Нурмухамедов Геннадий Михайлович

Nurmukhamedov 235Ведущий научный сотрудник Лаборатории математического общего образования и информатизации, доктор технических наук, профессор.

Научная биография

Нурмухамедов Геннадий Михайлович родился 3 февраля 1935 года в г. Ташкенте. В 1953г. окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1959г. окончил физический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, там же в 1964г. после окончания аспирантуры защитил кандидатскую диссертацию в области физики магнитных явлений. С 1967г. по 1982г. работал в Научном Центре микроэлектроники в г. Зеленограде. По результатам научно-исследовательских работ в области микроэлектроники и вычислительной техники Г.М.Нурмухамедов в 1986г. защитил докторскую диссертацию. Учёное звание профессора получил в 1991г. по кафедре автоматизации производственных процессов.
В начале 1984г. был приглашён на работу в Академию педагогических наук, где до сентября 1984г. работал в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения, а затем был переведён в НИИ содержания и методов обучения.
Нурмухамедов Г.М. работает в лаборатории со дня её образования в 1984г., исключая период с 1997г. по 2002г. За время работы в лаборатории Г.М. Нурмухамедов участвовал в разработке методической концепции всеобщей компьютерной грамотности школьников, в разработке программы школьного курса «Основы информатики и ВТ», в разработке требований к школьному кабинету вычислительной техники и школьной ЭВМ. Им опубликовано около 60 научно-исследовательских, учебных и методических работ в области информатики и информационных технологий.

Под его руководством защитили кандидатские диссертации два аспиранта лаборатории.

В 2003г. Нурмухамедов Г.М. прошёл курс обучения по специальности «Новые информационные технологии в образовании» в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.
В настоящее время Г.М.Нурмухамедов занимается исследованием и разработкой концептуальных аспектов в области создания и использования электронных мультимедийных учебных ресурсов в образовании. В частности, им разработан и размещен в Интернете ряд учебно-методических электронных ресурсов в форме сайтов по различным разделам школьной информатики. Также разработан и опубликован на электронном портале института сайт лаборатории информатики.
В 2009г. в издательстве "Бином" выпущен элективный курс для школьников 10 - 11 классов "Информатика для абитуриента. Теоретические основы информатики". Учебное пособие издано не только в традиционном текстовом варианте на бумажной основе, но и как электронный мультимедийный учебник нового поколения на CD-диске.

В 2012г. в соавторстве с Л.Ф.Соловьёвой в издательстве «БХВ–Петербург» выпущено мультимедийное (текст + CD-ROM) учебное пособие для подготовки к ЕГЭ «Информатика. Теоретические основы».

Сайт об истории Лаборатории обучения информатики(1984-2014 гг): http://labinfo.ioso.ru/

Награды 

За многолетнюю плодотворную деятельность Нурмухамедов Г.М. неоднократно поощрялся, награждён медалями "За доблестный труд" и "Ветеран труда", знаком "Ударник 9 пятилетки", бронзовой медалью ВДНХ.

Научные публикации

Публикации последних лет:
1. История лаборатории. Сб. 25-летие информатизации образования. М.: 2009.
2. Мультимедийный учебник нового поколения. Ж.: Информатика и образование, №10, 2009.
3. Теоретические основы информатики. Информатика для абитуриента. Элективный курс (текст + CD-диск). М.: Бином. Лаборатория базовых знаний, 2009.
4. Открытый педагогический словарь: Терминология ИСМО РАО: Лаборатория обучения информатике. М.: 2009. (сайт - http://www.wiki-edu.ru/index.php)
5. Мультимедийный учебник – универсальное педагогическое средство обучения в современном образовании. Ж.: Информатика и образование, №6, 2010.
6. Кибернетические и социально-правовые аспекты развития информационно-образовательных ресурсов. Сб. «Методические комментарии к общеобразовательному курсу информатики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта». М: УРАО ИСМО, лаборатория обучения информатике, 2010.
7. Использование мультимедийного учебника как универсального педагогического средства обучения. Учёные записки. Вып. 31. М.: ИИО РАО, 2010.
8. Простая технология разработки учебного сайта. Учёные записки. Вып. 31. М.: ИИО РАО, 2010.
9. Технологии гипермедиа преобразуют педагогические технологии. Сб. «Состояние и перспективы развития общеобразовательного курса информатики». М: УРАО ИСМО, лаборатория обучения информатике, 2011.
10. Технологии гипермедиа в образовании. Всероссийский съезд учителей информатики. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 24-26 марта 2011: Тезисы докладов. М.: Изд-во Московского университета, 2011, стр. 636.
11. Развитие педагогических технологий на основе гипермедиа. Учёные записки. Вып. 35. М.: ИИО РАО, 2011.
12. Drum boogie и мультимедийный учебник нового поколения статья. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, №1, 2011, с.71-73.
13. Информатизация школьного образования: от истоков до наших дней. Часть 1. Ж.: Информатика и образование, №10, 2011.
14. Информатизация школьного образования: от истоков до наших дней. Часть 2. Ж.: Информатика и образование, №11, 2011.
15. Проблемы и перспективы использования электронных учебных курсов. Высокие технологии, фундаментальные исследования, экономика. Том 2. СПб. Изд-во Политехнического университета, 2011, стр. 81.
16. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы. Ж.: Информатика и образование, №1, 2012.
17. Информатика. Теоретические основы. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ (текст + CD-диск). СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
18. Преобразование педагогических технологий при помощи инструментов гипермедиа. Ж.: Информатика и образование, №10, 2012.
19. Информатика и информатизация: взгляд изнутри. Сб. "Развитие общеобразовательного курса информатики в контексте современной информационной цивилизации", РАО ФГНУ "Институт содержания и методов обучения", лаборатория дидактики информатики. Карачаево-черкесский госуниверситет. Изд-во: – Карачаевск, КЧГУ, 2013. – 228 с.
20. Теоретическая модель электронного учебного курса для общеобразовательных школ. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании, 5 – 6 декабря 2013г». – Махачкала, 2013. – 126 с.
21. Электронный учебный курс – многоканальный источник знаний. Сб. «Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее». Материалы Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании, 6 – 7 февраля 2014г». Перм. Гос.нац.исслед. ун-т. – Пермь, 2014. – 282 с. (с. 193).
22. Theoretical model of electronic means of educational assignment for comprehensive school. Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific–practical conference. Part 1: Innovative Information Technologies in education, Prague – 2014, April 21-25. –M.: HSE, 2014, –472 p. (p. 309).
23. Теоретическая модель разработки гипермедийного учебного курса. Анализ, моделирование, управление, развитие экономических систем: сб. научных трудов VIII Международной школы-симпозиума АМУР-2014, Севастополь 12-21 сентября 2014 г. – Симферополь: ТНУ им. В.И.Вернадского, 2014. –372 с. (с. 269).
24. Theoretical model of the development hypermedial electronic educational course. Journal: NEWS OF SCIENCE AND EDUCATION, NR 6 (6), 2014, SHEFFIELD,S YORKSHIRE, EN.
25. Нурмухамедов Г.М. О динамике развития образовательного процесса. Ж.: Культура и образование № 3, 2016.
26. Нурмухамедов Г.М. О тенденциях развития образовательного процесса. Ж.: Информатика и образование, №8, 2016.
27. Нурмухамедов Г.М.  Development of the educational process: from bloom to the present day. International Scientific – Practical Conference «INFORMATION INNOVATIVE TECHNOLOGIES», 2017.
28. Нурмухамедов Г.М., Suvorova T. N. и др.Communication space of modern society and media-culture of the subject of education. International Conference "Education Environment for the Information Age", 2018
29. Problems of creating and implementing of electronic textbooks journal: standards and monitoring in education volume 6 № 6 , 2018

Подразделение
Лаборатория математического общего образования и информатизации