ДИДАКТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНАЯ ШКОЛА М.Н. СКАТКИНА – И.Я. ЛЕРНЕРА–Н.М. ШАХМАЕВА (Руководитель: И.М. ОСМОЛОВСКАЯ)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
osmolovskaya@instrao.ru

Основатель и руководитель научной школы:

Руководитель Научной школы: Ирина Михайловна Осмоловская, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО. Основателями Научной школы являются выдающиеся ученые-дидакты М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев.

Наиболее значимые результаты Научной школы:

Культурологическая концепция содержания образования, которая включает представления о социальном опыте человечества как источнике содержания образования; об уровнях его формирования и структурных элементах. Теория учебного предмета как средства реализации содержания образования с помощью педагогического инструментария.

Концепция учебника:

определены функции учебника, структура, содержательное оформление, способы отбора и представления материала, требования к изложению текста, содержанию, логическим связям внутри параграфов и учебника в целом, аппарату усвоения.

Теория методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала.

Урок как основная форма обучения. Определены требования к уроку, соотносимые с его целями, задачами, формами организации.

Идеи основоположников Научной школы развиваются в трудах учеников:

С.И. Маслов (Калуга), Я. Лащик (Польша), Е.О.Иванова (Ярославль), Е.Н. Селиверстова (Владимир), И.В. Шалыгина, Л.А. Краснова, Л.М. Перминова, Т.М. Ковалева (Москва), А.И. Уман (Орел) ведут исследования в русле культурологической концепции содержания образования. Идеи Н.М. Шахмаева о дифференцированном обучении были развиты И.М. Осмоловской и ее аспирантами Г.А.Ворониной, Л.Н. Петровой; Ю.Б. Алиевым создана дидактика школьного художественного образования. Инновационные модели обучения исследует М.В. Кларин.

Представители Научной школы:

– в области культурологической концепции содержания образования разработали общие теоретические представления о содержании образования, ввели и обосновали категорию «предметность», выявили специфику формирования содержания образования в условиях различных дидактических подходов;
– в области теории учебного предмета уточнили основные понятия, обосновали вариативность построения учебного предмета, расширили типологию учебных предметов;
– в концепции учебника представили дидактические принципы построения учебно-методических комплексов по предмету, формирование информационно-образовательных предметных сред, специфику учебников нового поколения;
– в теории процесса обучения выявили особенности форм и методов обучения в различных дидактических подходах, охарактеризовали инновационные образовательные практики, определили основания моделирования перспективных обучающих технологий.

В рамках Научной школы подготовлено 30 докторов и свыше 100 кандидатов наук. Представители Научной школы проводят исследования не только в России, но и в Беларуси, Украине, Казахстане. Школа активно сотрудничает с учеными из Санкт-Петербурга, Белгорода, Волгограда, Вологды, Красноярска, Ярославля, Владивостока. Традиционными стали Международные научные конференции «Основные тенденции развития дидактики» (г. Москва), Педагогические чтения памяти И.Я. Лернера (г. Владимир). Традиции школы поддерживают научные мемориальные конференции: к 115-летию со дня рождения М.Н. Скаткина проведена конференция в октябре 2015 г., ведется подготовка к 100-летнему юбилею И.Я. Лернера.

Наиболее значимые мероприятия научной школы

12 октября 2017 года в Институте стратегии развития образования РАО прошло пленарное заседание и заседание секций Международной конференции. Открыла пленарное заседание и вела его директор института, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова, которая отметила важность данной конференции, ее направленность не только на сохранение творческого наследия Исаака Яковлевича, но и его развитие, разработку новых научных положений, основанных на специфике современности и современного образовательного пространства. На пленарном заседании выступили дети И.Я. Лернера – кандидат педагогических наук, профессор Московского института открытого образования Георгий Исаакович Лернер и кандидат педагогических наук, учитель Европейской гимназии Елена Исааковна Лернер, замечательные педагоги и ученые, показавшие, как идеи их отца работают сегодня, и как он руководствовался ими в семейном воспитании.

Выступление главного научного сотрудника Института стратегии развития образования, доктора педагогических наук, профессора Я.С. Турбовского называлось «И.Я. Лернер – гражданин и выдающийся исследователь». Слушая Якова Семеновича Турбовского, участники конференции еще раз убедились, насколько значимо творческое наследие И.Я. Лернера, насколько нравственно велик ученый.
Заведующая лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук И.М. Осмоловская, профессор Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор Л.М. Перминова выступили как представители научной школы «Дидактика общего образования» М.Н. Скаткина-И.Я. Лернера-Н.М. Шахмаева, показав, как развиваются идеи основоположников научной школы.

Различные аспекты развития идей И.Я. Лернера осветили в своих выступлениях коллеги из регионов (Брянска, Омска, Калуги) заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Н.А. Асташова, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент Н.С. Макарова, доцент Калужского государственного университета, доктор педагогических наук Н.А. Исаева.
О том, как проходили этапы международной конференции в г.Владимире и г.Калуге, рассказали заведующая кафедрой педагогики Владимирского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Селиверстова и профессор кафедры педагогики Калужского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Р.К. Сережникова.

Секционные заседания «Теоретическое наследие И.Я. Лернера в развитии дидактики», «И.Я. Лернер о формировании творческой личности. Эмоционально-ценностный компонент содержания образования», «Процесс обучения в условиях информационно-образовательной среды. Требования к современному учителю» позволили развернуть дискуссии по актуальным проблемам дидактики, поставить вопросы, есть ли кризис в дидактике, почему творческое наследие И.Я. Лернера не реализуется в полной мере в практике, что должна исследовать дидактика, какие необходимо выделить приоритеты. Дискуссия продолжилась и при подведении итогов конференции.

Все участники отметили важность таких встреч, содержательность конференции, дискуссионный накал. Благодаря за организацию конференции, они писали:
«Спасибо за замечательную конференцию. Приехала домой воодушевленная, рассказала студентам о конференции и об И.Я. Лернере. Они задавали вопросы и тоже говорили об Исааке Яковлевиче. На конференции было много интересных людей. Должно быть много таких конференций» (Н.А. Асташова, заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета).
«В своих выступлениях (и сдержанно-деловых, и эмоционально-взволнованных) участники затрагивали самые злободневные проблемы образования и воспитания. А открытые оживленные острые дискуссии на секциях и на заключительном заседании конференции никого не оставили равнодушными» (М.Н. Рыскулова, доцент кафедры архитектуры Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета).
«Спасибо большое за сборник и приглашение на конференцию. Получила истинное наслаждение от выступлений, доброжелательного отношения, самой организации конференции. Есть о чем поразмышлять. Большая благодарность всей команде организаторов». (Т. Б. Рабочих, доцент кафедры управления развитием образования Омского государственного педагогического университета).
На конференции было принято решение осуществить подготовку и публикацию наиболее значимых трудов И.Я. Лернера.

Был выпущен сборник научных трудов конференции в 2-х томах. Подробнее о мероприятии..

11 октября 2017 годат в Калужском государственном университете им. К.Д.Циолковского, в рамках Программы Международной научно-теоретической конференции «Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера», состоялся Круглый стол под общим заглавием «Формирование творческой личности: развитие идей И.Я.Лернера о проблемном обучении и задачном подходе в современных инновационных практиках».

Вел Круглый стол главный научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Юлий Багирович Алиев.

 Aliev 1110

Подробнее...

10-12 октября 2017 года Институт стратегии развития образования Российской академии образования провел Международную научно-теоретическую конференцию «Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера», посвященную 100-летию со дня рождения И.Я. Лернера, одного из основоположников научной школы "Дидактика общего образования".

Предлагаем вниманию архивные записи выступлений И.Я.Лернера:

И.Я.Лернер о школьных реформах: https://youtu.be/Xsue8jV7JLA (https://yadi.sk/i/_FjN-Ncj3Nc8bn)

И.Я.Лернер о творческом мышлении: https://youtu.be/uvGZbCo6EY8 (https://yadi.sk/i/kx0x6QUx3Nc8br)

И ведозаписи выступлений с конференции:

Открытие. Вступительное слово. Директор ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО Светлана Вениаминовна Иванова: https://youtu.be/TSotKTWULmI

Лернер Елена Исааковна. "Семейная дидактика Исаака Яковлевича Лернера": https://youtu.be/M_H790yYjQM

Лернер Георгий Исаакович о наследии отца - Лернера Исаака Яковлевича и образовании...: https://youtu.be/e7zD7FBgwgw

Турбовской Яков Семенович. "Исаак Яковлевич Лернер - гражданин и выдающийся исследователь": https://youtu.be/oOq4QNRKFH8

Все видеозаписи выступлений: https://www.youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNMgfpnQHFbcGQwt9rjZbVmL

О мероприятии подробнее..

5 октября 2017 года в Российской академии образования состоялась Международная научно-практическая конференция «Культурологическая модель образования: состояние и тенденции развития», посвященная памятной дате - 100-летию со дня рождения выдающегося советского и российского ученого-дидакта, педагога, теоретика образования Исаака Яковлевича Лернера.

Конференция прошла при самом активном участии Института стратегии развития образования РАО, который является правопреемником институтов, в которых работал Исаак Яковлевич, и в котором действует и развивается его научная школа «Дидактика общего образования», трудятся его ученики и последователи.

Подробнее по ссылке


Видеозапись беседы о специфике процесса обучения в информационно-образовательной среде профессора Квинси-колледжа (Бостон, США), кандидата педагогических наук Генике Елены Аркадьевны и заведующего лабораторией общих проблем дидактики, доктора педагогических наук Осмоловской Ирины Михайловны: https://drive.google.com/open?id=0Bz-20QMrPyPXRk5uR0pDeDh5OWM


Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: Научные труды научной школы М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter