Мухаметзянов Искандар Шамилевич

Мухамедзянов лич стрДоктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник.

Доктор медицинских наук (Общественное здоровье и здравоохранение).

Профессор (Специальная психология).

Заслуженный врач РТ (2002).

Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2009).

Почетная грамота РАО (2009).

Нагрудный знак «За заслуги в образовании» (2015) .

Почетная грамота Минобрнауки РФ (2017).

ОБРАЗОВАНИЕ

2007 Юридический факультет, специальность Юриспруденция. Академия социального образования (КСЮИ) (ВСА0488020), г. Казань.
2002 Специальность Менеджмент. Международный институт менеджмента «ЛИНК». (ПП № 475810), г. Жуковский.
1992 Факультет переподготовки кадров, специальность Психология и социальная педагогика. Казанский химико-технологический институт (ДВП№018954), г. Казань.
1987 Хирургический факультет, специальность Урология (гемодиализ). Московская медицинская академия последипломного образования врачей, (уд. № 1659), г. Москва.
1985 Лечебный факультет, специальность Лечебное дело. Казанский государственный медицинский институт им. С.В. Курашова, (МВ № 740301), г. Казань.

Научная биография

В 1985 году окончил лечебный факультет Казанского государственного медицинского института им. С.В. Курашова по специальности «лечебное дело».

В 1987 году окончил ординатуру при Центральном Ордена Ленина институте усовершенствования врачей по специальности «урология (гемодиализ)».

В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 14.00.27- Хирургия на тему «Оптимизация гемодиализа с применением компьютерной информационной технологии». В 2002 году защитил докторскую диссертацию по специальности 14.00.33 – «Общественное здоровье и здравоохранение» на тему «Терминальная стадия хронической почечной недостаточности и совершенствование управления службой заместительного лечения на региональном уровне (медико-социальные, клинические и организационно-управленческие аспекты)».

Общий медицинский и научно-педагогический стаж 38лет.

Научные интересы

В период трудовой деятельности акцентировал внимание на вопросах применения информационных и коммуникационных технологий в медицине и образовании, педагогике и психологии профессиональной школы, организации и управлении в социальной сфере, стратегическом планировании и инновационных технологиях в модернизации социальной сферы, экономике здравоохранения и образования, здоровьесбережении в системе образования, здоровьесберегающей информационно-коммуникационной среде обучаемого, социализации обучаемых.

С марта 2019 года – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

В период с 2003 по 20015 год подготовил трех докторов и четырех кандидатов педагогических и психологических наук.

Свидетельства на полезную модель, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке - 10.

В разные годы были разработаны

• Теория, методическое сопровождение и программное обеспечение информатизации службы заместительной почечной терапии;
• Теория, методическое сопровождение и программное обеспечение создания, компьютерного обеспечения и организации и управления деятельности службы заместительной почечной терапии на региональном уровне;
• концепция медицинского обеспечения информатизации образования;
• Концепция и методическое обеспечение педагогико-эргономического и санитарно-гигиенического обеспечения деятельности обучаемого в информационно-коммуникационной среде и др.
В период практической деятельности руководил коллективами до 200 человек. Опыт работы на уровне субъекта РФ. Навыки в формировании интегрированных систем на уровне региона. Эксперт Общественной палаты РТ. Член Экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии (с 2018 г. по настоящее время).

Научные публикации

Опубликовано всего более 150 научных и методических трудов.

В РИНЦ включено 130 публикаций, 606 цитирований (индекс Хирша – 12). 55 публикаций в журналах из перечня ВАК. 7 публикаций в журналах наукометрических баз WoS, Scopus. За последние пять лет число публикаций в РИНЦ – 57; число публикаций в ядре РИНЦ – 5.

Научные статьи в журналах Scopus или WoS

1. FORECAST OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION INFORMATIZATION. Robert I.V., Mukhametzyanov I.S., Arinushkina A.A., Kastornova V.A., Martirosyan L.P. Espacios. 2017. С. 38.
2. IMPLEMENTATION OF THE INTERNET FOR EDUCATIONAL PURPOSES. Robert I., Kastornova V., Mukhametzyanov I., Dimova A., Martirosyan L., Gerova N. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Т. 59. С. 573-583.
3. ASSESSMENT OF LEVELS OF FORMATION OF COMPETENCE OF STUDENTS AS USERS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN THE FIELD OF HEALTH CARE. Mukhametzyanov I., Dimova A. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Т. 59. С. 585-593.
4. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ В ЗАМЕСТИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ С ТЕРМИНАЛЬНОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. Мухаметзянов И.Ш. Нефрология и диализ. 2001. Т. 3. № 1. С. 17.
5. СТРУКТУРА ЛЕТАЛЬНОСТИ БОЛЬНЫХ С ТЕРМИНАЛЬНОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ПОЛУЧАВШИХ ГЕМОДИАЛИЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ. Мухаметзянов И.Ш. Нефрология и диализ. 2001. Т. 3. № 2. С. 138.
6. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ В ПОПУЛЯЦИИ БОЛЬНЫХ, ПОЛУЧАЮЩИХ ГЕМОДИАЛИЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН. Мухаметзянов И.Ш. Нефрология и диализ. 2001. Т. 3. № 2. С. 139.
7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РЕГИСТРА БОЛЬНЫХ С ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. Низамов И.Г., Мухаметзянов И.Ш. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 4. С. 28.

Научные статьи в журналах ВАК РФ

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБУЧАЕМОГО. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Мухаметзянов И.Ш. Педагогическая информатика. 2018. № 3. С. 143-156.
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБУЧАЕМОГО. Мухаметзянов И.Ш. Информатика и образование. 2018. № 5 (294). С. 55-60.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Мухаметзянов И.Ш. Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 56-62.
4. СОВРЕМЕННЫЕ МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Мухаметзянов И.Ш. Наука о человеке гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33). С. 113-122.
5. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА. Мухаметзянов И.Ш., Галеев И.Ш., Киямова Л.И. Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 190-195.
6. МЕДИЦИНСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧАЩЕГОСЯ. Мухаметзянов И.Ш. Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 45-55.
7. МЕДИЦИНСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. Мухаметзянов И.Ш. Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 18-27.
8. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Хусаинова С.В., Мухаметзянов И.Ш. Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 29-33.
9. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Морозов А.В., Мухаметзянов И.Ш. Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 48-54.
10. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Мухаметзянов И.Ш. Казанский педагогический журнал. 2016. № 1 (114). С. 36-46.
11. АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДВЕРЖЕННОСТИ ВЛИЯНИЮ (ВЕРБОВКЕ) УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ. Мухаметзянов И.Ш., Хусаинова С.В. Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 113-120.
12. К СООТНОШЕНИЮ ПОНЯТИЙ РАДИКАЛИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Мухаметзянов И.Ш., Холоднов В.Г., Нуриахметова Ф.М. Казанский педагогический журнал. 2016. № 6 (119). С. 21-28.
13. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Морозов А.В., Мухаметзянов И.Ш. Человек и образование. 2016. № 4 (49). С. 49-55.
14. ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, РЕАЛИЗОВАННОЙ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Мухаметзянов И.Ш. Информатизация образования и науки. 2016. № 1 (29). С. 3-15.
15. ИДЕИ ТОЛЕРАНТНОСТИ, МЕЖКУЛЬ¬ТУРНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОС-СИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Казанский педагогический журнал. 2015. С. 1.
16. ИДЕИ ТОЛЕРАНТНОСТИ, МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Казанский педагогический журнал. 2015. № 1 (108). С. 11-17.
17. ЭКОЛОГО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО И ЛОКАЛЬНОГО ИЗМЕРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИИ. Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р., Доронин С.П. Казанский педагогический журнал. 2015. № 2 (109). С. 10-19.
18. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. Мухаметзянов И.Ш. Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-2 (112). С. 239-245.
19. КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РФ. Мухаметзянов И.Ш., Холоднов В.Г., Нуриахметова Ф.М. Казанский педагогический журнал. 2015. № 6.
20. КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Мухаметзянов И.Ш., Холоднов В.Г., Нуриахметова Ф.М. Казанский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 38.
21. КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РФ. Мухаметзянов И.Ш., Холоднов В.Г., Нуриахметова Ф.М. Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-3 (113). С. 38-44.
22. ПЕДАГОГИКО-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Мухаметзянов И.Ш., Граб В.П. Управление образованием теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 70-83.
23. МЕДИЦИНСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ, АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ). Мухаметзянов И.Ш. Казанский педагогический журнал. 2014. № 1 (102). С. 27-43.

Монографии и учебные пособия

1. Психология здоровья и болезни. - Казань КСЮИ, 2001. 10 с.
2. Права граждан в области охраны здоровья. - Казань КСЮИ, 2001. 34с.
3. Психология здоровья и методы его сохранения . Казань КСЮИ, 2003. 103 с.
4. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. Казань КСЮИ, 2004. 105 с.
5. Медицинские аспекты информатизации образования -Казань Издательство «Данис», ИПППО РАО, 2007, - 44 с.
6. Общественная аттестация информационных образовательных ресурсов нового поколения. Казань, Изд. «Данис». ИПППО РАО, 2008, - 34 с.
7. Медицинские аспекты информатизации образования. Мухаметзянов И.Ш. Москва, 2010. –М. ФГБНУ ИИ ОРАО, – 72 с.
8. Профилактика негативных последствий использования компьютера в образовании. – М. ИИО РАО, 2011.
9. Методические рекомендации «Организация рабочего места с персональным компьютером» - М. ИИО РАО, 2011.- 40 с., ил.
10. Программа дополнительного профессионального образования по курсу «Медико-психологические аспекты применения средств информационно-коммуникационных технологий». - М. ИИО РАО, 2011. - 40 с., ил.
11. Здоровьеформирующее образование сущность и технологии. Мухаметзянов И.Ш. монография И. Ш. Мухаметзянов. Медицина. Казань, 2011. – 217 с.
12. Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения (учебно-методическое пособие). Под редакцией И.Ш. Мухаметзянова, – Казань Печать-Сервис XXI век. 2014. – 396 с.
13. Медицинские аспекты организации информационной образовательной среды учебного заведения (методические рекомендации). Ученые записки ИУО РАО. 2016. 1(57) - С.61-94. [Электронный ресурс]. URL httpiuorao.comvypusk-1-57-2016.html
14. Инновационные ресурсы системы дополнительного образования (научно-методическое пособие). Инновационные ресурсы системы дополнительного образования (научно-методическое пособие). Под научной редакцией д.м.н., проф. И.Ш. Мухаметзянова. – Казань Изд. «Печать-Сервис XXI века. – 2014. – 202 с.
15. Медицинские аспекты информатизации образования. Мухаметзянов И.Ш. Москва, 2017. (2-е издание, исправленное и дополненное). – 168 с.
16. Информационно-образовательное пространство. Роберт И.В. Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Москва, - ФГНБУ ИУО РАО. 2017. – 92 с.