ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНАЯ ШКОЛА Н.А. КОНСТАНТИНОВА - З.И. РАВКИНА (Руководитель: М.В. БОГУСЛАВСКИЙ)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
hist2001@mail.ru

Основатель и руководитель научной школы:

Руководителем Научной школы является Михаил Викторович Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО. Им опубликовано более 1200 научных и научно-публицистических работ, из них 25 монографий.

Членами Научной школы являются более 30 историков педагогики. Непосредственными преемниками в развитии научной школы являются ученики З.И. Равкина: доктора педагогических наук, профессора: В.И. Адищев (Пермь), Н.А. Асташева (Брянск), Н.Ф. Басов (Кострома), М.А. Захарищева (Глазов), И.Д. Лельчицкий (Тверь), В.Г. Пряникова (Москва), В.И. Ревякина (Томск), И.З. Сковородкина (Москва) и др.

В исторической динамике развития Научной школы есть основания выделить семь поколений ученых. Непосредственным учителем Н.А. Константинова был известный отечественный историк Ю.В.Готье (1873–1943), в свою очередь, являвшийся учеником В.О.Ключевского (1841–1911). Это обогащает родословную Научной школы, вводя ее в контекст великой русской исторической школы В.О. Ключевского.

Родоначальником Научной школы является академик АПН РСФСР Николай Александрович Константинов (1894– 1958), который плодотворно разрабатывал теоретические основы историко-педагогической науки, расширил проблематику и модернизировал методы её исследований. Всего Н.А. Константиновым опубликовано свыше 250 работ. Он автор (совместно с Е.Н. Медынским и М.Ф. Шабаевой) базового учебника для педагогических институтов «История педагогики», выдержавшего пять изданий с 1956 по 1982 г.

Академик РАО Захар Ильич Равкин (1918–2004) на протяжении всей научной деятельности особое внимание уделял разработке проблем методологии истории педагогики. За 60 лет плодотворной научно-исследовательской деятельности им было опубликовано 270 научных работ, в том числе 9 монографий.

Основные положения, на которых базируется Научная школа и направления ее деятельности: превалирование проблемного подхода над хронологическим; междисциплинарный характер историко-педагогических исследований; центрация историко-педагогических исследований на актуальных аспектах развития современного отечественного образования и педагогической науки; сочетание научности с эмоционально-художественным, публицистическим стилем изложения историко-педагогических событий, разработка методологических и теоретических подходов к изучению истории образования.

За период развития Научной школы в ней было подготовлено 42 доктора и 156 кандидатов педагогических наук, специализирующихся в научной области истории педагогики и образования.
Членами Научной школы создан ряд фундаментальных монографий, вошедших в золотой фонд историко-педагогических исследований. Всего опубликовано более 50 персональных и 44 коллективных монографии, в которых рассмотрены актуальные проблемы истории образования и педагогической науки.

Наиболее существенные современные достижения сообщества Научной школы: обновление методологической базы историко-педагогических исследований; комплексное изучение и трактовка развития отечественной школы и педагогики в русле всемирного историко-педагогического процесса и др.

Основным механизмом преемственности поколений школы является Научный совет по истории образования и педагогической науки при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (председатель М.В.Богуславский). За период его деятельности с 1985 г. была проведена 31 сессия Научного Совета. Научный совет является признанным и действенным центром развития отечественной историко-педагогической науки.

Новости научной школы

13 декабря 2017 года на базе Орловского государственного университета им. И.С.Тургенева состоялась Открытая дискуссионная площадка психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса «Тургеневские чтения». 

  В качестве приглашенного лектора на площадке выступил М.В. Богуславский - заведующий центром истории педагогики и образования, д. п. н., профессор, член-корреспондент РАО, Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО.

13122017 Orel

  М.В. Богуславский прочитал лекцию «Приоритетные тенденции развития современного образовательного пространства» и провел мастер–класс «Перспективы развития историко – педагогического знания»Подробнее..

07 декабря 2017 годув ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) состоялась презентация проекта исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» «Новое собрание сочинений «А.С. МАКАРЕНКО. ШКОЛА ЖИЗНИ, ТРУДА, ВОСПИТАНИЯ» в 9 –ти тт. (организаторы сотрудники лаборатории: д.п.н., профессор А.А. Фролов, д.п.н, зав кафедрой общей и социальной педагогики Е.Ю. Илалетдинова, к.п.н. С.И. Аксенов).

Презентация была приурочена к празднованию 90 – летнего юбилея Анатолия Аркадьевича Фролова, патриарха макаренковедения, научного руководителя исследовательской лаборатории, а так же к получению в 2017 г. коллективом лаборатории Премии Правительства РФ в области образования за Новое собрание сочинений А.С. Макаренко.

071217 Mak shkola zhizni 2

На пленарном заседании с докладом «Новое собрание сочинений «А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания в контексте современного российского образования» выступил М.В. Богуславский - заведующий центром истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", д. п. н., профессор, член-корреспондент РАО, Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО, вице-президент Российской Макаренковской ассоциации (РМА), член Правления Международной Макаренковской ассоциации (IMS).

Новое собрание сочинений А.С. Макаренко было всесторонне обсуждено на Круглом столе по теме: «Основные направления использования нового собрания сочинений А.С. Макаренко в развитии современной теории и практики воспитания», в котором приняли участие более 50 авторитетных специалистов по изучению воспитательной системы классика педагогики: специалисты в области педагогики, методологии воспитания, истории педагогики и образования, макаренковедения, педагогической персоналистики.

С оценкой издания и определением основных направлений его использования в развитии современной теории и практики воспитания выступила С.С. Невская - д.п.н, ведущий научный сотрудник центра истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", член Правления Международной Макаренковской ассоциации (IMS).

В рамках круглого стола была представлена для обсуждения Концепция электронного сервиса «А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания». Подробнее..

С 30 ноября по 3 декабря 2017 года на базе экспериментальной школы  ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" Тугнуйской СОШ Мухоршибирского района Республики Бурятия  состоялись курсы повышения квалификации учителей этой и районных школ.  Курсы «Мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях реализации требований ФГОС» были организованы С.З. Занаевым к.п.н., научным сотрудником центра истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" и А.Е.Ушницкой к.п.н., директором учебно-методического центра Педагогического института СВФУ, при поддержке и помощи администрации и коллектива Тугнуйской школы во главе с В.А. Варфоломеевой и Т.В.Ивановой. Подробнее..

28 ноября 2017 года на базе ФГБУ «Российская академия образования» (при участии ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО») состоялась Международная научно-практическая конференция «Ян Амос Коменский и современность», посвященная 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке.

  В конференции приняли участие более 80 научных сотрудников и преподавателей педагогических вузов и колледжей: 5 академиков РАО, 4 члена-корреспондента РАО, 15 докторов наук, 28 кандидатов наук, более 20 ответственных работников президиума РАО, аспирантов, магистрантов педагогических вузов г. Москвы, практиков образования. Географический охват конференции составил 7 регионов (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, г. Орел, Ивановская область, г. Калуга, г. Тула).

  Организационно конференция была проведена силами специалистов Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО и научных сотрудников центра истории педагогики и образования, и обеспечивающих подразделений Института. В конференции приняли участие более 20 сотрудников лаборатории общих проблем дидактики, центра педагогической компаративистики, центра средств обучения, центра стратегии и теории воспитания личности.

С приветственным словом к участникам конференции обратились: академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Михаил Львович Левицкий и директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова.

  В своем выступлении С.В. Иванова подчеркнула, что Я.А. Коменский был одним из основателей современной системы образования. Благодаря ему педагогика стала самостоятельной областью знаний. В его философско-педагогическом учении сплелись воедино подлинный гуманизм, гармоничность, позитивная жизненная философия, целеустремленность, стремление к высоким идеалам, принцип природосообразности и возвеличивание человека как «чудесного макрокосма». Неслучайно, что педагогику Яна Амоса Коменского называют природосообразной. Со времени Коменского принцип природосообразности прочно вошел в методологической инструментарий педагогической науки и образовательную практику.

28112017 6

  М.Л. Левицкий особо отметил, что тема конференции «Ян Амос Коменский и современность» сегодня приобретает особую значимость в связи реализацией потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании, что существенно актуализирует всю историко-педагогическую проблематику, связанную с исследованием творческой деятельности великого педагога. Место проведения конференции глубоко символично, поскольку Российская академия образования является главным центром развития отечественного образования и психолого-педагогической науки. Особо значимо, что нынешний представительный научный форум объединил ведущих ученых, специализирующихся в области комениологии, сфере исследований исторического прошлого образования и педагогики. Результаты комениологических исследований не только обогащают накопленный исторический опыт в деле изучения наследия Я.А. Коменского, но и позволяют осознать его значимость в контексте современности. Великий педагог предопределил ведущий перспективный тренд развития европейской педагогической мысли и школы на четыре столетия вперед.

28112017 4

  На пленарном заседании присутствовали члены Президиума РАО: заместитель президента РАО, доктор психологических наук, доцент В.С. Басюк, заместитель президента РАО Н.А. Иванова, академик-секретарь Отделения образования и культуры, академик РАО В.П. Демин, академик-секретарь Отделения профессионального образования, академик РАО С.Н. Чистякова.

28112017 3

  Всего на пленарном заседании было заслушано 20 докладов, посвященных вопросам изучения научного наследия и личности Я.А. Коменского, истории педагогики и образования, частных методик.

  На пленарном заседании с докладами выступили сотрудники Центра истории педагогики и образования: главный научный сотрудник, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук В.Г. Безрогов («К истории первого перевода сочинений Яна Амоса Коменского»); заведующий центром, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор М.В. Богуславский («Онтологические основания воспитательных систем Яна Амоса Коменского и В.Ф. Одоевского: сопряжения и дискурс»); старший научный сотрудник, кандидат исторических наук К.Ю. Милованов («Исторические предшественники Коменского»); старший научный сотрудник, кандидат исторических наук В.В. Рыбаков («Законы хорошо устроенной школы» в русском переводе А.А. Красновского»).

  С интересным докладом «От идеи наглядности Коменского к предметности развивающего обучения» выступила Т.С. Назарова, заведующий Центром средств обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

  В рамках завершающей творческой дискуссии, модератором которой выступили М.В. Богуславский и В.Г. Безрогов, участники конференции обсудили перспективы развития современных комениологических исследований и поделились своими мыслями о ходе и содержании состоявшегося мероприятия.

По итогам работы конференции будет подготовивается сборник научных трудов. Подробнее..

21 октября 2017 года в Смоленском государственном университете состоялась ХII Международная научно – практическая конференция «Учитель и время», посвященная памяти члена – корреспондента АПН СССР А.Е.КондратенковаПодробнее..

27 октября 2017 года в Информационном центре «Библиотека имени К.Д.Ушинского Российской академии образования» состоялось торжественное открытие выставки «Школа, рожденная революцией. Вехи истории образования с 1917 г». К открытию выставки был приурочен Круглый стол «Разрывы и линии преемственности в истории российского образования», организованный РАО и Российским военно-историческим обществом. Подробнее..

31 октября 2017 года в г. Липецк на базе ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет» им. П.П. Семенова-Тян-Шанского состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Липецкий опыт» и педагогика XXI века, посвященная 100-летию со дня рождения К.А. Москаленко. Подробнее..

Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Н.А.КОНСТАНТИНОВА – З.И.РАВКИНА (в формате pdf)

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter