СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: НАУЧНАЯ ШКОЛА Л.И. НОВИКОВОЙ (Руководитель: Н.Л. СЕЛИВАНОВА)

Адрес электронной почты для связи 
с представителями научной школы:
centrvospitaniya@instrao.ru

Визитка научной школы: Презентация Научной школы (pdf)

Основатель и руководитель научной школы:

  Ее основатель и лидер – Людмила Ивановна Новикова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, автор более 200 монографий, пособий, статей по проблемам воспитания. Ее кредо – системное, междисциплинарное исследование феномена воспитания.

Руководитель Научной школы – Селиванова Наталия Леонидовна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующая центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО".

  Новикова Людмила Ивановна (1918 – 2004 гг.), доктор педагогических наук, профессор, Лауреат премии Президента России в области образования (1997 г.); действительный член АПН СССР (1990 г.), академик РАО (1993 г.), награждена орденом «За заслуги перед Отечеством»; медалью К.Д. Ушинского; медалью А.С. Макаренко, знаком «Отличник народного образования СССР».

  Свой педагогический путь Людмила Ивановна начала с обучения в МГУ им. М.В.Ломоносова, блестяще его закончила. А далее «ступени» к творчеству, научной деятельности: учитель математики, директор школы, аспирантка НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (1948 – 1951 гг.); младший, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией в НИИ теории и истории педагогики, НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, преподаватель вуза. В 1970-80 гг. начинается разработка проблем воспитания на основе системного научного подхода - теории, истории и практики воспитательных систем (отечественных и зарубежных). (А.Т. Куракин А.Т., Л.И. Новикова. О системном подходе к исследованию проблем воспитания /Советская педагогика. – 1970, № 10). Вместе с единомышленниками она стала создателем инновационного направления в педагогической науке, начав разработку новых методологических, теоретических подходов к воспитанию, с одной стороны, как целенаправленно управляемому, а, с другой, как к саморегулируемому процессу; идей теории воспитательных систем, которые впоследствии послужили основой для создания концепции воспитательного пространства.

Novikova

Основатель научной школы – Л.И. Новикова.


  Людмила Ивановна – ученый широкого профиля, всегда опиравшаяся в разработке педагогических проблем воспитания на новейшие научные данные (философии, психологии, антропологии, социологии), реальную практику.

  Под научным руководством Людмилы Ивановны были успешно защищены по проблемам воспитания диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук. И сегодня ее ученики продолжают дело учителя, возглавляют кафедры педагогики, педагогические учреждения, готовят новые кадры исследователей. Это «костяк» научной школы Л.И. Новиковой.

  Имя Л.И. Новиковой присвоено лицею № 87 Нижнего Новгорода (2008) и Владимирскому институту развития образования (2009).

Licei 87

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №87 ИМЕНИ Л.И.НОВИКОВОЙ»ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Ссылка: http://lyceum87.nnov.ru, г. Нижний Новгород

     Vlad Inst

Pam Novikova 640

  Постановлением губернатора Владимирской области за № 780 от 22 сентября 2009 года Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой» было присвоено имя Людмилы Ивановны Новиковой.

  Ссылка: официальный сайт ВИРО имени Л.И.Новиковой http://www.viro33.ru

  Среди учеников Людмилы Ивановны – ведущие исследователи проблем методологии, теории и практики воспитания: Алиева Л.В., доктор пед. наук, профессор; Воропаев М. В., доктор пед. наук, профессор; Гаврилин А.В. , доктор пед. наук, профессор; Газман О.С., член-корреспондент РАО; Демакова И.Д, доктор пед. наук, профессор; Караковский В.А., член-корреспондент РАО, доктор пед. наук; Мануйлов Ю.С., доктор пед. наук; Мудрик А.В., член-корреспондент РАО, доктор пед. наук, профессор; Селиванова Н.Л., член-корреспондент РАО, доктор пед. наук, профессор.

nsn

nsn2

  В декабре 2016 года в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой» состоялось торжественное открытие мемориальной доски с надписью: «Институт носит имя Л.И.Новиковой (1918-2004), выдающегося педагога, доктора педагогических наук, профессора, действительного члена АПН СССР и Российской академии образования, стоявшей у истоков Владимирской школы системного подхода в воспитании». Л.И. Новикова является основателем научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи». Многие сотрудники института принадлежат данной школе.

  Ссылки: официальный сайт ВИРО имени Л.И.Новиковой http://www.viro33.ru/institute/history.html

centr

 Ped vosp NovikovaНаучным коллективом лаборатории теории воспитания (ныне Центр стратегии и теории воспитания личности) подготовлена и издана работа Л.И.Новиковой  – Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И.Соколова. –  М., 2010. 

ISBN 978-5-9292-0191-2

В книгу вошли избранные труды академика РАО Л.И.Новиковой, одного из ведущих представителей российской педагогической науки, признанного лидера научной школы. Основное содержание составляют работы Л.И. Новиковой по принципиальным для ее творчества проблемам: развития коллектива и личности, воспитательных систем и воспитательного пространства, методологических аспектов в теории воспитания.

 

Руководитель Научной школы

Selivanova v nsСеливанова Наталия Леонидовна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующая Центром стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО.

Н.Л. Селиванова с 1974 года работает в структуре АПН СССР (впоследствии РАО). После окончания очной аспирантуры она прошла путь от младшего научного сотрудника до заведующей лабораторией теории воспитательных систем Института теоретической педагогики и международных   исследований   в   образовании,   впоследствии реорганизованной в Научный центр современных проблем воспитания Института теории образования и педагогики РАО. Н.Л. Селиванова является одним из инициаторов создания данного центра.

Н.Л. Селиванова имеет высшее образование по специальности учитель математики (в 1970 г. окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина). В 1980 г. защитила кандидатскую, а в 1997 г. - докторскую диссертацию по теме «Класс и его воспитательные функции в современной школе». В 2000 г. Н.Л.Селивановой присвоено ученое звание профессора по специальности «Общая педагогика». В 2005 году она избрана член-корреспондентом РАО.

Н.Л. Селиванова в соавторстве с Л.И.Новиковой и В.А.Караковским разработала теорию воспитательных систем, в которой нашли место новые эффективные способы воспитания личности школьника и студента. Теория воспитательных систем представлена в книге «Воспитание... Воспитание? Воспитание!», одним из авторов которой является Н.Л. Селиванова. Этой книге присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования за 1997 год.

  Органичным углублением теории воспитательных систем стала разработка Н.Л. Селивановой концепции воспитательного пространства (совместно с Л.И. Новиковой). Эта концепция получила широкое распространение в массовой педагогической практике образовательных организаций основного и высшего образования. Теория воспитательных систем и концепция воспитательного пространства явились идейным стержнем большого количества исследований, ориентированных на решение задач формирования личностно-профессиональной позиции студента и вузовского преподавателя, формирования социокультурной идентичности студента, создания организационно-педагогических условий для внеаудиторной деятельности студентов. Данные исследования вошли составной частью в деятельность научной школы академика Л.И. Новиковой, руководство которой в течение последних пятнадцати лет неизменно осуществляет Н.Л. Селиванова. Как руководитель научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи» Н.Л. Селиванова добилась того, что исследования и разработки научной школы стали хорошо известными не только в России, но и за её пределами.

  Руководимый Н.Л. Селивановой Центр стратегии и теории воспитания личности известен в РАО своими обширными и плодотворными связями с практикой. Центр тесно связан с Костромским, Воронежским, Нижегородским, Новосибирским, Оренбургским, Тольяттинским, Ульяновским государственными педагогическими университетами, с Московским городским педагогическим институтом, с Арзамасским филиалом Нижегородского университета.

  Это сотрудничество позволяет Центру апробировать и внедрять продукты исследовательской деятельности в инновационную педагогическую практику.

  Н.Л. Селиванова – член бюро отделения философии образования и теоретической педагогики. Она активно участвует в совместных мероприятиях отделений философии образования и теоретической педагогики и профессионального образования.

  Особое направление деятельности Н.Л. Селивановой - подготовка научных кадров; для нее характерен постоянный поиск творческих, неординарных исследователей в области теории воспитания. Под ее руководством и при научном консультировании защищено 11 кандидатских и 3 докторских диссертации. С 2016 года Н.Л. Селиванова является председателем диссертационного совета ФГБНУ ИСРО РАО и членом диссертационного совета ОАНО ВОМПСУ.

  Результаты научной работы Н.Л. Селивановой отражены в более чем 200 публикациях. Н.Л. Селиванова – член редколлегий журналов «Классный руководитель», «Образование личности», «Вестник РФФИ. Гуманитарные науки», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование»; член редакционных советов журналов «Вестник Свято-Тихоновского гуманитарного университета», «Известия РАО», «Сибирский педагогический журнал», «Инновации в образовании».

  Отдельным направлением работы Н.Л. Селивановой является экспертная деятельность. В течение 10 лет она была заместителем председателя экспертного совета по комплексному изучению человека, психологии, педагогике, социальным проблемам здоровья и экологии человека в РГНФ, последние три года является членом данного совета. Выполняла экспертизу конкурсных заявок и отчетов по мероприятиям Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». В настоящее время Н.Л. Селиванова – эксперт комиссии по направлению «Общественные и гуманитарные науки» при Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых; эксперт РНФ; руководитель экспертной группы «Психология и педагогика» V очереди открытого конкурса на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых (мегагранты).

  С 1990 года Н.Л. Селиванова является членом международной ассоциации «Moraleducation», с 2012 года – соучредителем Русско-итальянской культурной ассоциации «Наш мир – диалог культур».

  Н.Л. Селиванова награждена Золотой медалью РАО «За достижения в науке», Медалью им. К.Д. Ушинского, медалью «В память 850-летия Москвы», благодарностью Великой Княгини Марии Владимировны, Главы Российского Императорского дома «За примерное профессиональное служение Отечеству и высокополезные труды на поприще сохранения и развития традиций Российского образования».

  В коллективе Научной школы сегодня можно выделить пять поколений исследователей. Сегодня коллектив школы объединяет 25 докторов и 84 кандидата наук.

  В рамках научной школы Л.И. Новиковой родились и новые школы с центрами: в г. Москва (А.В. Мудрик), г. Воронеж (М.В. Шакурова), г. Владимир (А.В. Гаврилин), г. Ульяновск (С.Д. Поляков).

  Традиции Научной школы. Школа Л.И. Новиковой известна своими научными традициями, среди которых:

qМеждисциплинарный и системный характер исследований (сотрудничество с В.И. Аршиновым, А.А. Бодалевым, В.В. Давыдовым, Л.Я. Зориной, Х.Й. Лийметсом, Н.М. Смирновой);

q  Решение теоретических и практических проблем воспитания на основе гуманистического подхода к ребенку;

q  Сочетание фундаментального и прикладного характера исследований;

q  Сочетание коллективного и индивидуального характера исследований;

q  Наличие внутренней экспертизы научных идей;

q  Стимулирование профессионального роста молодых исследователей ;

q  Внедрение научных идей в практику;

qЕжегодное проведение летних научных школ, симпозиумов, круглых столов, конференций.

  Теоретическая востребованность развиваемых научной школой идей, их практическая актуальность и конкретные приложения. Идеи, развиваемые научной школой Л.И. Новиковой, востребованы и актуальны. Они активно поддерживаются и развиваются в научной работе вузов, положены в основу программ повышения квалификации, реализуемых институтами повышения квалификации работников образования. В качестве теоретической базы и методической основы воспитательной деятельности они используются педагогическими коллективами многих образовательных организаций России.

Основные теоретические и практические результаты.

Osn rez

Важнейшими результатами деятельности школы стали:

  • разработка методологических основ, базовых подходов к исследованию проблем воспитания;
  • создание и развитие теории воспитательных систем, разработка их типологии, технологии создания и критериев эффективности;
  • разработка концепции воспитательного пространства как результата взаимодействия субъектов воспитания в открытом социуме;
  • разработка концепции личностного роста школьников как цели и результата гуманистического воспитания;
  • обоснование полисубъектной стратегии воспитания как условия конструирования современной социально-педагогической реальности;
  • разработка теоретико-методологических основ становления личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя и его профессиональной подготовки в системе непрерывного образования;
  • разработка теории детского коллектива;
  • разработка концепции детско-взрослой общности в системе образования;
  • описание перспективных моделей воспитания и создание методических пакетов для их реализации в практике;
  • введение в научный аппарат теории воспитания и разработка блока новых понятий, составляющих методологическую основу современного познания воспитания.

  Члены Научной школы приняли участие в разработке Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в разработке проекта «Стратегии развития воспитания в РФ» и предложений по его реализации. Сегодня представители школы являются главными редакторами и членами редколлегий ведущих педагогических журналов страны.

Публикация трудов членов школы осуществлялась и осуществляется в ведущих научных журналах России и зарубежных стран: «Советская педагогика», «Педагогика», «Народное образование», «Известия РАО», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Ценности и смыслы», «Пространство и время», «Сибирский педагогический журнал», «Образование личности», «Директор школы», «Вестник Свято-Тихоновского гуманитарного университета», «Внешкольник», «Классный руководитель», «Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе», «Вестник РФФИ», «Воспитательная работа в школе», «Учитель», «Радяньска школа»; «Народна просвета»; «NovaSchola»; «VergleichendePadagogik»; «Pedagogial», «MoralEducation», «EducationalTheory», «WorldFeatures», «TheInterchange», «JournalOfPhilosophyOfEducation», «EducationalHorizons», «StudiesOnPhilosophyAndEducation», «EducationAndSociety».

Основные мероприятия научной школы

22-23 января 2013 г. в ГБОУ Центр образования №825 г. Москвы состоялся I Международный Новиковский cимпозиум «Прагматика воспитания: что необходимо изменить в социальном воспитании в первую очередь?» (К 95-летию со дня рождения академика Людмилы Ивановны Новиковой, Москва)

Ссылки: www.simposiymnovikovali.jimdo.com и на сайте www.sch825.ru

24 октября 2014 года в Институте стратегии и теории образования РАО сотрудники Лаборатории теории воспитания (зав. лаб. член-корреспондент РАО, д.пед.н., проф. Н.Л.Селиванова) провели научный семинар «Системный взгляд на воспитание сегодня», посвященный памяти Л.В.Новиковой.

11- 12 февраля 2016 г. на базе ГБОУ "Школа № 825" состоялись первые Всероссийские педагогические чтения «Гуманистическая концепция воспитания: наследие Владимира Абрамовича Караковского», посвященные памяти выдающегося педагога, ученого, одного из создателей научной школы Л.И.Новиковой, народного учителя СССР, члена-корреспондента АПН СССР и РАО, Лауреата премии Президента Российской Федерации в области образования, члена коллегии Министерства образования Российской Федерации В.А.Караковского.

10 февраля 2017 г. на базе ГБОУ "Школа № 825" состоялись Вторые Всероссийские педагогические чтения «Воспитание! Воспитание… Воспитание?» (Диалоги с Владимиром Абрамовичем Караковским), посвященные анализу педагогического наследия В.А.Караковского, его вклада в теорию и практику воспитания, в развитие научной школы Людмилы Ивановны Новиковой.

23 августа 2017 года в большом зале Правительства Нижегородской области на областной педагогической конференции, посвященной началу нового учебного года, МБОУ "Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой" награждён Почетным штандартом Губернатора Нижегородской области.

МБОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой», https://lyceum87.nnov.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/osnovnye-svedeniya.html – экспериментальная площадка Института стратегии развития образования Российской академии образования – одно из ведущих образовательных учреждений Нижнего Новгорода и Нижегородской области  по результатам образовательной деятельности. В 2013 и в 2016 годах лицей вошел в Топ-500 Лучших школ России – рейтинг, подготовленный Московским центром непрерывного математического образования при поддержке МИА "Россия сегодня", "Учительской газеты" и Министерства образования и науки РФ. По итогам 2016-2017 учебного года лицей занимает первое место в Нижегородской области по итогам участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, второе место в области по итогам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, третье место в Нижнем Новгороде по итогам городских олимпиад. Подробнее...

10-12 сентября 2017 г. в городе Твери состоялась выездная Научная школа Центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО «Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение».
Организаторами проведения выездной научной школы выступили Центр стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ГБП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н.А.Львова»  при поддержке РФФИ.
Научный руководитель выездной научной школы  – Н.Л. Селиванова, зав. центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «ИСРО РАО», доктор пед.н., проф., член-корреспондент РАО.

tver12

Председатель Организационного комитета – А.Е. Баранов, к.п.н., доцент, директор ГВП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н.А.Львова.
В организации выездной научной школы, составлении ее программы активную роль сыграли зам. зав. центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «ИСРО РАО» к.п.н., ст.науч.сотр. П.В.Степанов и к.п.н., ст.науч. сотр. центра И.В.Степанова.
Научно-исследовательский коллектив выездной научной школы составил около 30 человек, членов Научной школы Людмилы Ивановны Новиковой: докторов и кандидатов педагогических наук,  ученых-исследователей и преподавателей высших учебных заведений, заведующих и представителей кафедр педагогики и психологии Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Тулы, Воронежа, Ульяновска, Челябинска, Новосибирска. 
За три дня участники научной школы провели шесть круглых столов-дискуссий по темам:
«Методы получения научного знания в научной школе Л.И. Новиковой: современный и ретроспективный анализ» (лекция, д.пед.н., проф., чл-корр. РАО Н.Л.Селиванова)
«Проблемное поле методов получения научного знания в теории воспитания» (круглый стол, модератор д.пед.н. Н.Л.Селиванова).
«Проблемы современной теории воспитания» (дискуссия, модераторы д.пед.н., проф. М.В.Воропаев (Москва) и д.пед.н., проф. М.В.Шакурова (Воронеж).
«Объективные методы исследования в теории воспитания» (модератор к.пед.н., доц. Е.Н.Киселева (Новосибирск).
«Субъективные методы исследования в теории воспитания» (модератор д.пед.н., проф. Т.А.Ромм (Новосибирск).
«Научное знание: теория и практика современного воспитания» (профессиональное общение: педагогический «гайд-парк» как метод персональной презентации профессиональной педагогической деятельности)
«Мой метод» (круглый стол – итоговая рефлексия, модератор д.пед.н. И.Д.Демакова (Москва) 
Для педагогов-практиков г. Тверь, сотрудников Тверского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с лекцией «Есть ли воспитание за МКАДом?» выступил вед.науч.сотр. центра стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «ИСРО РАО» проф. В.М.Лизинский.
Формат выездной научной школы – актуализация проблемного поля методов получения и применения научного знания в теории воспитания, проблематизация современных вопросов воспитания. При этом в ходе дискуссий частично были использованы методы мозгового штурма и педагогической мастерской.
В логике парадигмы Научной школы Л.И.Новиковой были подняты и обсуждены проблемы верификации гуманитарного и педагогического знания в границах классической, неклассической и постнеклассической научной рациональности, категориального аппарата современной теории воспитания и применяемых ею методов, которые было предложено разделить на методы объективные и методы субъективные. Эмпирический уровень научного исследования и выявления нового научного знания в теории воспитания (наблюдение, описание, эксперимент) был последовательно и всесторонне соотнесен с уровнем теоретическим (индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение, моделирование, метод гипотезы). Дискутировались вопросы правомерности применения прямых аналогий с методами получения научного знания в естественнонаучных областях, математическим моделированием и др. 
Обоснование субъективным (субъективизированным) методам логически вытекало из анализа мотивационно-ценностной сферы педагогического взаимодействия, анализировались ряды ценности – поведение – смыслы деятельности, проявляемой в отношениях (биографический метод, методы описания, используемые в педагогической герменевтике и др.). 
Содержание объективных или объективизированных методов исследования в теории воспитания вскрывалось на основе квалиметрических данных и квалифицированных эмпирических обобщений, получаемых в результате научно-исследовательских коллективов, относящих себя к Научной школе Л.И.Новиковой, их результаты сравнивались с достижениями коллективов, представляющих иные традиции в современной науке (например, Высшей школы экономики и др.). 
В связи этим поднималась и заинтересованно обсуждалась проблема декодирования научных языков описания социально-педагогической и социокультурной реальности, включая данные современной педагогической компаративистики – и, шире – результаты, эффекты и тенденции современных междисциплинарных подходов к получению, анализу, синтезу и приращению качественно (принципиально) нового научного знания. Активно обсуждались темы, междисциплинарно связанные с изменениями периодизации ведущей деятельности субъектов воспитания, с изменениями в психофизиологии самого субъекта и отбором методов познания и исследования, адекватных текущим изменениям, с прогнозированием этих изменений.
Был затронут вопрос о границах педагогики как нормальной науки и рефлексивных методах анализа, и верификации результатов, получаемых в современной практике школьного и вузовского воспитания. Обсуждались вопросы границ, допусков и рисков эксперимента в современной практике воспитания, адекватности методов построения опытно-экспериментальной работы в сфере воспитания.
Дискутировались вопросы, связанные с обновлением социально-педагогической инфраструктуры, на региональных уровнях поддерживающей инновации в образовательной политике, особенно разделы государственных программ, относящиеся к сфере школьного и вузовского воспитания, неформального (дополнительного) образования.

Tver2


Обсуждались общие, но принципиальные и актуальные для практики и темы «Теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной и профориентационной деятельности в системе общего и дополнительного образования» вопросы соотношения категорий «Теория» - «Методика» - «Практика» и их соотнесение с «Образовательной политикой» (доклад д.п.н., проф. М.В.Шакуровой, Воронеж).
Опубликован сборник научных статей «Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение», который будет включен в базу РИНЦ.
УДК 303.4+ 37.012 ББК 74.00в6 М 54 Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение: сборник научных статей/ под общ.ред. А.Е.Баранова. – Тверь: ООО «ГК «Стимул», 2017. – 179 с.
ISBN 978-5-9905794-7-7  

26 октября 2017 года в рамках Международной научно-практической конференции «Журнал «Педагогика» («Советская педагогика»): 80 лет служения отечественному образованию» в Российской академии образования состоялась дискуссионная площадка № 2 «Воспитание: диалог прошлого, настоящего и будущего».

  В дискуссии, руководителем и модератором которой была член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, зав. центром стратегии и теории воспитания ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" Н.Л. Селиванова, приняли участие научные сотрудники центра стратегии и теории воспитания личности Института: П.В. Степанов, Л.В. Алиева, Г.Ю. Беляев, В.В. Круглов, В.М. Лизинский, И.С. Парфенова, И.В. Степанова, Е.О. Черкашин, И.Ю. Шустова, а также А.В. Щербаков, к.пед.н., доцент кафедры педагогики Челябинского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, зав. кафедрой педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, д.пед.н., проф. Т.А. Ромм, доц. кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, к.пед.н. Е.В. Киселева, методист ГМИ ДОиМ (Москва, городской методический отдел) Т.Г. Черняк. Подробнее...

Получение членами научной школы грантов:

  - РГНФ (регулярно, с 1997 г.):

«Воспитательное пространство как фактор личностного развития школьника»,
«Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания»,
«Личностно-профессиональное самоопределение педагога в позиции воспитателя»,
«Педагогические условия становления мультикультурной позиции школьников»,
«Полисубъектная стратегия воспитания личности в условиях изменяющегося социума»,
«Системный мониторинг воспитательного процесса в образовательном учреждении»,
«Моделирование послевузовского образования педагогов-воспитателей в условиях его диверсификации» и т.д.;
«Системный анализ актуальных культурных форм воспитания»;
«Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития»;
«Теоретические и методические основы конструирования опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования»;
«Теоретические и методические основы системного развития воспитывающей общеобразовательной организации»;
«Педагог как воспитатель в контексте изменений в современном образовании».

  - РФФИ: «Социогенез и культурогенез просоциальных сетевых сообществ»;

  - Министерства образования и науки РФ: «Научно-методическое обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, управленческих кадров в образовании и научно-педагогических кадров высшей квалификации», «Разработка и апробация моделей сетевого взаимодействия тьюторов по сопровождению процесса повышения квалификации педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя».

Государственное признание научной школы:

  Представители научной школы являются лауреатами премии Президента России в области образования 1996 г. (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова).

Награждены:

  • орденом «За заслуги перед Отечеством» (Л.И.Новикова, В.А. Караковский);
  • медалью К.Д. Ушинского (Л.И. Новикова, Л.В. Алиева, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова);
  • медалью «Молодому ученому за успехи в науке» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов);
  • удостоены звания «Народный учитель СССР» (В.А. Караковский);
  • Золотой медалью РАО (Н.Л. Селиванова).

Elcin Novikova

Вручение ордена «За заслуги перед Отечеством» лауреату премии Президента России в области образования 1996 г. академику РАО, доктору педагогических наук, профессору Людмиле Ивановне Новиковой, основателю научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи».

Востребованность.

  Идеи, развиваемые Научной школой, положены в основу учебных программ педагогических вузов и институтов повышения квалификации в Москве, Новосибирске, Владимире, Воронеже, Тольятти, Туле, Твери, Челябинске, Ульяновске, Перми, Иркутске. Они становятся достоянием практики также и благодаря широкому спектру обучающих семинаров и курсов повышения квалификации, проводимых во всех федеральных округах членами научной школы Л.И.Новиковой.

Центром стратегии и теории воспитания личности Федерального государственного бюджетного учреждения «Институт стратегии развития образования» заключены соглашения о сотрудничестве с кафедрами педагогики и психологии, институтов повышения квалификации подготовки и переподготовки кадров гг. Новосибирска, Челябинска, Воронежа, Тольятти.

НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ШКОЛЫ Л.И. НОВИКОВОЙ СЕГОДНЯ:

 

 karta

Москва, Рязань, Тверь, Тула, Воронеж, Нижний Новгород, Казань, Калуга, Киров, Орел, Владимир, Сыктывкар, Челябинск, Ульяновск, Тольятти, Пермь, Элиста, Новокузнецк, Новосибирск, Иркутск, Якутск, Владивосток, Южно-Сахалинск

 

Перспективы развития научной школы

  Многоплановость и сложность проблем, разрабатываемых сегодня в рамках научной школы, приводит к необходимости выделения перспективных исследовательских приоритетов. К ним можно отнести исследования:

  • методологических основ теории воспитания;
  • перспективных моделей воспитания, социализации, социальной адаптации и профессионального
  • самоопределения детей, подростков и молодежи;
  • теории и практики формирования социокультурной идентичности личности;
  • характеристик современной массовой педагогической деятельности;
  • религиозных основ воспитания;
  • инновационных субъектов воспитания в образовательной и общественной деятельности вуза;
  • проблем формирования единого образовательного пространства СНГ;
  • инновационных механизмов воспитания личности;
  • концептуальных основ системы воспитания современных школьников и студентов, отвечающей вызовам нового времени.


Участие в международных общественных организациях

  • Международная академия детского и юношеского туризма и краеведения (Л.В.Алиева, И.В.Руденко)
  • Международная ассоциация «Моральное воспитание» (Т.В.Цырлина, И.Д.Демакова, Н.Л.Селиванова)
  • Международная Макаренковская ассоциация (Д.В.Григорьев)
  • Международная ассоциация исследователей детского движения (Л.В.Алиева, Т.А.Ромм, И.В.Руденко)
  • Русско-итальянская культурная ассоциация «Наш мир – диалог культур» (Н.Л. Селиванова, М.Б.Чернова)

Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С ОБЛОЖКАМИ (pdf)

Посмотреть по ссылке: НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ЧЛЕНОВ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Л.И. НОВИКОВОЙ 

К 100-летнему юбилею со дня рождения выдающегося ученого - основателя научной школы о воспитании Людмилы Ивановны Новиковой, сотрудники центра стратегии и теории воспитания личности подготовили к публикации избранные статьи Людмилы Ивановны о воспитании, о воспитательной системе, о воспитательном пространстве по ссылке.


Новости Научной школы:

10-12 сентября 2017 годав г.Тверь прошла выездная Научная школа Центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО «Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение». Организаторы – Центр стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ГБП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н.А.Львова». Научная школа проводиться при поддержке РФФИ. К началу работы Школы опубликован сборник статей, который будет включен в базу РИНЦ. Подробнее...

В научно-периодическом издании «Сибирский педагогический журнал»  №2 за 2017 год опубликована статья старшего научного сотрудника Центра стратегии и теории воспитания личности П.В. Степанова «Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях». В статье анализируются различные трактовки понятия «воспитание», которыми пользуются сегодня зарубежные и российские исследователи.

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter