ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ (РПС-ТЕОРИЯ):НАУЧНАЯ ШКОЛА В.С. ЛАЗАРЕВА (Руководитель: В.С. ЛАЗАРЕВ)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
afanasyeva@instrao.ru

Основатель и руководитель научной школы:

В.С. Лазарев, доктор психологических наук, профессор, академик РАО (общее число публикаций – 156).

Lazarev 640

 

Общая характеристика научной школы

Становление научной школы развивающихся педагогических систем началось в конце 1970-х годов, когда в научной школе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова были поставлены и стали обсуждаться проблемы внедрения в практику разработанной в этой школе принципиально новой модели обучения. На становление школы оказали влияние: философские идеи деятельностного развития человека (Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов, В.А. Лекторский); методология системно-деятельностного подхода к изучению и преобразованию действительности (Э.Г.Юдин и Г.П.Щедровицкий); культурно-историческая теория развития психики (Л.С. Выготский); психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев); психологическая концепция стратегического мышления (В.С. Лазарев); психологическая теория коллектива (А.В. Петровский); управленческая концепция организационного развития; методология системного решения проблем. Коллектив Научной школы (более 50 чел.) включает сотрудников Центра исследований инновационной деятельности в образовании Института стратегии развития образования РАО (Е.Г. Алексеенкова, Т.П. Афанасьева, С.Ж. Додуева, С.И. Краснов, Н.В. Малышева, О.М.Моисеева, Г.П. Новикова, Ю.С. Тюнников, Л.А. Харисова, О.Г. Хомерики, Т.М.Шукаева), Центра инновационных образовательных технологий Сургутского государственного педагогического университета; московских и региональных образовательных и научных организаций, региональных и муниципальных систем образования (Мурманск, Сургут, Белгород).

Основные направления и результаты научных исследований За 35 лет представителями Научной школы были заложены основы отечественной инноватики в образовании, разработан и обоснован ее понятийный аппарат; определены наиболее значимые проблемные области, предложены оригинальные научные и практические решения проблем эффективности инновационной деятельности.

Тем самым создана теоретико-методическая база эффективной инновационной деятельности в образовательных организациях как важнейшего условия повышения качества образования.

Тесная связь научной школы с практикой осуществляется через ежегодные международные научно-практические конференции «Инновационная деятельность в образовании»; «Инновационная деятельность в дошкольном образовании»; «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах», систему повышения квалификации руководителей и учителей (семинары, курсы, конференции, круглые столы, мастер-классы); руководство экспериментальными площадками; проведение опросов руководителей образовательных систем и организаций, учителей; консультирование практических работников образовательных организаций по вопросам модернизации образовательной деятельности.

Число публикаций научного коллектива за последние пять лет: более 200 работ.

Ученики Научной школы:

защищено 10 докторских (А.А. Ворожбитова, Н.В. Зеленко, Б.П. Мартиросян, И.С. Казаков, Н.В. Коноплина, Т.Н. Разуваева, Н.Н. Ставринова, Р.С. Бозиев, М.Ф. Пафова, В.И. Шаповалов) и 25 кандидат- ских диссертаций по проблемам инновационной деятельности в образовании. Количество защищенных под руководством В.С. Лазарева диссертаций: докторских – 4, кандидатских – 8.

Перспективная деятельность и основные задачи Научной школы:

– совершенствование методологии и методов изучения инновационных процессов и инновационной деятельности в образовании, а также методологии и методов их совершенствования;
– проведение фундаментальных и прикладных исследований процессов распространения новшеств в сфере образования, выявление факторов, содействующих и препятствующих эффективности этих процессов;
– исследование процессов модернизации педагогических систем образовательных организаций в соответствии с требованиями новых ФГОС, выявление факторов, содействующих и препятствующих эффективности этих процессов;
– научное обеспечение модернизации педагогических систем образовательных организаций, ориентированной на повышение их способности реализовать требования нового Федерального государственного образовательного стандарта;
– разработку технологий освоения новшеств в образовательных организациях;
– создание моделей поддержки инновационной деятельности в образовании на региональном и муниципальном уровнях;
– разработку критериев и методов комплексной оценки качества инновационной деятельности образовательных организаций;
– прогнозирование тенденций изменений инновационных процессов в образовании;
– разработка учебных программ и дидактических средств подготовки и повышения квалификации работников образования в области инновационной деятельности.

Фундаментальные теоретические положения, методология и инструментарий исследовательской программы научной школы и основные результаты ее реализации.

Новости Научной школы

18–19 апреля 2017 года в Пушкино на базе МБОУ СОШ № 8 состоялась XI международная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность в образовании», на которой обсуждался широкий круг вопросов, посвященных актуальным проблемам инновационной деятельности в образовании. 

Особое внимание было уделено вопросам построения пространства непрерывного развивающегося образования и повышения его качества, управления образовательными организациями в условиях их укрупнения и реструктуризации, инновационным моделям современных образовательных систем, технологиям реализации образовательных стандартов, преемственности образования между его уровнями, готовности педагогов к повышению.

Члены Научной школы приняли активное участие в подготовке и проведении конференции. 

На пленарном заседании выступили:
доктор педагогических наук, доктор психологических наук Новикова Г.П. с докладом «Методологические основы преемственности в системе непрерывного образования в условиях его структурных изменений»;
доктор педагогических наук Харисова Л.А. с докладом «Проблемы управления образовательными организациями в условиях их укрупнения и реструктуризации»;
доктор педагогических наук Тюнников Ю.С. с докладом «Готовность к инновационной деятельности как целе-функциональный ориентир системы непрерывной подготовки педагогов»;
кандидат педагогических наук Моисеева О.М. с докладом «Стратегии деятельности общеобразовательного комплекса при обеспечении преемственности и непрерывности образования: актуальность разработки».

ННШ Лазарева 1

В работе секции I «Общетеоретические основы инновационной деятельности в образовательных организациях» участвовали:
кандидат психологических наук Алексеенкова Е.Г. с докладом «Возможности повышения качества мотивационной среды участия педагогов общеобразовательного комплекса в решении задач преемственности и непрерывности»;
кандидат педагогических наук Краснов С.И. с докладом «Гуманитарное проектирование как метод организации творческой коммуникации, реализующий принципы преемственности и непрерывности в образовании»;
Малышева Н.В. с докладом «Практическая реализация теории гуманитарного проектирования в образовании: пример организации межшкольного разновозрастного проекта в методологии проектных чтений»;
доктор педагогических наук Тюнников Ю.С. с докладом «Практические задачи инновационной деятельности в системе непрерывной подготовки педагога(проблемы классификации)»;
кандидат педагогических наук Шукаева Т.М. с докладом «Механизм анализа деятельности общеобразовательного комплекса в условиях укрупнения».

ННШ Лазарева 2

На секции II «Управление инновационными процессами в системе непрерывного образования при введении ФГОС нового поколения» с докладом выступила доктор педагогических наук, доктор психологических наук Новикова Г.П. «Преемственность и непрерывность образовательного процесса в образовательных комплексах на современном этапе».

В работе секции III «Актуальные проблемы развития дошкольного образования на современном этапе» приняли участие:
кандидат педагогических наук Афанасьева Т.П. с докладом «Реализация преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях структурных изменений»;
доктор педагогических наук, доктор психологических наук Новикова Г.П. с докладом «Теоретическое обоснование принципов преемственности и непрерывности при создании укрупнённых образовательных организаций»;
доктор педагогических наук Харисова Л.А. и кандидат педагогических наук Шукаева Т.М. с докладом «Проблема преемственности при создании укрупненных образовательных комплексов».

В рамках конференции членами Научной школы проведены круглые столы по проблемам повышения преемственности и непрерывности образования:

«Инновационные модели обеспечения преемственности непрерывного образования» (модераторы: кандидат педагогических наук Афанасьева Т.П.; доктор педагогических наук, доктор психологических наук Новикова Г.П.; доктор педагогических наук Тюнников Ю.С.);
«Механизмы деятельности образовательных организаций при переходе на новый уровень развития» (модераторы: доктор педагогических наук, доктор психологических наук Новикова Г.П.; доктор педагогических наук Харисова Л.А.);
«Технологии гуманитарного проектирования как средство развития метапредметных способностей субъектов образования» (модераторы: кандидат педагогических наук Краснов С.И.; Малышева Н.В.);
«Преемственность и непрерывность содержания дошкольного и начального основного образования в современной информационной среде» (модератор - доктор педагогических наук, доктор психологических наук Новикова Г.П.).

По результатам работы конференции подготовлен сборник материалов в 2 частях: Инновационная деятельность в образовании: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г.П. Новиковой. Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2017. 668 с.; Инновационная деятельность в образовании: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Часть II // под общей редакцией Г.П. Новиковой. Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2017. 364 с.
Ознакомиться с материалами конференции можно по ссылке http://irot.msk.ru/deyatelnost/materialy-konferencij.html


5-10 июня 2017 года в школе № 2115 в Новых Черемушках в игровой форме прошли курсы повышения квалификации учителей под руководством Краснова Сергея Ивановича и Малышевой Надежды Викторовны по введению метода проектов в образовательный процесс на основе проектной технологии В.С. Лазарева.

ННШ Лазарева 3

Педагоги смогли не только овладеть понятиями социально-культурного проекта, гуманитарного проекта, жизненной позиции и уровней ее развития, способа понимания в проблемной ситуации, определяющего последующую жизненную позицию, но и инструментарием повышения качества проектной деятельности, опирающегося на методы ее рефлексивного анализа.

6 декабря 2017 года в лицее 1561 прошла читательская конференция учащихся 5-11 классов, построенная на основе проектной технологии. В ее проведении приняли активное участие представители нашей Научной школы С.И. Краснов и Н.В. Малышева. В конференции участвовали детские писатели Юлия Каштанова, Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский, родители учащихся; учёные Российской академии образования.

ННШ Лазарева 4

На конференции учащиеся в рамках групповой работы проанализировали «рекомендованные списки для чтения» и разработали собственные рекомендации для их составления, которые представили на общее обозрение. Работа проходила бурно, интересно, «на одном дыхании».

ННШ Лазарева 5

Форма проведения конференции стала мощным стимулом творческой работы школьников. После ее окончания многим из них долго не хотелось завершать работу и расходиться, а списки все увеличивались…

15 декабря 2017 года в рамках проекта «Дети – детям», реализуемого С.И. Красновым и Н.В. Малышевой, вышел в свет второй сборник рассказов участников проектных чтений «[Не]придуманные истории-2».

Первый сборник «[Не]придуманные истории», изданный по итогам проектной деятельности обучающихся школ г. Москвы, был представлен в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) 15 июня в рамках презентации результатов деятельности сетевой экспериментальной площадки Института.

ННШ Лазарева 6

Подробнее о мероприятии можно узнать по ссылке http://www.instrao.ru/index.php/novosti-podrazdeleniya/item/2288-v-ramte-sostoyalas-prezentaciya-rezultatov-deyatelnosti-setevoy-eksperimentalnoy-ploschadki-instituta

ННШ Лазарева 8

Цель проектных сессий, которые проводятся ежегодно продолжительностью в 3-5 дней, – средствами гуманитарного проектирования помочь школьникам сформировать свое уникальное понимание литературы, научиться создавать свой творческий продукт. Необходимыми условиями для этого служит формирование у участников понятий «проект», «нормы проектирования», «гуманитарный проект», а также проведение квалифицированной экспертизы представленных учащимися и педагогами проектов.

ННШ Лазарева 9

Работа на сессиях включает пленумы, где проходит презентация проектов и проводится рефлексивный анализ проектной деятельности, а также детальную проработку совместных проектов и поиск возможных путей их развития в группах «по интересам».
По материалам проектных сессий создаются сборники созданных участниками произведений (сказок, повестей, стихотворений, эссе, рассказов, сочинений, критических статей).

Юбилей

18 мая 2017 года был юбилей основателя и лидера нашей научной школы - Валерия Семеновича Лазарева.

За 35 лет исследований под руководством Валерия Семеновича коллективом возглавляемой им научной школы были заложены основы отечественной инноватики в образовании, разработан и обоснован ее понятийный аппарат, определены наиболее значимые проблемные области, предложены оригинальные научные и практические решения проблем развития образовательной деятельности. Тем самым создана теоретико-методическая база совершенствования механизмов развития в образовательных организациях как важнейшее условие повышения качества российского образования.

Профессионализм, широкая эрудиция, необычайное трудолюбие, ответственность и преданность своему делу позволили ему стать выдающимся ученым, автором мно- гочисленных трудов по психологии мышления, психологии образования, управления образованием, педагогической инноватике. Он первым из российских ученых применил общие идеи организационного развития и проектного управления к развитию образовательных систем, создал теорию системно-целевого развития школы, теорию развивающихся образовательных систем, теорию педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности.

Коллектив научной школы поздравляет Валерия Семеновича с юбилейной датой, искренне желает ему здоровья, долголетия и творческих успехов в служении Российскому образованию!

Основные публикации научной школы:

В «Учительской газете» №31 от 1 августа 2017 года опубликована статья доктора психологических наук, профессора, академика РАО В.С. Лазарева «Подмена понятий» о псевдопроектной деятельности.

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ (в формате pdf).  

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter