МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ: НАУЧНАЯ ШКОЛА В.В. КРАЕВСКОГО – В.М. ПОЛОНСКОГО (Руководитель: В.М. ПОЛОНСКИЙ)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
polon7@yandex.ru

Основатель и руководитель научной школы:

Руководитель Научной школы – член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Валентин Михайлович Полонский. Им разработаны стандартизованные методы исследований, экспериментальной проверки и доказательности получаемых результатов. В рамках общей методологии ученый развивал нормативную методологию.

Polonski DP09 640

Основатель Научной школы – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Володар Викторович Краевский (1926–2010). Им заложен фундамент современной методологии педагогики как методологии научного познания, в результате чего методология выделилась в самостоятельную область педагогики.

Сформулированы теоретические положения о статусе педагогики как самостоятельной дисциплины, о специфике педагогической науки; о целостном подходе к практике как объекту изучения и объекту преобразования, эмпирических, теоретических, нормативных видов знания; о методологическом обеспечении научной работы в области педагогики; специфике научной деятельности в области образования.
Разработаны критерии оценки качества и эффективности фундаментальных, прикладных исследований и разработок, методы определения научной новизны и требования к ее описанию, теоретической и практической значимости, актуальности научно-педагогических исследований.

Разработан и введен в научный оборот объектно-компонентный метод описания результатов научно-педагогических исследований. Выделены структура и компоненты результата.

Создан ряд фундаментальных монографий, образующих фонд исследований по методологии: «Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ)» (1977); «Теоретические основы содержания общего сред- него образования» (1983); «Оценка качества научно-педагогических исследований» (1987); «Методология педагогического исследования» (1994); «Междисциплинарные исследования в педагогике» (1994); «Педагогическая наука и ее методология в контексте современности» (2001); «Методологические требования к описанию результатов научно-педагогических исследований» (2012) и др. Создан комплекс учебников и учебных пособий по методологии педагогики для студентов, аспирантов и научных сотрудников, преподавателей педагогических университетов и факультетов. Разработаны понятийно-терминологические словари и справочники: «Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании» (1995). «Научно-педагогическая информация: Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике» (2000); «Словарь по образованию и педагогике» (2004); «Словарь дидактических терминов» (2011) и др. Утверждены в Автоматизированной системе ведения информационных языков Рубрикатора Государственной автоматизированной системы научно-технической информации 24 нормативных документа, которые входят в государственную систему научно-технической информации (ГРНТИ), словари нормализованной лексики, информационно-поисковый тезаурус в области образования, рубрикатор «Народное образование. Педагогика» и др. Разработанные документы дают возможность эффективно планировать и реализовать единую образовательную политику, систематизировать отечественный и зарубежный инновационный опыт, формировать систему научно-педагогической информации, обеспечивать подготовку научно-педагогических кадров.

В рамках школы подготовлено 3 доктора и 24 кандидата наук.

Представители Научной школы активно сотрудничают с зарубежными учеными: КНР (Университет г. Чанчунь; Северо-Восточный университет, г. Шеньян), Японии (Университет Окаяма), Великобритании (Лондонский университет), Казахстана (Евразийский национальный университет, г. Астана; Костанайский государственный педагогический институт).
Стимулом для методологических исследований в стране являются организованные В.В.Краевским методологические семинары. С 2001г. проведено десять сессий в Москве, Волгограде, Краснодаре, Сочи, Туле, Челябинске, Уссурийске и др.

В 2007 г. от Московской школы отпочковался её дальневосточный филиал. Проведено пять сессий семинара, опубликованы три выпуска «Трудов Дальневосточной секции семинара» и два сборника материалов семинара.

В Уссурийске открыта лаборатория методологии педагогики им. В.В. Краевского (рук. Н.Л. Коршунова), которые продолжаются в рамках деятельности Научного Совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (председатель – доктор философских наук, профессор Б.И. Пружинин). Деятельность школы развивается усилиями последователей и учеников В.В. Краевского: Е.В. Бережновой, Л.М. Перминовой, Н.Л. Коршуновой, Е.В. Чалая, М.А. Алтуховой, О.В. Ишаевой, М.З. Мехдеевым, М.Н. Рыскуловой и др.

Дальнейшая работа школы будет направлена на методологическое обеспечение качества научно-исследовательских работ, повышение методологической культуры исследований. В рамках школы намечена подготовка докторских и кандидатских диссертаций, проведение Всероссийских методологических семинаров, интернет-конференций. Международная научно-теоретическая конференция «Методология педагогики в контексте современного научного знания», посвященная 90-летию со дня рождения В.В. Краевского, проведенная в сентябре 2016 г., издание Сборника трудов показывает значительный потенциал Научной школы.

Новости научной школы

В ФИРО 27.09.2017 состоялся теоретико-методологический семинар по проблеме формирования личности современного гражданского общества в полиэтничном российском социуме в контексте смены научных парадигм (от формационной теории общественно-исторического процесса к теории модернизации)». С основным докладом выступил член-корреспондент РАО М.Н. Кузьмин.

Обсуждение предложенной темы связано с переходом (европейского) общества в Новое время. По мнению М.Н. Кузьмина, антропологические (антропосоциокультурные) факторы дают ключ к пониманию вектора и динамики развития современного индустриального граждански организованного общества. Потенциал культуры всего общества и отдельного индивида приобретают большую теоретическую (объяснительную) и практическую (проективную) значимость для понимания социодинамики процесса формирования личности в полиэтничном российском социуме. Программа российской модернизации, выбор эффективной теории общественно-исторического процесса невозможен без учета состояния общественной науки в ее интерпретации перехода от традиционного общества к современному, в ее теоретическом обеспечении практической политики.

В дискуссии принимали участие философы, педагоги, практические работники В.И. Гараджа, А.Н. Джуринский, В.М. Полонский, А.П. Булкин, А.С.

В рамках школы нормативной методологии 1-5 октября 2017 г. состоялось обсуждение вопросов, связанных с оценкой эффективности научных исследований на основе данных РИНЦ, в частности, наукометрического показателя, определяющего распределение цитирований по публикациям (Индекса Хирша). С помощью этого показателя определяется условная «общая продуктивность» отдельного учёного или группы, научной организации. Для повышения валидности индекса Хирша и его веса предлагается добавить ещё 2 индекса: отношение общего числа ссылок на публикации автора к минимальному числу ссылок при данном индексе Хирша (h2), а также число статей, входящих в первый дециль по направлению за весь период. Условное название обновлённого показателя «Алпол». Например, при одинаковом индексе Хирша 10 это может быть разная картина: Хирш 10/1/0 (Хирш 10; 1 — 100 (число цитирований на все публикации автора); 0 — число статей автора, входящих в первый дециль). Другой вариант: Хирш 10/15/5, что соответствует Хирш 10; 15 — 1 500 (число цитирований на все публикации автора); 5 — число статей автора, входящих в первый дециль.

В рамках школы нормативной методологии 10-12 октября 2017 г. состоялось обсуждение вопросов, эффективностью поиска по ключевым словам в архивах памяти (сети Интернет, банках и базах данных, библиотеках). Известно, что цитирование является стандартной этической нормой в науке и инструментом общения между учеными. Поиск информации по ключевым словам ведется в большинстве случаев стихийно. Пользователи не могут просмотреть массив информации, включающий десятки и сотни тысяч документов. Нет навигатора, позволяющего выбрать работы в архивах памяти, сети Интернет. Особенно это видно в педагогике, где понятийно-терминологический аппарат недостаточно разработан. Для сравнения были отобраны документы, имеющие наибольший вес по ключевым словам и документы, на которые имеется наибольшее число цитирований. С этой целью была взята актуальная тема «Оценка знаний школьников». Было проанализировано 3000 документов, которые выдает поисковая система. В каждой сотне из тысячи мы отметили число цитирований в РИНЦ.

На основе анализа массива данных eLIBRARY.RU показана, что поиск документов по ключевым словам не обеспечивает выбор работ с наибольшей цитируемостью. Для повышения эффективности поиска предлагается выводить работы по децилям. С дсообщением на эту тему выступила старший преподаватель кафедры «Иностранные языки-5» Российского университета транспорта (МИИТ) О.В. Ишаева.

Основные публикации научной школы

Книги в электронном виде В.М. Полонского:

1. Народное образование. Педагогика. Рубрикатор. – 152 с.
ISBN-online: 978-5-16-105484-0. Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754404.

2. Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы. Рубрикатор. – 330 с.
ISBN-online: 978-5-16-105483-3. Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754403.

3. Научно-педагогическая информация 256 с.
ISBN-online: 978-5-15-105486-4.
Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754406.

4. Образовательные ресурсы в сети Интернет: методическое пособие. – 64 с..
ISBN-online: 978-5-16-105482-6. Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754401.

5. Тезаурус информационно-поисковый по народному образованию и педагогике - 344 с. .
ISBN-online: 978-5-16-105485-7. Дата размещения в ЭБС Znanium.com: 14.11. 2016. Постоянный адрес в сети Интернет htt://znanium.com/catalog.php?bookinfo=754405.

BTS 340

Словарь содержит более 6 000 словарных статей по образованию и педагогике, дидактике, теории воспитания, управлению и экономике образования, научно- педагогической информации, общей и нормативной методологии, специальной (коррекционной) педагогике и другим наукам. В композиционном отношении словарь отличается от своих предшественников: он построен по тематическому, а не по алфавитно-предметному принципу, с упорядоченным понятийно- терминологическим аппаратом. Книга содержит богатый информационный материал из смежных с педагогикой наук — психологии, социологии, культурологии, биологии, — дающий возможность полнее понимать суть образовательных процессов. Система внутренних гиперссылок позволяет видеть смысловые взаимосвязи между понятиями, используемыми для описания и объяснения образовательных явлений.
Предназначен для преподавателей и студентов вузов, научных работников, учителей и воспитателей образовательных учреждений, работников учреждений дополнительного образования, а также для менеджеров, занимающихся вопросами организации и управления образованием.

ISBN 978-5-87953-436-8 ББК 74.00я2
Журнал «Научный результат» 2017, Том 3. № 2: 54-60
Полонский В.М.
Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования. «Научный результат» 2017, Том 3. № 2, С. 54-60.
В статье раскрываются положительные и негативные изменения, которые произошли в педагогической науке и практике образования за последние годы. Показаны факторы, влияющие на включение новых понятий и терминов в сферу содержания образования, целей и методов обучения. журнал «Научный результат» 2017, Том 3. № 2: 54-60

DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-2-54-60

BTS2 340


Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: Научные публикации научной школы В.В. КРАЕВСКОГО – В.М. ПОЛОНСКОГО (в формате pdf) 

 

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter