НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ НАУЧНАЯ ШКОЛА В.Г. РАЗУМОВСКОГО (Руководитель: Ю.А. САУРОВ)

Адреса электронных почт для связи
с представителями научной школы:
saurov-ya@yandex.ru, andreevaira@mail.ru 

Основатель и руководитель научной школы:

Основатель научной школы (ушел из жизни 21.02.2017): Василий Григорьевич Разумовский, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО.

Руководитель научной школы: Юрий Аркадьевич Сауров, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры физики и методики обучения физике Вятского государственного университета.

Основополагающими работами в определении единомышленников стали «Творческие задачи по физике в средней школе» (1966), «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» (1975).

Они задали тему и планку многих научных исследований.

Исследовательскую деятельность Научной школы, связанную с разрабатываемыми концепциями в теории и методике обучения физике, ведут доктора наук Ю.А. Сауров, В.В. Майер, А.А. Фадеева, И.Г. Андреева и др.; кандидаты наук А.Ю. Пентин, Г.Г. Никифоров, Е.И. Вараксина, К.А. Коханов, Ю.В. Иванов и др.; аспиранты и соискатели М.П. Позолотина, Д.В. Перевощиков, А.П.Сорокин и др.; многочисленные магистранты и учителя-экспериментаторы.

Логика научного познания с опорой на творчество Галилея и Эйнштейна получила выражение в дидактическом принципе цикличности «факты, проблема – гипотеза, модель – следствия, выводы – эксперимент, практика» Этот принцип, во-первых, обеспечивает успешность предметно-практической деятельности школьников, тем самым формируя их познавательную и социальную мотивацию; во-вторых, позволяет содержательно и процессуально оптимизировать учебную работу школьников при изучении нового материала, решении физических задач, выполнении творческих лабораторных работ и др.

Теоретико-методологический потенциал исходной идеи при её конкретизации даёт большое число вариантов построения успешных методических систем. Так, в разное время были разработаны следующие концепции: содержания образования как системы учебных физических теорий, как «физики в самостоятельных исследованиях», как интегрированного курса физики и астрономии; системы современного учебного физического эксперимента, в том числе модели современного кабинета физики; моделей уроков как технологии обучения; методики деятельности с учебными физическими задачами; формирования естественнонаучной грамотности школьников и др. В итоге такая научно-методическая деятельность способствует консолидации деятельности методистов и учителей, что обеспечивает успешное функционирование и развитие названной Научной школы.

На Ученом совете Института от 23 октября 2017 года в качестве руководителя Научной школы Василия Григорьевича Разумовского была одобрена кандидатура Саурова Юрия Аркадьевича, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора кафедры физики и дидактики физики Вятского ГГУ.

  Характеристика-представление

на доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры физики и методики обучения физике Вятского государственного университета, члена-корреспондента РАО

Саурова Юрия Аркадьевича

  Сауров Юрий Аркадьевич, 1947 года рождения, в 1973 году окончил физический факультет КГПИ им. В. И. Ленина, в 1980 году аспирантуру НИИ СиМО АПН СССР (руководитель В. Г. Разумовский), в 1993 году защитил в Институте общеобразовательной школы РАО докторскую диссертацию «Проблема организации учебной деятельности в методике обучения физике». Стаж научно-педагогической работы составляет 54 года, в том числе стаж педагогической работы в высшем учебном заведении Кировский госпединститут им. В. И. Ленина (ВятГУ) – 38 лет. В 2006 году избран по конкурсу членом-корреспондентом РАО по Отделению общего среднего образования по специальности «Методика обучения физике». 
Имеет свыше 500 публикаций, из них: около 100 учебно-методических пособий (из них 24 учебники и учебные пособия федерального уровня Московских издательств); более 300 научных работ (из них 19 монографий, 3 статьи в журналах базы Web of Science, SCOPUS, более 100 статей в РИНЦ, около 70 статей в журналах перечня ВАК РФ).

  Последние десять лет работает членом редакционных советов (коллегий) журналов «Образование и саморазвитие» (Казанский Федеральный университет), «Физика: научно-методический журнал для учителей физики» (Москва), «Учебная физика» (журнал РАО), «Вестник ВятГГУ» (Киров), «Вестник гуманитарного образования» (Киров), «Физика в школе» (Москва).

  Награжден значком «Отличник народного просвещения» (1994), медалью К. Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2000) и др.

Полный текст характеристики см. по ссылке

Результаты исследований:

издание книг серии «Библиотека учителя физики», первой монографии экспериментального дидактического исследования «Совершенствование содержания обучения физике в средней школе» (1978), успешная реализация двух больших международных проектов - «Методика обучения физике в школах СССР и ГДР» (1978) и «Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран» (1985).

За сорок лет получены социально-значимые результаты: постоянно вовлечено в деятельность по тематике научной школы несколько сотен методистов и учителей, защищено до десятка докторских и около сотни кандидатских диссертаций, подготовлен ряд комплектов учебников с десятками переизданий, издано не менее тридцати монографий, построено до пятидесяти учебных и методических пособий для студентов и учителей, написано свыше тысячи статей.

Назовём несколько монографических исследований последнего времени: В.Г. Разумовский, В.В. Майер. Физика в школе: научный метод познания и обучение (М., 2004); В.Г. Разумовский, В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, В.В. Майер. Стратегическое проектирование развития физического образования: монография (Киров, 2012); В. Г. Разумовский, В.В. Майер, Е.И. Вараксина. ФГОС и изучение физики в школе: о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников: монография (М., СПб.,2014); К.А. Коханов, Ю.А. Сауров. Методология функционирования и развития школьного физического образования: монография (Киров, 2012); В.Г Разумовский., А.Т. Глазунов, В.А.Орлов, А.А. Фадеева Модернизация школьного курса физики: 7–11 классы/Под ред. В.А. Орлова, А.Т. Глазунова (М.,2014); Современный физический эксперимент. Современные технологи: 7–11/ Под ред. Г.Г. Никифорова (М., 2015).

 Новости научной школы

  23 октября 2017 года в качестве руководителя Научной школы Василия Григорьевича Разумовского была одобрена кандидатура Саурова Юрия Аркадьевича, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора кафедры физики и дидактики физики Вятского ГГУ. Полный текст характеристики см. по ссылке

  29 августа 2017 года сотрудники Института стратегии развития образования РАО А.Ю. Пентин и Г.Г. Никифоров приняли участие в августовской конференции учителей физики, химии, биологии и физической географии Раменского муниципального района в МОУ Раменской СОШ №5.

Совместная конференция учителей сразу всех естественнонаучных предметов была проведена впервые. Такой формат конференции был выбран в связи с необходимостью обсудить общие вопросы в контексте требований ФГОС ООО к образовательным результатам в части естественнонаучных предметов. Если суммировать эти требования в применении к основной школе, то их можно свести к одной общей задаче: формированию у обучающихся естественнонаучной грамотности. Такое обсуждение именно сейчас стало особенно актуальным в связи с плановым введение ФГОС ООО по биологии и географии в 2015 году, физики в 2017 году, а также трансформацией КИМ ОГЭ и ЕГЭ по естественнонаучным предметам, в которых появляются задания, проверяющие методологические умения учеников и требующие применения знаний из смежных предметов. По существу, некоторые из таких заданий уже оценивают компетенции учащихся, относящиеся к естественнонаучной грамотности.

В Раменском районе Московской области с 2014 г. работает экспериментальная площадка Института стратегии развития образования РАО, научными руководителями которой являются А.Ю. Пентин и Г.Г. Никифоров, соответственно заведующий и старший научный сотрудник центра естественнонаучного образования ИСРО РАО. Темой исследования на этой площадке является обновление методики преподавания физики на основе научного метода познания, а цель состоит в разработке и обосновании такой методики, которая обеспечивала бы повышение естественнонаучной грамотности учащихся. В настоящее время в исследовании в той или иной степени участвуют практически все школы Раменского района. В экспериментальных школах непосредственно отрабатывается сама методика, в контрольных – выполняются диагностические срезы для сравнения результатов с экспериментальными школами, а все другие школы систематически информируются о ходе исследования и обеспечиваются уже апробированными методическими материалами.

Выступление на конференции А.Ю. Пентина было посвящено общим подходам, которые должны объединять всех учителей-естественников. Этот доклад назывался «Вопросы, которые нас объединяют». Смысл изучения всех естественных наук в школе А.Ю. Пентин представил как попытку ответить на три взаимосвязанных вопроса: «Почему?» – «Как?» – «Откуда мы это знаем?» Первый вопрос – это вопрос о причинах того или иного явления, иначе говоря, почему что-то происходит так, а не иначе. Второй – о том, как устроен какой-то объект. Третий – как или каким способом мы получили то или иное знание, т.е. это вопрос, относящийся к научному мет оду познания. Взаимосвязь этих трех вопросов и то, как они могут быть «вплетены» в преподавание всех естественнонаучных предметов, была проиллюстрирована на примерах их физики, биологии, географии.

290817 Pentin

Конкретным задачам реализации ФГОС ООО и формирования естественнонаучной грамотности было посвящено выступление методиста МОУ МЦ «Раменский дом учителя» Поповой Г.М., которая курирует проводимое в районе исследование со стороны самого Раменского района.

Еще одной важной темой выступлений на общем заседании стала организация проектной и исследовательской деятельности. Это было обусловлено, с одной стороны, тем, что в соответствии с ФГОС каждый учащийся должен защитить индивидуальный проект, и этому нужно учить, а с другой, любой проект по естественным наукам по сути своей имеет метапредметный характер, что дает возможность целенаправленно формировать и оценивать различные метапредметные умения.

290817 Popova Pentin Nikiforov

Программа выступлений была составлена таким образом, что позволяла слушателям получить необходимую информацию о возможностях школы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, о затруднениях, с которыми сталкиваются школьники и учителя при подготовке проектов, а также о конкурсах проектов регионального и всероссийского уровня в которых можно участвовать в 2017-2018 учебном году.

После завершения общего заседания работа продолжилась в предметных секциях, где прошли выступления и мастер-классы учителей и методистов. В частности, на секции физики Г.Г. Никифоров и учитель физики школы №19 г. Раменское Е.С. Рябова продемонстрировали урок физики, в основе которого лежит экспериментальное исследование учащихся.

290817 Nikiforov

На предметных секциях были также рассмотрены наиболее актуальные вопросы на начало 2017-2018 учебного года:

• Введение астрономии как отдельного учебного предмета в старшей школе. Обзор нормативных документов, а также ссылки на образовательные ресурсы для повышения квалификации учителей сделала Г.М. Попова. А.Ю. Пентин как один из разработчиков обязательного минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускников по астрономии ответил на вопросы учителей об основных проблемах преподавания этого предмета в 2017 году.
• Плановое введение ФГОС ООО по естественнонаучным предметам в 7 классах. Обеспечить изучение естественнонаучных предметов в соответствии с требованиями ФГОС могут помочь методические рекомендации по обновлению методики преподавания на основе научного метода познания. Такие рекомендации для физики были подготовлены по итогам экспериментальной работы в 2016-2017 учебном году и представлены авторским коллективом в составе А.Ю. Пентин, Г.Г. Никифоров и Г.М. Попова учителям района. В рекомендациях представлена новая методическая система изучения физики в 7 классе, основанная на использовании научного метода познания как дидактического принципа организации учебного процесса. Приоритет в проектировании учебного процесса отдается изучению нового материала на основе самостоятельной деятельности учащихся в форме уроков-исследований. Идеи, представленные в методических рекомендациях, апробированы в рамках постоянно действующего семинара «Современный урок» школ Раменского района, работа которого ведется в рамках научной школы академика РАО В.Г. Разумовского. Все модели уроков, приведенные в пособии, были разработаны и проведены учителями, участниками этого семинара.
• Продолжение опытно-экспериментальной работы по обновлению методики преподавания естественнонаучных предметов на основе научного метода познания в 8 классе. Г.Г. Никифоров рассказал о ключевых идеях, которые будут положены в изучение курса физики 8 класса и более подробно продемонстрировал это на примере темы «Тепловые явления.

Результатами августовской конференции учителей-естественников Раменского района стали следующие согласованные решения:

  • провести серию методических семинаров по химии, физике, биологии и физической географии под общей темой «Деятельностный урок по предметам естественнонаучного цикла», на которых смешанные творческие группы попробуют согласовать представления учителей об организации деятельности ученика на уроке, способствующей формированию естественнонаучной грамотности;
  • включить в работу экспериментальной площадки на базе школ Раменского района разработку и апробацию методик на основе научного метода познания уже и для химии и биологии с включением в работу специалистов по этим предметам из центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО. 

Основные публикации научной школы:

Разумовский Василий Григорьевич -  гордость и совесть российского образования. Статья Андреевой И.Г., д.м.н. По ссылке статья: Разумовский Василий Григорьевич -  гордость и совесть российского образования.

Основные идеи - метода научного познания отражены в следующих публикациях авторов научной школы:

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ФГОС. Андреева И.Г. Физика в школе. 2013. № 7. С. 29-42.

2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Андреева И.Г. Химия в школе. 2017. № 2. С. 11-18.

3. РАЗУМОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - ГОРДОСТЬ И СОВЕСТЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Андреева И.Г. Педагогика. 2017. № 2. С. 124-128.

4. АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА В.Г. РАЗУМОВСКОГО КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сауров Ю.А., Андреева И.Г. Физика в школе. 2016. № 7. С. 11-18.

5. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ. Андреева И.Г. Педагогика. 2012. № 10. С. 31-39.


Сауров Ю.А., Методика обучения физике: поиски смыслов - люди и идеи... Вопросы науковедения [Текст]: монография/ Ю.А. Сауров - Киров; Кировская областная типография, 2017. - 356 с.

Saurov metodika obu4

Saurov metodika obu4 2

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: Публикации научной школы В.Г. Разумовского

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter