Касторнова Василина Анатольевна

Касторнова Василина Анатольевна лич стр

Кандадат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник.

Образование (вуз, год окончания, специальность): Череповецкий государственный педагогический институт, 1995, учитель математики и информатики.

Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, 1998.

«Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике»

Докторантура:Институт информатизации образования Российской академии образования, 2003.

Ученая степень (год присуждения): кандидат педагогических наук, 1999.

Ученое звание (год присуждения): доцент, 2001; доктор философии (PhD) в области информатизации образования, 2017.

e-mail: kastornova_vasya@mail.ru

Профессиональная деятельность:

1993 – 1995 – учитель информатики СШ № 6 г. Череповец, Вологодская область.

1995 – 2016 – ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры прикладной информатики Череповецкого государственного университета, г. Череповец, Вологодская область.

2000 – 2015 – ведущий научный сотрудник Института информатизации образования Российской академии образования.

2014 – эксперт Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения («АПИКОН»).

2015 – 2019 ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования».

2019 – старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Государственные и ведомственные награды

Серебряная медаль молодому ученому «За успехи в науке» Российской академии образования (2006)

Достижения и поощрения

Почетная грамота Российской академии образования (2009)

Благодарность Института информатизации образования Российской академии образования (2011)

Научные интересы

Информационно-образовательное пространство предметной области; использование ИКТ в профессиональной и научной деятельности; интеллектуальное тестирование знаний; языки программирования; мультимедиа технология; экспертиза аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения; преподавание информатики в школе и вузе. Руководитель дипломных и курсовых проектов, руководство аспирантами (подготовила двух кандидатов педагогических наук), научное консультирование кандидатских и докторских диссертаций.

Исследовательские проекты и гранты

Разработка программы повышения квалификации педагогов, принимающих участие в проекте «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации», 2011 г.

Подготовка материалов учебного модуля и проведение обучения по теме «Организация учебного процесса с использованием интерактивных мультимедийных электронных учебников»; проведение занятий по обучению учителей школ, консультирование учителей; проверка заданий, 2011 г.

Подготовка материалов для проведения обучения по теме «Использование средств ИКТ и ЭОР в деятельности учителя-предметника»; проведение занятий по обучению учителей МАУО СОШ № 21 г. Новокузнецка по заявленной теме; консультирование учителей, 2012 г.

Проведение занятий по курсу повышения квалификации педагогических работников МАУО СОШ № 21 г. Новокузнецка с углубленным изучением информатики по теме: «Использование средств ИКТ и ЭОР в деятельности учителя-предметника» в соответствии c программой повышения квалификации; проведение консультирования учителей по вопросам индивидуальных практико-ориентированных проектов (методических разработок уроков по использованию средств ИКТ и ЭОР в деятельности учителя предметника); проверка индивидуальных практико-ориентированных проектов (методических разработок уроков) по использованию ЭОР в учебном процессе, 2012 г.

Рецензирование прототипа интерактивного мультимедийного электронного учебника (ИМЭУ) нового поколения, 2012 г.

Формирование в ЧГУ методической школы по направлению «Использование в образовательном процессе интерактивного оборудования», 2012 г.

Публикации

Опубликовано более 170 научных работ, среди которых 6 монографий, 10 учебно-методических пособий и учебников. Из общего числа научных публикаций 102 из них размещены в e-librery со следующими показателями: 87 – РИНЦ (ядро РИНЦ – 6), 32 – издания ВАК, 4 – зарубежные журналы, индекс Хирша – 8. За последние пять лет опубликовано более 40 работ.

Научные статьи в журналах ВАК РФ:

  1. Касторнова В.А. Некоторые подходы к определению образовательного пространства // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 8. – С.43-48.
  2. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Языки программирования и их роль в становлении предметной области «Информатика» // Педагогическая информатика. – 2016. – № 1. – С.59-68.
  3. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф., Андреев А.Е., Яламов Г.Ю. Применение и перспективы развития технологии модульного проектирования экспертных систем контроля знаний в сфере образования // Управление образованием: теория и практика. – 2016. – № 1(21). – С.52-63.
  4. Касторнова В.А., Иванова И.И. Анализ возможностей современных интерактивных досок и специального программного обеспечения к ним // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2016. – № 4 (73). – С.120-124.
  5. Касторнова В.А. Научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4(65). – C.174-176.
  6. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Объектно-ориентированное программирование как перспективное направление развития школьного курса информатики // Вестник Череповецкого государственного университета – 2017. – № 5(80). – С.177-181
  7. Касторнова В.А. Научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства предметной области // Педагогическая информатика – 2017. – № 4. – С.91-97.
  8. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Становление преподавания предметной области «Информатика» в системе образования г. Череповца Вологодской области // Педагогическая информатика. – 2018. – № 3. – С.51-59.
  9. Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство предметной области и научно-методические условия его организации и функционирования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3(33). – С.137-144.
  10. Касторнова В.А. Технология использования программных сред информационно-образовательного пространства предметной области «Информатика» в осуществлении контроля знаний // Управление образованием. – 2018. – № 3. – С.33-49.
  11. Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения неформализованных задач в информационно-образовательном пространстве предметной области «Информатика» // Педагогическая информатика. – 2018. – № 4. – С.47-58.
  12. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Информационное моделирование на основе интеллектуальных систем как инструмент систематизации знаний в предметной области «Информатика» // Вестник ЧГУ. – 2019. – № 1(88). – С.175-187.
  13. Касторнова В.А. Методические особенности использования интеллектуальных программных средств для систематизации и контроля знаний // Педагогическая информатика. – 2019. – № 1. – С.92-102.

Статьи, индексируемые в наукометрических базах данных

  1. Implementation of the Internet for Educational Purposes // Smart Education and e-Learning. / Editors: V. L. Uskov, R. J. Howlett, L. C. Jain. – Springer. – Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2016. – Volume 59. – Р.573-585. (Web of science)
  2. Касторнова В.А. Научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4(65). – C.174-176. (ERIH PLUS)
  3. Касторнова В.А. Информационно-образовательного пространство предметной области: условия организации и функционирования // Человек и образование. – 2018. - № 4. – С.72-77. (ERIH)
  4. Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения неформализованных задач в информационно-образовательном пространстве предметной области «Информатика» // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № (73). – С.17-20. (ERNH PLUS)

Монографии и учебные пособия:

  1. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. – 92 с.

http://www.iiorao.ru/iio/pages/educational/metod/year_2017/robert_Muh_Kast_2017/

  1. Касторнова В.А. Структуры данных и алгоритмы их обработки на языке программирования Паскаль: учеб. пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 304 с.: ил.

http://www.iiorao.ru/iio/pages/educational/metod/year_2016/kastornova_BHV/

  1. Информатизация и компьютеризация образовательного процесса: монография / В.А. Касторнова, О.В. Ларина, Т.Г. Везиров [и др.]; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 236 с.

http://www.iiorao.ru/iio/pages/educational/metod/year_2014d/kastornova_km/

  1. Касторнова В.А. Образовательное пространство. Практико-ориентированные подходы к организации и функционированию. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 228 с.

http://www.iiorao.ru/iio/pages/educational/metod/year_2013/kastornova_pr/

  1. Программирование на языке Паскаль: учебное пособие / А.Ф. Касторнов, В.А. Касторнова,О.А.Козлов. – Н.Новгород:НГПУим.К.Минина, 2012. – 152с.

http://www.iiorao.ru/iio/pages/educational/metod/year_2012/kk_kozlov/

  1. Касторнова В.А. Современное состояние научных исследований и практико-ориентированных подходов к организации и функционированию образовательного пространства: Монография. – Череповец: ЧГУ, 2011 – 461 с.

http://www.iiorao.ru/iio/pages/educational/metod/year_2011/Kastornova/

  1. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография / Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н.С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова ВА., Киргуева Ф.Х., Клушина ЕА., Клушина Н.П., Кокаева И.Ю., Кондратьева О.Н., Корлякова С.Г., Коценко В.Н., Курбанова З.Г., Мурзаева Д.М., Магомедов М.И., Магомедханова У.Ш., Нурмагомедов Д.М., Подгребельная Н.И., Садулаева Б.С., Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н., Шахманова А.Ш., Шибаев В.П., Шибаева Л.М., Явбатырова Б.Г., Bhoti S., Sirota J. – Москва: Московский международный университет, 2018 – 284 с.

http://www.iiorao.ru/iio/pages/educational/metod/year_2018/kastornova_2018_2/

  1. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография / Абайханов А.Р., Абайханов PC., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., ВыхристюкМ.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р., ДмитриевМ.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р, Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., Коджакова Х.П., Койше К.К., Кокаева И.Ю., Магомедов Д.М., Магомедханова У.Ш., Нурмагомедов Д.М., Онина С.В., Подгребельная Н.И., Садулаева Б.С., Салимгериева М.Д., Селезенева Е.Н., Сорокопуд Ю.В., Стебловская С.Б, Тохчуков М.О., Хубиев Р., Чомаева З.Б., Чотчаева Д.М., Уварова Н.Н. Шаталова JI.C., Шаталова Н.С., Шахманова А.Ш., Шибаев В.П., Шибаева Л.М., Явбатырова Б.Г., Ben-Nun E.L., – Москва: Московский международный университет, 2018 – 456 с.

http://www.iiorao.ru/iio/pages/educational/metod/year_2018/kastornova_2018_1/