ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНАЯ ШКОЛА И.Д. ЗВЕРЕВА – А.Н. ЗАХЛЕБНОГО – И.Т. СУРАВЕГИНОЙ – Е.Н. ДЗЯТКОВСКОЙ (Руководитель: А.Н. ЗАХЛЕБНЫЙ)

Адреса электронных почт для связи
с представителями научной школы:
anzmos@rambler.ru, anzmos@bk.ru, dziatkov@mail.ru

Основатель и руководитель научной школы:

Руководитель научной школы: Анатолий Никифорович Захлебный, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Начало школе положило создание в структуре АПН СССР первой в Европе лаборатории (1971) и Научного совета по экологическому образованию (1970), с которых начались регулярные педагогические исследования в этой области. Зарождение Научной школы было связано с именами академика РАО, профессора И.Д. Зверева и академика РАО, профессора А.Н. Захлебного. За четыре десятилетия были созданы основы педагогической системы непрерывного экологического образования в школе. Обоснованы его цели, междисциплинарный состав содержания, методологические основания, модель практической реализации, отработан понятийно-терминологический аппарат. Разработаны оригинальные методики экологического образования в обучающих ситуациях: малых группах сотрудничества, сюжетно-ролевых играх, на учебных экологических тропах, на полевых экологических практикумах. Все они направлены на формирование у школьников экологической грамотности, практических умений, ответственного отношения к окружающей среде (А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина).

С начала 2000-х годов дидактика и методика экологического образования развивается как социально-проблемное, естественнонаучно-гуманитарное направление, в котором оформились основы экологии человека и социальной экологии. Разработана методическая система образования для устойчивого развития на основе «зеленых аксиом»; теория транспредметных взаимодействий на основе идей устойчивого развития; адаптивно-развивающая модель экологического здоровьесберегающего образования (Е.Н. Дзятковская).

Из Научной школы вышли 16 докторов наук, десятки кандидатов наук. Создано три поколения концепции общего экологического образования (1984, 1991, 2010), ставшие основой существующей сегодня в нашей стране, странах СНГ и Восточной Европы сети научных школ в этой области. Средствами распространения идей Научной школы являются: научно-методический журнал «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы»; опытно-экспериментальная работа, которая ведется в ряде регионов страны; ежегодные летние экологические школы для педагогов; межрегиональное Байкальское сотрудничество и его расширенный вариант – сетевое педагогическое партнерство «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» (программа УНИТВИН/ ЮНЕСКО), а также внедренные в школьную практику УМК: серия «Экология учебной деятельности»; серия рабочих программ внеурочной деятельности по «Формированию экологи- ческой культуры, здорового и безопасного об- раза жизни»; разработка и апробация интегрированных учебников нового типа – «Экология», «Экология и безопасность жизнедеятельности» (X–XI кл.), «Югра – мое наследие» (региональный учебник для начальных классов).

Результаты деятельности Научной школы, сохраняющей лидерские позиции в развитии экологического образования в стране, получили известность за рубежом, отражены в материалах и решениях форумов ЮНЕСКО.

Перспективы развития научной школы связаны с развитием ее международных связей, укреплением научных контактов со специалистами стран СНГ и Восточно-Европейских стран, разработкой Концепции общего экологического образования для устойчивого развития и ключевых положений Национальной дорожной карты образования для устойчивого развития до 2030 года, а также с продолжением исследований по разработке культурологической модели экологического образования как платформы образования для устойчивого развития в целях опережающего формирования у молодого поколения «образа будущего, которого мы хотим».

Новости научной школы

28 августа 2017 г. состоялся вебинар: Межрегиональное августовское совещание ассоциированных образовательных организаций сетевой кафедры ЮНЕСКО при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Совещание было адресно направлено на участников межрегионального сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность».

Дзятковская Е.Н., ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики, руководитель сетевой кафедры ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» выступила с темой: «Экологическое образование для устойчивого развития» (Материалы к проведению урока экологии 1 сентября).

Участникам вебинара были предложены материалы для проведения 1 сентября урока экологии «Поколение «ЭКО» - присоединяйся». При отборе и конструировании содержания этого урока в Год экологии в России было рекомендовано руководствоваться письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования №08-865 от 2.05.2017 «О проведении форума-марафона по экологическому образованию в интересах устойчивого развития России». Всероссийский научно-педагогический форум-марафон по вопросам экологического образования в интересах формирования культуры устойчивого развития России проводится в целях исполнения Указа Президента РФ от 5 января 2016 №7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», а также в рамках реализации поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ 27.12.2016 по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Методические материалы для организации открытых уроков, круглых столов, переговорных площадок и др. в рамках форума-марафона размещены на сайте http://partner-unitwin.net/

Участникам вебинара было также предложено поддержать инициативу Министерства образования и науки РФ по проведению в каждой школе, каждом классе WORLD’S LARGEST LESSON, включив в урок рекомендованный министерством к просмотру мультфильм GLOBAL GOALS. Примерный урок, размещенный на сайте Министерства, посвящен четвертой глобальной цели – проблеме доступности образования для всех, инклюзии и разработан при поддержке фонда помощи детям «Обнаженные сердца».

Участникам сетевого сообщества, учитывая из практический опыт включения в учебный процесс и других 16 глобальных целей Повестки дня до 2030 года, было предложено на открытых уроках рассмотреть разные глобальные цели, руководствуясь рекомендациями UNICEF при поддержке UNESCO к проведению уроков, а также научно-практическими разработками отечественных ученых и практиков в области экологического образования для устойчивого развития. Обучающие методические вебинары по этой теме проводились в течение предыдущих лет и находятся в записи на сайте партнерства.

В условиях необходимости быстрого реагирования системы образования на новые вызовы времени (итоги заседания Госсовета при Президенте РФ от 27.12.2017; Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 2423-р, п.72), связанные с методологическим обновлением экологического образования в стране и формированием нового уровня экологической культуры, необходимой для новой модели экономического развития, сетевая форма педагогического просвещения, систематическая просветительская и методическая работа в сети позволяет в достаточно короткие сроки готовить педагогов, детей, родителей к восприятию новых для общества сложных идей образования для устойчивого развития. Второй вывод из вебинара – создан механизм распространения среди педагогов разных территорий страны задач экологического образования для устойчивого развития и подходов к их решению.

Подробнее по ссылке(pdf)

Важнейшие результаты теоретических, экспериментальных и прикладных исследований и организационной деятельности сотрудников научной школы в 2017 году.

Проведенные мероприятия

2017 год был объявлен Указом Президента РФ Годом экологии в России.

В этом году Научная школа по экологическому образованию совместно с Научным советом по проблемам экологического образования РАО, сетевой кафедрой ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире», функционирующей на базе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», выступила с инициативой проведения в России, в разных регионах страны Всероссийского марафона по экологическому образованию – серии научно-практических мероприятий (конференций, секций, форумов, круглых столов, переговорных площадок), объединенных общей тематикой. Официальный статус мероприятия: О проведении форума-марафона по экологическому образованию в интересах устойчивого развития России (от Министерства образования и науки РФ) и информационное письмо О проведении Всероссийского Форума-марафона по экологическому образованию  в интересах формирования культуры устойчивого развития России.


Тематика марафона была связана с задачами, поставленными государством перед отечественным образованием в связи с переходом страны к новой, экологически безопасной, модели социально-экономического развития (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 2423-р, п. 72) и была посвящена различным аспектам формирования экологической культуры населения.

Эмблема Всероссийского марафона по экологическому образованию
Эмблема Всероссийского марафона по экологическому образованию, 2017 г.

Цель марафона – консолидировать силы специалистов для понимания современных подходов к реализации экологического образования, ориентирующегося на идеи устойчивого развития.
Для достижения этой цели для организаторов марафона Научной школой был разработан пакет материалов, который включил тексты нормативных документов, тематические научно-практические текстовые и видеоматериалы, которые доступны по ссылке http://partner-unitwin.net/archives/1775

В течение года руководители Научной школы провели ряд мероприятий в разных регионах страны, организовали совместно с отделениями Российской академии образования круглый стол «Современное общее экологическое образование: проблемы и пути решения», обеспечили содержательную сторону проведения Пленума и расширенного бюро Научного совета по проблемам экологического образования РАО.

Подробнее: Всероссийский марафон по экологическому образованию 2017

Заключительным этапом марафона стала 5-ая Всероссийская конференция по экологическому образованию (Москва, 20-21 ноября 2017). В работе конференции приняли участие около 400 человек – представителей 34 регионов страны. Конференция объединила специалистов в области экологического школьного, дополнительного, профессионального и высшего образования. Со стороны Научной школы в работе конференции приняли участие академик РАО А.Н. Захлебный и д.б.н. Е.Н. Дзятковская (модератор секции). Собравшиеся обсудили вопросы обеспечения непрерывности экологического образования, воспитания и просвещения в соответствии с перспективами социально-экономического развития России и интересами устойчивого развития. Был рассмотрен новаторский опыт экологического образования в вузе, школе, дополнительном образовании, детских садах, городских и сельских школах. Отмечен высокий интерес педагогической общественности к проблемам и перспективам развития экологического образования в стране, подготовке педагогических кадров. Подробнее см. http://yunnatsakha.ru/ekologhichieskiie_mieropriiatiia/zagholovok_stat_i

Результатами мероприятий Всероссийского марафона по экологическому образованию стало:

  • расширение целевой аудитории специалистов в области экологического образования и просвещения по обсуждению основных направлений развития экологического образования в интересах устойчивого развития (более 2 000 чел из разных регионов РФ);
  • выработка предложений от разных регионов по реализации задач, сформулированных в «Основах государственной политики по экологическому развитию России до 2030 года», поручениях Государственного совета, состоявшегося 27 декабря 2016 года, по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», которые будут обобщены и представлены в подразделениях РАО (на основе разработанных анкетных материалов) в целях их анализа и возможного использования;
  • привлечение интереса зарубежных коллег к новой форме проведения экологических форумов и продолжение марафона на международном уровне в 2018 году.

Помимо мероприятий Всероссийского марафона, руководители Научной школы участвовали в международном Невском экологическом конгрессе, Международном конгрессе «Глобалистика-2017», Семинаре при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России «Актуальные проблемы и приоритеты экологической политики России и Беларуси в рамках Союзного государства», работе Общественного совета по экологическому образованию стран СНГ.

Результаты научно-теоретической работы Научной школы за 2017 год

Важнейшим результатом работы Научной школы в 2017 году явилась разработка проекта концепции общего экологического образования в интересах экологически устойчивого развития России (госзадание № 27.9463.2017/НМ).

О проекте новой Концепции общего экологического образования для устойчивого развития

Первые два варианта концепций (80-е и 90-е гг XX века) соответствовали этапу определения целей, задач, состава и структуры содержания экологического образования, основных принципов и условий его реализации. Экологическая культура понималась как область взаимоотношений человека с природой. Задачи ее воспитания делегировались естественнонаучным предметам и внеклассным и внеурочным мероприятиям природоохранной направленности. Главными результатами считались формирование любви к природе и ответственного отношения к ней.

Однако, под влиянием Концепции общего экологического образования для устойчивого развития 2010 года (Концепция-2010), с учетом международных рекомендаций и тенденций развития экологического образования в мире, в документах ФГОС общего образования (2010-2012 гг), задачи воспитания экологической культуры были объединены с задачами формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Была предусмотрена единая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Ее включение в состав Основной образовательной программы образовательной организации отразило объективный процесс расширения объекта и предмета познания в экологическом образовании за пределы экологии природных систем – в область экологии человека и социальную экологию.
После 2012 года вызовы государства к экологической культуре населения страны обновились в связи с ее ориентацией на новый курс социально-экономического развития – экологически устойчивое развитие («Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года», 2012 г.; Перечень поручений Президента РФ по итогам Государственного совета ««Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27.12.2016, Пр№140ГС от 24.01.17). Формирование экологической культуры стало рассматриваться в широком эколого-социально-экономическом контексте.

В исполнении этих распоряжений, в 2017 году Научной школой были разработаны основы проекта новой Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (далее – Концепция-2017). Концепция-2017 носит опережающий характер, ориентируется на воспитание и социализацию молодежи в общество, решающее задачи создания до 2030 года основ экологически безопасной экономики. Экологическая культура рассматривается в качестве вектора всей культуры человека; как результат всех направлений его воспитания; как интегрированный результат формального, неформального, информального образования во всем разнообразии их направлений и форм. При том разные стороны экологической культуры в интересах устойчивого развития характеризуются культурой взаимоотношений человека с природой, культурой здорового и безопасного образа жизни, культурой потребления, культурой преобразовательной деятельности в окружающей среде, его правовой, духовно-нравственной, эстетической, коммуникативной, информационной, учебной культурой.

Концепция-2017 предусматривает достижение общекультурного результата ЭОУР на основе обеспечения мировоззренческой, методологической, ценностно-смысловой целостности большого числа разнообразных фрагментов экологического содержания, представленных в содержании разных учебных предметов и внеурочной деятельности на всех уровнях обучения. Разработано общекультурное ядро содержания экологического образования. Основанием его выделения выступает: современная научная картина мира; ценности устойчивого развития мира; общенаучная экологическая методология. Общекультурное ядро содержания экологического образования является воплощением идеи академика Н.Н. Моисеева о необходимости конструирования разнообразных элементов экологического содержания вокруг «экологической арифметики» и «этики планетарного масштаба», которые являются универсальными для всех людей планеты. Их необходимо знать всем гражданам Земли, чтобы прийти к гармонии общества с природой, сохранить качество окружающей среды для будущих поколений, обеспечить безопасность и здоровье людей в настоящем и будущем, социальную стабильность, повышать качество жизни людей без разрушения основ жизни на планете. Общекультурное ядро содержания экологического образования призвано выполнить для обучающихся функции: онтологическую (что такое окружающий меня мир взаимоотношений Природы и Общества, Я сам и мое место в нем?), ориентационную (как в нем жить?), ценностную (что в нем ценно?). В общекультурном ядре содержания образования выделены ключевые смысловые линии ЭОУР («зеленые аксиомы»), сквозным образом проходящие через содержание всех учебных предметов и все виды деятельности обучающихся и выполняющие роль их смысловой «сшивки».

Предложен механизм сквозной реализации общекультурного ядра содержания экологического образования через все разделы основной образовательной программы образовательной организации. В его основе - культурологическая теория содержания образования (критерии, принципы, факторы, источники его отбора, конструирования и реализации), позволяющая реализовать модель экологизации содержания образования «сверху», начиная с формулировки ее целей и задач еще на допредметном уровне; с включением общекультурного ядра ЭО в содержание интегрированных учебных предметов, Программу воспитания и Программу формирования УУД(У); соединением экологизации «сверху» с традиционной предметной экологизацией («снизу») путем выявления значений УР в экологической составляющей учебных предметов; с последующим переносом и применением полученных многопредметных экологических знаний, умений, отношений в учебно-проектные и социально-проектные ситуации и их субъективным осмыслением в научно-исследовательской и проектной деятельности во взаимодействии с социокультурной средой образовательной организации.

Экспериментальная и прикладная работа Научной школы

Важнейшим научно-практическим выходом работы Научной школы, средством апробации инновационных идей, формой общественно-педагогической экспертизы результатов исследований является создание и поддержка работы межрегионального сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» в рамках пилотного проекта УНИТВИН/ЮНЕСКО. (Презентация по ссылке: Межрегиональное сетевое партнерство Учимся жить устойчиво в глобальном мире Экология. Здоровье. Безопасность)


В 2016 году сетевой кафедрой ЮНЕСКО при ФГБНУ ИСРО РАО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» совместно с кафедрой ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при информационно-методической поддержке Департамента образования администрации г. Томска был запущен пилотный проект по образованию для устойчивого развития «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН/ЮНЕКСО).
См. сайт: http://partner-unitwin.net/

ЦЕЛЬ пилотного проекта программы УНИТВИН/ЮНЕСКО «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность»: организация сети взаимодействующих образовательных организаций, педагогов, детей, их родителей для распространения идей и лучшего опыта просвещения и образования в области:
 сохранения природного и культурного наследия России,
 формирования культуры «зеленого» потребления и экологически безопасного устойчивого образа жизни населения,
 формирования экологически сообразного здорового образа жизни – XXI,
 экологического творчества «Учимся мудрости у Природы»,
 развития межкультурных коммуникаций и содействия укреплению мира,
 трудовой и профессиональной ориентации молодежи к включению в «зеленую» экономику страны.

Участниками сетевого сообщества выступают:
 учителя, методисты, школьные психологи, социальные педагоги, воспитатели детских садов, преподаратели вузов и среднего профессионального образования, студенты, педагоги дополнительного образования детей и взрослых, администраторы образовательных организаций
 родители, взрослые
 дети
 образовательные организации (в качестве участников отдельных мероприятий; участников сетевого партнерства, Ассоциированных образовательных организаций, Ассоциированных школ ЮНЕСКО)
 муниципальные методические службы (в качестве участников отдельных мероприятий; участников сетевого партнерства; стажировочных площадок сетевого партнерства)
 муниципальные органы управления образованием (инновационные, экспериментальные, стажировочные площадки – территории сетевого партнерства)
 региональные органы управления образованием (инновационные, экспериментальные, стажировочные площадки – территории сетевого партнерства)
 общественные организации
Формы участия: конкурсы, проекты, сетевые форумы, видеоконференции, вебинары, педагогические чтения, мастер-классы, проблемно-творческие группы, работа ассоциированных инновационных, экспериментальных, стажировочных площадок и другие.

С сент. 2016 г. на конец октября 2017 г. участниками cетевого партнерства были организованы образовательно-просветительские мероприятия, в которых приняли участие более 120 тысяч педагогов и учащихся из 36 регионов страны
(конкурсы, игры, квесты, мастер-классы, клубы...) по распространению идей устойчивого развития).

Количество опорных образовательных организаций сетевого партнерства, получивших статус ассоциированных инновационных площадок сетевой кафедры и систематически проводящих сетевые мероприятия (с привлечением других образовательных организаций – то есть, как центры новых сетей) – 92 из 19 регионов.

Количество муниципальных методических служб, координирующих эту работу в разных федеральных округах, 9.

Как вузу, колледжу, школе, детскому саду, общественной организации, организации культуры, охраны природы стать ассоциированной инновационной, экспериментальной, стажировочной площадкой пилотного проекта УНИТВИН/ЮНЕСКО – см.
http://partner-unitwin.net/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B

Внимание преподавателям, воспитателям, аспирантам!

Еженедельно, по субботам, в 7.20 утра мск, на сайте проводятся открытые дистанционные вебинары по образованию для устойчивого развития
http://moodle.imc.tomsk.ru/course/view.php?id=9

Руководитель вебинаров – Е.Н. Дзятковская, д.б.н., профессор, руководитель сетевой кафедрой ЮНЕСКО на базе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член Общественного совета по экологическому образованию стран СНГ.

Записи этих встреч вы сможете посмотреть в любое удобное для вас время на сайте http://moodle.imc.tomsk.ru/course/view.php?id=9 или на сайте http://partner-unitwin.net/, в рубрике «Наша работа. Вебинары».

Ключевые публикации Научной школы в 2017 году

Вышла монография:

Идеи устойчивого развития в школе: отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: монография / под ред. А.Н.Захлебного, Е.Н.Дзятковской. М.: Центр «Образование и экология». 2017. 172 с.

В монографии дана характеристика задач государственной образовательной политики по развитию экологической культуры молодежи для устойчивого социально- экономического развития России… Подробнее: Идеи устойчивого развития в школе: отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования : монография / под  ред. А.Н.Захлебного, Е.Н.Дзятковской. М.: Центр «Образование и экология». 2017. 172 с.

Другие публикации за 2017 по ссылке

Внимание преподавателям, воспитателям, аспирантам!
Подборку публикаций по экологическому образованию для устойчивого развитию, составленный Научной школой за другие годы – см.
http://partner-unitwin.net/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-3
фильмотеку – см.
http://partner-unitwin.net/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0
По всем вопросам сотрудничества пишите по адресу:
dziatkov@mail.ru

Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: Публикации научной школы Зверева И.Д., Захлебного А.Н., Суравегиной И.Т., Дзятковской Е.Н.

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter