ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНАЯ ШКОЛА С.Я. БАТЫШЕВА–А.М. НОВИКОВА (Руководитель: Т.Ю. ЛОМАКИНА)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
lll@instrao.ru

Основатели и руководитель научной школы:

Руководитель Научной школы: Татьяна Юрьевна Ломакина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая Центром исследования непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО.

Основатели Научной школы:

академики РАО, заслуженные деятели науки РФ – Герой Советского Союза Сергей Яковлевич Батышев (1915–2000) и Александр Михайлович Новиков (1941–2013).

В историю отечественного образования С.Я. Батышев вошел как создатель нового научного направления – профессиональной педагогики. В 50-х гг. XX века он первым обозначил проблему научного обеспечения системы профессионально-технического образования.

Им были созданы Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования (Ленинград, 1964г.), Институт среднего профессионального образования РАО (Казань,1975г.), Отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования АПН РАО (1973г.), впоследствии – Отделение профессионального образования РАО.

С.Я. Батышев опубликовал 36 книг, 33 брошюры, более 400 научных статей, среди них: «Производственная педагогика», ««Подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве», «Подготовка рабочих широкого профиля» и др.

Научным подвигом С. Я. Батышева стала организация им больших авторских коллективов по написанию и изданию таких фундаментальных трудов, как первый в мире учебник «Профессиональная педагогика» (1997г., 2000г., 90 п.л.) и первая в мире трехтомная «Энциклопедия профессионального образования» (1999г., 240 п.л.) и др.
С. Я. Батышевым подготовлено 13 докторов и 69 кандидатов наук.

Ученик Сергея Яковлевича и его последователь А.М.Новиков возглавил Отделение базового профессионального образования в 1995г. Он автор более 350 научных работ по методологии и теории педагогики, теории и методике трудового обучения и профессионального образования. Им подготовлено 11 докторов и 33 кандидата наук.

В 1996 г. был создан Исследовательский центр проблем непрерывного образования под руководством А.М.Новикова.

Академиком А.М. Новиковым разработана методология педагогики, заложены основы развития педагогической науки в постиндустриальном обществе. Им опубликовано более 350 научных трудов. Самые значительные из них находятся в открытом доступе на сайте (19 книг, 50 статей и 3 словаря). Он подготовил 11 докторов и 33 кандидата наук.

Теоретические положения, на которых базируется Научная школа С.Я. Батышева – А.М. Новикова:

– методологические подходы к изучению профессиональной педагогики и теории непрерывного образования;
– профессиональная педагогика и теория непрерывного образования как междисциплинарные отрасли научного знания общей педагогики, философии, психологии, методологии, кибернетики, теории систем, системного анализа, общей теории управления и т.д.;
– охват профессиональной педагогикой и непрерывным образованием всех возрастных и социальных групп обучающихся, всех уровней образования в их преемственности и взаимосвязи;
– распространение действия профессиональной педагогики и теории непрерывного образования на все сферы (экономические, социальные, культурные) развития России в разные исторические периоды: индустриального общества (последние десятилетия XXв.) и период современного постиндустриального общества.

Результаты исследований Научной школы:

создание и развитие профессиональной педагогики как новой отрасли научного знания; теории развития профессионального образования России; теории непрерывного образования; теоретических основ диверсификации образовательных систем, методологических основ преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования, теории управления образовательными системами; выявление особенностей развития образования в условиях постиндустриального общества; оснований современной общей возрастной педагогики; построение понятийно-категориального аппарата и логической структуры педагогики постиндустриального общества.


Краткая информация о работе филиала научной школы академика Новикова А.М. в Бурятии (на базе кафедры общей педагогики Педагогического института ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет») (ссылка на документ)

Востребованность идей Научной школы:

в 2015 году Российской академией образования учреждена медаль имени С.Я. Батышева, которой награждаются ученые за значительные успехи в развитии профессионального образования.

Результаты исследований Научной школы ежегодно докладываются на международных научных чтениях памяти С.Я. Батышева, которые проводятся с 2003 года, а также на Международных конференциях «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» (г. Санкт-Петербург.); на конференциях, посвященных памяти А.М. Новикова (2014, 2015, 2016 гг.).

Перспективы развития Научной школы:

методологические и теоретические исследования проблем российского образования в условиях глобализации, научное обеспечение дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования.

Выполнение тем по государственному заданию и грантам тесно связано с указанными перспективами развития Научной школы.

Основные публикации научной школы:

2017 год

В журнале «Социальная педагогика в России» опубликована статья старшего научного сотрудника М.А.Аксеновой «Проектирование образовательной деятельности центра компетенций». Рассматриваемые в данной статье вопросы посвящены обоснованию некоторых подходов к проектированию образовательной деятельности центров компетенций как инновационных ресурсов развития профессиональных компетенций специалистов социальной сферы, отвечающих современным, динамично изменяющимся требованиям производства и практики.

Вышла статья «Медиаобразовательная деятельность дошкольников по экологической тематике» в журнале «Детский сад: теория и практика» №3, 2017 г. Авторы статьи - С.И.Гудилина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, Н.В.Заусаева и М.Н.Майор, директор и педагог школы № 2000 г.Москвы, которая является экспериментальной площадкой института.
В статье поднимаются вопросы медиаобразования и влияния медиапроектов на развитие детей дошкольного возраста. Представлен опыт экологического воспитания дошкольников с использованием медиаобразовательных приемов.

В журнале "Научный диалог" № 10, 2017г. опубликованы две рецензии на монографию "Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования" (2015), авторы Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Работа издана при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-06-16002. Рецензии: Бахтигулова Л.Б. "Непрерывное экономическое образование как педагогическая проблема" (с.396-402) и Коржуев А.В. "Непрерывное экономическое образование: на перекрестке проблем" (с. 406-408).

Издательство "Нестор-История" при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-16015) выпустило книгу д.п.н., профессора, зав. центром исследований непрерывного образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" Ломакиной Т.Ю. и аспирантки ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования", к.п.н. Дзюбенко С.В. "Теория и практика развития исследовательских компетенций учителя". - М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - 192 с.

В монографии уточнены содержание понятий «исследовательская деятельность учителя», «исследовательские компетенции учителя», «инновационная среда общеобразовательной организации»; определены теоретические подходы и принципы моделирования процесса развития исследовательских компетенций учителя; выделены функции исследовательской деятельности учителя и проведена их классификация по сферам профессиональной деятельности учителя, определена структура исследовательских компетенций учителя; разработана и апробирована процессуально-содержательная модель развития исследовательских компетенций учителя в инновационной среде общеобразовательной организации; показаны структурные компоненты, признаки, основные характеристики инновационной среды общеобразовательной организации как ресурса развития исследовательских компетенций учителя.


Ознакомиться с полным списком трудов научной школы за прошедшие годы по ссылке: Научные публикации научной школы С.Я. БАТЫШЕВА–А.М. НОВИКОВА (в формате pdf)

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter