ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТЕОРИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ: НАУЧНАЯ ШКОЛА В.М. МОНАХОВА (Руководитель: В.М. МОНАХОВ)

Адреса электронных почт для связи
с представителями научной школы:
monakhovvm@mail.ru, monakhov.vadim2015@yandex.ru

Основатель и руководитель научной школы:

Основателем и руководителем Научной школы является доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Вадим Макариевич Монахов.

Характеристика школы.

Создана в конце 70-х годов прошлого века. Основное направление – разработка технологий обучения, основанных на логическом структурировании и информационной поддержке учебной деятельности.

Современные проблемы, решаемые в рамках школы – разработка системы образовательных технологий, обеспечивающих достижение каждым учеником уровня предметной подготовки, предусмотренного образовательным стандартом.

Основные идеи Научной школы:

В.М. Монахов и его ученики разработали известную во всем мире методическую систему, построенную на логической реконструкции учебной деятельности и позволяющую эффективно использовать возможности информационных технологий. Системообразующим элементом данной методической системы является универсальная модель учебного процесса, описывающая пять его параметров - целеполагание, диагностику, коррекцию, дозирование и логическую структуру. Она приемлема для любого школьного учебного предмета и обеспечивает стандартизированное представление учебной информации и объективную оценку образовательных результатов. При реализации этой модели используется стандартизированная технологическая карта – своеобразный проект учебного процесса в границах учебной темы, которая выступает инструментальным средством объективизации учебных действий, стандартизации оценки и алгоритмически точного контроля качества планируемых образовательных результатов ФГОС. Научной школой разработана модель учебников нового поколения для школ и вузов, задающая критерии взаимоотношений по линиям учитель-учебник и ученик-учебник. В исследованиях Научной школы определены стандартизированные объемы знаний, на базе которых формируются задаваемые ФГОС компетенции, разработана автоматическая обработка результатов диагностик учебных достижений по специальным метрикам их количественной оценки и др.

В трудах Научной школы В.М. Монахова создана, по сути, общедидактическая и конкретно-методическая теория и инструментарий разработки педагогических систем (технологий) «с заданными свойствами», т.е. необходимо приводящих учителей и учащихся к требуемым ФГОС результатам; обоснованы пути создания современных дидактических пространств, реализующих образовательный потенциал информационно-коммуникационных технологий.

Особую известность во всем мире получили разработки данной Научной школы, адресованные учителям математики. Созданная и широко апробированная модель методической системы обучения математике с технологическим мониторингом, автоматическим управлением системой коррекционной работы учителя и обязательным протокольным выводом компьютером на печать для учителя методических текстовых рекомендаций по оптимизации учебного процесса становится необходимой методической составляющей в работе учителя математики.

Ученики и результаты исследований.

Ученики В.М.Монахова работают во многих научных и образовательных организациях нашей страны и стран СНГ. Это – доктор педагогических, декан факультета математики, информатики, физики Волгоградского государственного социально-педагогического университета Смыковская Татьяна Константиновна; доктор педагогических наук, зав. кафедрой Кузбасской педагогической академии Любичева Вера Филипповна; зав. кафедрой МПГУ Нижников Александр Иванович; зав. кафедрой РГПУ им. А.И.Герцена, доктор педагогических наук Стефанова Наталья Леонидовна; академик Академии наук Белоруссии Новак Ирина Александровна; проректор университета «Туран» (Казахстан), главный редактор журнала «Творческая педагогика» Исламгулова Светлана Константиновна и др.

В рамках Научной школы подготовлено порядка двухсот докторов и кандидатов педагогических и психологических наук, создан первый в мире школьный учебник «Основы информатики и вычислительной техники» (1985) и вслед за ним – целая система технологической поддержки отечественного обще го и профессионального образования. Суммарный тираж изданий только этих учебников и их переводов на 29 языков превысил 60 миллионов.

Проводились и продолжают проводиться научные конференции и семинары по проблематике Научной школы в Крыму, Туле, Ульяновске, Самаре, Москве, Волгограде, Тобольске, Волжском, Тольятти, Тюмени, Алматы, Кзыл-Орде, Талды-Кургане, Новокузнецке и др.


«Авторская научная школа В.М. Монахова» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» обращается к посетителям нашего раздела сайта со следующим предложением и приглашением. По итогам научно-исследовательской деятельности в 2017 году наши дидактические исследования будут сконцентрированы на следующих четырех проблемах. Мы приглашаем учителей, педагогов и работников образования к сотрудничеству и совместному исследованию и решению нижеуказанной проблематики.

Первая проблема: Проблема создания современной модели школьного учебника, одновременно сохраняющей в себе все славные традиции отечественной методической науки и обеспечивающей весь методический функционал новой информационной среды – ИОС и распределенного контента. Особые требования к новой модели школьного учебника – это обеспечение строгого дидактического соответствия теории обучения и универсальной модели учебного процесса информационного общества.

Вторая проблема:  Проблема проектирования и создания специальной системы методического обеспечения нормального функционирования - ССМО ФГОС, реализующей все прогностические и опережающие функции действующего образовательного стандарта.

Третья проблема: Проблема формирования и реализации нового современного взгляда на школьного учителя, профессионально готового к педагогической деятельности в современных условиях:
-понимающего методический функционал ФГОС,
-освоившего методическую систему работы по технологическому учебнику,
-владеющего технологическим мониторингом – гарантом объективности и требуемого стандартом качества получаемых образовательных результатов,
-готового к использованию неограниченного потенциала распределенного контента в ИОС,
-профессионально владеющего педагогической технологией проектирования учебного процесса,
-освоившего систему управления качеством образовательных результатов, задаваемым ФГОС.

Четвертая проблема: Проблема проектирования и разработки инновационного своеобразного «Дидактического электронного арсенала» как обязательного стандартизированного инструментария в современной профессиональной деятельности учителя, гарантирующего и обеспечивающего объективность учебной информации, получаемой учителем в условиях ИОС.

  Без удовлетворительного решения этой проблемы решение трех предыдущих проблем вряд ли будет продуктивным и успешным.

Стратегически важные направления исследований авторской научной школы члена-корреспондента РАО В.М. Монахова

В последнее время достаточно рельефно определились четыре основных направления научно-исследовательской деятельности авторской научной школы В.М. Монахов. Далее приведены четыре стратегически важных направления с соответствующей детализацией актуальных задач. В квадратных скобках указаны соответствующие публикации за последнее время. Содержание наиболее важных и актуальных публикаций даны в конце данного сайта.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Формирование нового взгляда на современную теорию обучения и дидактические особенности модели учебного процесса в новых дидактических условиях сред ИОС ИТ-образования. 

[2], [5],[7], [15], [16], [50], [60], [61], [62], [65], [70].

  • Проблема поиска и развития уникальных примеров и образцов учительской методической интерпретации современных моделей обучения в школьном ИТ-образование.
  • Проблема создания современной теории обучения и универсальной модели учебного процесса, адекватных условиях ИТ- образования/
  • Проблема установления соответствия прикладной направленности предметных школьных методик современной модели теории обучения в условиям ИТ-образования в преддверии ИОС и распределенного контента.
  • Проблема исследования процесса субъективизации современных педагогических знаний работающего учителя и их интеграция с имеющимся педагогическим опытом и позитивными практиками данного учителя.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Методологические основания современных дидактических исследований, гарантированно обеспечивающих доказательность и объективность получаемых дидактических результатов.
[9], [12], [13], [17], [20], [22], [25],[26], [27], [29], [43], [44], [51], [52]. [53], [54].

  • Проблема усиления прикладной целесообразной направленности проектировочной и научно-исследовательской дидактической деятельности в эпоху цифрового общества.
  • Прогностические проблемы математического моделирования основных педагогических объектов в условиях ИТ-образования и создания соответствующих педагогических технологий.
  • Прогностические проблемы математического моделирования основных педагогических объектов в условиях ИТ-образования и создания соответствующих педагогических технологий
  • Проблемы разработки и апробации универсальной педагогической технологии проектирования основных педагогических объектов с наперед заданными дидактическими свойствами.
  • Проблема разработки педагогической технологии проектирования первоначальной модели педагогического объекта, полностью удовлетворяющей научным требованиям В.В.Краевского к теоретической и инструментальной моделям.
  • Проблема глобальной технологизации педагогической деятельности массового учителя и системное обеспечение его современным технологическим инструментарием и стандартным электронным дидактическим арсеналом.
  • Проблема создания эффективной универсальной педагогической технологии проектирования собственной методической системы «Я-успешный учитель в ИОС» и введение этой технологии в виде главного системообразующего предмета в систему педобразования и как «Дидактического самоучителя» для работающих учителей.
  • Проблема разработки методологических основ усиления объективности и доказательности получаемых результатов современных дидактических и методических исследований.
  • Проблема создания методологических основ прогностического моделирования развития основных педагогических объектов в ИТ-образовании, обеспечивающих целостность и непротиворечивость их последующего функционирования.
  • Проблема создания дидактической теории образовательных результатов заданного качества (требования ФГОС): предметных, метапредметных и личностных.
  • Проблема переноса и трансформации методологии широко используемого современного «Вычислительного эксперимента» в современные методические и дидактические исследования, связанные с модернизацией системы школьного образования.
  • Проблема создания и массового внедрения инновационного понятия «Рабочее исследовательское поле» педагога и рядового учителя-исследователя, главного создателя «позитивных образовательных практик» - этой движущей и направляющей силы развивающейся «Цифровой дидактики».
  • Проблема создания методологических оснований математического моделирования педагогических объектов в дидактике.
  • Проблема создания технологического инструментария проектирования математических моделей педагогических объектов и определение характерологических признаков и свойств дидактических моделей в «Цифровой дидактике»
  • Проблемы формирования и апробации «Универсального исследовательского дидактического инструментария учителя» как будущей методологии использования зарождающегося дидактического электронного арсенала, доступного каждому работающему учителю
  • Проблема исследования методических особенностей параметрического задания образовательных результатов в виде предметных результатов, метапрелметных результатов и личностных результатов в контексте современной дидактической трактовки технологических параметров «Содержание», «Диагностика», «Дозирование» и «Распределенный контент» в ИОС
  • Проблема исследования дидактических возможностей технологического мониторинга в формировании первоначальных представлений о технологическом документообороте в условиях ИОС.

ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Проблема создания прогностической модели развития информационных образовательных систем в преддверии новых дидактических условий ИОС и распределенного контента.
[1], [3], [6], [10], [11], [23], [24], [30], [31], [32], [35], [36], [37], [40], [41], [42], [45], [46], [55], [57].

ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Проблемы интеллектуализации и автоматизации образовательных систем в условиях их глобальной технологизации и информатизации.
[4], [8], [14], [18], [19], [33], [34].

  • Проблема создания технологического учебника полного цикла, в котором составной частью становится методическая связь с «распределенным контентом» ИОС и компьютерно-технологические контакты с ИСАО- информационной система автоматической обработки результатов диагностик.
  • Проблема разработки дидактической теории и педагогической технологии создания такой системы задач и упражнений, в которой каждое понятие формировалось бы на уровне, задаваемом ФГОС.
  • Проблема системно-деятельностного усиления управленческих функций образовательных результатов как целевой функции проектирования оптимальной траектории достижения микроцелей учащимися в учебном пр
  • Проблема исследования дидактической значимости и эффективности управленческих функций результатов конвергенции авторских педагогических технологий В.М.Монахова и педагогической науки и что конкретно могут дать дидактические результаты конвергенции формированию основ «Цифровой дидактики». 
  • Проблема исследования основных аспектов интеллектуализации информационных образовательных систем в новых условиях ИОС с целью создания методологической модели интеллектуализации систем 
  • Проблема исследования особенностей эволюция профессиональных функций учителя в ИТ-образовании в контексте соотношения педагогических знаний учителя и его педагогической деятельности. 

Учитель-аналитик через технологический мониторинг в условиях ИОС может получать учебную информацию для методического совершенствования и улучшения своей профессиональной деятельности в данном классе с опорой на уже созданную учебно-методическую документацию.

Учитель-проектант проектирует свою модель учебного процесса, модель МСО, модель ПСКР-персонифицированной системы коррекционной работы по результатам диагностик.

Учитель-конструктор владеет методами математического моделирования и может конструируировать модель своего будущего учебного процесса в виде технологической карты- ТК, модель своей МСО, модель инновационной логической структуры управленческих и учебных процессов в МСО. Конструируя технологическую карту-ТК и все ее пять компонентов, которые могут составить будущий технологический учебник полного цикла, становится де-факто его соавтором, реализуя технологический мониторинг и формируя ИБ-информационные банки для хранения вновь полученной учебной информации.

 Более подробная и раскрытая информация о СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИССЛЕДОВАНИЙ АВТОРСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА РАО В.М. МОНАХОВА по ссылке (.pdf*)

Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: Основные труды представителей научной школы В.М. Монахова(в формате pdf)

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter