Научная и научно-методологическая деятельность Института

Фундаментальные научные исследования Института включают разработку теоретико-методологических, философских и исторических проблем образования и воспитания. Результаты исследований вносят существенный вклад в развитие педагогического знания в областях: философии образования, теоретической педагогики, дидактики, теории воспитания, истории образования и педагогики, педагогической компаративистики, теории педагогических измерений, методологии непрерывного образования.

Прикладные исследования Института тесно связаны с фундаментальными и нацелены на поиск решений проблем всех уровней образования, однако приоритетом традиционно является развитие общего образования. На основе полученных теоретических результатов новые методы и методики, осуществляется методологическое и методическое сопровождение образовательной деятельности. Ведущие учёные и научные сотрудники Института совместно с лучшими педагогическими коллективами активно работают на экспериментальных площадках, внедряя и развивая лучшие практики и инновационные методики. Созданные при участии сотрудников Института примерные и авторские учебные программы, учебники, включенные в федеральный перечень, методические пособия во многом определяют содержание школьного образования и расширяют методические возможности учителя, помогают сделать школьный урок современным и эффективным.

Важным направлением исследований выступает поиск новых моделей заданий и путей организации аттестации учащихся. Председатели Федеральных комиссий разработчиков КИМ ЕГЭ по четырем учебным предметам являются сотрудниками нашего Института. В последнее время большое внимание уделяется изучению возможностей модульной организации учебного процесса; реализации требований компетентностного подхода в рамках отдельного учебного предмета; изменению роли учителя в условиях широкого использования компьютерных технологий.

Творческий поиск продолжается в деятельности многочисленных научных школ Института.

Ученые Института принимали участие в создании государственных образовательных стандартов всех поколений, включая действующие ФГОС, являются разработчиками контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена практически по всем учебным предметам, входят в состав всех федеральных комиссий, пять из которых €“ возглавляют. 

Проводимые теоретические исследования и научно-прикладные разработки комплексно обеспечивают весь процесс обучения в современной школе, включая целеполагание, отбор учебного содержания, технологии и методики преподавания, систему измерения достижений обучающихся. Сотрудники Института являются авторами большинства действующих федеральных школьных учебников, по которым учатся миллионы школьников России. По отдельным предметам доля учебников, подготовленных сотрудниками Института и включенных в федеральный перечень, учебных программ и методических пособий, используемых сегодня в практике преподавания, составляет более половины. 

В течение многих лет Институт занимается анализом состояния систем образования в различных странах мира, активно участвует в международных и национальных исследованиях качества образования, в том числе, в исследованиях PISA, PIRLS, TIMSS на территории России. Накоплен большой опыт анализа и экспертизы школьных учебников, как отечественных, так и зарубежных. Сотрудники института участвовали в ряде международных проектов, например, по сопоставительному анализу школьных учебников истории, географии и математике (со странами Восточной Европы, Финляндией, США, Японией и др.).

План научно-практических мероприятий Института на 2017 год

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter