Из истории Лаборатории общих проблем дидактики

Лаборатория общих проблем дидактики образовалась одновременно с созданием Института в 1944 году.

Сотрудниками лаборатории были выдающиеся ученые, на много лет вперед определившие пути развития дидактического знания. Их исследования остаются современными и своевременными. В них и сегодня можно найти ответы на многочисленные вопросы, стоящие перед дидактикой.

По праву центральное место в истории лаборатории занимает имя действительного члена АПН СССР Михаила Николаевича Скаткина. Этот выдающийся ученый в своих исследованиях развивал различные направления педагогической науки, дидактики.

Трудовая деятельность М.Н. Скаткина началась в 1919 году. В 1942-1945 гг. он занимал должность ученого секретаря Учебно-методического совета Наркомпроса РСФСР, а в 1944-1948 гг. – ученого секретаря АПН РСФСР. В 70-х гг. XX в. М.Н. Скаткин начал работу в НИИ общей педагогики АПН СССР, где и работал до последних дней.

Исследования Михаила Николаевича Скаткина по фундаментальным проблемам дидактики (политехническое образование, принципы и методы обучения) легли в основу работ в области образования, проводимых в СССР, России, и многих других странах. Он одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Михаил Николаевич – автор ряда новых принципов дидактики, в частности, принципа научности обучения; он является соавтором дидактических концепций содержания образования и методов обучения. Значительна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения. Его работы отличаются мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных её проблем, что придаёт их совокупности концептуальную целостность.

М.Н. Скаткин является одним из основоположников научной школы «Дидактика общего образования» – научной школы М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, Н.М. Шахмаева. Вместе с И.Я. Лернером, В.В. Краевским, И.К. Журавлевым, Л.Я. Зориной, В.С. Цетлин М.Н. Скаткин разрабатывал культурологическую теорию содержания образования, принимал участие в разработке теории учебного предмета. Вместе с И.Я. Лернером создавал теорию методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала.

Одно из имен, без которого невозможно представить историю лаборатории – это имя Исаака Яковлевича Лернера, члена-корреспондента АПН СССР, действительного члена РАО.
С 1970 года Исаак Яковлевич работал в лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР.

Многие проблемы дидактики были поставлены на научную основу благодаря исследованиям И.Я. Лернера. Разработанное им представление о содержании образования как педагогически адаптированном социальном опыте, имеющем 4-х компонентную структуру: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, положено в основу созданной в лаборатории дидактики теории содержания общего среднего образования, позже названной В.В. Краевским культурологической.
Рассмотрев по отдельности процесс обучения, содержание образования, методы обучения, И.Я. Лернер вынашивал идею создать всеобъемлющую, универсальную дидактическую модель современного учебного процесса, пригодного для любого учебного заведения. Такая попытка сделана в вышедшей в предпоследний год его жизни книге «Философия дидактики и дидактика как философия».

И.Я. Лернер трудился до последнего мгновения своей жизни, не успев осуществить грандиозный замысел - написать монографию по истории дидактики, которая должна была быть выполнена в историко-философском жанре. Такого обобщающего специального издания по истории дидактики нет до сих пор, как нет и такого выдающегося ученого, каким был И.Я. Лернер.

Представляя деятельность лаборатории дидактики, следует особо сказать о Володаре Викторовиче Краевском, действительном члене РАО, исследования которого подняли дидактику на новую высоту, дали возможность раскрыть ее теоретико-методологический потенциал.

С 1970 по 1984 годы В.В. Краевский возглавлял лабораторию дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР. Особенно значителен его вклад в педагогическую науку как руководителя и участника создания теории содержания общего среднего образования и процесса обучения.

Коллективная работа ученых лаборатории дидактики под руководством В.В. Краевского нашла отражение в монографиях, востребованных и по настоящее время: «Теоретические основы содержания общего среднего образования» (1983); «Теоретические основы процесса обучения в советской школе» (1989).

В.В. Краевский первым сформулировал проблемы методологии педагогики и своей научной работой способствовал их решению.

Часть работ В.В. Краевского и его коллег опубликованы за рубежом: в Германии, Болгарии, Чехословакии, Польше, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, США, Канаде, Греции, Австралии.
Теоретическая, педагогическая и организационная деятельность В.В. Краевского оказала влияние на решение самых сложных проблем науки, которой он занимался, и способствовала общему повышению теоретического уровня и качества научной работы по педагогике, укреплению связи науки и практики.

В лаборатории трудился выдающийся ученый Николай Михайлович Шахмаев, доктор педагогических наук, профессор. В 60-е годы ХХ века им были разработаны дидактические основы дифференцированного обучения, предложено теоретическое обоснование дифференциации и рассмотрена проблема ее практической реализации. Н.М. Шахмаев известен также как специалист в области методики преподавания физики, его учебники по физике до сих пор используются в школе и высоко ценятся обучающими и обучающимися. Значительный вклад в науку Н.М. Шахмаев внес, рассматривая средства обучения.

Необходимо отметить особый вклад Н.М. Шахмаева в организацию работы классов с углубленным изучением предметов. Экспериментальная работа в этом направлении была организована под его руководством в школе № 710 г. Москвы. Н.М. Шахмаев сделал вывод, что ни цели, ни задачи, ни особенности преподавания в классах с углубленным изучением не ставят перед профилирующим предметом задач, принципиально отличных от задач, стоящих перед курсом обычного уровня. Главное отличие курса повышенного уровня от курса обычной школы должно заключаться в глубине трактовки изучаемых явлений.

Научная деятельность доктора педагогических наук, профессора Людмилы Яковлевны Зориной, известного ученого и замечательного человека, внесла значительный вклад в педагогику. Особой ее заслугой были введение в дидактику принципа системности, обоснование дидактического цикла, разработка дидактических оснований отбора содержания естественнонаучного образования, создание совместно с И.К. Журавлевым модели и новой классификации учебных предметов, рассмотрение вопросов дифференцированного обучения.

Итогом многолетнего научного поиска Л.Я. Зориной стала целостная концепция формирования содержания естественнонаучного образования и обеспечение его усвоения учащимися.

Теоретические положения, разработанные Н.М. Шахмаевым и Л.Я. Зориной по проблемам дифференцированного обучения, не утратили своей значимости и в настоящее время. Активное развитие дифференцированного обучения в практике работы школ в последние годы опирается на работы известных отечественных дидактов.

Вместе с Л.Я. Зориной проблемой учебных предметов занимался Игорь Константинович Журавлев, доктор педагогических наук, профессор, долгое время заведовавший лабораторией дидактики.

Проблему критериев трудности содержания учебного материала исследовала в лаборатории доктор педагогических наук, профессор Валентина Самуиловна Цетлин.

С 1992 года в лаборатории дидактики работал Игорь Иосифович Логвинов, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Ему принадлежит приоритет в области использования вычислительной техники и математических методов в исследованиях по теории обучения и управления в народном образовании. И.И. Логвинов создатель своеобразной концепции дидактического знания, характеризующейся системностью, оригинальностью, практической направленностью.

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter