

Кожевников Д.Н. Использование полимодельных интерпретаций для обеспечения мультидисциплинарных дидактических комплексов средств обучения (2 номер сборника «Ученые записки ИСГЗ»  за 2017 год). 

Кудина И.Ю. Дидактический образ-модель как основа формирования учебно-методического комплекса средств обучения для изучения литературы. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Поликультурное образование и диалог культур» к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. С. 162-174.

Кудина И.Ю. Конструирование учебно-методических комплексов для изучения литературы. Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического  образования»  (к  95-летию  со  дня  рождения).  Сборник научных  трудов международной  научно-практической  конференции  (2  ноября 2017  г.)  / Под  общей  редакцией О.М. Александровой, И.Н. Добротиной.  – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. 259 с. С. 233-245.

Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. Учебно-методический комплекс средств обучения: создание и использование. / Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-19 октября 2017 г.) Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность» (г. Орел, 18-20 октября 2017 г.). - Ч.1 / Под ред. Е.Н. Пузанковой, А.И. Умана, Л.В. Алёшиной, М.А Фёдоровой. – Орёл: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С.Тургенева», 2017. 292 с. С. 95-103.

Тихомирова К.М. Проблема комплекса средств обучения для уроков русского языка в начальных классах. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Поликультурное образование и диалог культур» к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. С. 218-224.

В ряде статей теоретические положения проиллюстрированы примерами создания и использования комплексов средств обучения для начальной и основной школы: Тихомировой К.М. к урокам обучения грамоте и урокам русского языка в начальной школе, Назаровой Т.С. к урокам химии, Кожевниковым Д.Н. к урокам естественнонаучного цикла, Кудиной И.Ю. к урокам литературы.

Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на конференциях: 

- IV Международной конференции ДППО-2016 «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (Назарова Т.С.,   Кудина И.Ю., Тихомирова К.М., Кожевников Д.Н., г. Воронеж, сентябрь, 2017 г.); 

- Х1 Международной научно-практической конференции «Электронная Каазань-2017» (ИКТ в современном мире: технологические, организационные, методические и педагогические аспекты их использования) (Кудина И.Ю., Тихомирова К.М., апрель 2017 г.); 

- Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность» (Кудина И.Ю., Тихомирова К.М., Кожевников Д.Н., г. Орел, 18-20 октября 2017 г.); 

- Международной научно-практической конференции «Поликультурное образование и диалог культур» к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. октябрь, 2017 г.); 

- Международной  научно-практической  конференции  «Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического  образования»  (к  95-летию  со  дня  рождения),  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», (Кудина И.Ю., ноябрь 2017 г.);

- Международной научно-практической конференции «Ян Амос Коменский и современность», посвященной 425-летию со дня рождения Яна Амоса Коменского и 250-летию первого издания его произведений на русском языке. Министерство науки и образования Российской Федерации, Российская академия образования при участии ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», (Назарова Т.С.,   Кудина И.Ю., Тихомирова К.М., Кожевников Д.Н., 28 ноября 2017 года);

- Научно-методологических  семинарах МГУ им. М.В. Ломоносова (Назарова Т.С., Кожевников Д.Н.). C выступлениями сотрудников лаборатории на научно-практических семинарах ФПО МГУ можно ознакомиться в интернете на канале "FPOMSU" на сайте видеосервиса www.youtube.ru. 

Актуальность выявленных проблем ориентирует на их дальнейшее исследование в следующих аспектах: 

- разработка понятийно-терминологического аппарата и введение понятий, связанных с категориями наглядности, сложности, преодоления дидактических барьеров;

-  введение теории самоорганизации в области педагогики и современной методики различных областях в естественнонаучного, технического, гуманитарного знания;

- определение цели глобального образования и построение иерархии целей (формирование целостной картины мира, влияние окружающей среды и определение своего места в этом мире) на основе фундаментального знания и концепции универсального эволюционизма;

-   построение мультидисциплинарных комплексов как носителей теории самоорганизации (наука, методология, картина мира);

- разработка разных видов учебников (традиционных и электронных) и выявление их места в междисциплинарных комплексах средств обучения;

- разработка ресурсного обеспечения ФГОСов;

- создание научной документации материально-технического обеспечения  стандартов нового поколения.

Основные публикации научной школы:

По материалам исследования опубликованы следующие работы:

  1. Кожевников Д.Н. Когнитивные барьеры и работа с категорией сложности в обучении в свете различных исторических типов научной рациональности // Вестник Московского Университета  / Серия 20. Педагогическое образование. № 2. - М.: МГУ, 2016. - 132с. С.28-36.
  2. Кожевников Д.Н. Полимодельные интерпретации как один из механизмов реализации мультидисциплинарных дидактических комплексов средств обучения // Международная научно-практическая конференция «Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации», г. Пенза, 25 сентября 2016.
  3. Кожевников Д.Н. Создание полимодельных интерпретаций в информационно-образовательной среде // «Ученые записки ИУО РАО» на сайте издания www.iuorao.com
  4. Кожевников Д.Н. Средства обучения на базе когнитивных технологий и проблема сложности // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016), г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
  5. Кудина И.Ю. Методические подходы к созданию и использованию электронных  образовательных ресурсов для изучения литературы / Сборник материалов конференции «Мотивация школьников к смысловому досуговому чтению: от проблем к решению», - М.: , 2016.
  6. Кудина И.Ю. Реализация деятельностного подхода в электронном учебнике по литературе // 21-я Международной конференция представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2016», 19-23 сентября 2016.
  7. Кудина И.Ю. Электронные учебники и электронные образовательные ресурсы как компоненты иформационно-предметной среды для изучения литературы  // «Ученые записки ИУО РАО» на сайте издания www.iuorao.com
  8. Кудина И.Ю. Электронные учебники по литературе: функциональный потенциал и методические возможности / Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Вып. №1(14), - Казань: Юниверсум, 2016. С. 352-360.
  9. Кудина И.Ю. Реализация деятельностного подхода в электронном учебнике по литературе // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016),  г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
  10. Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. Роль и значение современной системы средств обучения в деятельностной педагогике // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016),  г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
  11. Назарова Т.С.  Когнитивные технологии в образовании и мультидисциплинарные учебные комплексы  // Вестник. Московского  ун-та. Серия 20. Педагогическое образование.  - 2016. - №3. - С.45-71.
  12. Назарова Т.С. Инструментально-дидактические  основания деятельностной педагогики в образовании // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016), г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
  13. Тихомирова К.М. Интеграция традиционных и электронных форм обучения в интерактивном наглядном комплексе для начальных классов / Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Вып. №1(14), - Казань: Юниверсум, 2016. С. 547-557.
  14. Тихомирова К.М. Мультимедийные средства обучения – дидактический компонент информационно-образовательной среды школы // «Ученые записки ИУО РАО» на сайте издания www.iuorao.com
  15. Тихомирова К.М. Средства обучения в системно-деятельностном подходе к обучению и учению младших школьников // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016),  г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
  16. Тихомирова К.М., Кудина И.Ю., Кожевников Д.Н. Информационно-образовательная среда и ее составляющие // «Ученые записки ИУО РАО» на сайте издания www.iuorao.com
  17. Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. Дидактические компоненты образовательной среды в современной классификационной системе средств обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6.
  18. Назарова Т.С. Создание нормативно-методической системы материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС: проблемы и перспективы  // Вестник Московского ун-та. Серия 20. Педагогическое образование.  - 2017. - №1. С. 3-16.
  19. Тихомирова К.М., Кудина И.Ю.От комбинаторных средств обучения к учебно-методическим комплексам с использованием мультимедийных технологий / Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. - Казань: Юниверсум, 2017.
Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter