СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: НАУЧНАЯ ШКОЛА Л.И. НОВИКОВОЙ (Руководитель: Н.Л. СЕЛИВАНОВА)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: НАУЧНАЯ ШКОЛА Л.И. НОВИКОВОЙ
(Руководитель: Н.Л. СЕЛИВАНОВА)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
centrvospitaniya@instrao.ru

Научная школа «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи» существует и динамично развивается уже более сорока лет. Ее кредо – системное, междисциплинарное исследование феномена воспитания. Основатель и лидер научной школы – Людмила Ивановна Новикова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, автор более 200 науч-ных работ: монографий, статей, пособий, по проблемам воспитания.
          Новикова Людмила Ивановна (1918–2004 гг.), доктор педагогических наук (1977),  профессор Л.И.Новикова(1979), Лауреат премии Президента Российской Феде-рации в области            образования за 1996 год, действительный член АПН СССР (1990 г.), академик РАО (1993  г).

Педагогическая деятельность Людмилы Ивановны была отмечена грамотой  Президиума Верховного Совета РСФСР, медалями «Ветеран труда», «К 100-летию со дня  рождения В. И. Ленина», медалью К.Д. Ушинского; медалью А.С. Макаренко, званием «Отличник народного просвещения». В 1986 году Людмила Ивановна получила звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1997 году награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Свой педагогический путь Людмила Ивановна начала с обучения в МГУ им. М.В. Ломоносова, блестяще его закончила. А далее «ступени» к творчеству, научной деятельности: учитель математики, директор средней школы, аспирантка НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (1948–1951 гг.); младший, старший научный сотрудник, главный научный сотрудник НИИ общих про-блем воспитания АПН СССР, заведующая лабораторией «Коллектив и личность», созданной в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР в 1964 году. Здесь истоки научной школы Л.И.Новиковой. В 1960–80 гг. начинается разработка проблем воспитания на основе системного научного подхода – теории, истории и практики воспитательных систем (отечественных и зарубежных). (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова. О системном подходе к исследованию проблем воспитания / Советская педагогика. 1970, №10). Вместе с единомышленниками Л.И.Новикова стала создателем инновационного направления в педагогической науке, начав разработку новых методологических, теоретических подходов к воспитанию, с одной стороны, как целенаправленно управляемому, а, с другой, как к саморегулируемому процессу. Она является автором идей теории воспитательных систем, которые впоследствии послужили основой для создания концепции воспитательного пространства.

Людмила Ивановна – ученый широкого профиля, всегда опиравшаяся в разработке педагогических проблем воспитания на новейшие научные данные (философии, психологии, антропологии, социологии), на реальную практику школы.
По проблемам воспитания под научным руководством Людмилы Иванов-ны были успешно защищены многочисленные диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. И сегодня ее ученики продолжают дело учителя, возглавляют кафедры педагогики, педагогические учреждения и организации, готовят новые кадры исследователей. Это «костяк» научной школы Л.И. Новиковой.

Л.И.Новикава 2Имя Людмилы Ивановны Новиковой присвоено лицею № 87 Нижнего Новгорода (2008). Постановлением губернатора Владимирской области за № 780 от 22 сентября 2009 года Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Владимирской области присвоено имя «Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой». 

В декабре 2016 года в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой» состоялось торжественное открытие мемориальной доски с надписью: «Институт носит имя Л.И.Новиковой (1918–2004), выдающегося педагога, доктора педагогических наук, профессора, действительного члена АПН СССР и Российской академии образования, стоявшей у истоков Владимирской школы системного подхода в воспитании» в рамках научной школы Л.И.Новиковой. Многие сотрудники этого института принадлежат данной школе.

Селиванова 13.07.2018В настоящее время руководитель Научной школыСеливанова Наталия Леонидовна.
Селиванова Наталия Леонидовна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующая центром стратегии и теории воспитания личности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования РАО».

Н.Л. Селиванова с 1974 года работает в структуре АПН СССР (впоследствии РАО). Н.Л. Селиванова является одним из инициаторов создания центра.

Н.Л. Селиванова в соавторстве с Л.И. Новиковой и В.А. Караковским разработала теорию воспитательных систем, в которой нашли место новые эффективные способы воспитания личности школьника и студента. Теория воспитательных систем представлена в книге «Воспитание... Воспитание? Воспитание!», одним из авторов которой является Н.Л. Селиванова. Этой книге присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования за 1997 год.

Особое направление деятельности Н.Л. Селивановой – подготовка науч-ных кадров. Под ее руководством и при научном консультировании защищено 11 кандидатских и 3 докторских диссертации. С 2016 года Н.Л. Селиванова является председателем диссертационного совета Федерального государствен-ного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования».

Результаты научной работы Н.Л. Селивановой отражены в более чем 200 публикациях.

Н.Л. Селиванова – член редколлегий журналов «Классный руководитель», «Образование личности», «Вестник РФФИ. Гуманитарные науки», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование»; член редакционных советов журналов «Вестник Свято-Тихоновского гуманитарного университета», «Известия РАО», «Сибирский педагогический журнал», «Инновации в образовании».

С 1990 года Н.Л. Селиванова является членом международной ассоциации «Moral Education», с 2012 года – соучредителем Русско-итальянской культурной ассоциации «Наш мир – диалог культур».
Н.Л. Селиванова награждена Золотой медалью РАО «За достижения в науке», Медалью им. К.Д. Ушинского, медалью «В память 850-летия Москвы».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Кредо научной школы Л.И. Новиковой: базовые положения:

Воспитание – это управление процессом развития личности.

Воспитательная деятельность может быть реализована только при наличии у педагога личностно-профессиональной позиции воспитателя.

Воспитание должно быть неразрывно связано с гуманизацией взаимоотношений детей и взрослых.

Развитие личности ребенка опосредовано детским коллективом, представляющим собой единство организации и психологической общности.

Эффективный механизм воспитания в школе – это ее воспитательная система, важнейшими характеристиками которой являются образ жизни коллектива и его психологический климат.

Эффективный механизм воспитания в социуме – это воспитательное пространство, то есть педагогизированная среда, способом организации которой является педагогическое со-бытие.

Основные направления деятельности, традиции и результаты научных исследований коллектива школы (число учеников, публикаций, мероприятий)

Основные направления научных исследований:

Методологические проблемы теории воспитания;

Развитие школы как воспитательной системы;

Критериальное обеспечение процесса развития воспитательной системы образовательного учреждения;

Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя;

Полисубъектность воспитания. Новые субъекты социально-педагогической реальности и их воспитательный потенциал. Основные ограничения и риски в процессе взаимодействия различных субъектов социально-педагогической реальности;

Проектирование и адаптивное управление развитием воспитательного про-странства микрорайона, муниципалитета, региона;

Детские общественные объединения как субъекты социально-педагогической реальности и их воспитательный потенциал;

Воспитание в системе дополнительного образования;

Разработка программ повышения квалификации и переподготовки педаго-гов как воспитателей;

Адаптивное управление воспитательной системой образовательного учреждения;

Диагностика и мониторинг эффективности воспитательного процесса;

Факторы, определяющие взаимосвязь теории и практики воспитания в ситуации парадигмального сдвига;

Оценка качества воспитания;

Разработка перспективных моделей воспитания;

Анализ зарубежных теорий воспитания и тенденций их развития;

Мотивация педагогов к воспитательной деятельности;

Внеурочная деятельность школьников;

Воспитательный потенциал новых Федеральных стандартов образования (ФГОС) в системе среднего и высшего образования;

Теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной и профориентационной деятельности в системе общего и дополнительного образования;

Разработка основ социальной педагогики и социализации человека;

Формирование социокультурной идентичности школьника;

Развитие идей психопедагогики воспитания школьников.

Традиции Научной школы

Школа Л.И. Новиковой известна своими научными традициями, среди которых:

Междисциплинарный и системный характер исследований;

Решение теоретических и практических проблем воспитания на основе гуманистического подхода к ребенку;

Сочетание фундаментального и прикладного характера исследований;

Сочетание коллективного и индивидуального характера исследований;

Наличие внутренней экспертизы научных идей;

Стимулирование профессионального роста молодых исследователей;

Внедрение научных идей в практику;

Ежегодное проведение летних научных школ, симпозиумов, круглых столов, конференций.

                                                 Исследовательские генерации

Ведущие исследователи 13.07.2018Среди учеников Людмилы Ивановны – ведущие исследователи проблем ме-тодологии, теории и практики воспитания: Газман О.С., член-корреспондент РАО; Караковский В.А.; член-корреспондент РАО, доктор пед. наук; Мудрик А.В., член-корреспондент РАО, доктор пед. наук, профессор; Селиванова Н.Л., член-корреспондент РАО, доктор пед. наук, профессор.
Учениками Людмилы Ивановны стали Алиева Л.В., доктор пед. наук, про-фессор; Воропаев М.В., доктор пед. наук, профессор; Гаврилин А.В., доктор пед. наук, профессор; Григорьева А.И., кандидат пед. наук, доцент;Ученики Новиковой 13.07.2018 Демакова И.Д, доктор пед. наук, профессор; Мануйлов Ю.С., доктор пед.наук; Поляков С.Д., доктор пед. наук, профессор; Ромм Т.А., доктор пед. наук, профессор; Руденко И.В., доктор пед. наук, профессор; Сидоркин А.М., PhD, профессор Роуд Айленд Колледж, США; Цырлина Т.В., доктор пед. наук, профессор; Шакурова М.В., доктор пед. наук, профессор; Якушкина М.С., доктор пед. наук, и другие ученые, исследователи, преподаватели средних и высших учебных заведений, заведующие кафедрами общей и социальной педагогики, психологии и педагогики государственных педагогических университетов России, институтов повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров. 

В коллективе Научной школы сегодня можно выделить пять поколений исследователей:

К первому, кроме самой Л.И. Новиковой, относятся такие яркие его представители как Л.А.Ануфриева, М.Н. Ахметова, Ф.Ф.Брюховецкий, М.Д.Виноградова, А.Т.Куракин, И.Б. Первин, В.П.Пермяков, О.П.Питишкин-Потанич, И.Д Чернышенко, Н.Д. Шурова.

Второе поколение исследователей представляют Э. Асратян, Л.К. Балясная, А.В. Вайсбург, Ю.С.Бродский, А.В. Буданов, О.С. Газман, П.Г. Годин, В.И. Максакова, А.В.Мудрик, В.Д. Семенов и др.

К третьему относятся такие ученые как В.М. Басова, Н.С. Дежникова, Димитрица Калдерон, В.А. Караковский, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова и др.

Четвертое поколение – это В.В. Андреева, Р.А. Валеева, М.В. Воропаев, А.В. Гаврилин, В.В. Ижицкий, У. Кала, Л.В. Куликова, Ю.С. Мануйлов, А.Б. Орлов, А.Г. Пашков, В.В. Полукаров, Г.Н. Прозументова, Т.В. Разумовская, Т.А.Ромм, А.М Сидоркин, Т.В. Цырлина, и др.

К пятому поколению относятся Л.В. Алиева, А.Е. Баранов, Н.А. Баранова, Г.Ю.Беляев, А.И.Григорьева, Д.В. Григорьев, И.Д.Демакова, О.В. Заславская, Н.Я. Карпушин, С.В. Кулева, И.В. Руденко, И.В. Степанова, П.В. Степанов, М.В. Шакурова, И.Ю. Шустова, М.С. Якушкина, В.Р. Ясницкая и др.

исследователей проблематики 13.07.2018Объединившая все эти поколения Л.И. Новикова сама вырастила много исследователей проблематики воспитания. Среди них 13 докторов и 21 канди-дат педагогических наук. Широкую известность получили такие ее представите-ли, как В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, Л.В. Алиева, Л.К. Балясная, О.С. Газман, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, С.Д. Поляков, А.М. Сидоркин, П.В. Степанов.
Сегодня коллектив научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи» объединяет более двадцати докторов и свы-ше восьмидесяти кандидатов наук.
В рамках научной школы Л.И. Новиковой родились и новые научные школы с центрами: в г. Москва (А.В. Мудрик), г. Воронеж (М.В. Шакурова), г. Владимир (А.В. Гаврилин), г. Ульяновск (С.Д. Поляков). В них происходит развитие базовых положений, рождаются новые идеи и направления исследований: социальная педагогика (А.В.Мудрик), системный подход в воспитании (А.В.Гаврилин), формирование социокультурной идентичности (М.В.Шакурова),психопедагогика (С.Д.Поляков).

Востребованность развиваемых научной школой идей 

Идеи, развиваемые научной школой Л.И.Новиковой, востребованы и актуальны. Они активно поддерживаются и развиваются в научной работе вузов, положены в основу программ повышения квалификации, реализуемых институтами повышения квалификации работников образования. В качестве теоретической базы и методической основы воспитательной деятельности они используются педагогическими коллективами многих образовательных организаций России.

Это ГБОУ города Москвы «Школа №825» (экспериментальная площадка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; ГОУ СОШ № 1192 СЗОУО г. Москвы; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Гимназия №33» города Ульяновска; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей имени Л.И.Новиковой» (экспери-ментальная площадка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», официальный сайт, г. Нижний Новгород; Государственное автономное общеоб-разовательное учреждение Республики Марий-Эл «Лицей Бауманский», город Йошкар-Ола (экспериментальная площадка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»).

Основные теоретические и практические результаты научных исследований коллектива школы (мероприятия, публикации и др.)

Важнейшими результатами деятельности школы стали:

разработка методологических основ, базовых подходов к исследованию проблем воспитания и социализации;

разработка и введение в научный аппарат теории воспитания блока новых понятий, составляющих методологическую основу современного воспитания.

создание и развитие теории воспитательных систем, разработка их типоло-гии, технологии создания и критериев эффективности;

разработка концепции воспитательного пространства как результата взаи-модействия субъектов воспитания в открытом социуме;

разработка концепции личностного роста школьников как цели и результата гуманистического воспитания;

обоснование полисубъектной стратегии воспитания как условия конструирования современной социально-педагогической реальности;

разработка теоретико-методологических основ становления личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя и его профессиональной подготовки в системе непрерывного образования;

разработка теории детского коллектива;

разработка концепции детско-взрослой общности в системе образования;

описание перспективных моделей воспитания и создание методических пакетов для их реализации в практике;

Члены Научной школы приняли участие в разработке Федеральных госу-дарственных образовательных стандартов общего образования, в разработке проекта «Стратегии развития воспитания в РФ» и предложений по его реализа-ции. Сегодня представители школы являются главными редакторами и членами редколлегий ведущих педагогических журналов страны.

В течение десятилетий публикация трудов членов школы осуществляется в ведущих научных журналах России и зарубежных стран: «Советская педагоги-ка», «Педагогика», «Народное образование», «Известия РАО», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Ценности и смыслы», «Пространство и время», «Сибирский педагогический журнал», «Воспитание школьников», «Образование личности», «Директор школы», «Вестник Свято-Тихоновского гуманитарного университета», «Внешкольник», «Классный руководитель», «Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной рабо-те», «Вестник РФФИ», «Воспитательная работа в школе», «Moral Education», «Educational Theory», «World Features», «The Interchange», «Journal Of Philosophy Of Education», «Educational Horizons», «Studies On Philosophy And Education», «Education And Society».

Ведущая роль в развитии научной школы Л.И. Новиковой принадлежит центру стратегии и теории воспитания личности Федерального государ-ственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития об-разования РАО».

В разные годы в центре работали: член-корреспондент РАО, доктор педа-гогических наук В.А. Караковский, член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук А.В. Мудрик, профессор, доктор педагогических наук И.Д. Демакова, доктор философских наук, профессор Н.М. Смирнова.

Центр осуществляет научно-исследовательскую, проектную, консалтинго-вую и экспертную деятельность.

Основные результаты 13.07.2018Центром стратегии и теории воспитания личности Федерального государ-ственного бюджетного учреждения «Институт стратегии развития образования» заключены соглашения о сотрудничестве с кафедрой общей и социальной пе-дагогики Воронежского государственного педагогического университета, с ка-федрой педагогики и методики преподавания Тольяттинского государственного университета, с кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования Новосибирского государственного педагоги-ческого университета.

Среди книг, изданных центром: «Воспитание? Воспитание… Воспитание! (Теория и практика школьных воспитательных систем) (монография)» (2000), «Воспитательное пространство как фактор личностного развития школьника» (2000), «Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания» (2001), «Воспитательная система школы: проблемы управления»(2002), «Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания» (моногра-фия) (2004), «Современные проблемы воспитания. Программы спецкурсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)» (2007), «Полисубъектность воспитания как условие конструирования социаль-но-педагогической реальности: Концепция» (2009), «Л.И. Новикова. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды» (2010), «Воспитание в современной школе: от теории к практике» (2010), «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» (2010), «Взаи-мосвязь теории и практики воспитания в ситуации парадигмального сдвига – основа развития воспитательного потенциала учительства: Сб. научных трудов» (2010), «Динамика традиций и инноваций в современной теории воспитания: опыт системного анализа: сборник научных трудов» (2010), «Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства» (2011), «Критерии и способы оценки качества воспитания в системе общего образования: сб. научных трудов» (2012), «Детская общность как объект и субъект воспитания: монография» (2012), «Культурные формы воспитания: состояние и перспективы развития: сб. научных статей» (2012), «Развитие дет-ско-взрослой общности в современной системе образования» (концепция) (2012), «Предпосылки создания перспективных моделей воспитания» (2013), «Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций» (2014), «Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций» (2014), «Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сб. статей» (2015), «Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента» (2017) и др. публикации.


Педагогика воспитания 13.07.2018

Научным коллективом лаборатории теории воспитания (сегодня центр стратегии и теории воспитания личности) подготовлена и в 2010 году издана работа Л.И. Новиковой – Педагогика воспитания: Избранные педагогиче-ские труды / под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. М., 2010.336 с.

К 100-летнему юбилею со дня рождения выдающегося ученого – основателя научной школы о воспитании Людмилы Ивановны Новиковой, в 2018 году сотрудники центра стратегии и теории воспитания личности подготовили к публикации в журналах, сборниках научных трудов избранные статьи Людмилы Ивановны о воспитании, о воспитательной системе, о воспитательном про-странстве.

Члены научной школы, сотрудники Центра стратегии и тео-рии воспитания личности ФГБНУ ИСО РАО принимали участие в проектах:

1.III Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений «Воспитать человека – 2013»,

2.Всероссийский педагогический конкурс методических пособий «Растим патриотов России» (2014).

3.Разработка, апробация и экспертное обсуждение проекта Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. 29.05 2016 года) во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2017 года N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Сегодня члены научной школы Л.И.Новиковой, сотрудники Центра стратегии и теории воспитания личности активно сотрудничают:

с кафедрой общей и социальной педагогики Воронежского государственного университета;

с Институтом управления образованием РАО (филиалом в г. Санкт Петер-бурге);

с кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования Новосибирского государственного педагогического университета;

с кафедрой менеджмента и образовательных технологий Ульяновского педагогического университета;

с Институтом педагогического образования Тверского государственного университета;

с кафедрой педагогики и методики преподавания Тольяттинского государственного университета;

с Владимирским институтом развития образования имени Л.И. Новиковой;

с Тульским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области;

с Челябинским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Челябинской области;

с Межрегиональной общественной организацией содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса»;

с Автономной Некоммерческой Организацией Издательский Дом «Педагогический поиск».

Экспериментальные площадки Научной школы:

«Лицей №87 имени Л.И.Новиковой», город Нижний Новгород (экспериментальная площадка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», официальный сайт http://lyceum87.nnov.ru);

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», город Йошкар-Ола (экспериментальная площадка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», официальный сайт http://my18.ru)

ГБОУ города Москвы «Школа №825» (экспериментальная площадка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», официальный сайт: http://sch825uv.mskobr.ru);

МБОУ Гимназия №33 г. Ульяновска (экспериментальная площадка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», официальный сайт: http://education.simcat.ru›school33/)

Некоммерческое партнерство содействия профилактике и преодолению социального неблагополучия «Шаг навстречу» (экспериментальная площадка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», официальный сайт: http://www.signalshiki.ru/).

Механизмы развития, трансляции опыта и воспроизводства состава научной школы

Ежегодно центр стратегии и теории воспитания личности проводит тематические научно-практические конференции, посвященные развитию теории и практики воспитания:

С 1979 по 1984 под руководством Х.Й. Лийметса и Л.И. Новиковой состоялись научные симпозиумы и встречи с педагогами из Москвы, Ленинграда и др. городов СССР.

2–3 раза в год центр стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (г. Москва) организует круглые столы – встречи ученых-исследователей с представителями практики (руководителями образовательных учреждений, педагогами, методистами и т.д.), сотрудниками системы управления средним и высшим образованием.

Всероссийские педагогические чтения «Новиковский симпозиум», посвя-щенные творческому наследию Л.И. Новиковой, ежегодно проводятся на разных территориях России.

Основные мероприятия научной школы в 2018 году

Этот год для педагогов нашей страны особенный. В январе 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного ученого, внесшего огромный вклад в развитие теории воспитания – Людмилы Ивановны Новиковой.

23–24 января в г. Владимир на базе Владимирского института развития образования им. Л.И. Новиковой прошла Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Воспитание – стратегический национальный приоритет».

Новикова Новгород 13.07.2018Очередное научное мероприятие, приуроченное к этой дате прошло в Нижнем Новгороде. 30 января 2018 года в лицее №87, носящем имя Людмилы Ивановны, состоялась конференция «Воспитание прежде всего: педагогическое наследие Л.И. Новиковой и современность». Место проведения: МБОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой» (г. Нижний Новгород) – экспериментальная площадка ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», одна из ведущих образовательных организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области по результатам образовательной деятельности.

20 февраля 2018 года в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО Л.И. Новиковой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (город Москва) и Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытый институт профессионального образования» АНО ДПО «ОИПО (город Пермь), при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета провели Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: «Воспитание: инновационные ответы на современные вызовы»
18 – 19 октября 2018 года Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования РАО», центр стратегии и теории воспитания личности проводят Международную научно-практическую конференцию «Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве».

Цель конференции: Основываясь на научных традициях школы Л.И. Новиковой, предложить системное видение процесса воспитания в современных социокультурных условиях.

ПРИЗНАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Государственное признание научной школы

Представители научной школы Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А.Караковский являются лауреатами премии Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (http://docs.cntd.ru/document/9046724)

Награждены:

медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» (Л.И.Новикова, В.А. Караковский) 

медалью К.Д. Ушинского (Л.В. Алиева, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);

медалью «Молодому ученому за успехи в науке» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов);

удостоены звания «Народный учитель СССР» (В.А. Караковский);

Золотой медалью РАО (Н.Л. Селиванова).

Новикова Ельцин 13.07.2018

Вручение медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени лау-реату премии Президента Российской Федерации в области образованияза 1996 год Новиковой Людмиле Ивановне (1997)


Вручение премии Президента Российской Федерации в области образо-вания за 1996 год Селивановой Селиванова Ельцин 13.07.2018Наталии Леонидовне (1997)

 

 

Получение членами научной школы грантов

Среди них:

РГНФ (регулярно, с 1997 г.):
«Теоретические и методические основы конструирования опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования»;
«Системный анализ актуальных культурных форм воспитания»;
«Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития».

РФФИ:

«Теоретические и методические основы системного развития воспитывающей общеобразовательной организации» (2017–2019);
«Педагог как воспитатель в контексте изменений в современном образовании» (2017–2019).

Перспективы деятельности научной школы

Многоплановость и сложность проблем, разрабатываемых сегодня в рамках научной школы, приводит к необходимости выделения перспективных исследовательских приоритетов. К ним можно отнести исследования:

методологических основ теории воспитания и социализации;

перспективных моделей воспитания, социализации, социальной адаптации и профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи;

теории и практики формирования социокультурной идентичности личности;

характеристик современной массовой воспитательной деятельности;

инновационных субъектов воспитания в образовательной и общественной деятельности вуза;

проблем формирования единого образовательного пространства СНГ;

инновационных механизмов воспитания личности;

концептуальных основ системы воспитания школьников и студентов, отвечающей вызовам современности.

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С ОБЛОЖКАМИ (pdf)
Посмотреть по ссылке: НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ЧЛЕНОВ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Л.И. НОВИКОВОЙ


Анонсы предстоящих конференций

 18 - 19 ОКТЯБРЯ 2018 года 

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ: РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ»

Подробнее о конференции по ссылке 

Информационное письмо по ссылке ( pdf ) 


20 февраля 2018 года в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ НОВИКОВОЙ ФГБНУ «институт стратегии развития образования РАО» (город Москва) и Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытый институт профессионального образования» АНО ДПО «ОИПО (город Пермь), при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, Пермского государственного гуманитарно педагогического университета проводят Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: «Воспитание: инновационные ответы на современные вызовы»

Цель конференции: поиск эффективных механизмов реализации воспитательного потенциала образовательной организации. В конференции принимают участие руководители муниципальных органов управления образования, руководители муниципальных методических служб, директора и педагоги образовательных учреждений Пермского края. Подробнее..

 


30 января 2018 года ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и сотрудники центра стратегии и теории воспитания личности, Министерство образования Нижегородской области, Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода, МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» проводят Научно-практическую конференцию, посвященную 100-летию со дня рождения Л.И. Новиковой "Воспитание – прежде всего": педагогическое наследие Л.И.Новиковой и современность"

  Место проведения:  МБОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой» (г. Нижний Новгород) - экспериментальная площадка ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", одна из ведущих образовательных организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области по результатам образовательной деятельности.

  Программа конференции по ссылке


Основные мероприятия научной школы

 

22-23 января 2013 г. в ГБОУ Центр образования №825 г. Москвы состоялся I Международный Новиковский cимпозиум «Прагматика воспитания: что необходимо изменить в социальном воспитании в первую очередь?» (К 95-летию со дня рождения академика Людмилы Ивановны Новиковой, Москва)

Ссылки: www.simposiymnovikovali.jimdo.com и на сайте www.sch825.ru

24 октября 2014 года в Институте стратегии и теории образования РАО сотрудники Лаборатории теории воспитания (зав. лаб. член-корреспондент РАО, д.пед.н., проф. Н.Л.Селиванова) провели научный семинар «Системный взгляд на воспитание сегодня», посвященный памяти Л.В.Новиковой.

11- 12 февраля 2016 г. на базе ГБОУ "Школа № 825" состоялись первые Всероссийские педагогические чтения «Гуманистическая концепция воспитания: наследие Владимира Абрамовича Караковского», посвященные памяти выдающегося педагога, ученого, одного из создателей научной школы Л.И.Новиковой, народного учителя СССР, члена-корреспондента АПН СССР и РАО, Лауреата премии Президента Российской Федерации в области образования, члена коллегии Министерства образования Российской Федерации В.А.Караковского.

10 февраля 2017 г. на базе ГБОУ "Школа № 825" состоялись Вторые Всероссийские педагогические чтения «Воспитание! Воспитание… Воспитание?» (Диалоги с Владимиром Абрамовичем Караковским), посвященные анализу педагогического наследия В.А.Караковского, его вклада в теорию и практику воспитания, в развитие научной школы Людмилы Ивановны Новиковой.

23 августа 2017 года в большом зале Правительства Нижегородской области на областной педагогической конференции, посвященной началу нового учебного года, МБОУ "Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой" награждён Почетным штандартом Губернатора Нижегородской области.

МБОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой», https://lyceum87.nnov.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/osnovnye-svedeniya.html – экспериментальная площадка Института стратегии развития образования Российской академии образования – одно из ведущих образовательных учреждений Нижнего Новгорода и Нижегородской области  по результатам образовательной деятельности. В 2013 и в 2016 годах лицей вошел в Топ-500 Лучших школ России – рейтинг, подготовленный Московским центром непрерывного математического образования при поддержке МИА "Россия сегодня", "Учительской газеты" и Министерства образования и науки РФ. По итогам 2016-2017 учебного года лицей занимает первое место в Нижегородской области по итогам участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, второе место в области по итогам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, третье место в Нижнем Новгороде по итогам городских олимпиад. Подробнее...

10-12 сентября 2017 г. в городе Твери состоялась выездная Научная школа Центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО «Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение».
Организаторами проведения выездной научной школы выступили Центр стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ГБП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н.А.Львова»  при поддержке РФФИ.
Научный руководитель выездной научной школы  – Н.Л. Селиванова, зав. центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «ИСРО РАО», доктор пед.н., проф., член-корреспондент РАО.

tver12

Председатель Организационного комитета – А.Е. Баранов, к.п.н., доцент, директор ГВП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н.А.Львова.
В организации выездной научной школы, составлении ее программы активную роль сыграли зам. зав. центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «ИСРО РАО» к.п.н., ст.науч.сотр. П.В.Степанов и к.п.н., ст.науч. сотр. центра И.В.Степанова.
Научно-исследовательский коллектив выездной научной школы составил около 30 человек, членов Научной школы Людмилы Ивановны Новиковой: докторов и кандидатов педагогических наук,  ученых-исследователей и преподавателей высших учебных заведений, заведующих и представителей кафедр педагогики и психологии Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Тулы, Воронежа, Ульяновска, Челябинска, Новосибирска. 
За три дня участники научной школы провели шесть круглых столов-дискуссий по темам:
«Методы получения научного знания в научной школе Л.И. Новиковой: современный и ретроспективный анализ» (лекция, д.пед.н., проф., чл-корр. РАО Н.Л.Селиванова)
«Проблемное поле методов получения научного знания в теории воспитания» (круглый стол, модератор д.пед.н. Н.Л.Селиванова).
«Проблемы современной теории воспитания» (дискуссия, модераторы д.пед.н., проф. М.В.Воропаев (Москва) и д.пед.н., проф. М.В.Шакурова (Воронеж).
«Объективные методы исследования в теории воспитания» (модератор к.пед.н., доц. Е.Н.Киселева (Новосибирск).
«Субъективные методы исследования в теории воспитания» (модератор д.пед.н., проф. Т.А.Ромм (Новосибирск).
«Научное знание: теория и практика современного воспитания» (профессиональное общение: педагогический «гайд-парк» как метод персональной презентации профессиональной педагогической деятельности)
«Мой метод» (круглый стол – итоговая рефлексия, модератор д.пед.н. И.Д.Демакова (Москва) 
Для педагогов-практиков г. Тверь, сотрудников Тверского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с лекцией «Есть ли воспитание за МКАДом?» выступил вед.науч.сотр. центра стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «ИСРО РАО» проф. В.М.Лизинский.
Формат выездной научной школы – актуализация проблемного поля методов получения и применения научного знания в теории воспитания, проблематизация современных вопросов воспитания. При этом в ходе дискуссий частично были использованы методы мозгового штурма и педагогической мастерской.
В логике парадигмы Научной школы Л.И.Новиковой были подняты и обсуждены проблемы верификации гуманитарного и педагогического знания в границах классической, неклассической и постнеклассической научной рациональности, категориального аппарата современной теории воспитания и применяемых ею методов, которые было предложено разделить на методы объективные и методы субъективные. Эмпирический уровень научного исследования и выявления нового научного знания в теории воспитания (наблюдение, описание, эксперимент) был последовательно и всесторонне соотнесен с уровнем теоретическим (индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение, моделирование, метод гипотезы). Дискутировались вопросы правомерности применения прямых аналогий с методами получения научного знания в естественнонаучных областях, математическим моделированием и др. 
Обоснование субъективным (субъективизированным) методам логически вытекало из анализа мотивационно-ценностной сферы педагогического взаимодействия, анализировались ряды ценности – поведение – смыслы деятельности, проявляемой в отношениях (биографический метод, методы описания, используемые в педагогической герменевтике и др.). 
Содержание объективных или объективизированных методов исследования в теории воспитания вскрывалось на основе квалиметрических данных и квалифицированных эмпирических обобщений, получаемых в результате научно-исследовательских коллективов, относящих себя к Научной школе Л.И.Новиковой, их результаты сравнивались с достижениями коллективов, представляющих иные традиции в современной науке (например, Высшей школы экономики и др.). 
В связи этим поднималась и заинтересованно обсуждалась проблема декодирования научных языков описания социально-педагогической и социокультурной реальности, включая данные современной педагогической компаративистики – и, шире – результаты, эффекты и тенденции современных междисциплинарных подходов к получению, анализу, синтезу и приращению качественно (принципиально) нового научного знания. Активно обсуждались темы, междисциплинарно связанные с изменениями периодизации ведущей деятельности субъектов воспитания, с изменениями в психофизиологии самого субъекта и отбором методов познания и исследования, адекватных текущим изменениям, с прогнозированием этих изменений.
Был затронут вопрос о границах педагогики как нормальной науки и рефлексивных методах анализа, и верификации результатов, получаемых в современной практике школьного и вузовского воспитания. Обсуждались вопросы границ, допусков и рисков эксперимента в современной практике воспитания, адекватности методов построения опытно-экспериментальной работы в сфере воспитания.
Дискутировались вопросы, связанные с обновлением социально-педагогической инфраструктуры, на региональных уровнях поддерживающей инновации в образовательной политике, особенно разделы государственных программ, относящиеся к сфере школьного и вузовского воспитания, неформального (дополнительного) образования.

Tver2


Обсуждались общие, но принципиальные и актуальные для практики и темы «Теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной и профориентационной деятельности в системе общего и дополнительного образования» вопросы соотношения категорий «Теория» - «Методика» - «Практика» и их соотнесение с «Образовательной политикой» (доклад д.п.н., проф. М.В.Шакуровой, Воронеж).
Опубликован сборник научных статей «Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение», который будет включен в базу РИНЦ.
УДК 303.4+ 37.012 ББК 74.00в6 М 54 Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение: сборник научных статей/ под общ.ред. А.Е.Баранова. – Тверь: ООО «ГК «Стимул», 2017. – 179 с.
ISBN 978-5-9905794-7-7  

26 октября 2017 года в рамках Международной научно-практической конференции «Журнал «Педагогика» («Советская педагогика»): 80 лет служения отечественному образованию» в Российской академии образования состоялась дискуссионная площадка № 2 «Воспитание: диалог прошлого, настоящего и будущего».

  В дискуссии, руководителем и модератором которой была член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, зав. центром стратегии и теории воспитания ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" Н.Л. Селиванова, приняли участие научные сотрудники центра стратегии и теории воспитания личности Института: П.В. Степанов, Л.В. Алиева, Г.Ю. Беляев, В.В. Круглов, В.М. Лизинский, И.С. Парфенова, И.В. Степанова, Е.О. Черкашин, И.Ю. Шустова, а также А.В. Щербаков, к.пед.н., доцент кафедры педагогики Челябинского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, зав. кафедрой педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, д.пед.н., проф. Т.А. Ромм, доц. кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, к.пед.н. Е.В. Киселева, методист ГМИ ДОиМ (Москва, городской методический отдел) Т.Г. Черняк. Подробнее...

 

23 января 2018 года на базе Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой состоялась Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Воспитание – стратегический национальный приоритет», посвященная 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО НОВИКОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ. Она открыла череду конференций, посвященных этому событию. Подробнее..

230118 3

По итогам конференции выпущен сборник в 2-томах.

230118 sb


30 января 2018 годав лицее №87, носящем имя Людмилы Ивановны, состоялась конференция «Воспитание прежде всего: педагогическое наследие Л.И. Новиковой и современность». Этот год для педагогов нашей страны особенный. В январе 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного ученого, внесшего огромный вклад в развитие теории воспитания – Людмилы Ивановны Новиковой. Очередное научное мероприятие, приуроченное к этой дате прошло в Нижнем Новгороде.

NN3 30.01.18 2018

Более 300 педагогов образовательных организаций, преподавателей вузов и ИПК, сотрудников органов управления образованием всех уровней, представителей общественных организаций приняли участие в ее работе. На конференции прозвучал доклад Селивановой Н. Л., зав. центром стратегии и теории воспитания, «Института стратегии развития образования Российской академии образования», д.п.н., проф.член-корр- РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования «Научная школа Л.И. Новиковой: от теории к практике», директора Лицея №87 Кулевой С.В. «Педагогические идеи Л.И.Новиковой в практике работы современной школы». 

Фотоматериалы с конференции скачать можно по ссылкам:

https://yadi.sk/d/j5e7nat23S34jJ   - 1 часть 

https://yadi.sk/d/24c6oK-j3S3MrC - 2 часть

Фильм о Л.И. Новиковой, подготовленный сотрудниками МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» - https://cloud.mail.ru/public/HWbK/QZTnvkxvk 

Подробнее..


21 мая 2018 года на Ученом совете института с рассказом о работе экспериментальной площадки центра стратегии и теории воспитания личности выступил Владимир Витальевич Круглов – директор Некоммерческого партнерства содействия профилактике и преодолению социального неблагополучия «Шаг навстречу», ведущий научный сотрудник центра, кандидат педагогических наук, доцент.

Владимир Витальевич рассказал о работе детского общественного объединения «Пионерская дружина «Сигнальщики», о теоретической и практической деятельности в области воспитания, которая ведется в рамках деятельности экспериментальной площадки «Теория и практика воспитания в детском общественном объединении в современных условиях». В своем выступлении Владимир Витальевич осветил специфику воспитывающей деятельности в условиях общественного объединения, работающего на базе негосударственного учреждения, особенности и механизмы работы педагогов-волонтеров, возможности использования потенциала детского самоуправления в педагогической деятельности.

Презентация по ссылке (pdf)


Получение членами научной школы грантов:

  - РГНФ (регулярно, с 1997 г.):

«Воспитательное пространство как фактор личностного развития школьника»,
«Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания»,
«Личностно-профессиональное самоопределение педагога в позиции воспитателя»,
«Педагогические условия становления мультикультурной позиции школьников»,
«Полисубъектная стратегия воспитания личности в условиях изменяющегося социума»,
«Системный мониторинг воспитательного процесса в образовательном учреждении»,
«Моделирование послевузовского образования педагогов-воспитателей в условиях его диверсификации» и т.д.;
«Системный анализ актуальных культурных форм воспитания»;
«Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития»;
«Теоретические и методические основы конструирования опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования»;
«Теоретические и методические основы системного развития воспитывающей общеобразовательной организации»;
«Педагог как воспитатель в контексте изменений в современном образовании».

  - РФФИ: «Социогенез и культурогенез просоциальных сетевых сообществ»;

  - Министерства образования и науки РФ: «Научно-методическое обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, управленческих кадров в образовании и научно-педагогических кадров высшей квалификации», «Разработка и апробация моделей сетевого взаимодействия тьюторов по сопровождению процесса повышения квалификации педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя».

Государственное признание научной школы:

  Представители научной школы являются лауреатами премии Президента России в области образования 1996 г. (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова).

Награждены:

  • орденом «За заслуги перед Отечеством» (Л.И.Новикова, В.А. Караковский);
  • медалью К.Д. Ушинского (Л.И. Новикова, Л.В. Алиева, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова);
  • медалью «Молодому ученому за успехи в науке» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов);
  • удостоены звания «Народный учитель СССР» (В.А. Караковский);
  • Золотой медалью РАО (Н.Л. Селиванова).

Elcin Novikova

Вручение ордена «За заслуги перед Отечеством» лауреату премии Президента России в области образования 1996 г. академику РАО, доктору педагогических наук, профессору Людмиле Ивановне Новиковой, основателю научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи».

Востребованность.

  Идеи, развиваемые Научной школой, положены в основу учебных программ педагогических вузов и институтов повышения квалификации в Москве, Новосибирске, Владимире, Воронеже, Тольятти, Туле, Твери, Челябинске, Ульяновске, Перми, Иркутске. Они становятся достоянием практики также и благодаря широкому спектру обучающих семинаров и курсов повышения квалификации, проводимых во всех федеральных округах членами научной школы Л.И.Новиковой.

Центром стратегии и теории воспитания личности Федерального государственного бюджетного учреждения «Институт стратегии развития образования» заключены соглашения о сотрудничестве с кафедрами педагогики и психологии, институтов повышения квалификации подготовки и переподготовки кадров гг. Новосибирска, Челябинска, Воронежа, Тольятти.

НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ШКОЛЫ Л.И. НОВИКОВОЙ СЕГОДНЯ:

 

 karta

Москва, Рязань, Тверь, Тула, Воронеж, Нижний Новгород, Казань, Калуга, Киров, Орел, Владимир, Сыктывкар, Челябинск, Ульяновск, Тольятти, Пермь, Элиста, Новокузнецк, Новосибирск, Иркутск, Якутск, Владивосток, Южно-Сахалинск

 

Перспективы развития научной школы

  Многоплановость и сложность проблем, разрабатываемых сегодня в рамках научной школы, приводит к необходимости выделения перспективных исследовательских приоритетов. К ним можно отнести исследования:

  • методологических основ теории воспитания;
  • перспективных моделей воспитания, социализации, социальной адаптации и профессионального
  • самоопределения детей, подростков и молодежи;
  • теории и практики формирования социокультурной идентичности личности;
  • характеристик современной массовой педагогической деятельности;
  • религиозных основ воспитания;
  • инновационных субъектов воспитания в образовательной и общественной деятельности вуза;
  • проблем формирования единого образовательного пространства СНГ;
  • инновационных механизмов воспитания личности;
  • концептуальных основ системы воспитания современных школьников и студентов, отвечающей вызовам нового времени.


Участие в международных общественных организациях

  • Международная академия детского и юношеского туризма и краеведения (Л.В.Алиева, И.В.Руденко)
  • Международная ассоциация «Моральное воспитание» (Т.В.Цырлина, И.Д.Демакова, Н.Л.Селиванова)
  • Международная Макаренковская ассоциация (Д.В.Григорьев)
  • Международная ассоциация исследователей детского движения (Л.В.Алиева, Т.А.Ромм, И.В.Руденко)
  • Русско-итальянская культурная ассоциация «Наш мир – диалог культур» (Н.Л. Селиванова, М.Б.Чернова)

Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С ОБЛОЖКАМИ (pdf)

Посмотреть по ссылке: НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ЧЛЕНОВ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Л.И. НОВИКОВОЙ 

К 100-летнему юбилею со дня рождения выдающегося ученого - основателя научной школы о воспитании Людмилы Ивановны Новиковой, сотрудники центра стратегии и теории воспитания личности подготовили к публикации избранные статьи Людмилы Ивановны о воспитании, о воспитательной системе, о воспитательном пространстве по ссылке.

Перечень опубликованной продукции научного и образовательного назначения по теме исследования
I полугодие 2018 г.

Новости Научной школы:

10-12 сентября 2017 годав г.Тверь прошла выездная Научная школа Центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО «Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение». Организаторы – Центр стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ГБП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н.А.Львова». Научная школа проводиться при поддержке РФФИ. К началу работы Школы опубликован сборник статей, который будет включен в базу РИНЦ. Подробнее...

В научно-периодическом издании «Сибирский педагогический журнал»  №2 за 2017 год опубликована статья старшего научного сотрудника Центра стратегии и теории воспитания личности П.В. Степанова «Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях». В статье анализируются различные трактовки понятия «воспитание», которыми пользуются сегодня зарубежные и российские исследователи.

 

 

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter